рабочий лист к уроку Получение и свойства кислорода (8 класс)


Получение кислорода и его свойства.8.
Цель: знать способы получения кислорода, его состав, свойства.
Уметь писать уравнения получения кислорода, реакций горения.
Уметь объяснять способы получения и собирания газа на основе его свойств.
Актуализация знаний
Вспомните все, что вы уже знаете о кислороде веществе и элементе. Обсудите в группе и составьте 5 предложений начинающихся словом «Кислород».
Охарактеризуйте кислород по его положению в периодической системе:
Положение в периодической системе
порядковый номер n/n
атомная масса Ar№ периода, какой период
№ группы, подгруппа (главная, побочная)
Строение атома
заряд ядра Z, протоны p+,, электроны e, нейтроны n0
внешние электроны
число слоев
распределение по слоям
Свойства простого вещества
металл-неметалл
валентность по водороду
летучее водородное соединение (для неметаллов)
Изучение нового материала
Сопоставьте следующие факты и сделайте вывод:
на долю элемента кислорода приходится 49 % массы земной коры. В своих твердых соединениях кислород связан с другими элементами. Более 1400 минералов содержат в своем составе кислород.
В воде рек, морей и океанов – 89% кислорода. Молекулы воды состоят из атомов кислорода и водорода. Три четверти Земли покрыто водой. В воде растворен кислород 3л на 100 л воды. Воздух на 1/5 состоит из кислорода. В состав сухого воздуха входит 78 % азота и 21% кислорода (по объему) и немного других газов.
Как вы считаете, из чего получают кислород в промышленных масштабах (воды, воздуха, песка)?
Лабораторный опыт: В стакан с перекисью водорода поместите немного катализатора оксида марганца (IV). Что наблюдаете? Опишите свойства выделяющегося газа (цвет, запах, агрегатное состояние, растворимость в воде, легче или тяжелее воздуха). Зажгите лучину и сбейте пламя. Тлеющую лучину внесите в стакан. Что наблюдаете? Зафиксируйте наблюдения в таблице:
ход работы наблюдения
В стакан с перекисью водорода поместите немного катализатора оксида марганца (IV).
Зажгите лучину и сбейте пламя. Тлеющую лучину внесите в стакан. Вывод: Полученный газ ___________ обладает следующими свойствами:
Подумайте, как можно собрать получающийся газ. Какие свойства при этом нужно использовать. Как доказать, что полученный газ кислород?
182943515494000

АВС
Используя учебник, назовите исходные вещества, закончите уравнения реакций лабораторного получения кислорода:
вещества уравнения
1) H2O
2) KMnO4
3) HgO
4) KClO3
5) H2O2
Прослушайте объяснение учителя. Ответьте на вопросы: С какими веществами взаимодействует кислород? Какие вещества получаются в результате? Запишите и запомните схемы реакций.
Используя полученные знания, дайте определение оксидов, используя схему:
Оксиды – это ___________ вещества, состоящие из ______ элементов, один из которых _____________.
Выберите тот ряд формул, где находятся только оксиды:
Na2O, NaOH, NaNO3, N2O, CO2;
MnO2, CuO, K2O, SO2, SO3;
ZnO, Cr2O3, HClO4, P2O5, SiO2. Объясните свой выбор. Дайте им названия.
Составьте формулы оксидов по их названиям: а) оксид алюминия, б) оксид серы(VI), в) оксид железа (III), г) оксид азота (IV), //д) оксид натрия, е) оксид меди(II), ж) оксид фосфора(V), з) оксид магния.
Составьте уравнения горения следующих веществ в кислороде: магния, кальция, кремния, водорода, силана (SiH4), метана (СН4). Составьте формулы продуктов реакций. Расставьте коэффициенты.
Укажите, в каком случае говорится о кислороде как о химическом элементе, а в каком – как о простом веществе: а) растения выделяют кислород в процессе фотосинтеза; б) рыбы дышат кислородом, растворенным в воде; в) в состав ржавчины входит кислород; г) железные изделия ржавеют в присутствии кислорода; д) для воспламенения топлива в двигателях автомашин нужен кислород; е) в состав крахмала входит кислород.
Какие из перечисленных ниже процессов основаны на физических явлениях, а какие – на химических: а) получение кислорода из пероксида водорода; б) получение кислорода из сжиженного воздуха; в) получение кислорода разложением воды электрическим током; г) собирание кислорода методом вытеснения воды?
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: KClO3 O2 P2O5 KMnO4 O2 Fe3O4
Домашняя работа: параграфы 22-24, стр.58 №8а, стр 62 №4