Рабочая программа по биологии 6 класс. (Учебник В. И. Лапшиной, Д.И. Рокотовой)





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает приведение содержания образования в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные организации должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечить возможность успешной социализации.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации вызывают определенные особенности развития современных подростков).
Помимо этого, глобальные цели формируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Также биологическое образование на ступени основного общего образования призвано обеспечить:
ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетенциями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к живой природе и человеку;
формирование экологического сознания.
• ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу и пути ее познания человеком. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения представления о живой природе формируют фундаментальную основу для поддержания здоровья человека, обеспечения его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования — повышение качества и эффективности получения и практического использования знаний. В настоящее время биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой, создать фундамент для практической деятельности учащихся и формирования их научного мировоззрения.
Рабочая программа по биологии создана на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России.Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно дает представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В данном курсе соблюдается преемственность с курсами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов, выделенных на изучение каждого раздела курса.
Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Построение учебного содержания курса осуществляется с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и т.д. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, учатся полно и точно выражать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, участвовать в дискуссиях, вступать в диалог и т.д.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предлагаемая примерная рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методичееких пособиях, созданных коллективом авторов (Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, В.И. Лапшина, А.М. Шереметьева, В.А. Дубынин).
Учебное содержание курса биологии включает:
Биология. 35/70 ч, 1/2 ч в неделю (5 класс);
Биология. 35/70 ч, 1/2 ч в неделю (6 класс);
Биология. 70 ч, 2 ч в неделю (7 класс);
Биология. 70 ч, 2 ч в неделю (8 класс);
Биология. 70 ч, 2 ч в неделю (9 класс).
Общее число учебных часов за период обучения с 5 по 9 класс составляет 280-350 ч.
Содержание биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в средней (полной) школе. Таким образом, предмет «Биология» в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Авторы предлагают линейную структуру освоения содержания. Такое построение сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.
В 5-6 классах происходит формирование первичного фундамента биологических знаний. В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о принципиальном строении клетки, о тканях и органах живых организмов, о единстве организма и окружающей среды. Учащиеся знакомятся с основными уровнями организации живой природы, наиболее существенными этапами развития жизни на нашей планете, узнают о современных точках зрения на происхождение человека, определяют место человека в системе живой природы. Основные положения азбуки экологической культуры, представленные в курсе 5 класса, в дальнейшем участвуют в формировании нравственного фундамента современного гражданина нашей страны.
В 6 классе учащиеся получают знания о разнообразии и принципиальном строении живых организмов. Они знакомятся с общей характеристикой живых организмов и их многообразием, рассматривают основные жизненные функции организмов, анализируют взаимоотношения организмов и окружающей среды. Таким образом, в 6 классе у учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп: в 7 классе — растения, грибы, бактерии, в 8 классе — животные, в 9 классе — человек. Изучение биологии в 6-8 классах рекомендуется осуществлять на примере живых организмов и экосистем конкретного региона.
В 7-8 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии грибов, растений, животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы и природопользования, сельскохозяйственного производства и медицины, биотехнологии и других отраслей народного хозяйства.
В 9 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определяется систематическое положение человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важные шаги к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране окружающей среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволяет учащимся более рационально организовать свою учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Учебный предмет «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические, умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создает условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях. В основу реализации содержания предмета положен системно-деятельный подход. Для вовлечения учащихся в разнообразную учебную деятельность и для активного получения знаний в курс включены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений и экспериментов. Это дает возможность повысить мотивацию к изучению предмета, сформировать интерес и обучить приемам самостоятельной творческой деятельности, направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, способствовать развитию любознательности. Заявленное многообразие лабораторных и практических работ, наблюдений и опытов предполагает вариативность выбора учителем конкретных работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени. Работы, отмеченные знаком *, авторы рекомендуют для обязательного выполнения. В случае отсутствия в образовательном учреждении необходимого материального обеспечения, работы могут быть проведены с использованием наглядных пособий, муляжей, фото- и видеоматериалов, цифровых образовательных ресурсов.
В программе представлены темы для организации и выполнения исследовательских и проектных работ. Описания этих работ приводятся в учебниках в разделах «Дополнительные материалы к главе».
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, поэтому содержание школьной биологии имеет прочные межпредметные связи с физикой, химией и экологией. Данное взаимопроникновение, четко прослеживается как в основном содержании курсов, так и в аппарате усвоения знаний. Материал предмета также прочно связан с такими социально-экономическими дисциплинами, как география и история. Более того, в методическом аппарате учебников присутствуют задания гуманитарного плана, основанные на знании биологического материала. Такой подход позволяет формировать единое образовательное пространство и способствует гармоничному развитию личности учащегося
Общебиологические знания, являющиеся основой биологического мировоззрения, логично включены во все разделы предмета и при переходе из класса в класс углубляются и расширяются в соответствии с возрастными особенностями школьников.
Разделы «Дополнительные материалы к главе», присутствующие во всех учебниках, расширяют и углубляют знания по каждой теме предмета. Рубрика «Хотите знать больше?» содержит сведения, не являющиеся обязательными к изучению, но повышающие мотивацию к обучению и формирующие интерес к предмету. Рубрика «Практическая работа» включает подробные описания лабораторных и практических работ, опытов и наблюдений, сезонных исследований и проектов. Рубрики «Творческие задания» и «Работа с текстом и иллюстрациями» помогают легко достигать метапредметных результатов, заявленных в стандарте. Ссылки на ресурсы Интернета значительно расширяют образовательное пространство. Наличие в учебниках разделов «Дополнительные материалы к главе» не только облегчает работу педагога и формирует интерес к предмету у учащихся, но также позволяет создавать любые индивидуальные образовательные траектории и организовывать изучение предмета на любом уровне в зависимости от особенностей коллектива учащихся, материального обеспечения класса, числа часов и т.д.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и ( предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов:
1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и своей познавательной деятельности; познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в про-
цессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
формирование первоначальных систематизированныхпредставлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
В данной рабочей программе результаты изучения предмета в основной школе в соответствии с требованиями стандарта также разделены на предметные, метапредметные и личностные. Предметные результаты указаны в конце тем, а метапредметные и личностные — в конце классов.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, РЕАЛИЗУЕМОЕ С ПОМОЩЬЮ УЧЕБНИКА «БИОЛОГИЯ. 6 КЛАСС» (35/70 ч, 1/2 ч в неделю)
Введение (1/2 ч)
Тема 1. Общая характеристика живых организмов (4/8 ч)
Основные свойства живых организмов: обмен веществ и
энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раз-
дражимость, движение, размножение.
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие
неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток.
Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые
кислоты, их роль в клетке.
Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и элек-
тронный. Клетка — элементарная единица живого. Строение и
функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. хромосомы. Безъ-
ядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной
и животной клеток.
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное веще-
ство. Типы тканей растений, их многообразие, значение, осо-
бенности строения. Типы тканей животных организмов, их стро-
ение и функции.
Понятие «орган». Системы органов. Основные системы ор-
ганов животного организма. Системы надземных и подземных
органов растений.
Демонстрация
Строение клетки. Увеличительные приборы. Ткани раститель-
ных и животных организмов.
Лабораторные и практические работы
Признаки живых организмов.
химический состав растительных организмов.
Строение растительной клетки*.
Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа
камелии.
Ткани животных организмов.
Чечевички — образования покровной ткани.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— признаки, свойственные всем живым организмам;
— что лежит в основе строения всех живых организмов;
— основные органоиды клетки, ткани растений и животных,
органы и системы органов растений и животных.
Учащиеся должны уметь:
— называть основные вещества, входящие в состав живых
организмов, и их функции;
— распознавать и показывать на таблицах основные органо-
иды клетки, растительные и животные ткани;
— сравнивать строение растительной и животной клетки;
— приводить примеры безъядерных и ядерных организмов.
Тема 2. Многообразие живых организмов (7/14 ч)
Систематика живых организмов. Систематика — наука о
многообразии и классификации организмов. Основные едини-
цы систематики растений и животных. Царства живой природы:
Бактерии, Растения, животные, Грибы. Особенности строения
клеток, способы питания и другие признаки, отличающие пред-
ставителей разных царств.
Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, рас-
пространение, питание, роль бактерий в природе и жизни чело-
века. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии, бак-
терии гниения. Болезнетворные бактерии.
Растения: споровые и семенные. Распространение растений.
Органы растений. значение растений в природе и жизни человека.
животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членисто-
ногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопи-
тающие. значение животных в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы.
значение грибов в природе и жизни человека.
Биология — наука о живых организмах. Биологические науки.
Методы изучения природы.
Демонстрация
Представители разных царств живой природы.
Лабораторные и практические работы
Определение систематической принадлежности видов расте-
ний к более крупным группам — родам, семействам, классам.
Определение систематической принадлежности представи-
телей животного мира к более крупным систематическим груп-
пам — родам, отрядам, классам, типам.
Строение бактерий на примере сенной палочки.
Разнообразие корневых систем цветковых растений.
Особенности строения цветковых и споровых растений.
Строение цветка.
Клубень — видоизмененный побег.
Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок.
Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— основные единицы систематики растений и животных;
— царства живой природы;
— отличительные признаки, свойственные представителям
разных царств;
— основные методы изучения природы.
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать систематику растений и животных;
— давать общую характеристику основных царств живой
природы;
— приводить примеры биологических наук и называть пред-
мет их изучения
.
Тема 3. Основные жизненные функции
организмов (11/22 ч)
Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воз-
душное питание растений — фотосинтез. Почвенное питание
растений. Особенности питания животных. Гетеротрофное пита-
ние. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как
сложный процесс, происходящий в пищеварительной системе.
Основные отделы пищеварительной системы. Пищеварительные
железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в
растительном и животном мире.
значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления
органических веществ и освобождения энергий. Дыхание рас-
тений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание
животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание тра-
хейное, жаберное, легочное, кожное.
Транспорт веществ в организме, его значение. Передвиже-
ние веществ в растении. Особенности строения органов рас-
тений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосуди-
сто-волокнистые пучки. Древесина, луб. Особенности переноса
веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее стро-
ение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая.
Гемолимфа. Кровь. Кровеносные сосуды и сердце.
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов.
Выведение из организма ненужных и вредных веществ. Выде-
ление у одноклеточных организмов: роль сократительных ва-
куолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских
червей, мальпигиевы сосуды насекомых, почки позвоночных жи-
вотных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместили-
ща. Листопад.
Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и
преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобра-
зование энергии у грибов и животных. холоднокровные и тепло-
кровные животные.
значение опорных систем в жизни организмов. Опорные си-
стемы растений: механические ткани. Опорные системы живот-
ных: известковая оболочка простейших (фораминифер), наруж-
ный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих). Внутренний скелет позвоноч-
ных животных: хрящевая и костная ткани. Позвоночник — опора
и защита всего организма.
Движение как важнейшая особенность живых организмов.
значение двигательной активности. Механизмы, обеспечиваю-
щие движение живых организмов. Движение бактерий и одно-
клеточных организмов: жгутики, реснички, ложноножки. Движе-
ние многоклеточных животных: плавание, реактивный способ
движения, полет (крылья), ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение
у растений.
Биологическое значение размножения. Виды размножения.
Бесполое размножение животных (деление простейших, почко-вание гидры). Бесполое размножение растений. Половое раз-
множение организмов. Особенности полового размножения жи-
вотных. Органы размножения. Половые клетки: сперматозоиды
и яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение расте-
ний. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворе-
ние. Образование плодов и семян.
Рост и развитие живых организмов — важные признаки жиз-
ни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани.
Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Прямое
и непрямое развитие.
Организм как единое целое. Растение — целостный орга-
низм. животное — целостный организм. Взаимосвязь клеток,
тканей и органов в организме. жизнедеятельность организма
и ее связь с окружающей средой.
Демонстрация
Изображения органов растений и систем органов животных.
Скелеты млекопитающих. Раковины моллюсков. Коллекции на-
секомых.
Лабораторные и практические работы
Питание комнатных растений.
Изучение роли воздуха в прорастании семян.
чечевички и их роль в дыхании растений.
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Передвижение растворов органических веществ по стеблю.
Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях.
Дыхание семян как доказательство обмена веществ.
Передвижение дождевого червя.
Вегетативное размножение растений.
Искусственное опыление сенполии (узамбарской фиалки).
Образование и рост корней.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— суть основных процессов жизнедеятельности раститель-
ных и животных организмов;
— органы и системы, составляющие организмы растений
и животных.
Учащиеся должны уметь:
— определять и показывать на таблице органы и системы,
составляющие организмы растений и животных;
— объяснять сущность основных процессов жизнедеятель-
ности организмов;
— обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности
между собой;
— сравнивать процессы жизнедеятельности различных орга-
низмов;
— наблюдать за биологическими процессами, описывать их,
делать выводы;
— фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, та-
блиц;
— соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
Тема 4. Организмы и окружающая среда (5/10 ч)
Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиоти-
ческих факторов — факторов неживой природы (температуры,влажности, света и др.) на живые организмы. Биотические фак-
торы. Взаимосвязи живых организмов. Среды обитания: назем-
но-воздушная, водная, почвенная, организменная.
Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи вприродном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тай-
га, луг, степь, болото. Устойчивое природное сообщество. Эко-
система и ее структура. Ярусность распределения обитателей
экосистемы. Смена природных сообществ. Естественные и ис-
кусственные причины смены природных сообществ.
Значение живых организмов в природе. Человек и живые
организмы. Взаимосвязь людей и других живых существ. Охра-
на живых организмов и природных сообществ. Красные книги.
Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, нацио-
нальные парки, ботанические сады.
Демонстрация
Коллекции, иллюстрирующие взаимосвязи живых организ-
мов. Модели экологических систем. Наглядные пособия, иллю-
стрирующие разные типы природных сообществ. Изображения
растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— влияние основных абиотических факторов на жизнедея-
тельность организмов;
— основные среды обитания живых организмов;
— основные типы природных сообществ;
— почему необходимо охранять местообитания животных
и растений.
Учащиеся должны уметь:
— приводить примеры влияния абиотических факторов наживые организмы;
— объяснять значение ярусности экосистем;
— называть природные сообщества, типичные для родного
края;
— приводить примеры значения живых организмов в приро-
де и жизни человека;
— приводить примеры растений и животных родного края,
занесенных в Красную книгу.
Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
— организовывать свою учебную деятельность;
— планировать свою деятельность под руководством учите-
ля (родителей);
— составлять план работы;
— участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
— выполнять лабораторные и практические работы под руко-
водством учителя;
— осуществлять поиск дополнительной информации на бу-
мажных и электронных носителях;
— работать с текстом параграфа и его компонентами;
— составлять план ответа;
— составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные
смысловые части, делать подзаголовки;
— работать с биологическими объектами, узнавать изучае-
мые объекты на наглядных пособиях, в природе;
— оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одно-
классников.
Личностные результаты
— Соблюдение правил поведения в природе;
— осознание ценности живых организмов и необходимости
бережного отношения к окружающей среде;
— развитие эстетического восприятия живой природы;
— формирование ответственного отношения к учению, труду;
— формирование познавательного интереса к изучению
предмета;
— развитие навыков обучения;
— формирование социальных норм и навыков поведения вклассе, школе, дома и др., уважительного отношения к старшим
и младшим товарищам;
— формирование доброжелательного отношения к мнению
другого человека, умения слушать и слышать другое мнение;
— формирование коммуникативной компетентности в обще-
нии и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторон-
ними людьми в процессе учебной, общественной и другой де-
ятельности.
Резервное время — 7/14 ч.
Тематическое планирование
6 класс, 1 час в неделю, всего 35 часов;
по В. И. Лапшиной, Д. И. Рокотовой «Биология. 6 класс»-
М.:Академкнига, 2015
(Примерная рабочая программа по учебному предмету биология 5–9 классы.Учебно-методическое пособие: Лапшина Вера Ивановна, Рокотова Дарья Ильинична, Самкова Виктория Анатольевна, Шереметьева Анастасия Максимовна, М.:Академкнига/учебник, 2015)

уро-кап/п
Тема урока Количество часов Основные виды деятельности обучающихсяДата
по
плану Дата
по
факту
1 Введение. С.3-5 1 Знакомятся со структурой учебника, актуализируют понимание биологии и ТБ. Тема 1. Общая характеристика живых организмов (4 ч) Определяют понятия, форми-
руемые в ходе изучения темы.
Выделяют основные признаки
живого, называют основные от-
личия живого от неживого. назы-
вают основные группы веществ,
входящих в состав клетки. Срав-
нивают химический состав тел
живой и неживой природы. Объ-
ясняют роль органических и не-
органических веществ в жизни
живых организмов. Выделяют
основные признаки строения
клетки. называют основные ор-
ганоиды клетки и описывают их
функции. Различают на таблицах
и микропрепаратах органоиды
клетки. Сравнивают строение
клеток растений и животных,
ядерных и безъядерных орга-
низмов.
Распознают основные типы тка-
ней растений и животных. Уста-
навливают связь между строени-
ем и функциями клеток тканей.
характеризуют основные функции
тканей. Описывают и сравнивают
строение различных групп тка-
ней. называют основные системы
органов животных. Сравнивают
системы надземных и подземных
органов растений.
Работают с текстом и иллюстра-
циями учебника.
Выполняют лабораторные, прак-
тические и исследовательские
работы по изучаемой теме.
Знакомятся с дополнительным
материалом. Выполняют практи-
ческие и творческие задания. Ра-
ботают с текстами и дополнитель-
ным иллюстративным материалом 2
Чем живое отличается от неживого. § 1
Практическая работа №1 «Признаки живых организмов» 1
3 Химический состав живых организмов § 2
Практическая работа №2
«Химический состав живых организмов» 1
4 Клетка – основа жизни. § 3
Практическая работа № 3
«Строение растительной клетки» 1
5 Ткани. Органы. Системы органов. § 4
Практическая работа №4 «Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии»
Практическая работа № 5
«Ткани животных организмов»
Практическая работа № 6
«Чечевички – образования покровной ткани»
1 Тема 2 Многообразие живых организмов (7ч) Называют основные царства жи-
вой природы и единицы систе-
матики растений и животных.
Дают общую характеристику ос-
новных царств живой природы.
Разбирают отличительные при-
знаки, свойственные представи-
телям разных царств. Приводят
примеры биологических наук и
называют предмет их изучения.
характеризуют основные методы
изучения природы.
Работают с текстом и иллюстра-
циями учебника.
Выполняют лабораторные, прак-
тические и исследовательские
работы по изучаемой теме

Знакомятся с дополнительным
материалом. Выполняют практи-
ческие и творческие задания. Ра-
ботают с текстами и дополнитель-
ным иллюстративным материалом
6 Систематика живых организмов. § 5
Практическая работа № 7
«Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам – родам, семействам, классам»
1 7 Основные царства живой природы. § 6
Практическая работа № 8
«Определение систематической принадлежности представителей животного мира к более крупным группам – родам, отрядам, классам, типам» 1 8 Бактерии. § 7
Практическая работа № 9
«Строение бактерий на примере сенной палочки»»
1 9 Растения. § 8
Практическая работа № 10
«Разнообразие корневых систем цветковых растений»
Практическая работа № 11
«Особенности строения цветковых и споровых растений»
Практическая работа № 12
«Строение цветка»
Практическая работа № 13
«Клубень – видоизмененный побег»
1 10 Животные. § 9
Практическая работа № 14
«Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок»
Практическая работа № 15
«Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака»
1 11 Грибы. § 10 1 12 Биология – наука о живых организмах. § 11 1 Тема 3. Основные жизненные функции организмов (11ч) Определяют понятия «питание»,
«пищеварение». Особенности пи-
тания растений. Раскрывают сущ-
ность воздушного и почвенного
питания растений. Обосновыва-
ют биологическую роль зеленых
растений в природе. Определяют
тип питания животных. характе-
ризуют основные отделы пище-
варительной системы животных.
знакомятся с ролью ферментов
в процессе пищеварения. Узнают,
как питаются паразитические ор-
ганизмы. Определяют сущность
процесса дыхания. Сравнивают
процессы фотосинтеза и дыха-
ния. называют структуры расте-
ний, участвующие в процессе ды-
хания. Описывают и сравнивают
органы дыхания разных предста-
вителей животного мира. харак-
теризуют типы дыхания у живот-
ных. Приводят примеры животных
и называют их тип дыхания.
Определяют значение транспор-
та веществ в живом организме.
называют и описывают транс-
портные (проводящие) системы
растений и животных. называют
части проводящей системы рас-
тений. Раскрывают роль крове-
носной системы у животных орга-
низмов. Сравнивают незамкнутую
и замкнутую кровеносные систе-
мы. Определяют особенности
значения кровеносной системы
сухопутных членистоногих. харак-
теризуют процесс кровообраще-
ния у позвоночных. Определяют
роль сердца в передвижении ве-
ществ в организме. Устанавли-
вают взаимосвязь кровеносной и
дыхательной систем. Отмечают
существенные признаки процес-
са выделения. Выявляют осо-
бенности выделения у растений.
Определяют значение выделения
в жизни живых организмов. При-
водят примеры выделительных
систем животных. характеризуют
особенности выделения у рас-
тений и грибов. Обсуждают зна-
чение листопада в растительном
мире. Устанавливают взаимос-
вязь между системами органов
организма в процессе обмена
веществ. Обсуждают особенно-
сти обмена веществ и преобразо-
вания энергии у представителей
разных царств. Сравнивают хо-
лоднокровных и теплокровных жи-
вотных. Приводят доказательства
того, что обмен веществ — важ-
нейший признак живого. характе-
ризуют строение опорных систем
растений и животных. Объясняют
значение опорных систем для жи-
вых организмов.
Выявляют признаки опорных
систем, указывающие на взаи-
мосвязь их строения с выполня-
емыми функциями. называют и
характеризуют способы движе-
ния животных. Приводят приме-
ры. Объясняют роль движения в
жизни живых организмов. Срав-
нивают способы движения между
собой. Устанавливают взаимос-
вязь между средой обитания и
способами передвижения орга-
низма. Приводят доказательства
наличия двигательной активно-
сти у растений. характеризуют
роль размножения в жизни жи-
вых организмов. Выявляют осо-
бенности бесполого и полового
размножения. Определяют пре-
имущества полового размноже-
ния перед бесполым. Описывают
особенности полового размноже-
ния покрытосеменных растений.
Описывают особенности роста
и развития растения. характе-
ризуют этапы индивидуального
развития растений. Раскрывают
особенности развития животных.
Сравнивают прямое и непрямое
развитие животных. Проводят на-
блюдения за ростом и развитием
организмов. называют едини-
цы строения живых организмов
(клетки, ткани, органы). Опреде-
ляют и показывают на рисунках
органы и системы, составляющие
организмы растений и животных.
Сравнивают процессы жизнедея-
тельности различных организмов.
Объясняют сущность основных
процессов жизнедеятельности
организмов.
Работают с текстом и иллюстра-
циями учебника.
Выполняют лабораторные, прак-
тические и исследовательские
работы по изучаемой теме.
Знакомятся с дополнительным
материалом. Выполняют практи-
ческие и творческие задания. Ра-
ботают с текстами и дополнитель-
ным иллюстративным материалом
13 Питание и пищеварение. § 12
Практическая работа № 16
«Питание комнатных растений»
1 14 Дыхание. § 13
Практическая работа № 17
«Изучение роли воздуха в прорастании семян»
Практическая работа № 18
«Чечевички и их роль в дыхании растений»
1 15 Транспорт веществ. § 14
Практическая работа № 19
«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»
Практическая работа № 20
«Передвижение растворов органических веществ по стеблю»
1 16 Выделение. § 15
Практическая работа № 21
«Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях»
1 17 Обмен веществ и преобразование энергии. § 16
Практическая работа № 22
«Дыхание семян как доказательство обмена веществ» 1 18 Скелет – опора организмов.
§ 17 1 19 Движение. § 18
Практическая работа № 23 «Передвижение дождевого червя»
1 20 Размножение (бесполое) § 19
Практическая работа № 24
«Вегетативное размножение растений»
1 21 Размножение (половое) § 20
Практическая работа № 25
«Искусственное опыление сенполии»
1 22 Рост и развитие организмов.
§ 21
Практическая работа № 26
«Образование и рост корней»
1 23 Организм как единое целое.
§ 22 1 Тема 4. Организмы и окружающая среда (5 ч) Называют основные экологические
факторы. Приводят примеры влия-
ния абиотических факторов на жи-
вые организмы. характеризуют и
сравнивают основные среды оби-
тания, а также называют виды рас-
тений и животных, населяющих их.
Приводят примеры приспособлен-
ности организмов к своей среде
обитания. называют основные
типы природных сообществ. При-
водят примеры природных сооб-
ществ, типичных для родного края.
Объясняют роль живых организмов
в природе и жизни человека. Объ-
ясняют необходимость сохранения
среды обитания для охраны редких
и исчезающих биологических объ-
ектов. Приводят примеры расте-
ний и животных родного края, за-
несенных в Красную книгу.
Работают с текстом и иллюстра-
циями учебника.
Выполняют лабораторные, прак-
тические и исследовательские
работы по изучаемой теме.
Знакомятся с дополнительным
материалом. Выполняют практи-
ческие и творческие задания. Ра-
ботают с текстами и дополнитель-
ным иллюстративным материалом 24 Среда обитания. Экологические факторы. § 23
Практическая работа № 27
«Влияние света на жизнедеятельность комнатных растений»
1 25 Природные сообщества. §24
Практическая работа № 28
«Природные сообщества»
1 26 Значение живых организмов в природе. § 25 1 27 Человек и живые организмы.
§ 26 1 28 Охрана живых организмов и природных сообществ. § 27 1 Резервное время (7 ч) 29 Резервное время 1 30 Резервное время 1 31 Резервное время 1 32 Резервное время 1 33 Резервное время 1 34 Резервное время 1 35 Резервное время 1 Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса:
Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает использование УМК (учебно – методического комплекта) по биологии с 5 по 9 класс:
Лапшина В. И., Рокотова Д. И. Биология. 6 класс: учебник
Лапшина В. И.,, Рокотова Д. И. Биология. 6 класс: рабочая тетрадь
Лапшина В. И. Биология. 6 класс: методическое пособие
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Темы проектных и исследовательских работ для 6 класса.
Темы проектных и исследовательских
работ для 6 класса
1. Организация «живого уголка» в классной комнате (выясне-ние необходимых условий, ограничений, выбор животных и рас-
тений, распределение обязанностей по уходу за ними и т.д.).2. Создание рекомендаций по содержанию и разведению
в классном «живом уголке» конкретных животных (морских сви-нок, попугайчиков, шпорцевых лягушек и т.д.) по результатам
собственного опыта.
3. Подготовка и проведение экскурсий по «живому уголку»
для младших школьников.
4. Организация аквариума с обитателями пруда (растения и животные, особые условия, ограничения).
5. Сравнительное исследование требований к температурно-
му режиму при содержании в неволе теплокровных и холодно-
кровных животных.
6. Выявление взаимосвязи между местонахождением источ-
ника солнечного света и направлением роста всходов растений.
7. Изучение влияния света на жизнедеятельность комнатных
растений.
8. Выявление особенностей питания разных животных
(на примере домашних животных или обитателей живого уголка в школе).
9. Исследование «Кто живет в почве?»
10. Практико ориентированные проекты по охране окружаю-
щей среды: «Как отдохнуть в лесу (на лугу, около реки) и не на-
вредить природе», «Моя помощь зимующим птицам», «Природ-
ное сообщество родного края» и др.