Рабочая программа по коррекционному курсу Игра. Игрокоррекция ( 1 год обучения)


государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида п. Орловского
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ : на заседании МО учителей Директор школы-интерната
коррекционных дисциплин А.Г.Краснощекова
«____» ____________ 2014 г. «____» _____________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ИГРА. ИГРОКОРРЕКЦИЯ»
Составитель:
Кагальницкая Ольга Николаевна
2014 – 2015 учебный год
Игра и игрокоррекция.
Пояснительная записка.
В развитии личности ребенка наиболее важна игровая деятельность — предметные, дидактические, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные и сюжетно-ролевые игры.
Наиболее сложна сюжетно-ролевая игра, состоящая из множества компонентов: целевого, потребностно-мотива-ционного, содержательного операционного, результативного.
Для развертывания игры, воспроизведения игровых действий и отношений ребенок должен овладеть разнообразными знаниями и практическими умениями. Вместе с тем игра является средством обогащения и уточнения представлений, создает условия для освоения способов поведения в тех или иных жизненных ситуациях, способствует формированию произвольности поведения — ребенок учится выполнять определенные действия и правила, подчинять свои желания и интересы требованиям роли.
Операционную сторону игры составляют игровые действия, характер которых определяется содержанием отражаемой действительности. Уровень развития игровых действий является основным показателем уровня развития ребенка. У детей с выраженной умственной отсталостью игра в дошкольном, а затем и в школьном возрасте развивается крайне медленно и без специального обучения она ограничивается простейшими однообразными манипуляциями с игрушками, являются, как правило, не имеющими игрового содержания. Это обусловлено задержкой сенсомоторного развития и наблюдается даже у тех детей, которые воспитываются в специальных дошкольных учреждениях.
У необученных детей 8-10-летнего возраста с выраженной умственной отсталостью, которые поступают в первый класс, оказывается несформированным потребностно - мотивационный компонент игры. Без специального обучения они не обнаруживают потребности в игре, будучи включенными в нее, длительное время не проявляют интереса ни к игрушкам, ни к самому игровому процессу. Подчиняясь требованиям взрослого, они действуют безразлично, пассивно, не получая удовольствия от выполняемых действий. Интерес к игрушкам является разлитым, недифференцированным, неустойчивым. Это проявляется в том, что, как правило, у них не наблюдается даже кратковременного поглощения игрой. Случайные раздражители быстро отвлекают их внимание, после чего игра прекращается.
К этому возрасту у них не сформирован также и целевой компонент, поэтому их действия не имеют осмысленного и целенаправленного характера. Они не умеют ставить перед собой конкретную, значимую игровую цель. Те или иные действия с игрушками, как правило, производятся на уровне манипуляций, нередко неспецифических. И лишь под влиянием длительного обучения у некоторых детей формируется умение осознанно, с помощью взрослого поставить элементарную цель в игре.
В процессе обучения дети овладевают не только разнообразными игровыми действиями, но и разными вариантами их цепочек, что необходимо для развертывания сюжетных и сюжетно-ролевых игр. Последовательное выполнение нескольких действий является весьма сложным, поэтому длительное время они допускают нарушения порядка действий в цепочке, часто забывая, что следует делать дальше, и ожидая подсказки от взрослого.
Умственно отсталые дети склонны к использованию игрушек, являющихся копией реальных предметов окружающей действительности. Функция замещения, у них не формируется, поэтому их необходимо учить использовать различные предметы не только в их прямом назначении, но и в качестве аналогов, например: кубик — мыло, стол, стул и т. д., стул — мотоцикл, лошадка и т. п. Неумение детей использовать предметы - заместители связано с недоразвитием образного мышления и воображения, а также с тем, что у них чрезвычайно беден опыт предметных действий вообще.
Таким образом, успешность процесса обучения игре детей с интеллектуальным недоразвитием будет определяться поэтапностью перехода от предметных игр к сюжетно-ролевым и конструктивным. Последовательное включение ребенка в игру, и его обучение в игре, обеспечивают формирование всех компонентов игровой деятельности — целевого, потребностно - мотивационного, операционного, содержательного.
Цель: Формирование игровой деятельности.
Задачи:
Проявлять интерес и положительное отношение к знакомым играм и игрушкам;
Адекватно, в соответствии с функциональным назначением, использовать простые игрушки в процессе выполнения игровых действий;
Выполнять игровые действия совместно со взрослым, по подражанию, по образцу, а затем по словесной инструкции;
Проявлять интерес и потребность к эмоциональному общению с педагогом, с детьми по ходу игры, используя как речевые, так и неречевые средства общения;
Находить соответствующие предметы и игрушки по характерному образу, звучанию и использовать эти игрушки в процессе игровых действий;
Использовать в игре, в ходе игры различные натуральные предметы и их модели;
Производить простейшие воображаемые действия по подражанию действиям взрослого по ходу игры;
Брать на себя роль и действовать в соответствии с нею при активной помощи со стороны взрослого;
Ориентируясь на образец, который дает взрослый, выполнять простейшие трудовые действия, отражая представления, полученные в результате экскурсий, наблюдений;
Совместно со взрослым или по подражанию моделировать различные постройки из крупного строительного материала, которые могут быть использованы в процессе строительно-конструктивных и сюжетно-ролевых игр;
Успешность обучения умственно отсталых детей игре зависит от применения комплексного подхода, который включает следующие компоненты:
ознакомление детей с окружающим миром в процессе активной деятельности;
обучающие предметные игры;
организация предметно-игровой среды;
общение взрослого с детьми в процессе игры.
Нормативно – правовые документы:
Типовое положение о специальном (коррекционном) учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программно – методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. Москва. Издательский центр «Владос» - 2007 год.
Учебный план ГКОУ РО школы – интерната VIII вида п. Орловского на 2014 – 2015 учебный год.
Годовой календарный учебный график на 2014 – 2015 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе программно – методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» и требований к уровню подготовки обучающихся 1 года обучения с учётом особенностей школы – интерната . Количество часов по учебному плану: 1 час в неделю - 60 часов в год.
Организация игровой среды для занятий с детьми с выраженной умственной отсталостью:
В учебной комнате — небольшой уголок, где хранятся самые необходимые игры и игрушки.
Содержание и перечень игр для детей младшего возраста с выраженной умственной отсталостью:
ПРЕДМЕТНЫЕ ИГРЫ
Перечень: обыгрывание игрушек (куклы, животные, машины).
Оборудование:
куклы-голыши, куклы-пупсы, куклы разной величины с наборами одежды для различных сезонов; коляски, постельные принадлежности для коляски; мебель (стол, стул, кровать, шкаф, плита, умывальник), посуда различной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник); постельные принадлежности (подушка, матрац, одеяло, простынка); принадлежности для мытья куклы (ванночка, кувшин, мыло, губка, полотенце);животные (мягкие, пластмассовые, резиновые и т. п.;
двигатели (различные грузовые и легковые машины, игрушки с подвижными частями на колесах, передвигающиеся с помощью специальной палочки, например бабочки).
Формируемые игровые действия:
укачивание куклы на руках, укачивание куклы в коляске;
укладывание куклы в приготовленную кровать, в коляску;
подготовка кровати, коляски к укладыванию куклы;
усаживание куклы за стол;
кормление куклы;
раздевание куклы;
надевание отдельных предметов одежды;
наливание воды в кувшин или в ванночку;
умывание рук куклы без мыла и с мылом, вытирание рук куклы развернутым полотенцем;
прокатывание машины рукой на столе, на полу, по наклонной плоскости и подражание звукам, характерным для данного двигателя;
прокатывание машины, которую ребенок перемещает, держа за веревочку;
катание в кузове машины игрушек - животных, отдельных предметов и т. п.;
катание игрушек с подвижными частями на колесах, передвигающихся с помощью специальной палочки
Предполагаемые результаты обучения:
наличие у детей сформированных действий с игрушками (по подражанию, по образцу),
понимание детьми названий используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий,
наличие адекватных эмоциональных реакций на игрушки и выполняемые с ними действия.
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Перечень игр: «У нас в гостях кукла», «Уложим куклу спать», «Кормим куклу», «Купание малышей - голышей», «Оденем куклу на прогулку», «Кукла проснулась», «Кукла заболела», «Едем на автобусе в школу».
Формируемые игровые действия: выполнение детьми цепочки игровых действий, связанных с определенной ролью;
Предполагаемые результаты обучения:
овладение детьми последовательными действиями, характерными для определенных ролей,
выполнение их по образцу или по словесной инструкции взрослого,
использование элементарных речевых средств в процессе игры, адекватное эмоциональное сопровождение действий.
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ
Режиссерские игры (настольный плоскостной театр, плоскостной театр на фланелеграфе или магнитной доске, пальчиковый театр, театр кукол би-ба-бо, театр на рукавичках и т. п.)
Перечень режиссерских игр: игры-импровизации «Кошка и котята», «Курочка и цыплята», «Зайчики на полянке», «Бабочки на полянке», «Лягушата и бабочки у озера» и т. п.
Формируемые игровые действия: овладение умениями: передвигать с помощью учителя фигурки плоскостного, пальчикового театра и т. п. в соответствии с ролью; имитировать движения персонажей совместно с учителем, по подражанию и образцу.
Предполагаемые результаты обучения: овладение умениями: передвигать с помощью учителя фигурки плоскост- ного, пальчикового театра и т. п. в соответствии с ролью; имитировать движения персонажей совместно с учителем, по подражанию и образцу.
При подборе учебного материала использована психолого – педагогическая характеристика обучающихся, подход к учебным возможностям обучающихся, мотивация учения данного предмета, способствующие наилучшей социальной реабилитации обучающихся, прослежены межпредметные связи.
Содержание учебного предмета

п\пСодержательные линии Количество часов Коррекционно – развивающие задачи Проблемы, возникающие при изучении темы
1. Настольно – печатные игры 4 Развитие мелкой и общей моторики. Формирование интереса и стойкого положительного отношения к игре.
Развитие умения создавать воображаемую игровую ситуацию, переключаться с одной роли на другую.
Воспитание чувства партнерства, взаимопомощи.
Обучение умению отражать в играх приобретенный жизненный опыт.
Развитие мимики и жестов.
- моторное недоразвитие
- замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность,
- несформированность речевых процессов.
2. Ролевые игры 16 3. Предметные игры 26 4. Театрализованные игры 14 Общее количество часов 60 Календарно – тематическое планирование
№ Название игры Кол-во часов Дата Вид деятельности Обязательный минимум
1 четверть – 14 часов 1. Игры с крупной мозаикой. 1 20.09 Урок Подбирать предметы по цвету и форме
2. Подбор предметов по цвету и форме. 1 20.09 С/р. Подбирать кубики по образцу и подражанию
3. Укачивание куклы 1 27.09
Урок Понимать значение слов
Укачивать куклу на руках.
4. Укачивание куклы в коляске 1 27.09 С./р. Понимать значение слов
Укачивание куклы в коляске
5. Укладывание куклы в кровать 1 04.10
Урок Понимать значение слов
Укачивание куклы в кроватке.
6. Уметь подготавливать кровать к укладыванию 1 04.10 С./р. Уметь подготавливать кровать, коляску к укладыванию куклы;
7. Раздевание куклы 1 11.10 Урок Совершать действия по раздеванию куклы;
8. Надевание отдельных предметов одежды 11.10 С./р. Совершать действия по надеванию отдельных предметов одежды
9. Усаживание куклы за стол. 1 18.10
Урок Совершать действия по усаживание куклы за стол; и кормлению куклы;
10. Кормление куклы 1 18.10 С./р. Совершать действия по кормлению куклы;
11. Умывание куклы 1 25.10 Урок Совершать действия по наливанию воды в кувшин или в ванночку;
12. Умывание рук куклы с мылом и без мыла. 25.10 С./р. Совершать действия по умыванию рук куклы без мыла и с мылом
13. Вытирание рук куклы. 01.11 Урок Совершать действия по вытиранию рук куклы развернутым полотенцем;
14. Вытирание рук куклы развернутым полотенцем. 01.11 С./р. Совершать действия по вытиранию рук куклы развернутым полотенцем;
11 четверть – 14 часов 1. Обыгрывание игрушек - животных 1 15.11 Урок Понимать значение слов, уметь подражать звукам, характерным для данного животного;
2. Уметь воспроизводить движения кошки 1 15.11 С/р. Уметь воспроизводить движения животных соответствующим игрушкам - кошке
3. Уметь воспроизводить движения собаки. 1 22.11
Урок Уметь воспроизводить движения животных соответствующим игрушкам - собаке
4. Уметь воспроизводить движения утки. 1 22.11
С./р. Уметь воспроизводить движения животных соответствующим игрушкам - утки
5. Укачивание игрушек – животных на руках 1 29.11
Урок Укачивать животных-игрушек на руках и в коляске;
6 Укладывание животных в кровать 1 29.11
С./р. Уметь укладывать животных-игрушек в кровать, в коляску
7. Прокатывание машины 1 06.12 Урок Уметь прокатывать машину рукой на столе, на полу, по наклонной плоскости и подражать звукам, характерным для данного двигателя;
8 Подражание звукам, характерным для машин. 1 06.12 С./р. Уметь прокатывать машину рукой на столе, на полу, по наклонной плоскости и подражать звукам, характерным для данного двигателя;
9. Катание в кузове игрушек - животных 1 13.12
Урок Понимание названий используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий, наличие адекватных эмоциональных реакций на игрушки и выполняемые с ними действия.
10. Прокатывание машины по наклонной плоскости 1 13.12
С./р. Понимание названий используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий, наличие адекватных эмоциональных реакций на игрушки и выполняемые с ними действия.
11. Катание игрушек с подвижными частями на колесах. 1 20.12 Урок Уметь катать игрушки с подвижными частями, адекватно эмоционально реагировать на игрушки и выполняемые с ними
12. Катание игрушки с помощью специальной палочки 1 20.12 С./р. Уметь катать игрушки с помощью специальной палочки, адекватно эмоционально реагировать на игрушки и выполняемые с ними
13. Дидактическая игра «Найди игрушку» 1 27.12 Урок Уметь соотносить предмет и изображение
14. Игры на соотношение предмета и изображения 1 27.12 С./р. Уметь соотносить предмет и изображение
111 четверть – 18 часов
1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» 1 17.01 Урок Выполнять действия по образцу учителя.
2. Игры на соотношение предметов и изображений 1 17.01 С/р. Уметь соотносить предмет и изображение
3. Ролевая игра «У нас в гостях кукла» 1 24.01 Урок Понимать название используемых игрушек и словесно обозначать выполняемые действия, давать адекватные эмоциональные реакции на игрушки
4 Подбор атрибутов одежды для кукол 1 24.01 С./р. Уметь правильно подбирать одежду для кукол по сезону
5. Ролевая игра «Уложим куклу спать» 1 31.01 Урок Понимать название используемых игрушек и словесно обозначать выполняемые действия, давать адекватные эмоциональные реакции на игрушки
6 Уметь подготавливать кровать к укладыванию. 1 31.01 С./р. Уметь заправлять кровать постельным бельём, понимать названия используемых предметов
7. Ролевая игра «Кормим куклу» 1 07.02 Урок Понимать название используемых игрушек и словесно обозначать выполняемые действия, давать адекватные эмоциональные реакции на игрушки
8 Подбор посуды для принятия пищи, сопровождение действий речью 1 07.02 С./р. Уметь правильно подбирать посуду, сопровождать свои действия речью
9. Ролевая игра «Купание малышей» 1 21.02 Урок Понимать название используемых игрушек и словесно обозначать выполняемые действия, давать адекватные эмоциональные реакции на игрушки
10. Уметь наливать воду в кувшин или ванночку. 1 21.02 С./р. Уметь правильно наливать воду в ванночку, сопровождать свои действия речью
11 Ролевая игра «Оденем куклу на прогулку» 1 28.02 Урок Понимать название используемых игрушек и словесно обозначать выполняемые действия
12 Подбор атрибутов одежды для выхода на прогулку. 1 28.02 С./р. Уметь правильно подбирать одежду для проведения прогулки, сопровождать свои действия речью
13. Ролевая игра «Кукла проснулась» 1 07.03 Урок Понимать название используемых игрушек и словесно обозначать выполняемые действия
14. Сопровождение действий речью – использование потешки. 1 07.03 С./р. Уметь согласовывать свои действия со словами потешки15. Ролевая игра «Кукла заболела»» 1 14.03
Урок Понимать название используемых игрушек и словесно обозначать выполняемые действия
16. Сопровождение действий речью – использование потешки. 1 14.03
С./р. Уметь согласовывать свои действия со словами потешки17. Ролевая игра «Кукла заболела» 1 21.03 Урок Понимать название используемых игрушек и словесно обозначать выполняемые действия
18. Сопровождение действий речью – использование потешки. 1 21.03 С./р. Уметь согласовывать свои действия со словами потешки1V четверть – 14 часов
1. Плоскостной театр «Три медведя» 1 04.04
Урок Передвигать с помощью учителя фигурки плоскостного театра в соответствии с ролью,
2. Самостоятельно подбирать фигурки персонажей для сказки «Три медведя» 1 04.04
С./р. Имитировать движения персонажей в соответствии с ролью по подражанию (мимика, жесты)
3. Плоскостной театр «Колобок» 1 11.04 Урок Передвигать с помощью учителя фигурки плоскостного театра в соответствии с ролью,
4. Самостоятельно подбирать фигурки персонажей для сказки «Колобок» 1 11.04 С./р. Имитировать движения персонажей в соответствии с ролью по подражанию (мимика, жесты)
5. Пальчиковый театр «Репка» 1 18.04
Урок Передвигать с помощью учителя фигурки плоскостного театра в соответствии с ролью,
6 Самостоятельно подбирать фигурки персонажей для сказки «Репка» 1 18.04
С./р. Имитировать движения персонажей в соответствии с ролью по подражанию (мимика, жесты)
7. Игры – импровизации «Кошка и котята 1 25.04 Урок Осуществлять речевое общение в соответствии с сюжетом игры с помощью неречевых средств
8. Самостоятельно подбирать атрибуты к играм 1 25.04 С./р. Имитировать движения персонажей в соответствии с ролью по подражанию (мимика, жесты)
9. Игры – импровизации «Бабочка на лугу» 1 16.05
Урок Осуществлять речевое общение в соответствии с сюжетом игры с помощью неречевых средств
10 Самостоятельно подбирать атрибуты к играм 1 16.05
С./р. Имитировать движения персонажей в соответствии с ролью по подражанию (мимика, жесты)
11 Игры – импровизации «Курица и цыплята» 1 23.05
Урок Осуществлять речевое общение в соответствии с сюжетом игры с помощью неречевых средств
12. Самостоятельно подбирать атрибуты к играм 1 23.05
С./р. Имитировать движения персонажей в соответствии с ролью по подражанию (мимика, жесты)
13. Игры – импровизации «Зайчики на полянке» 1 30.05 Урок Осуществлять речевое общение в соответствии с сюжетом игры с помощью неречевых средств
14. Самостоятельно подбирать атрибуты к играм 1 30.05 С./р. Имитировать движения персонажей в соответствии с ролью по подражанию (мимика, жесты)
Общее количество часов 60
30 часов – урок
30 часов – самостоятельная работа
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Под редакцией А.Р. Маллер . М.,1984.
2. Воспитание н обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей. Под редакцией В. Е. Воронковой. М., 1994.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией И.М. Бгажноковой. Санкт-Петербург,2008.
4. Дети-олигофрены. Под ред. М.С. Певзнер . М.,1959.