Рабочая программа по литературному чтению программа Школа 2100

Литературное чтение
Рабочая программа по литературному чтению является составной частью Образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 3.
Программа обеспечит формирмирование общеучебных навыков чтения и умения работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Цели:
– формирование читательской компетенции младшего школьника, осознание себя, как грамотного читателя способного к использованию читательской деятельности как средство самообразования.
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно – познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Рабочая программа ориентирована на использование линии учебников УМК «Школа 2100» по литературному чтению под редакцией:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Литературное чтение» («Капельки солнца»). Учебник для 1-го класса – М.: Баласс, 2014.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Литературное чтение» («Маленькая дверь в большой мир»). Учебник для 2-ого класса в 2-х частях. – М.: Баласс, 2014.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Литературное чтение» («В одном счастливом детстве»). Учебник для 3-ого класса в 2-х частях. – М.: Баласс, 2014.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Литературное чтение» («В океане света»). Учебник для 4-ого класса в 2-х частях. – М.: Баласс, 2014.
Рабочие тетради: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению. 1, 2, 3, 4 класс. – М.: Баласс, 2014.
В процессе изучения предмета также обеспечиваются условия для достижения планируемых результатов обучающимися с ОВЗ и инвалидами.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Реализация рабочей программы направлена на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учебного предмета «Литературное чтение».
.
Личностными результатами
изучения курса «Литературное чтение» является формирование
следующих умений и качеств:
1 – 2 класс
3 - 4 класс

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.


Метапредметными результатами
изучения курса «Литературное чтение» являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

1 – 2 класс
3 – 4 класс

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану.
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

1 - 2 класс
3 – 4 класс

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
вычитывать все виды текстовой информации: актуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать ин-формацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;


находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;


преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;



Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.



Коммуникативные УУД:

1 - 2 класс
3 - 4 класс

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста
выразительно читать и пересказывать текст;
слушать и понимать речь других;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами
изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
(программный минимум)
(1–4-й классы)
Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»

– овладение функциональной грамотностью;
– овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста;
– овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи
– определение своего эмоционально - оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение
– приобщение к литературе как к искусству слова;
– приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях

1 – й класс

осмысленно, правильно читать целыми словами;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
заучивать наизусть небольшие стихотворения

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений

различать рассказы и стихотворения

2 – й класс

воспринимать на слух тексты в исполнении учи-теля, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану
размышлять о характере и поступках героя;

высказывать своё отношение к прочитанному (что почувствовал, о чём захотелось подумать), своего понимания авторского замысла (о чём думал, что чувствовал автор);
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка;
различать народную и литературную (авторскую) сказку;
находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений

3 – й класс

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
делить текст на части, составлять простой план;
самостоятельно формулировать главную мысль текста;
находить в тексте материал для характеристики героя;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять рассказ, характеристику героя;
устные и письменные описания
по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)
относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений

4 – й класс

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
самостоятельно находить ключевые слова;
самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
вычитывать разные уровни текстовой информации:
фактуальной, подтекстовой,
концептуальной;
формулировать основную мысль текста;
составлять простой и сложный план текста;
писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой
аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других
самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

видеть языковые средства, использованные автором


В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется как умения:
осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение чтения для формирования общей культуры человека, формирование личностных качеств и социальных ценностей;
понимать значение литературы, как средства ознакомления с общечеловеческими ценностями;
работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);
применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя; пересказывать текст;
осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
работать со справочно-энциклопедическими изданиями.

Контроль и оценка планируемых результатов освоения обучающимися учебного предмета.
Оценка достижения планируемых результатов реализуется путем оценки предметных, метапредметных результатов.
Промежуточная аттестация проводится во 2-4 класса в соответствии с локальным актом, в форме комплексной работы по проверке читательских умений. Сроки промежуточной аттестации определены календарным учебным графиком работы школы, утверждённым приказом директора.
Формы работы: групповые, индивидуальные, работа в парах.
Виды контроля: входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: проверочные работы, проверка техники чтения, читательских навыков, устный опрос, проекты.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научнопознавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книгапроизведение, книгасборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Типы уроков построены в соответствии системно - деятельностного подхода: урок «открытия» нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
ИКТ
обучение в сотрудничестве
исследовательские методы обучения
метод проектов
здоровьесберегающие технологии
игровые методы обучения

Педагогические технологии, используемые при обучении детей с ОВЗ, детей-инвалидов:
обучение в сотрудничестве;
индивидуальный и дифференцированный подход к обучению
здоровьесберегающие технологии
применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий посредством автоматизированной информационной системы "Сетевой город. Образование"
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков литературного чтения в 1-м классе по учебнику «Капельки солнца»
(32 часа – 4 часа в неделю)
Ч – самостоятельное чтение детей, С – слушание (чтение учителем), Д – домашнее чтение

№ п/п
Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения
Кол-во часов
Основные виды
учебной деятельности учащихся:

Раздел 1. «Попрыгать, поиграть»
8
Аудирование (слушание) Воспринимать на слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции.
Чтение
Читать вслух слова, предложения; плавно читать целыми словами, постепенно увеличивать скорость чтения. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.
Декламировать стихотворение.
Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному. Предполагать содержание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам. Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.
Пересказывать текст художественного произведения (подробно).

Культура речевого общения Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

1
Знакомство с новым учебником по литературному чтению «Капельки солнца».
Первый урок вежливости
Ч, С
1


2
Любимые игрушки. (А. Барто «Я выросла», Я. Аким «Мой конь», Саша Чёрный
«Про девочку, которая нашла своего Мишку»)
Ч
1


3
Настоящие друзья детства. (В. Драгунский «Друг детства»)
С
1


Д
В. Берестов «Про машину», А. Барто «Кукла», «С утра на лужайку», С. Маршак
«Цирк шапито», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», Г. Остер «Вредные советы», А. Барто «Малыши...», И. Демьянов «Скакалочка». Второй урок веж- ливости.




4
Играть – это увлекательно! (Е. Чарушин «Никита-охотник»)
Ч
1


5
Игры в слова. (Г. Остер «Вредные советы», Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть...», А. Барто «Игра в слова», И. Токмакова «Плим», «Динь-дон», С. Маршак «Вот маленький плюшевый слон»)
Ч, С
1


Д
Э. Успенский «Удивительное дело», Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) Как нужно играть. Третий урок вежливости




6
Почему Незнайка не стал поэтом? (Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок)
Ч
1


7
Как найти настоящих друзей? (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок) Обобщение материала раздела 1 учебника. Проверочная работа № 1
Ч
1


8
Развитие речи. Устные рассказы детей о своих игрушках. Внеклассное чтение
по теме раздела.
Ч, С
1



Раздел 2. «Наш дом»

6


9
Что можно увидеть в обычном дворе. (Г. Цыферов «Что у нас во дворе?»)
Ч
1


10
О младших сестрёнках и братишках. (В. Драгунский «Сестра моя Ксения», А. Барто «Две сестры глядят на братца», Я. Аким «Мой брат Миша»)
Ч, С
1


11
О детях и их родителях. (А. Барто «Разлука», «Одиночество», Г. Граубин «Окно»
и Э. Мошковская «Трудный путь»)
Ч, С
1


12
Конкурс на лучшее чтение стихотворений. Четвертый урок вежливости.
(Г. Остер «Вредные советы», стихи И. Демьянова)
Ч, С
1




Д
М. Коршунов «Дом в Черёмушках» (отрывок), Б. Заходер «Два и три», М. Зощенко «Глупая история»


Создавать (устно) небольшой рассказ по картинке.

Творческая деятельность Читать по ролям текст, используя нужную интонацию, темп и тон речи. Иллюстрировать прочитанное произведение
или план.

13
Стихи В. Бирюкова, О. Григорьева. Повторение по разделу 2.
Проверочная работа № 2
Ч
1


14
Развитие речи. Подробный пересказ с опорой на план и ключевые слова.
Внеклассное чтение по теме раздела 2

1


Раздел 3. «Ребятам о зверятах» 9ч

15–16
Очень разные животные. (Б. Заходер «Мохнатая азбука».) Разные азбуки
Ч
2


Д
М. Пришвин «Медведь»




17
Весёлые и грустные стихи о животных. (Г. Граубин «У ручья» и «Беспокойные мыши», Саша Черный «Слоник, слоник...».) Пятый урок вежливости
Ч, С
1


18
Какие сны снятся щенкам? (Е. Чарушин «Томкины сны»)
Ч
1


Д
С. Михалков «Щенок»




19
Отношения человека и собаки. (Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина»)
Ч
1


20
«Любитель» живой природы. (М. Коршунов «Рисунок с натуры»)










С
1


Д
М. Коршунов «Дом в Черемушках» (отрывок)




21
Стихи о кошках и котятах. (Д. Хармс «Удивительная кошка», И. Токмакова
«Котята»)
Ч
1


22
Выдуманные и невыдуманные истории о животных и людях. (Ю. Мориц«Ворона», В. Вересаев «Братишка».) Шестой урок вежливости «Как содер- жать домашних животных»



С
1


23
Развитие речи. Выразительное чтение любимых стихотворений, отрывков прозы. Повторение по разделу 3. Проверочная работа № 3
Ч, С
1




Раздел 4. «Маленькие открытия»
9


24
Маленькие открытия поэтов в стихах об осени. (Г. Граубин «Сон» и «Шишкопад», В. Бирюков «Сентябрь», Т. Золотухина «Лужи-зеваки»)
Ч
1


25
Волшебная осень. (В. Песков «Листья падают с кленов», И. Токмакова «Туман»,
«Осень»)
С, Ч
1


26
Каким увидел ноябрь писатель Николай Сладков. (Н. Сладков «Почему ноябрь пегий?»)
Ч
1


27
Звуки и краски зимы. (Е. Благинина «Улетают, улетели...», Т. Золотухина
«Метель», И. Токмакова «Медведь»)
Ч
1


Д
Н. Сладков «Песенки подо льдом», И. Токмакова «Куда в машинах снег везут»




28
Как нарисовать словами весну. (Н. Сладков «Шапки долой!», И. Токмакова
«Весна»)
Ч
1


Д
Н. Сладков «Бегство цветов», Г. Новицкая «Зонтик», С. Маршак «Дождь», А. Чутковская «Ночью дождь...»




29
Удивительные цветы. (К. Паустовский «Приточная трава»)
С
1


30
Маленькие открытия писателя М. Пришвина (рассказ «Берестяная трубочка»)
Ч
1


Д
А. Александров «Лесные шорохи», Г. Скребицкий «Лесной голосок»




31
«Эту чудную картину я увидел из окна...». (Ю. Мориц «Что над чем».)
Проверочная работа № 4
Ч
1


32
Заключительный урок по учебнику «Капельки солнца». Развитие речи. Самостоятельно подготовленное выразительное чтение любимых произведений (стихов, прозы).

1



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков литературного чтения во 2-м классе по учебнику «Маленькая дверь в большой мир»
(136 часов – 4 часа в неделю)

№ п/п

Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения
Основные виды
учебной деятельности учащихся:


Раздел I. «Там, на неведомых дорожках...» (24 ч)

Аудирование (слушание)
Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.
Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр – рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.
Чтение
Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы.

1

Вводный урок. Приглашение в большой мир литературы. (Знакомство с новым учебником. Б. Заходер. «Моя Вообразилия», «Сказочка») Т*


2
Внеклассное чтение. Книги, прочитанные летом


3
Введение в раздел. Мир сказок нашего детства. М. Цветаева «В субботу»


4
Русские народные сказки. Сказка «Царь-девица» Т


5
Народная сказка «Царь-девица». «Законы» волшебной сказки Т


6
Как сказки сказываются Т


7
«Народная» сказка П. Ершова «Конёк-Горбунок» Т


8
Сказочный мир Петра Ершова (сказка «Конёк-Горбунок») Т


9
Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок» Т


10
«Добрым молодцам урок» (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») Т


11
Герои «Сказки о рыбаке и рыбке» Т


12
Авторская сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»


13
Авторская сказка Владимира Одоевского «Мороз Иванович» Т


14
«Какова работа, такова награда» (В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»)


15
От сказки народной к сказке авторской (сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»)


16
Как сказы сказываются (Павел Бажов «Серебряное Копытце») Т
Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.
Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора.
Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст. Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части.
Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации.
Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов.

17
Чему учат сказы и сказки (П. Бажов «Серебряное Копытце») Т


18
Сказка литовского народа «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»


19
Добро побеждает зло (сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса») Т


20
«Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» – это сказка


21
Всех скороговорок не перескороговоришь Т


22
Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1 Т


23
Внеклассное чтение. Мир волшебных сказок


Раздел II. «Сказочные человечки» (27 ч)


24
Введение в раздел. В стране Вообразилии (голландская народная песенка «Морская прогулка»)


25
Знакомство с Муми-семейством (Т. Янссон «Шляпа Волшебника». Вступление. 1-я часть) Т


26
Тайны шляпы Волшебника (Т. Янссон «Шляпа Волшебника». 2-я часть)


27
Сказочная повесть Т. Янссон «Шляпа Волшебника» (3–4-я части)


28
Герои сказки Т. Янссон «Шляпа Волшебника» Т


29
Опасное путешествие Бильбо (Дж. Р.Р. Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи» ч. 1 и 2) Т


30
Путешествие продолжается (Глава «Пауки и мухи» ч. 3 и 4) Т


31
Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс (5–6-я части главы «Пауки и мухи») Т


32
Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс (7–8-я части главы «Пауки и мухи») Т


33
Авторская сказочная повесть Дж. Р.Р. Толкина «Хоббит» Т


34
Смешная история (А. Милн «Винни-Пух», глава 3)


35
Характеры героев сказки А. Милна «Винни-Пух (глава 3) Т


36
Главный герой повести А. Милна «Винни-Пух»


37
Песенки сказочных человечков


38
Уроки Мальвины (А.Н. Толстой «Приключения Буратино». Глава «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино»)
Культура речевого общения. Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
Формулировать вопросительные предложения. Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану.

Творческая деятельность. Инсценировать художественного произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации.
Иллюстрировать художественное произведение. Сочинять сказку, загадку, считалку.

39
Друзья и враги Буратино (глава «Буратино первый раз в жизни приходит в отчаяние, но все кончается благополучно») Т


40
Два мира в сказке А. Толстого «Приключения Буратино» Т


41
Повесть-сказка А. Толстого «Приключения Буратино» Т


42
Сказочный герой Чиполлино и его семья. (Дж. Родари «Приключения Чиполлино») Т


43
Чиполлино приходит на помощь (Дж. Родари «Приключения Чиполлино») Т


44
Чиполлино – настоящий герой (Дж. Родари «Приключения Чиполлино») Т


45
Фантазии Астрид Линдгрен («Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». Части 1–2)


46
Кто же такой Карлсон? (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон...» Часть 3-я)


47
Карлсон – воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон...» (Часть 4-я) Т


48
Обобщение по разделу. Проверочная работа № 2 Т


49
Сочинение-рассказ о сказочном человечке Т


50
Внеклассное чтение. Любимые герои – сказочные человечки


Раздел III. «Сказочные богатыри» (13 ч)


51
Введение в раздел. Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»


52
Былина как фольклорный жанр


53
Богатырская «Сказка про Илью Муромца» Т


54
Илья Муромец – богатырь земли Русской Т


55
Илья Муромец – любимый народный богатырь. (Отрывок из былины «Илья Муромец и
Святогор»)


56
Сравнение богатырской сказки и былины Т


57
58
Чем силён человек? (Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв») Т


58
Богатырская сказка киргизского народа «Дыйканбай и дэв» Т


59
Кому счастье помогает? (Дагестанская сказка «Богатырь Назнай») Т


60
«Богатырь» Назнай


61
Повторение по теме «Былины и богатырские сказки»


62
Мечты о смелых и отважных. Стихотворение Н. Матвеевой «Пираты». Проверочная рабо- та № 3 Т


63
Внеклассное чтение. Преданья старины глубокой (сценарий урока внеклассного чтения)


Раздел IV. «Сказка мудростью богата» (20 ч)


64
Введение в раздел. Стихотворение Л. Эрадзе «Что мне всего дороже?»


65
Как мудрость в жизни помогает (Татарская сказка «Мудрый старик») Т


66
Чему учит бытовая сказка (Татарская сказка «Мудрый старик») Т


67
Киргизская сказка о мудрых людях («Мудрая девушка»)


68
Герои киргизской сказки «Мудрая девушка» Т


69
Русская сказка о мудрых людях («Мудрая дева»)


70
Мудрость ценят все народы. Русская сказка «Мудрая дева» Т


71
К чему приводит жадность (Долганская сказка «Как появились разные народы») Т


72
Где правда, там и счастье (Корейская сказка «Честный мальчик») Т


73
Что высмеивают сказки? Японская сказка «Настоятель и служка» (1-я)


74
Что высмеивают сказки? Сатирическая японская сказка «Настоятель и служка» (2-я)


75
Сказки о глупости. Русская сатирическая сказка «Три калача и одна баранка»


76
«Сказка о глупости» И. Франко


77
«Сказка – ложь, да в ней намёк...» (И. Франко «Сказка о глупости») Т


78
Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки Т


79
Мудростью богаты. Русские народные загадки Т


80
Как придумать загадку? Литературные загадки


81
Обобщающий урок по разделу IV. Проверочная работа № 4 Т


82
Зачем поют колыбельные песни Т


83
Внеклассное чтение. Какие вопросы задают сказки?


Раздел V. «Сказка – ложь, да в ней намек...» (21 ч)


84
Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»


85
Мудрые сказки о животных. (Русская сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Ёж и заяц»)


86
Кто сильнее? (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки»)


87
Как ум и хитрость силу побеждают. (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки») Т


88
Чего стоит ум? (Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы»)


89
Чем силён Симба? (Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы») Т


90
Какие бывают развлечения? (Сказка афроамериканцев «Как братец Кролик заставил брат- ца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»)


91
Сказки дядюшки Римуса (сказка «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну») Т


92
Братец Кролик – главный герой сказки «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца
Волка и братца Медведя ловить луну»


93
Любимые герои сказок


94
Какие вопросы задают сказки? (Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух лису обманул») Т


95
Современные сказки о животных. (Александр Курляндский «Ну, погоди!»)


96
Как создаются мульфильмы. (Сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!»)


97
Разные стихи о животных. (Генрих Сапгир «Песня». Л. Квитко «Смелые воробьи»)


98
Разные стихи о животных. (Л. Квитко «Весёлый жук». Ю. Мориц «Резиновый ёжик»)


99
Авторские считалки


100
О чём говорят считалки? Борис Заходер «Считалия»


101
Сочиняем считалку


102
Обощение по разделу V. Колыбельные русских поэтов Т


103
Проверочная работа № 5 Т


104
Внеклассное чтение. Литературные стихи-сказки


Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» (31 ч)


105
Введение в раздел. Г. Горбовский «Розовый слон»


106
Чего не могут взрослые? А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1-я часть) Т


107
Знакомство с маленьким принцем. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (2-я часть) Т


108
Лекарство от одиночества. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (3–4-я части)


109
Секрет Лиса. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (5–6-я части)


110
Секрет счастья. (Джанни Родари «Солнце и туча») Т


111
Мечты о чудесах. (Дж. Родари «Как Алиса в море побывала». В. Орлов «Я рисую море») Т


112
Чудеса вокруг нас. (Валентин Берестов «Честное гусеничное») Т


113
Необычное в обычном мире. (Виктор Хмельницкий «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка») Т


114
«Другие» сказки (В. Хмельницкий «Гора». «Снег и скрипка») Т


115
Музыкальные сказки Г. Цыферова («Град», «Про чудака лягушонка») Т


116
Очеловеченный мир сказок Б. Сергуненкова. (Сказки «Куда лето прячется», «Одуванчик») Т


117
Б. Сергуненков «Кот белый – кот чёрный»


118
Внеклассное чтение. Сказки-миниатюры


119
Сказки-игры Дж. Родари («Про дедушку, который не умел рассказывать сказки»)


120
Уроки творчества Дж. Родари


121
Весёлые стихи Ю. Владимирова, Г. Остера, О. Григорьева


122
Весёлые стихи. (М. Бородицкая «Колдунье не колдуется», Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!»)


123
Какая душа у поэта? (Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце»)


124
Обобщение по разделу «Самое обыкновенное чудо». Проверочная работа № 6


125–126
Урок-отчёт «Вот и открыли мы маленькую дверь в большой мир»


127
Проверка техники чтения*


128
Урок-отчёт по итогам домашнего чтения «По дорогам сказки»


129–136
Резервные уроки



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков литературного чтения в 3-м классе по учебнику «В одном счастливом детстве»
( 136 часов – 4 часа в неделю )

№ п/п

Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения

Основные виды учебной деятельности
учащихся:

Раздел 1. Прощание с летом
6


Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.
Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.
Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.


Чтение
Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение, отрывки прозы.
Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы.
Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль).

1
Знакомство с учебником. Стихотворения Г. Сапгира «Нарисованное солнце»
и Ю. Кима «Светлый день»
1


2–3
Чем можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»)
2


4–5
«Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика (Главы из повести Э. Успенского
«Дядя Фёдор, пёс и кот»)
2


6
Лето волшебное и разное (Стихотворения К. Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что красивей всего?»)
1


Раздел 2. Летние путешествия и приключения
19


7
Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник»
1


8–9
Приключения изыскателей (Главы 1 и 3 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)
2


10–11
Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)
2


12–13
Повесть о летних путешествиях
(Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы»)
2


14–16
Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения
Тома Сойера»)
3


17
Внеклассное чтение по разделам 1–3. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда»)
1


18–19
Как слава пришла к А. Гайдару (Б. Емельянов «Игра»)
2


20–21
Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга»)
2


22–23
Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (К. Паустовский. «Жильцы ста- рого дома»)
2


24
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделам 1–2
1


25
Обучающее сочинение
1


Раздел 3. Природа летом
7


26
Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака
«За поворотом»
1


27–28
Краски и звуки лета
(А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг»)
2


29
Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А. Толстого
«Детство Никиты»)
1


30
Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Толстого
«Детство Никиты»)
1


31–32
Картины летнего дня. (И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы»)
1


33
Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Бианки «Неслышимка» (работа в тетради) Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 3
1


Раздел 4. Уроки и переменки.
Раздел 4. Уроки и переменки
13
Объяснять выбор автором заглавиия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.
Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.
Составлять план текста. Выделять ключевые слова текста (фрагмента).
Формулировать главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно).
Находить в тексте материал для характеристики героя.
Пересказывать текст подробно и выборочно.
Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации, оглавление.
Выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге.
Культура речевого общения.
Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.
Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.
Конструировать устное монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка. Создавать (устно) рассказ- характеристику героя, устное описание.

Культура письменной речи.
Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста (описание или рассуждение), соответствующие языковые средства.
Создавать письменный текст
(описание, отзыв).
Писать сочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки.

Творческая деятельность.
Инценировать текст (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.

35–36
Введение в раздел. Необычная школа
(Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)
3


37
Урок-практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер. «Перемена» (работа в тетради)
1


38–39
Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку»)
2


40
Путь в Страну невыученных уроков.
(Б. Заходер «Вредный кот», главы 1–4 из повести Л. Гераскиной
«В Стране невыученных уроков»)
1


41–42
Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 5–12 из повести Л. Гераскиной
«В Стране невыученных уроков»)
2


43–44
Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста
2


45
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 4
1


46
Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе
1


Раздел 5. «Глухая пора листопада»
8


47–48
Введение в раздел. Такая разная осень... (Стихотворения А. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»)
2


49
Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом»)
1


50
Стихи о «близости снега». (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»)
1


51–52
Как приходит зима. (К. Паустовский «Прощание с летом», Б. Пастернак «Иней»)
2


53
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 5
1


54
Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами
1



Раздел 6. «И кот учёный свои мне сказки говорил»
18


55
Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка»
1


56
«Сказка – ложь, да в ней намёк». (Русская сказка «Кот и лиса»)
1


57–58
Какие ещё бывают сказки?
(Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил»)
2


59–60
Мир волшебной сказки. (Стихотворение Б. Гребенщикова и др. «Город», арабская сказка «Синдбад-Мореход»)
2


61–62
За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура»)
2


63–64
Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)
2


65–66
Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)
2


67–68
Сказка для театра. (С. Маршак «Сказка про козла»)
2


69–70
Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла». Проверочная работа по разделу 6
2


71
Внеклассное чтение по разделу 6
1


72
Обучающее сочинение
1


Раздел 7. «Поёт зима, аукает...»
12


73
Введение в раздел. Звуки и краски зимы (Стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает...», «Пороша»)
1


74
«Подарки» зимы. (Стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского
«Вечером»)
1


75–76
В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза»)
2


77
Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский. «Кот в сапогах» (работа в тетради)
1


78–79
Зимние впечатления. (Стихотворения Б. Пастернака «Снег идёт»,А Башлачёв «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний»)
2


80–81
Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам»)
2


82
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 7
1


83
Обучающее сочинение
1


84
Внеклассное чтение по разделу 7
1


Раздел 8. Животные в нашем доме
9


85
Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом»Г.Сапгира
«Морская собака»
1


86–87
У каждого – своё место в природе (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»)
2


88–89
Замечательные собаки. (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон»)
2


90–91
Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин»)
2


92
Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)
1


93
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 8
1


Раздел 9. Мы с мамой и папой
12


94
Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»
1


95
Мечты о «взрослой» жизни. (В. Драгунский «...Бы»)
1


96
Подарки – это серьёзное дело. (Ю. Коринец. Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном»)
1


97–98
Во что нельзя «играть». (И. Дик «Красные яблоки»)
2


99–100
Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре»)
2


101
Хорошо, когда рядом – папа! (С. Маршак «Хороший день»)
1


102–103
Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное всегда становится явным)
2


104
Внеклассное чтение по разделам 8 и 9 или творческая работа-сочинение о своей семье
1


105
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 9
1



Раздел 10. «Наполним музыкой сердца...»
9


106
Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы» (фрагмент)
1


107
Как рождается музыка (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)
1


108–109
Волшебная сила бессмертной музыки (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)
2


110–111
Сказка о маленьком Моцарте
(Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)
2


112–113
Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка»)
2


114
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 10
1


Раздел 11. День смеха
4


115
Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»
1


116–117
Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)
2


118
Весёлые стихи. (Двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю. Мориц «Малиновая кошка»)
1


Раздел 12. «О весна, без конца и без краю...»
8


119–120
Введение в раздел. Как приходит весна (Стихотворения А. Макаревича «Снег...», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...», А. Блока «Ветер принёс издалека...»)
2


121–122
Озорные стихи о весне. (Стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша», Саши Чёрного «Зелёные стихи»)
2


123
Проверка уровня развития читательских умений. (А. Толстой, глава «Весна» из пове- сти «Детство Никиты») (работа в тетради)
1


124
Картины весны. (Б. Окуджава «Весна»)
1


125–126
Обобщение по разделам 11–12. Проверочная работа по разделам 11–12
2


Раздел 13. День Победы
5


127
Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга»
1



128–129
Трудная тема – война. (В. Драгунский «Арбузный переулок»)
2


130
Стихи о войне. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»)
1


131
Внеклассное чтение по разделу 13



Раздел 14. Родная земля
6


132
Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие»
1


133
Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)
1


134
Заключительный урок. С. Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце?»
1


135
Заключительный урок внеклассного чтения
1


136
Резервный урок, урок итогового контроля
2



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков литературного чтения в 4-м классе по учебнику «В океане света»
( 102 часа – 3 часа в неделю)


п/п

Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности
учащихся:

Часть 1

1
Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог». Т**
1
Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова;
отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.
Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывания.

Чтение
Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение.
Декламировать стихотворения, отрывки прозы.
Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

Раздел 1. Любимые книги
7


2
Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? (Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»). Т
1


3
Начало удивительных событий (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 1 и 2). Т
1


4
Что может Электроник? (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 3). Т
1


5
Наука как искусство (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 4). Сходство и различие сказочной и фантастической повести. Т
1


6
Смешные стихи о серьёзных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»). Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках (урок по итогам самостоятельного домашнего чтения).

1









7
Что такое детская литература? Р/Р Сочинение о любимом писателе. Т
1


8
Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1. Т
1


Раздел 2. У истоков русской детской литературы 17


9
Введение в раздел 2. Летопись и летописцы (А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок).
Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой»). Т
1


10
«Повесть временных лет». «Расселение славян». Т
1


11
Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. Т
«Похвала книгам» Ярослава Мудрого. Т
1


12
Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям). Т
1


13
Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт.
1


14
Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. Т
1


15
Обобщение по разделу. Древнерусская литература XI–XVII вв.).
Внеклассное чтение. Книги о книгах
1


16
Проверочная работа № 2. Т
1


17
Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых
(«Детские годы Багрова-внука», гл. 1)
1


18
Традиция семейного чтения (С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», гл. 2–3)
1
Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения.
Формулировать основную мысль текста.
Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить ключевые слова текста.
Объяснять смысл заглавия произведения.
Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.
Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.

Культура речевого общения
Участвовать в диалоге.
Конструировать монологическое высказывание.
Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя. Высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.

Культура письменной речи.
Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.
Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.

Творческая деятельность.
Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).
Иллюстрировать тест.
Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.

19
«Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары. Т
1


20
«Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И. Новикова). Т
1


21
Р/Р Сочинение в стиле нравоучительной статьи. Т
1


22
Образ «идеального ребёнка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь».
1


23
Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI–XVIII веках. Внеклассное чтение. Писатели о себе.
1


24
Проверочная работа № 3. Т
1


25
Р/Р Сочинение. Т
1


Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается...
30


26
Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов
«Слон и Моська»). Т
1


27
Характерные особенности жанра басни (И.А. Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под Дубом»). Т Обобщение. Басни И.А. Крылова.
1


28
Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка.
1


29
А. Погорельский «Чёрная курица...».
1. Нелёгкий путь в подземное царство (ч. 2, 3). Т
2. Встреча с подземными жителями (ч. 4, 5).
3. Главный герой сказки (ч. 6). Т
2


30
Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей?
1


31- 33
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Т
Знакомство с героями сказки (ч. 1–3). Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом (ч. 4–6). Первое чудо и вторая встреча с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона (ч. 7–9). Царь Салтан и князь Гвидон (ч. 10–15). В чём главный смысл сказки? (Финал).
Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».
3


34
Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна». Т
Обобщение. Литературные сказки. Т
1



35
Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В. Даля), «Кузовок» (игра). Т
Р/Р Устное сочинение-обработка народной сказки(подражание В.И. Далю).
1


36
Как надо писать для детей? (А. Ишимова «Славяне»). Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». Книги о родном городе, его прошлом и настоящем или «Литературные сказки писателей XIX века».
1


37
Обобщение. Проверочная работа № 4. Т
1


38

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг.
Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука».
1



39
Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого и А. Плещеева. Т
1


40
Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе. Т
1


41 - 42
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
1. Картины русской природы в стихотворении. Т
2. Дедушка Мазай – добрый охотник.

2


43
Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне.
1


44
Л.Н. Толстой как учитель (сказка «Два брата»).
1


45
Непростые простые тексты (Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»). Т
1


46
Практикум «Учусь читать художественную прозу». Т
1


47
Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губернский город»). Т
1


48
Первое знакомство с Родиной (К.Д. Ушинский «Деревня и уездный город»,
«Просёлочная дорога»). Т
1


49
Р/Р Сочинение в форме путевого очерка. Т
Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К.Д.Ушинский «Наше Отечество»).Т

1


50
Р/Р Сочинение-подражание (К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»). Т
1


51-53
А.И. Куприн «Слон». Т
Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики».
3


54
Обобщение. Проверочная работа № 5. Т
1


Часть 2

Раздел 4. Век XX. Новые встречи со старыми друзьями
48


55
Путешествие 8 (в... библиотеку). Загадка Лидии Чарской.
1


56-58
Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки»
Внеклассное чтение. Мир детства.
3


59
Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция«Воробья». Житков и Маршак.
1


60
Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»). Т
1


61
Гимназисты Корнея Чуковского (К.И. Чуковский «Телефон»).
1


62
Стихи Д. Хармса. Т
1


63
Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского.
Внеклассное чтение. Современные чудаки.
1



64
Путешествие 10. Вокруг Маршака.
Внеклассное чтение. Современные детские журналы.
1


65-67
Е. Шварц «Два брата». Т
1. Живой мир и мир вечного покоя (гл. 1–4).
2. Спасение Младшего – победа живого мира (гл. 5–8).
3. Мудрость сказки Е. Шварца (обобщение).
3


68
Превращение Пиноккио в Буратино (Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок),
«Пишу на ту же тему по-своему»).
1


69
Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»). Т
1


70
Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н. Толстой «Кот сметанный рот»). Т
1


71
Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель»). Т
1


72
Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»).
1


73
С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор. Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках- иллюстраторах).
1



74

Обобщение. Проверочная работа № 6.
1


75
Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский
и А. Барто. Т
1


76-78
Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Т
Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б. Галанов «Как найти город Трёх Толстяков?»). Т
3


79
Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» (Р. Фраерман «Гайдар и дети»).
1


80-82
А. Гайдар «Тимур и его команда».
1. «Этот чердак был обитаем» (ч. 1, 2).
2. Игра или серьёзное дело? (ч. 3, 4).
3. Тимур и тимуровцы (ч. 5, обобщение).
3


83
Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений
(Н. Носов «Федина задача»).
1


84
Юмористический рассказ на серьёзную тему (В. Драгунский «Что любит Мишка»).
Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника и Н. Носова.
1


85
Стихи А. Барто. Сатира или юмор?
Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?».
1


86
Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца и др.
1


87
Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира. Т
1


88
Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского.
1


89
Стихи Саши Чёрного и В. Долиной.
1


90
Миниатюры Г. Цыферова. Р/Р Создание собственных миниатюр. Т
1


91
Стихи Н. Матвеевой.
1


92
Внеклассное чтение. Любимые стихи.
Практикум «Учусь читать лирический текст». Т
1



93
Обобщение. Проверочная работа № 7. Т
1


94-96
Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Т
1. Знакомство с героями (картины 1, 2).
2. Поиски снежного цветка (картины 3–5).
3. Мудрая сказка для малышей (картины 6–8).
3


97
Путешествие 15. Современные детские писатели. (К. Драгунская «Крайний случай»).
1


98
Творческая манера Ксении Драгунской (К. Драгунская «Ерунда на постном масле!»). Т
1


99
Интервью с Тимом Собакиным. (Стихи и проза Тима Собакина).
1


100-101
Обобщение. Берём интервью у детских писателей.
2


102
Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям. Т
1



4.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(Приложение к рабочей программе)


5. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(Приложение к рабочей программе)

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)
Плясунья
Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!
Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В такую погоду добрый хозяин собаку из дому не выпустит.
Решил и я свою не выпускать. Пусть дома сидит, греется. А сам взял бинокль, оделся потеплее, надвинул на лоб капюшон- и пошёл! Любопытно всё-таки поглядеть, что в такую непогоду зверьё делает.
И только вышел за околицу, вижу- лиса! Мышкует- промышляет мышей. Рыскает по жнивью: спина дугой, голова и хвост к земле- ну чистое коромысло.
Вот легла на брюхо, ушки торчком- и поползла: видно, мышей-полёвок заслышала. Сейчас они то и дело вылезают из норок- собирают себе зерно на зиму.
Вдруг скинулась лиска всем передом, потом пала передними лапами и носом на землю, рванула- вверх взлетел чёрный комочек. Лиса разинула зубастую пастишку, поймала мышь на лету. И проглотила, даже не разжевав.
Да вдруг и заплясала! Поскакивает на всех четырёх, как на пружинах. То вдруг на одних задних запрыгает, как цирковая собачка: вверх-вниз, вверх-вниз! Хвостом машет, розовый язык от усердия высунула.
Я давно лежу, в бинокль за ней наблюдаю. Ухо у самой земли- слышу, как она лапками топочет. Сам весь в грязи вымазался. А чего она пляшет- не пойму!
В такую погоду только дома сидеть, в тёплой сухой норе! А она вон чего выкомаривает, фокусы какие ногами выделывает!
Надоело мне мокнуть- вскочил я во весь рост. Лиса увидала- тявкнула с испугу. Может, даже язык прикусила. Шасть в кусты- только я её и видел!
Обошёл я жнивьё и, как лиса, всё себе под ноги гляжу. Ничего примечательного: размокшая от дождей земля, порыжелые стебли. Лёг тогда по-лисьему на живот: не увижу ли так чего? Вижу: много мышиных норок. Слышу: в норках мыши пищат. Тогда вскочил я на ноги и давай лисий танец отплясывать! На месте подскакиваю, ногами топочу.
Тут как поскачут из-под земли перепуганные мыши-полёвки! Из стороны в сторону шарахаются, друг с другом сшибаются, пищат пронзительно Эх, был бы я лисой, так
Да что тут говорить: понял я, какую охоту испортил лисичке.
Плясала- не баловала, мышей из их норок выгоняла Был бы   у неё тут пир на весь мир!
Оказывается, во какие звериные штучки можно узнать в такую погоду: лисьи пляски! Плюнул бы я на дождь и на холод, пошёл бы других зверей наблюдать, да собаку свою пожалел. Зря её с собой не взял. Скучает, поди, в тепле-то под крышей.
Прочитай текст «Плясунья» Н.Сладкова. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1.       В какое время года происходят события, описанные в тексте?
        а) Зимой
        б) Весной
        в) Летом
        г) Осенью
2.       Обоснуй свой ответ словами из текста.
3.       Выпиши из текста устойчивое выражение, характеризующее погоду.
4.       Определи верное значение слова жнивьё.
         а) Поле с созревшими зерновыми культурами.
         б) Поле, засеянное льном.
         в) Невспаханное поле с остатками соломы на корню, с которого (поля) сжаты хлеба.
5.       Определи значение слова околица в данном тексте.
          а) Изгородь вокруг деревни.
          б) Окраина селения.
          в) Окольная, не прямая дорога.
6.       С какой целью вышел автор из дому? Запиши ответ словами текста.
7.       Какое зверьё встретил автор-рассказчик на поле?
          а) Зайца, лису, мышей-полёвок.
          б) Зайца, мышей-полёвок.
          в) Лису, мышей-полёвок.
8.       Восстанови последовательность действий лисы при мышковании.
          а) Разинула пастишку, поймала мышь на лету.
          б) Пала передними лапами и носом на землю.
        в) Легла на брюхо, поползла.
          г) Рванула.
         д)  Вскинулась всем передом.
           е)  Проглотила, даже не разжевав.
9.       Какие образные выражения использует автор, описывая пляску лисы?
10.   Какой опыт проделал автор-рассказчик, чтобы разгадать причину пляски лисички?
11.   Запиши разгадку пляски лисоньки.
12.   Восстанови последовательность пунктов плана прочитанного текста.
            а) Отплясывание лисьего танца автором-рассказчиком.
            б) Лисья пляска.
            в) Поход за околицу.
            г) Тайна разгадана.
            д) Мышкование лисицы на жнивье.
            е) Желание разгадать тайну поведения лисы.
13.   Составь план текста из трёх пунктов.
14.   Что нового из жизни природы ты узнал?
 Тексты для проверки техники
Лисья школа
В самой чаще леса поселилась лиса. У нее было пятеро лисят. Они жали в темной норе. Дети были слепые и без зубов. Мать кормила их своим молоком.
Открылись у малышей глаза. Мать стала выгонять их из норы. Бегают шалуны, играют. Катаются братья и сестры по траве. А мать сторожит их. Услышит шорох, гонит детей в нору.
Подросли лисята. Мать учит их ловить добычу. Пустит живую мышку между лисятами, а они ловят. Учительница строго следит за учениками. Чуть зевака упустит мышку, лиса цап его зубами.
Потом мать научила лисят ловить бабочек, жучков. Маленькие охотники смело бросаются на все, что движется. Теперь они и сами ищут пищу. Помогла им лисья школа.
Пришла зима. Звери стали большие. Шерсть у них рыжая, пушистая. Теперь они учатся лисьим хитростям. Умеют лисята слышать охотника. Молодые животные учатся пугать след и убегать от собак.
Скоро лисята станут взрослыми лисами. Разбегутся они от матери в разные стороны. Станут сами ходить на охоту. По следу найдут лисы зайчика. Будет хищникам в добычу и мышка, и птичка.
(144 слова. По А. Бостром)
Нормы техники чтения в четвертом классе
Согласно ориентировочным показателям ФГОС, скорость чтения в 4 классе должна составлять:
·      в 1 полугодии 80-90 слов в минуту;
·      во 2 полугодии 100-120 слов в минуту.
Оценивание техники чтения по нормативам ФГОС
4 класс
Оценка
1 полугодие
2 полугодие

«5»
Более 100 слов
Более 120 слов

«4»
85-100 слов
105-120 слов

«3»
70-84 слов
90-104 слов

«2»
Менее 70 слов
Менее 90 слов



























*

38



Заголовок 1 Заголовок 2jђ Заголовок 3Сђ Заголовок 4jђ Заголовок 515