Рабочая программа по коррекционному курсу Пространственная ориентировка для учащихся 2 класса VIII вида образовательной деятельности


Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья »
«Рассмотрено»
на заседании МО
протокол № 1
от /______________/
Хуртина Т.Ю.
/______________/ «Согласовано»
Зам.директора по УР
Морозова Л.А.
/_______________/ «Утверждаю»
Директор школы
____________Рожкова Е.М.
Приказ № /______________/
от /______________/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу коррекционной подготовки «Пространственная ориентировка» для 2«В» класса (VIII вид)
Учитель – дефектолог (тифлопедагог)
Антипова Екатерина Валерьевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от « » августа 2016 г.
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе коррекционного курса «Пространственная ориентировка» для учащихся 2«В» класса ГБОУ «Казанская школа № 172 для детей с ОВЗ».
Данная рабочая программа составлена на основе нормативно - правовых документов:
1. Закона Российской Федерации №273 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089)
3. Образовательной программы школы на уровень начального образования (приказ №38/17 от 28.08.14)
4. Учебного плана ГБОУ «Казанская школа № 172для детей с ограниченными возможностями здоровья» на 2016-2017 учебный год.
5. Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида, VIII вида Министерства общего и профессионального образования РФ Института коррекционной педагогики РАО под редакцией Л.И.Плаксиной,1999 год. (Рекомендовано Управлением реабилитационной работы специального образования РФ).
6. Специальных коррекционных программ для детей с тяжелыми нарушениями зрения . С.-Петербург "Образование" 1995./ Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. В.А. Феоктистова.
Для составления данного планирования использовалась дополнительная литература:
1. Л.И. Плаксина. Теоретические основы коррекционной работы для детей с нарушением зрения.М.ГороД,1998 год.
2. Солнцева Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушением зрения – М.: Экспресс-Полиграф-Сервис, 1999
3. Т.Б. Тимофеева и др Организация коррекционных занятий в специальных (коррекционных) школах-интернатах III-IV видов. . Ростов на Дону. Феникс, 2010 год.
4. Научно-теоретические и экспериментально подтвержденные исследования ученых: Н.Н. Малофеев, В.А. Феоктистова, Земцова М.И. Литвак А.Г., Ермаков В.П., Якунин Г.А., Б.К. Тупоногов, В.З. Денискина, Л.М., Григорьева Г.В. Никулина.
5. Авторские программы, находящиеся в Интернет-ресурсах, учителей-тифлопедагогов образовательных учреждений для слепых и слабовидящих воспитанников VIII вида образовательной деятельности.
6. Азарян Р. Н. Обучение слепых и слабовидящих детей правильной ходьбе. — М.: ВОС, 1989.
7. Семенов Л. А., Шлыков В. П. Азбука движений для слепых детей. Методическое пособие. — М., ВОС, 1984.
8. Семенов Л. А. Звуковые сигнализаторы и их применение на занятиях физической культурой и ориентировкой в школах для слепых детей. Методическое пособие. — М.: ВОС, 1985.
9. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением зрения под редакцией КПН В.З. Денискиной. Учебно-методическое пособие, Нижний Новгород, 2002
10. Методические рекомендации к программе обучения пространственной ориентировке слепых младших школьников. Автор Е.А.Кульбаш. Ленинград. Пед.институт им.А.И.Герцена, 2000 г.
Место коррекционного курса в учебном плане.
Учебный план ГБОУ «Казанская щкола № 172 для детей с ОВЗ» отводит на курс «Пространственная ориентировка» во 2 «В» классе 1 час в неделю (Всего 35 ч)
I. Цели изучения: Работа курса направлена на компенсацию и коррекцию недостатков, связанных со слепотой и слабовидением. Одним из таких занятий является коррекционный курс «Пространственная ориентировка»
Развитие мелкой и крупной моторики.
Формирование у учащихся представлений о собственном теле.
Формирование представлений о различных свойствах предметов.
Развитие слухового и зрительного восприятия.
Развитие навыков мобильности.
Развитие общих пространственных представлений.
II. Задачи: Развивать умение детей выделять и объединять пространственные признаки и отношения в окружающем пространстве; выделять, анализировать и синтезировать информацию об окружающем, получаемую с помощью всей сенсорной сферы; совершенствовать умение детей ориентироваться в окружающем пространстве школы, на школьной территории, опираясь на информацию, поступающую через все анализаторы; совершенствовать активное использование детьми пространственной терминологии; развивать умение по ориентировке совместно со зрячими сверстниками и взрослыми; изучить приемы ориентировки при помощи вспомогательных средств (звуковые сигналы).
III. Программа состоит из следующих разделов:
Ориентировка на своем теле и телах близких людей и в микропространстве.
Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство.
Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространствах.
Развитие общей моторики. Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке.
Совместная ориентировка со зрячими.
IV. Методы обучения. Коррекционную направленность занятий определяет выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительной функции, уровня развития зрительного восприятия каждого воспитанника. Это: беседа, рассказ, упражнения, практическая работа. Репродуктивный, исследовательский метод, самостоятельная работа с дидактическим материалом, упражнения, вопросы в необычной форме, работа по инструкции, работа со схемами, поощрения, похвала. Элементы рефлексии.
V. Межпредметные связи. Курс «Пространственная ориентировка» должен помочь учащимся усваивать общеобразовательные школьные предметы через обогащение образов и пространственных представлений.
VI. Особенности организации занятий курса
Коррекционные занятия проводятся во взаимосвязи с обучением и воспитанием, что создает оптимальные условия для всестороннего развития этих детей и обеспечивает возможность эффективного усвоения программного материала, ликвидацию в ходе обучения и воспитания отставаний в развитии различных сторон познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности.
Особое внимание обращается на создание санитарно-гигиенических условий, сочетание коррекционно-воспитательной работы с лечебно-восстановительной.
Содержание программы строится с учетом физических и зрительных возможностей детей, интересов, с учетом возрастных и психофизических возможностей.
Обучение и воспитание детей с нарушением зрения осуществляется на основе принципов, присущих всей системе обучения и воспитания детей.
Специфика обучения и воспитания детей с нарушением зрения проявляется в учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, опоре на сохранные анализаторы.
Основной формой работы тифлопедагога с учащимися являются занятия. Коррекционную направленность занятий определяет использование индивидуального и дифференциального подхода.
При индивидуальной работе учитываются возможности ребенка в зависимости от остроты зрения, его вхождения в контакт в процессе обучения, устойчивость внимания.
Дифференцированный подход к коррекционной работе требует выделения подгрупп детей, в состав которых могут входить дети с низкой остротой зрения, с нарушением зрения в сочетании со сниженным интеллектом, с низкой остротой зрения в сочетании с задержкой психического развития.
В ходе практической работы осуществляется практическая направленность с промежуточными коррекционно – оценочными характеристиками, коррективами действий, с поэтапной последовательностью выполнения конкретного задания. Это:
1. Объяснение и показ учащимся необходимых действий по каждому этапу предложенной работы.
2. Самостоятельное выполнение учениками отдельного этапа задания, его осмысление.
3. Коррекция действий учащихся на данном этапе.
4. Оценка коррекционных действий и их результатов.
5. Упражнение и совершенствование этапных действий, выработка коррекционных умений и навыков.
6. Самостоятельное выполнение практического задания.
7. Контроль и оценка всей системы действий при выполнении самостоятельной, лабораторной или практической работы.
Предмет рассчитан на незрячих и слабовидящих детей. Для незрячих задания подбираются на уровень тактильного восприятия / понимания заданий. Занятия проводятся классом, группой, подгруппой, индивидуально. Занятия организуются индивидуально, подгруппами (2-3 человека), целым классом. Также создание подгрупп зависит от диагноза заболевания, этапа лечения. Продолжительность занятия до 35 минут.
Программа курса предусматривает диагностику готовности учащегося к изучению коррекционного курса, в апреле-мае проводится диагностика результативности.
VII. Приобретаемые навыки коррекционной деятельности учащихся сводятся к результатам обученности:
По окончанию обучения учащиеся должны:
Уметь ориентироваться на своем теле.
Уметь ориентироваться в пространстве класса, школы.
Знать правила безопасного передвижения.
Степень сформированности практического навыка может быть определена по следующим параметрам,
1)насколько самостоятельно выполняется задание (решается конкретная проблема);
2)насколько уверенно ведет себя учащийся при выполнении задания; являются ли при этом правильными его поза и осанка;
3)насколько точно выполняются все требования безопасности;
4)насколько выполнение задания соответствует общепринятым способам.
Формы контроля коррекционной деятельности: индивидуальный контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны родителей.
Содержательные аспекты программы по предмету «Пространственная ориентировка» для учащихся 2 «В» класса ГБОУ «Казанская школа № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья»» представлены через календарно - тематическое планирование.
Календарно - тематическое планирование курса «Пространственная ориентировка»
для учащихся 2 «В» класса ГБОУ «Казанская школа № 172 для детей с ОВЗ» на 2016-2017 уч. год
№ п.пДата К-во часов Тема Содержание-цели-ожидаемые результаты Дидактическая составляющая занятия
I ЧЕТВЕРТЬ (9 часов)
1. 1 Вводное занятие. Составление диагностических карт по сформированности ориентировочных навыков. Познакомить с курсом. Развитие речевого общения Дидактические карты.
2. 1 Ориентировка на своем теле. Формирование представления о собственном теле. Коррекция координации движения. Уметь ориентироваться по сторонам своего тела. Коррекция координации движения. Игра «Будь внимателен».
3. 1 Упражнения на развитие точных координированных движений кисти рук и пальцев. Уметь выполнять различные движения кистями и пальцами рук. Развитие речевого общения Памятки с упражнениями для повторения дома.
4. 1 «Чтение» рельефных рисунков. Уметь выполнять различные движения кистями и пальцами рук. Коррекция координации движения. Развитие речевого общения Рельефные рисунки.
5. 1 Упражнения прослеживающие функции руки. Развивать захватывающие движения, прослеживающую функцию руки. Памятки с упражнениями для повторения дома.
6. 1 Распознавание подошвами ног различных поверхностей земли. Учить различать подошвами ног различные поверхности, развивать слуховое, обонятельное восприятие пространства. Дидактическая игра: «Что я чувствую?»
7. 1 Различаем и сопоставляем различные свойства предметов. Сравниваем объекты по их свойствам и признакам. Дидактическая игра: «Найди отличие и сходство».
8. 1 Локализация неподвижного и перемещающегося источника звука в замкнутом пространстве. Уметь определять месторасположение источника звука. Колокольчик и бубен.
9. 1 Узнавание и различие по голосам окружающих людей. Уметь различать по голосам окружающих людей. Дидактическая игра: «Угадай кто?»
II ЧЕТВЕРТЬ (7 часов)
10. 1 Определение по голосу эмоционального состояния людей. Знать эмоциональные состояния.
Изготовление памяток: Эмоциональные состояния.
11. 1 Узнавание и локализация звуков окружающего пространства. Уметь определять месторасположение источника звука. Уметь ориентироваться на слух.
Дидактическая игра: «откуда звук?»
12. 1 Развитие зрительного восприятия пространства. Уметь использовать сохранные анализаторы при ориентировке. Игра: «Опиши предмет».
13. 1 Формирование представлений о предметах, наполняющих знакомое пространство. Дать представление о предметах класса, школы. Игра: «Куда пойдешь и что найдешь»
14-15. 2 Дидактическая игра «Расположение предметов в классе» Уметь моделировать микропространство своего класса из условного геометрического материала. Коррекция моторики через упражнения на координацию движений. Условный геометрический материал.
16. 1 Представления о предметах, находящихся на пришкольном участке. Дать представление о предметах, находящихся на пришкольном участке. Игра: «Куда пойдешь и что найдешь»
III ЧЕТВЕРТЬ (10 часов)
17. 1 Обучение ориентировке на рабочем месте, за столом. Уметь ориентироваться на парте, различать пространственные направления. Набор геометрических фигур.
18. 1 Обучение ориентировке в учебнике, в тетради, на доске. Уметь различать пространственные направления. Знать правила работы с учебником, тетрадью. Учебник, тетрадь, доска.
19-20. 2 Правильное понимание и использование в речи пространственных понятий:
- слева, справа, над, под- впереди, сзади, между, рядом. Уметь различать пространственные направления. Уметь действовать согласно инструкции. Картинки с изображением пространственных понятий.
21-23. 3 Обучение ориентировке в замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия:
- класс
- столовая
- коридоры, учебные кабинеты. Знать правила безопасного передвижения. Уметь словесно точно обозначать направление своего движения. Коррекция координации движения. Знать расположение своего класса в здании школы. Изготовление памяток-алгоритмов.
24-25. 2 Изучение маршрутов в школе. Словесное обозначение направления своего движения. Устное составление схем движения. Словесное проговаривание маршрута.
26. 1 Дидактические игры и упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве. Повторить изученные пути – маршруты. Дидактические игры и упражнения.
IV ЧЕТВЕРТЬ (9 часов)
27. 1 Изучение маршрутов на пришкольном участке. Повторить приёмы ориентирования на улице, до дома. С помощью педагога передвигаться. Практическая работа.
28. 1 Осанка школьника. Формировать правильное положение ученика при движении, сидении, в кресле, обходе препятствий. Передвигаться и сидеть, сохраняя правильную осанку. Картинки с правильной осанкой ученика.
29. 1 Формирование правильного жеста, указывающего направление. Уметь правильно показывать заданное направление с помощью жестов. Дидактическая игра: «Укажи дорогу»
30. 1 Положение незрячего и зрячего при ходьбе в паре со сверстником и взрослым. Учить передвигаться с сопровождающим. Практическая работа
31. 1 Совместная ориентировка детей в учебной, игровой и трудовой деятельности. Знать правила безопасного передвижения. Развитие речевого общения Памятка: правила безопасного передвижения.
32. 1 Моделирование ситуации из жизни школьника. Игры. Развитие речевого общения, диалогической и монологической речи. Ролевые игры.
33-34. 2 Игры на свежем воздухе. Знать правила безопасного передвижения. Словесное обозначение направления своего движения. Учить различать подошвами ног различные поверхности, развивать слуховое, обонятельное восприятие пространства. Игры и упражнения.
35. 1 Итоговое занятие «Что мы знаем и умеем?» Ролевые игры. Подготовка к самостоятельной жизни. Ролевые игры.