Рабочая программа по биологии 5 класс по программе Лапшиной В.И.

Рассмотрено "Согласовано" "Утверждаю"
на заседании МО зам. директора по УВР директор Е.Н Седакова.
протокол №_______ _________________ _____________________
"____"_______2015г "_____"_______2015г приказ № ____________
"____"______2015г


МБОУ "Пальцовская средняя общеобразовательная школа"
Рабочая программа
по биологии
Класс: 5
Учитель: Кульченкова В.А.
Год составления: 2015 год


Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011;
примерной программы основного общего образования по биологии ;
авторской программы Лапшиной В.И.
учебника Самковой, Рокотовой, А.А. «Биология» 5 класс». Учебник входит в федеральный перечень.
По учебному плану 35 ч., 1ч. в неделю
По авторской программе 35 ч., 1 ч. в неделю.
Рабочая программа по содержанию не имеет расхождений с авторской..
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начального общего образования.
Специфика курса «Биология» структурировано в соответствии с тремя основными содержательными линиями: многообразие и эволюция органического мира; уровневая организация живой природы; биологическая природа и социальная сущность человека. Даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цели и задачи курса
 познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
 систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;
 начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
 развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;
 начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают, учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний

Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
- многообразие и эволюция органического мира;
- биологическая природа и социальная сущность человека;
- уровневая организация живой природы.
Содержание структурировано в виде четырех тем: «Человек изучает живую природу», «По ступеням «Лестницы жизни», «Жизнь на Земле – явление космическое», «Человек и разнообразие жизни на Земле».
Тема «Человек изучает живую природу» включает сведения о жизни, как о величайшем чуде на планете; как человек познает мир природы; о научных методах; наблюдении и экспериментах в биологии, о биологических иллюстрациях: рисунки, фотографии, компьютерные моделях.
В теме «По ступеням «Лестницы жизни» содержатся сведения о том, что такое система; каковы особенности биологических систем, как работает система жизнеобеспечения планеты, о шести ступенях «лестницы жизни»: от биосферы к клетке, как растут и развиваются организмы?
Тема  «Жизнь на Земле – явление космическое» включает сведения о страницах истории жизни, происхождении человека, периодических явлениях в живой природе, связи космических и биологических ритмов.
В теме «Человек и разнообразие жизни на Земле» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.
.
Описание места учебного предмета курса в учебном плане
Предлагаемая примерная рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов (Д.И. Рокотова, В.А. Самкова,В.И. Лапшина, А.М. Шереметьева, В.А. Дубынин).
Учебное содержание курса биологии включает:
Биология. 35ч, 1ч в неделю (5 класс);
В 5 классе происходит формирование первичного фундамента биологических знаний. В 5 классе учащиеся узнают, чемживая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о принципиальном строении клетки, о тканях и органах живых организмов, о единствеорганизма и окружающей среды. Учащиеся знакомятся с основными уровнями организации живой природы, наиболее существенными этапами развития жизни на нашей планете, узнают о современных точках зрения на происхождение человека, определяют место человека в системе живой природы. Основные по-
ложения азбуки экологической культуры, представленные в курсе 5 класса, в дальнейшем участвуют в формировании нравственного фундамента современного гражданина нашей страны.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых - изучение природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения биологии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценности биологических методов исследования объектов живой природы, понимании сложности и противоречивости самого процессе познания как извечного стремления к истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса биологии могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические нормы и правила, самоопределиться с выбором своей будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами направлен на формирование ценностных ориентаций относительно одной из ключевых категорий нравственных ценностей – ценности Жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, включая и Человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса биологии
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
 социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
 приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
 ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
 развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
 овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
 формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально- ценностному отношению к объектам живой природы.
Требования к результатам обучения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих
Личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
 выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
 приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
 классификация определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
 объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
 различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
 сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
 выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
 овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
 знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
 анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
 знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
 соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
 освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Содержание учебного предмета курса
Введение (1 ч)
Величайшее чудо на планете.
Глава 1. Человек изучает живую природу - 8 ч.
В поиске ответов на вопросы: Как человек познает мир природы? Биология – наука для всех. Какие научные методы используют биологи? Наблюдение и эксперимент в биологии. С какой целью в биологии используется моделирование. Какое оборудование необходимо биологу? Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели.
Глава 2. По ступеням «Лестницы жизни»- 14ч.
Что такое система. Живое и неживое: каковы особенности биологических систем? Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке. Биосфера: Как работает система жизнеобеспечения планеты. Экосистемы – живая мозаика планеты. Вид – единица живого мира. Популяция – это «население». Организм, особь, индивид. «Нити жизни»: организм в окружающей среде. Как растут и развиваются организмы? Путешествие в мир клетки. Из каких тканей «сотканы» живые организмы? На границе живого и неживого:
Глава 3. Жизнь на Земле – явление космическое – 7ч.
По страницам истории жизни. Следы былых биосфер. Происхождение человека.
Человек разумный – один из миллионов видов организмов. Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы.
Глава 4. Человек и разнообразие жизни на Земле- 4 ч.
Что такое «биологическое разнообразие»? Какая среда необходима человеку? Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие? Кто отвечает за Землю?











Тематическое планирование

Содержание
Кол-во часов
Дата проведения урока



Результаты освоения учебного предмета (УУД)


Д/З
Примечания




по программе
фактически










Личностные
Метапредметные
Предметные
Учащиеся должны знать.




Введение
1








1.
Самое удивительное на планете это жизнь. Земля живая планета. Что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опы-
та от простого наблюдения.
1


Формирование любви и бережного отношение к родной природе, элементов экологической культуры, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам
Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные
умение слушать учителя и отвечать на вопросы.
Понятия: биология, биосфера, экология
§ 1



Тема 1. Человек изучает живую природу.
7+1








2.
Познание процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека - постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие процессы, благодаря которым наш организм по-
лучает информацию об окружающей среде.

1


формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам
Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
§ 2


3
Естествознание - система знаний о природе. Биология - дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы.
Связь биологии с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека.
1


Познавательный интерес к естественным наукам
Познавательные : умение работать с текстом, выделять в нем главное
Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные : умение слушать учителя и отвечать на вопросы
Естественные науки: физика, астрономия химия, география, биология
§ 3


4
Научные методы познания. Наука один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент,
моделирование. Значение описания, сравнения, измерения для получения информации.
1


Понимание значимости научного исследования природы
Познавательные : умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.
Регулятивные . умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные . умение воспринимать информацию на слух
Методы исследования: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение, сравнение, описание
§ 4


5
Наблюдение и эксперимент в биологии Выдвижение гипотез
1


Формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности, умение соблюдать дисциплину на уроке.
Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласноустановленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы
Основные понятия: методы исследования, наблюдения, эксперимент, измерения, фенология,
гипотеза
§ 5


6
Моделирование в науке важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Мо-
делирование в биологии.
1


Формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности, умение соблюдать дисциплину на уроке.
Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное,

·начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы
Основные понятия: модель, моделирование,
методы исследования, наблюдения, эксперимент, измерения, фенология
§ 6


7

Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие
биологии.
Л.Р.1"Знакомство с оборудованием для научных исследований".
1


Познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований.
Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
Основные понятия: прибор, инструмент клетка, лупа, микроскоп
§ 7


8.

Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии,
компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка.
1


познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований.
Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
Основные понятия: клетка, лупа, микроскоп
§8


9

Повторение и обобщения по теме "Человек изучает живую природу"
1


Познавательный интерес к естественным наукам
Познавательные :.умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные:.умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные:  умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками
Основные понятия клетка, лупа, микроскоп.
Методы исследования

§ 2-8



Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни»
13+1








10

Системы природные (системы живой и неживой природы) и
искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты)
систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности
системы при разрушении связей между элементами
1


Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов.
Познавательные: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.
Регуляти вные:. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Классификацию организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид.
§ 9


11
Биологические системы живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления-
изменения в биологических системах.
1


Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов
Познавательные: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. 
Регулятивные:.умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид
§ 10


12

"Лестница жизни". Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и
экосистемы, биосфера.
1


Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов
Познавательные: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. 
Регулятивные:.умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид
§11


13

Биосфера - живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ.
1


Осознание взаимосвязанности взаимозависимости всех компонентов природы
Познавательные:умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Регулятивные: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные :умение слушать учителя, высказывать свое мнение
Роль организмов разных царств живой природы в круговороте веществ
§13


14
Вид - единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки
численности видов на планете. Деление клетки
1


Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения.
Познавательные: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. 
Регулятивные:.умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные : умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид.
§14


15
Популяция совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции
1


Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения.
Познавательные:умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. 
Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид.
§15


16
Организм неделимая единица живого мира.
1


Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения.
Познавательные : умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные:  умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид.
§16


17
Единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды.
Воздействие экологических факторов.
1


формирование основ экологической культуры, соответ-
ствующей современному уровню экологического мышления,
развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-
оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях
Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные:умение слушать учителя и отвечать на вопросы, воспринимать информацию на слух


Основные понятия: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания. Экологические факторы.
§17


18
Развитие организма.

1


Формирование представлений о размножении как о свойстве живого организма, позволяющем продолжать свой род
Познавательные: освоение элементарных навыков исследовательской деятельности.
Регуятивные :умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы
.Коммуникативные : умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассникам

Размножение, способы размножения

§18


19
Продолжительность жизни - существенный признак каждого вида. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья

1


Формирование представлений о размножении как о свойстве живого организма, позволяющем продолжать свой род
Познавательные : освоение элементарных навыков исследовательской деятельности.
Регуятивне: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы
.Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассникам

Учащиеся должны знать: Основные возрастные периоды в жизни человека
С.94-95


20
Клетка наименьшая единица живого организма. Основные
части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и другие
части и органоиды клетки.
1


Формирование представлений о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов
Познавательные :овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Регулятивные :умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Учащиеся должны знать:
Клетка. Организмы: одноклеточные и многоклеточные, органические и неорганические вещества клетки, оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, хромосомы, пластиды, процессы жизнедеятельности в клетке, деление клетки, рост клетки, 

§19


21
Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей
тела человека.
1


формирование научного мировоззрения о единстве живого.
Познавательные : умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные : умение работать в составе творческих групп

Понятия:
Ткань
Виды тканей
§20


22
Вирусы особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского.
Значение вирусов в природе и жизни человека.
1


Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы.
Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные : умение работать в составе творческих групп
Бактерии безъядерные одноклеточные организмы.
§21


23
Урок обобщения знаний по теме "По ступеням "Лестницы жизни".
1


Понимание роли представителей царства Бактерии, Вирусы в природе и жизни человека
Познавательные: .умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные :умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками
Учащиеся должны знать:
- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и вирусов;
- разнообразие и распространение бактерий и вирусов ;
- роль бактерий и вирусов в природе и жизни человека.
конспект



Тема 3. Жизнь на Земле явление космическое
5+1








24
Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов.

1


формирование научного мировоззрения на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции.

Познавательные: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира результат длительного исторического развития (эволюции)
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

- палеонтология, - палеоботаника.
§22


25
Восстановление облика вымерших животных и растений.
1


формирование научного мировоззрения на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции.

Познавательные: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира результат длительного исторического развития (эволюции)
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Учащиеся должны знать:
- основные методы изучения растений;
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые;
- роль растений в биосфере и жизни человека
§23


26
Происхождение человека: три взгляда на одну проблему.
Легенды и мифы народов мира о том, как появились на Земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих точка зрения большинства
современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. "Космическая гипотеза".
1


Формирование познавательной самостоятельности и мотивации на изучение объектов природы
Познавательные: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира результат длительного исторического развития (эволюции)
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

- современные точки зрения о происхождении человека;
- место человека в системе живой природы;
- сходство и различия человека с человекообразнымыми обезьяноподобными
§24


27
Человек разумный один из миллионов видов организмов.
Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. Человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия.
1


Формирование познавательной самостоятельной мотивации на изучение объектов природы
Познавательные : умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные: умение работать в составе творческих групп
современные точки зрения о происхождении человека;
место человека в системе живой природы;
сходство и различия человека с человекообразными обезьяноподобными

§25


28
Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и
экологические
1


формирование любви и бережного
отношение к родной природе, элементов экологической культуры

Познавательные: развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.
Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные : умение слушать учителя и отвечать на вопросы
умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
- разнообразие живых организмов, - осенние явления в жизни растений
и животных.
- ритмы космические, биологические
и экологические
§26


29
Обобщение и повторение по теме"Жизнь на земле - явление космическое" .
1


формирование научного мировоззрения на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции
Познавательные :умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные .умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные . умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками
современные точки зрения о происхождении человека;
место человека в системе живой природы;
сходство и различия человека с человекообразными обезьяноподобными,
разнообразие живых организмов. осенние явления в жизни растений
и животных.
- ритмы космические, биологические
и экологические





Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле
4+1




.



30
Биологическое разнообразие (биоразнообразие) - разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие,
разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая -
Международный день биологического разнообразия. Причины
утраты биологического разнообразия.

1


Формирование научного мировоззрения сохранения биоразнообразия
Познавательные : умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные: умение работать в составе творческих групп
- природное сообщество
- биологическое разнообразие;

§27


31
Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные.
Взаимовлияние природы и человека.
1


Формирование азбуки экологической культуры
Познавательные : умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные: умение работать в составе творческих групп
Среды обитания: водная, наземно- воздушная, почвенная, организменная.
Производители, потребители, разрушители, круговорот веществ, пищевые цепи,
пищевые сети. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Природное сообщество.

§28


32
Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов.
1


Формирование представлений о последствиях воздействия человека на природу и способах ее охраны.
Познавательные : умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные : умение работать в составе творческих групп
Охрана природы.
Виды (исчезающие, редкие).
Охраняемые территории
(заповедники, заказники, национальные парки)

§29


33
Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры.
1


Формируется убеждение, что многообразие растительного мира результат длительного исторического развития (эволюции)

Познавательные : умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные : умение работать в составе творческих групп
Экологические проблемы
§30


34
Повторение и обобщение по теме "Человек и разнообразие жизни на земле"
1


Формирование убежденияения, что многообразие растительного и животного мира - результат длительного исторического развития (эволюции)

Познавательные умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Регулятивные . умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные: умение воспринимать структуру экосистем и популяций;

- среды обитания
- Экологические факторы
- Экологические проблемы



35
Итоговое повторение
1



Познавательные:умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Регулятивные . умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные : умение работать в составе творческих групп
Основные понятия курса




Итого:
35 уроков



  ОПИСАНИЕ  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно – методический комплект

1.     Учебник - Биология. Бактерии. 5 класс. Автор В.А Самкова, Д.И. Рокотова – М.: Академкнига, 2015г.
2.      Рабочая тетрадь к учебнику биология 5  класс. Автор В.А Самкова, Д.И. Рокотова. – М.: Академкнига 2015 гг.
3.       В.А Самкова, Д.И. Рокотова Метод. Пособие биология 5 класс.- М.: Академкнига, 2015.
5.     Н.Ф.Реймерс . Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение».
 
Натуральные объекты

Гербарии
Основные группы растений, Сельскохозяйственные растения.
Коллекции
Голосеменные растения, Семена и плоды
Комплекты микропрепаратов
Ботаника I
  Объёмные модели
 Строение клетки,  Стебель растения.
Наборы муляжей
Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы
Приборы
Раздаточные
Лупа ручная, Лупа препаровальная,  Микроскоп.  Посуда и принадлежности для опытов
Демонстрационные
Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ
Штатив лабораторный
Лабораторные
Набор препаровальных инструментов
Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии .
 
Демонстрационные  печатные пособия
Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения.     Портреты биологов
Дидактические материалы
Раздел «Растения" 
Мультимедийные средства обучения:
Компакт-диск "Уроки биологии"













Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 515