РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Логопедические занятия» 1 – 4 классы


Рассмотрена и принята
на педагогическом совете
МКОУ «Крапивинская общеобразовательная школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Протокол № от 2016 Утверждаю
____________ ПС Кораблев
директор МКОУ «Крапивинская общеобразовательная школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ № от 2016
ПРИЛОЖЕНИЕ к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования муниципального казённого образовательного учреждения
«Крапивинская общеобразовательная школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционному курсу «Логопедические занятия»
1 – 4 классы
Составители:
2016
Оглавление
Пояснительная записка. 3
Характеристика коррекционного курса. 7
Место коррекционного курса в учебном плане. 8
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса. 9
Содержание коррекционного курса. 15
Тематическое планирование. 17
Система оценки достижения планируемых результатов. 45
Материально-техническое обеспечение коррекционного курса логопедии 46
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Логопедические занятия» для обучающихся 1-4 классов с легкой умственной отсталостью составлена в соответствии с требованиями:
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (проект);
адаптированной основной общеобразовательной программы МКОУ «Крапивинская ОШИ»
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
У обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью легкой степени (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи.
Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи ― письменной.
Произношение учащихся младших классов с нарушением интеллекта характеризуется гораздо большим количеством дефектных звуков.
Нарушения речи, у большинства поступающих в данное учреждение, носят характер системного недоразвития речи легкой степени, для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- дислексия;
-дисграфия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.
Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед увязывает с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1-2 классах, включены упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики. Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа подготавливает обучающихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).
«Программа логопедических занятий для учащихся 1-4 классов» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
-системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились, зарекомендовавшие себя в науке, разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и созданные эффективные методики их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др. Учитывая специфику образовательного процесса учреждения, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.
Цель: коррекционного курса «Логопедические занятия» состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации. Основные задачи коррекционного курса «Логопедические занятия»:
Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности.
Обогащение и развитие словаря, уточнение значение слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей.
Развитие и совершенствование грамматического строя речи
Развитие связной речи.
Коррекция недостатков письменной речи (чтения, письма).
Основными направлениями логопедической работы является:
Диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
Диагностика и коррекция лексической стороны речи; диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования); коррекция диалогической и формирование монологической форм речи;
Развитие коммуникативной функции речи;
Коррекция нарушений чтения и письма;
Расширение представлений об окружающей действительности; развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
Коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.
Коррекция звукопроизношения начинается с 1 класса и состоит из предварительного этапа, задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороной речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки свистящих, шипящих звуков, соноров Р и Л, заднеязычных согласных. Каждый период обучения имеет свои характерные цели, задачи, которые определяют с учетом развития речи детей и методы работы над произношением и обогащением словаря, развитием всех компонентов речи.
В 1 классе основной задачей логопедической работы является развитие фонематического слуха в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие.
Задачи:
1)развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
2)развитие фонематического слуха;
3)формирование речевого дыхания;
4)развитие вокальной характеристики голоса (высота, тембр, сила);
5)развитие ритмико-интонационной стороны речи;
6)уточнение артикуляции звуков, создание базы для успешной постановки звуков;
7)повышение речевой и эмоциональной активности детей;
8)совершенствование личностного контакта логопеда и ребенка;
9) обогащение словаря.
Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных (2 класс), звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных (3 класс), сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптической сходство. В 4 классе также проводится работа по устранению семантической дислексии.
Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 4 классах и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Ударение», «Безударные гласные», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов».

Характеристика коррекционного курса логопедии.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программ по русскому языку, чтения, речевой практики и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В структуру занятия может входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых обучающихся, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую.

III. Место коррекционного курса в учебном плане
Коррекция нарушений речи обучающихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого дефекта из обучающихся одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.
Коррекционные групповые занятия проводятся по расписанию. На занятия с группой обучающихся отводится 20 – 30 минут. Занятия с каждой группой проводятся 2 раза в неделю 1 класс- 66 часов, 3 раза в неделю 2-4 класс- 102 часов.

IV. Личностные результаты освоения коррекционного курса логопедии.
Личностные результаты (формирование жизненно важных компетенций)
обучающихся ( 1-4 класс)
Жизненно значимые компетенции Умения, входящие в блок компетенций
Минимальный уровень Достаточный уровень
Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения Способность оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя. Способность пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях.
Понимание того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально, и необходимо.
Способность выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений.
Возможность обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи
Осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою родину Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, в том числе историю Кемеровской области и Крапивинского района
Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей Ориентация в нравственном содержании и как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им
Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Установка на здоровый образ жизни; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявление к самостоятельной жизни Стремление к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту.
Овладение навыками самообслуживания в школе.
Умение включаться в разнообразныеповседневные дела.
Возможность принимать посильноеучастие, брать на себя ответственность вкаких-то областях школьной жизни.
Представления об устройстве школьнойжизни.
Возможность ориентироваться в пространстве школы, в расписании занятий. Готовность попросить о помощи в случае затруднений.
Готовность включаться в разнообразные повседневные школьные дела и принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность.
Понимание значения праздника в школе, того, что праздники бывают разными.
Стремление участвовать в подготовке и проведении праздника
Овладение навыками коммуникации принятыми нормами социального взаимодействия Способность решать актуальные жизненные задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).
Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.
Уметь корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.
Иметь возможность получать и уточнять информацию от собеседника.
Освоение культурных форм выражения своих чувств.
Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели.
Способность передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.
Уметь принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей.
Быть способным делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми
Дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/ безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.
Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером данной ситуации. Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др.
Активность во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности. Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.
Умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.
Умение устанавливать взаимосвязь природного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию. Умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
Прогресс в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность
Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей
Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы. Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение. Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса.
Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт. Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.
Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
Расширение круга освоенных социальных контактов
Предметные результаты освоения коррекционного курса логопедии.
1 класс
уметь слушать учителя-логопеда;
-уметь различать на слух речевые и неречевые звуки;
-уметь поддувать ватные шарики, сделанные из фольги, ваты. Надувать воздушные шары;- уметь называть звукоподражания (курица, петух, свинья, утка, лошадь, корова и др.).Знать: - кто и как подает голос;
- названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;
- свое имя, фамилию, имена, отчества своих учителей.
- уметь выполнять специальные упражнения для артикуляторных органов— губ, щек, языка, нёба (надуть щеки, губы сделать трубочкой (у), овалом (о), улыбнуться (и), язык жалом);
- уметь изолированно произносить поставленный звук;
- уметь узнавать и называть конкретные предметы;
- уметь правильно держать карандаш или ручку;
- уметь составлять простую фразу на основе предложенного рисунка;
-уметь писать элементы букв.
Знать:
- речевой профиль поставленных звуков;
- названия основных цветов, форму и размер предметов (большой, маленький);
- названия дней: вчера, сегодня, завтра.
2 класс
- уметь изолированно произносить поставленных 1-3 звуков;
- уметь выполнять специальные
упражнения для артикуляторных органов язык лопаткой, вверх, вниз, вправо, влево, облизать губы;
- уметь обводить, раскрашивать и штриховать геометрические фигуры;
- уметь отождествлять изображения с реальной действительностью;
- уметь узнавать предметы по внешним признакам, правильно их называть;
-уметь пользоваться тетрадью;
-уметь понимать общепринятое значение слов;
- уметь писать элементы букв.
Знать:
- речевой профиль поставленного звука;
- буквы;
- названия основных цветов, форму и размер предметов (большой, маленький);
- названия дней: вчера, сегодня, завтра;
- списывать по слогам с печатного текста.
- уметь правильно произносить поставленный звук в словах;
- уметь выделять первый звук в слове.
- различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные звуки;
- уметь объединять предметы в группы, используя обобщающие слова;
-уметь повторять четверостишия, в которых встречается данный звук («Воет, воет ветер, воет, завывает, с дерева листочки желтые срывает»— в-в-в);
- уметь связно высказываться по несложной сюжетной картинке (3 предложения).
Знать: алфавит; речевой профиль поставленных звуков;
- названия дней: вчера, сегодня, завтра;
- списывать по слогам с печатного и рукописного текста;
- при работе в тетради соблюдать строку.
3 класс
- уметь правильно произносить поставленный звук в словах;
- уметь группировать предметы по основным признакам (цвету, форме, величине);
- уметь различать гласные и согласные звуки;
- уметь различать сходные согласные звуки,
- уметь различать гласные ударные и безударные звуки.
Знать: речевой профиль поставленного звука;
- алфавит;
- согласные и гласные звуки;
- выделять первый и последний звук в слове;
- уметь составлять простую фразу на основе предложенного рисунка.
- уметь правильно произносить поставленные звуки в предложениях;- уметь различать звонкие и глухие согласные;
- уметь различать свистящие и шипящие согласные звуки;
- уметь анализировать слово по слоговому и звуковому составу;
- уметь определять количество и последовательность звуков и место звука в слове;
- уметь связно высказываться по несложной сюжетной картинке (5 предложений).
Знать: - четверостишия с поставленными звуками;
- согласные и гласные звуки;
-звонкие и глухие звуки;
- ударные и безударные звуки;
- названия и свойства изученных предметов и их частей; обобщающие названия изученных групп предметов.
4 класс
- уметь правильно произносить поставленный звук в четверостишии;
- уметь анализировать слово по слоговому и звуковому составу;
- уметь определять количество и последовательность звуков и место звука в слове;
Знать:- речевой профиль поставленных звуков;
- ударные и безударные звуки;
- звонкие и глухие звуки.
- уметь правильно произносить поставленные звуки в рассказах;
- уметь различать пары звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
- уметь различать буквы, имеющие кинетическое сходство;
- ставить ударение;
- строить слого-ритмическую схему слова;
- уметь связно высказываться по несложной сюжетной картинке (7 предложений).
Знать: анализ слова по слоговому и звуковому составу;
- определять количество и последовательность звуков и место звука в слове.

Содержание коррекционного курса логопедии.
1 класс (66 часов).
Обследование – 4 часов.
Пропедевтический (добукварный) период – 9 часов.
Букварный период 1 этап: изучение звуков и букв а,у,о,м,с,х – 6 часов.
2 этап: изучение звуков и букв ш, л, ы, н, р –5 часов.
3 этап: изучение звуков и букв: к, п, т, в, з, ж, б, г, д, и, й, буква ь – 12 часа.
4 этап: изучение звуков и букв е, е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ – 10 часов.
Развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи-16 часов.
Обследование – 4 часов.
2 класс (102часов).
Обследование – 6 часов.
Пропедевтический период – 3 часа.
Звуки и буквы-50 часов:
-Алфавит-2 часа.
-Дифференциация гласных и согласных звуков и букв – 3 часа.
-Ударение-2 часа.
-Слог-3 часа.
-Дифференциация звонких и глухих согласных –21 час.
-Дифференциация твёрдых и мягких согласных – 10 часов.
-Дифференциация сонорных согласных – 3 часа.
-Дифференциация свистящих и шипящих согласных – 6 часов.
Слово-15 часов.
Предложение – 5 часов.
Текст –5 часов.
Лексико-грамматический строй речи-12 часов.
Обследование – 6 часов.
3 класс (102 часов).
Обследование – 6 часов.
Пропедевтический период – 3 часа.
Звуки и буквы-42 часа:
-Алфавит-2 часа.
-Дифференциация гласных и согласных звуков и букв – 3 часа.
-Ударение-2 часа.
-Слог-3 часа.
-Дифференциация звонких и глухих согласных –14 часов.
-ъ и ь знак – 6 часов.
-Дифференциация сонорных согласных – 1 час.
-Дифференциация свистящих и шипящих согласных – 6 часов.
-Дифференциация оптически сходных букв-5 часов.
Слово-15 часов.
Предложение –10 часов.
Текст –8 часов.
Лексико-грамматический строй речи-12 часов.
Обследование – 6 часов.
4 класс (102 часов).
Обследование – 6 часов.
Пропедевтический период – 3 часа.
Звуки и буквы-40 часов:
-Алфавит-2 часа.
-Дифференциация гласных и согласных звуков и букв – 3 часа.
-Ударение-2 часа.
-Слог-3 часа.
-Дифференциация звонких и глухих согласных –7 часов.
-ъ и ь знак – 6 часов.
-Дифференциация свистящих и шипящих согласных – 6 часов.
-Дифференциация оптически сходных букв-11 часов.
Слово-15 часов.
Предложение –10 часов.
Текст –10 часов.
Лексико-грамматический строй речи-12 часов.
Обследование – 6 часов.

Тематическое планирование
Тематическое планирование логопедических занятий 1 класса (2 часа в неделю)
№ Название раздела, темы Кол. ч. Вид учебной деятельности Планируемые результаты Базовые учебные действия Примеч.
1 Обследование
8 ч. Выполнение действий по инструкции логопеда. Понимать обращённую речь. Знать названия предметов, действий, качеств. Уметь называть обобщённым словом предметы одной группы. Владеть элементарными навыками словообразования, словоизменения, согласования. Уметь выделять звук на фоне слова. Уметь правильно держать карандаш. Составлять предложение по картинке.
Положительное отношение к окружающей действительности. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.
Ориентироваться в пространстве класса. Пользоваться учебной мебелью. Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. 2 Пропедевтический период (добукварный)
6 ч. Выполнение артикуляционных упражнений. Сравнение предметов по цвету и форме. Обводка по шаблону разных предметов. Ориентирование в пространстве.
Распознавание предметных и природных шумов, музыкальных мелодий. Звукоподражание. Различение речевых и неречевых звуков. Правильное и чёткое произношение сохранных звуков. Знать название органов артикуляции. Различать основные эталоны цвета и формы. Уметь ориентироваться в пространстве.
Уметь различать на слух речевые и неречевые звуки. Уметь воспроизводить звукоподражания. Правильно произносить сохранные звуки и различать их в речи. Осознание себя как ученика, заинтересованного обучением, посещением занятий. Вступать в контакт и работать в коллективе. Адекватно использовать ритуалы школьного поведения. Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
3 Букварный период
1этап: изучение звуков и букв а,у,о,м,с,х –
6 ч. Выделение заданного звука из ряда других. Выбор картинки на заданный звук. Дифференциация сходных звуков. Обведение элементов букв, письмо букв а,у,о,м,с,х.
Звукобуквенный анализ. Составление, чтение и письмо слогов и слов. Уметь соотносить печатную букву с прописной. Уметь обводить и писать элементы букв, буквы а,у,о,м,с,х.
Уметь правильно соединять изученные буквы на письме. Уметь списывать с рукописного шрифта изученные буквы, слоги, слова. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Самостоятельность в выполнении учебных заданий. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов. 2этап: изучение звуков и букв ш, л, ы, н, р5ч.
Выделение заданного звука из ряда других. Выбор картинки на заданный звук. Дифференциация сходных звуков. Обведение элементов букв, письмо букв ш, л, ы, н, р.
Звукобуквенный анализ. Составление, чтение и письмо слогов и слов. Списывание предложений с рукописного текста.
Уметь соотносить печатную букву с прописной. Уметь обводить и писать элементы букв, буквы ш, л, ы, н, р. Уметь правильно соединять изученные буквы на письме. Уметь списывать с рукописного шрифта изученные буквы, слоги, слова, предложения. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Самостоятельность в выполнении учебных заданий. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов. 3этап: изучение звуков и букв: к, п, т, в, з, ж, б, г, д, и, й, буква ь
12 ч. Выделение заданного звука из ряда других. Выбор картинки на заданный звук. Дифференциация сходных звуков. Обведение элементов букв, письмо букв к, п, т, в, з, ж, б, г, д, и, й, буква ь
Звукобуквенный анализ. Составление, чтение и письмо слогов и слов. Списывание предложений с рукописного текста.
Уметь соотносить печатную букву с прописной. Уметь обводить и писать элементы букв, буквы к, п, т, в, з, ж, б, г, д, и, й, буква ь.
Уметь правильно соединять изученные буквы на письме. Уметь списывать с рукописного шрифта изученные буквы, слоги, слова, предложения. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Самостоятельность в выполнении учебных заданий. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов. 4этап: изучение звуков и букв е, е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
10 ч. Выделение заданного звука из ряда других. Выбор картинки на заданный звук. Дифференциация сходных звуков. Обведение элементов букв, письмо букв е, е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Звукобуквенный анализ. Составление, чтение и письмо слогов и слов. Списывание предложений с рукописного текста.
Уметь соотносить печатную букву с прописной. Уметь обводить и писать элементы букв, буквы е, е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Уметь правильно соединять изученные буквы на письме. Уметь списывать с рукописного шрифта изученные буквы, слоги, слова, предложения. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. 4 Развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи
17ч. Называние предметов по картинкам. Употребление обобщающих понятий. Различение предметов по заданному признаку. Употребление понятий один-много. Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обозначающих детёнышей животных. Согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными. Употребление в речи простых предлогов. Составление простого предложения. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Ведение диалога. Уметь называть предметы по лексическим темам. Употреблять в речи обобщающие понятия. Классифицировать предметы по заданному признаку. Уметь употреблять имена существительные в форме родительного падежа. Знать названия детёнышей животных. Уметь образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Уметь согласовывать части речи, правильно употреблять предлоги. Уметь составлять предложения, рассказ по картинке, серии сюжетных картинок, правильно согласовывая части речи. Уметь задавать вопросы и отвечать на них. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
Положительное отношение к окружающей действительности. Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Вступать в контакт и работать в коллективе. Адекватно использовать ритуалы школьного поведения. Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов. Наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание).
Тематическое планирование логопедических занятий 2 класс (3 часа в неделю)
№ Название раздела, темы Кол. ч. Вид учебной деятельности Планируемые результаты Базовые учебные действия Примеч.
1 Обследование 12 ч. Выполнение действий по инструкции логопеда. Понимать обращённую речь. Знать названия предметов, действий, качеств. Уметь называть обобщённым словом предметы одной группы. Владеть элементарными навыками словообразования, словоизменения, согласования. Уметь выделять звук на фоне слова. Составлять предложение по картинке.
Положительное отношение к окружающей действительности. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.
Ориентироваться в пространстве класса. Пользоваться учебной мебелью. Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. 2 Пропедевтический период 3 ч. Выполнение артикуляционных упражнений. Ориентировка в пространстве. Орнаментальноерисование по клеткам. Определение наличия звука в слове, места звука. Подбор слов на заданный звук. Актуализация имеющихся знаний по лексическим темам («Школа», «Времена года», «Дни недели», «Части суток»). Уметь ориентироваться в пространстве классной комнаты, на листе бумаги. Уметь определять наличие звука и его место в слове. Знать названия предметов по
лексическим темам («Школа», «Времена года», «Дни недели», «Части суток»). Употреблять в речи обобщающие понятия. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.
Ориентироваться в пространстве класса. Пользоваться учебной мебелью. Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. 3 Звуки, буквы 50 ч. Алфавит 2 ч. Воспроизведение букв в алфавитном порядке. Знать алфавит. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв 3 ч. Сравнение гласных и согласных звуков по артикуляции и звучанию. Нахождение в слогах, словах гласных и согласных букв. Знать основные признаки различия гласных и согласных звуков. Уметь соотносить звук с буквой. Уметь определять гласные и согласные буквы в слогах и в словах. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. Ударение 2 ч. Проговаривание слов с выделением ударного гласного по подражанию. Определение ударного гласного в слове. Знать смыслоразличительную и фонетическую роль ударения. Уметь выделять ударный гласный. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. Слог 3 ч. Выделение слога из рада слов. Деление слов на слоги. Разделение слов на группы в зависимости от количества слогов. Усвоить понятия слог и слово. Знать слогообразующую роль гласных. Уметь делить слова на слоги. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. Дифференциация звонких и глухих согласных 21 ч.
Сравнение звонких и глухих согласных звуков по артикуляции и звучанию. Выделение звуков из ряда других. Соотнесение звуков с буквами. Правописание дифференцируемых букв. Знать отличительные особенности образования звонких и глухих согласных. Уметь различать дифференцируемые звуки на слух, буквы на письме. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. Дифференциация твёрдых и мягких согласных 10 ч.
Сравнение твёрдых и мягких согласных звуков по артикуляции и звучанию. Выделение звуков из ряда других. Соотнесение звуков с буквами. Правописание дифференцируемых букв. Знать отличительные особенности образования твёрдых и мягких согласных. Уметь различать дифференцируемые звуки на слух, буквы на письме. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. Дифференциация сонорных согласных 3 ч. Сравнение сонорных согласных звуков по артикуляции и звучанию. Выделение звуков из ряда других. Соотнесение звуков с буквами. Правописание дифференцируемых букв. Знать отличительные особенности образования сонорных согласных. Уметь различать дифференцируемые звуки на слух, буквы на письме. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. Дифференциация свистящих и шипящих согласных (ч-щ, с-ш, з-ж, с-ц, ч-ц, сь-щ) 6 ч. Сравнение свистящих и шипящих согласных звуков по артикуляции и звучанию. Выделение звуков из ряда других. Соотнесение звуков с буквами. Правописание дифференцируемых букв. Знать отличительные особенности образования свистящих и шипящих согласных. Уметь различать дифференцируемые звуки на слух, буквы на письме. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. 4 Слово 15 ч. Различение слов с помощью постановки вопросов Кто? Что? Что делает? к каждому слову. Правописание предлогов. Употребление предлогов в устной речи в соответствии с их значением. Написание собственных имен, имен своих родственников и друзей.
Выписывание имена людей из текста. Различение названий животных и их кличек.
Владеть правилом постановки вопросов к словам-предметам, словам-действиям. Уметь выделять слова из текста. Уметь писать предлоги отдельно от других частей речи. Правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи. Знать правило написания большой буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. 5 Предложение 5 ч. Дополнение предложения словами по смыслу в зависимости от поставленного вопроса. Ответы на вопросы по сюжетной картине.
Составление предложения по серии картинок. Составление схем предложения. Подбор схемы к предложению.
Различать понятия «слово» и «предложение». Уметь выделять предложения в тексте. Уметь составлять предложения из двух слов (предмет, действие). Уметь составлять простое предложение по вопросу, картинке, на тему. Знать схемы предложения. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. 6 Текст 5 ч. Составление текста из предложенных предложений. Иметь представления о правилах составления текста. Уметь составлять текст из данных предложений. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. 7 Лексико-грамматический строй речи 12 ч. Называние предметов по картинкам. Употребление обобщающих понятий. Различение предметов по заданному признаку. Употребление понятий один-много. Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обозначающих детёнышей животных. Согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными. Знать основные признаки времён года.
Владеть временными представлениями: неделя, месяц, время года. Знать названия предметов изученных лексических тем. Уметь их классифицировать. Владеть навыками словообразования, словоизменения, согласования.
Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. Тематическое планирование логопедических занятий 3 класса (3 часа в неделю)
№ Название раздела, темы Кол. ч. Вид учебной деятельности Планируемые результаты Базовые учебные действия Примеч.
1 Обследование 12 ч. Выполнение действий по инструкции логопеда. Понимать обращённую речь. Знать названия предметов, действий, качеств. Уметь называть обобщённым словом предметы одной группы. Владеть элементарными навыками словообразования, словоизменения, согласования. Уметь выделять звук на фоне слова. Составлять предложение по картинке.
Положительное отношение к окружающей действительности. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.
Ориентироваться в пространстве класса. Пользоваться учебной мебелью. Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. 2 Пропедевтический период 3 ч. Выполнение артикуляционных упражнений. Ориентировка в пространстве. Орнаментальноерисование по клеткам. Определение наличия звука в слове, места звука. Подбор слов на заданный звук. Актуализация имеющихся знаний по лексическим темам («Школа», «Времена года», «Дни недели», «Части суток»). Уметь ориентироваться в пространстве классной комнаты, на листе бумаги. Уметь определять наличие звука и его место в слове. Знать названия предметов по
лексическим темам («Школа», «Времена года», «Дни недели», «Части суток»). Употреблять в речи обобщающие понятия. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.
Ориентироваться в пространстве класса. Пользоваться учебной мебелью. Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. 3 Звуки и буквы 42ч. Алфавит 2 ч. Воспроизведение букв в алфавитном порядке. Написание слов в алфавитном порядке. Знать алфавит. Уметь располагать слова в алфавитном порядке. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв 3 ч. Сравнение гласных и согласных звуков по артикуляции и звучанию. Нахождение в слогах, словах гласных и согласных букв. Звуко-буквенный анализ слогов, слов. Подбор слов на заданный звук. Знать основные признаки различия гласных и согласных звуков. Уметь соотносить звук с буквой. Уметь определять гласные и согласные буквы в слогах и в словах. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. Ударение 2 ч. Проговаривание слов с выделением ударного гласного по подражанию. Определение ударного гласного в слове. Знать смыслоразличительную и фонетическую роль ударения. Уметь выделять ударный гласный. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. Слог 3 ч. Выделение слога из рада слов. Деление слов на слоги. Разделение слов на группы в зависимости от количества слогов. Упражнение в переносе слов по слогам. Усвоить понятия слог и слово. Знать слогообразующую роль гласных. Уметь делить слова на слоги. Знать и применять на практике правило переноса слов по слогам. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. Дифференциация звонких и глухих согласных 14 ч.
Сравнение звонких и глухих согласных звуков по артикуляции и звучанию. Выделение звуков из ряда других. Соотнесение звуков с буквами. Правописание дифференцируемых букв. Звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. Знать отличительные особенности образования звонких и глухих согласных. Уметь различать дифференцируемые звуки на слух, буквы на письме. Владеть элементарными навыками языкового анализа и синтеза. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. Мягкий знак 6 ч. Соотнесение мягкого знака с символом для обозначения на письме. Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака. Различение мягкого знака в функции смягчения и разделения. Правописание слов с мягким знаком. Уметь соотносить мягкий знак с символом для обозначения на письме. Обозначать мягкость согласного с помощью мягкого знака. Различать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком в функции смягчения. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. Дифференциация сонорных согласных 1 ч. Сравнение сонорных согласных звуков по артикуляции и звучанию. Выделение звуков из ряда других. Соотнесение звуков с буквами. Правописание дифференцируемых букв. Звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. Знать отличительные особенности образования сонорных согласных. Уметь различать дифференцируемые звуки на слух, буквы на письме. Владеть элементарными навыками языкового анализа и синтеза. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. Дифференциация свистящих и шипящих согласных 6 ч. Сравнение свистящих и шипящих согласных звуков по артикуляции и звучанию. Выделение звуков из ряда других. Соотнесение звуков с буквами. Правописание дифференцируемых букв. Звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. Знать отличительные особенности образования свистящих и шипящих согласных. Уметь различать дифференцируемые звуки на слух, буквы на письме. Владеть элементарными навыками языкового анализа и синтеза. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. Дифференциация оптически сходных букв (о-а, у-и, и-ш, б-д, п-т) 5 ч Соотнесение звуков с буквами. Упражнение в различении оптически сходных букв (о-а, у-и, и-ш, б-д, п-т). Знать зрительный образ букв. Сходство и различия в написании букв. Уметь различать буквы на письме. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. 4 Слово 15 ч. Различение слов с помощью постановки вопросов Кто? Что? Что делает? Какой? к каждому слову. Правописание предлогов. Употребление предлогов в устной и письменной речи в соответствии с их значением. Написание собственных имен, имен своих родственников и друзей, домашнего адреса.
Выписывание имена людей из текста. Различение названий животных и их кличек.
Владеть правилом постановки вопросов к словам-предметам, словам-действиям, словам-признакам. Уметь выделять слова из текста. Уметь писать предлоги отдельно от других частей речи. Правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи. Знать правило написания большой буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных, названий улиц, городов, рек. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. 5 Предложение 10 ч. Дополнение предложения словами по смыслу в зависимости от поставленного вопроса. Ответы на вопросы по сюжетной картине.
Составление предложения по серии картинок. Составление схем предложения. Подбор схемы к предложению.
Различать понятия «слово» и «предложение». Уметь выделять предложения в тексте. Уметь составлять предложения из нескольких слов. Уметь составлять простое предложение по вопросу, картинке, на тему. Знать схемы предложений. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. 6 Текст 8ч. Составление текста из предложенных предложений. Работа с деформированным текстом. Иметь представления о правилах составления текста. Уметь составлять текст из предложенных предложений. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. 7 Лексико-грамматический строй речи 12 ч. Называние предметов по картинкам. Употребление обобщающих понятий. Различение предметов по заданному признаку. Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обозначающих детёнышей животных. Согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными. Знать основные признаки времён года.
Владеть временными представлениями: неделя, месяц, время года. Знать названия предметов изученных лексических тем. Уметь их классифицировать. Владеть навыками словообразования, словоизменения, согласования.
Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. Тематическое планирование логопедических занятий 4 класс (3 часа в неделю)
№ Название раздела, темы Кол. ч. Вид учебной деятельности Планируемые результаты Базовые учебные действия Примеч.
1 Обследование 12 ч. Выполнение действий по инструкции логопеда. Понимать обращённую речь. Знать названия предметов, действий, качеств. Уметь называть обобщённым словом предметы одной группы. Владеть элементарными навыками словообразования, словоизменения, согласования. Уметь выделять звук на фоне слова. Составлять предложение по картинке.
Положительное отношение к окружающей действительности. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.
Ориентироваться в пространстве класса. Пользоваться учебной мебелью. Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. 2 Пропедевтический период 3 ч. Выполнение артикуляционных упражнений. Ориентировка в пространстве. Орнаментальноерисование по клеткам. Определение наличия звука в слове, места звука. Подбор слов на заданный звук. Актуализация имеющихся знаний по лексическим темам («Школа», «Времена года», «Дни недели», «Части суток»). Уметь ориентироваться в пространстве классной комнаты, на листе бумаги. Уметь определять наличие звука и его место в слове. Знать названия предметов по
лексическим темам («Школа», «Времена года», «Дни недели», «Части суток»). Употреблять в речи обобщающие понятия. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.
Ориентироваться в пространстве класса. Пользоваться учебной мебелью. Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. 3 Звуки и буквы 40ч. Алфавит 2 ч. Воспроизведение букв в алфавитном порядке. Написание слов в алфавитном порядке. Составление списка предметов в алфавитном порядке. Знать алфавит. Уметь располагать слова в алфавитном порядке. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв 3 ч. Сравнение гласных и согласных звуков по артикуляции и звучанию. Нахождение в слогах, словах гласных и согласных букв. Звуко-буквенный анализ слогов, слов. Подбор слов на заданный звук. Знать основные признаки различия гласных и согласных звуков. Уметь соотносить звук с буквой. Уметь определять гласные и согласные буквы в слогах и в словах. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. Ударение 2 ч. Проговаривание слов с выделением ударного гласного по подражанию. Определение ударного гласного в словах со сложной слоговой структурой. Знать смыслоразличительную и фонетическую роль ударения. Уметь выделять ударный гласный. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. Слог 3 ч. Выделение слога из рада слов. Деление слов на слоги. Разделение слов на группы в зависимости от количества слогов. Упражнение в переносе слов по слогам. Усвоить понятия слог и слово. Знать слогообразующую роль гласных. Уметь делить слова на слоги. Знать и применять на практике правило переноса слов по слогам. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. Дифференциация звонких и глухих согласных 7 ч.
Сравнение звонких и глухих согласных звуков по артикуляции и звучанию. Выделение звуков из ряда других. Соотнесение звуков с буквами. Правописание дифференцируемых букв. Звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. Знать отличительные особенности образования звонких и глухих согласных. Уметь различать дифференцируемые звуки на слух, буквы на письме. Владеть навыками языкового анализа и синтеза. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. Мягкий знак 6 ч. Соотнесение мягкого знака с символом для обозначения на письме. Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака. Различение мягкого знака в функции смягчения и разделения. Правописание слов с мягким знаком. Уметь соотносить мягкий знак с символом для обозначения на письме. Обозначать мягкость согласного с помощью мягкого знака. Различать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком в функции смягчения. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. Дифференциация свистящих и шипящих согласных 6 ч. Сравнение свистящих и шипящих согласных звуков по артикуляции и звучанию. Выделение звуков из ряда других. Соотнесение звуков с буквами. Правописание дифференцируемых букв. Звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. Знать отличительные особенности образования свистящих и шипящих согласных. Уметь различать дифференцируемые звуки на слух, буквы на письме. Владеть элементарными навыками языкового анализа и синтеза. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. Дифференциация оптически сходных букв (о-а, у-и, и-ш, б-д, п-т, л-м, к-н, ш-щ, и-ц, ц-щ, з-е). 11 ч. Соотнесение звуков с буквами. Упражнение в различении оптически сходных букв (о-а, у-и, и-ш, б-д, п-т л-м, к-н, ш-щ, и-ц, ц-щ, з-е). Знать зрительный образ букв. Сходство и различия в написании букв. Уметь различать буквы на письме. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. 4 Слово 15 ч. Различение слов с помощью постановки вопросов Кто? Что? Что делает? Какой? к каждому слову. Нахождение в тексте слов, обозначающих действия предметов, правильное согласование их в речи со словами, обозначающими предметы. Подбор к предмету ряда действий и определение предметов по ряду действий.
Называние признаков определённых предметов по вопросам. Правописание предлогов. Употребление предлогов в устной и письменной речи в соответствии с их значением. Написание собственных имен, имен своих родственников и друзей, домашнего адреса.
Выписывание имена людей из текста. Различение названий животных и их кличек. Владеть правилом постановки вопросов к словам-предметам, словам-действиям, словам-признакам. Уметь выделять слова из текста. Уметь писать предлоги отдельно от других частей речи. Правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи. Знать правило написания большой буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных, названий улиц, городов, рек. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. 5 Предложение 10 ч. Дополнение предложения словами по смыслу в зависимости от поставленного вопроса. Ответы на вопросы по сюжетной картине.
Составление предложения по серии картинок. Составление схем предложения. Подбор схемы к предложению. Различать понятия «слово» и «предложение». Уметь выделять предложения в тексте. Уметь составлять предложения из нескольких слов. Уметь составлять простое предложение по вопросу, картинке, на тему. Знать схемы предложений. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. 6 Текст 10ч. Составление текста из предложенных предложений. Работа с деформированным текстом. Иметь представления о правилах составления текста. Уметь составлять текст из предложенных предложений. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. 7 Лексико-грамматический строй речи 12 ч. Называние предметов по картинкам. Употребление обобщающих понятий. Различение предметов по заданному признаку. Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обозначающих детёнышей животных. Согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными. Знать основные признаки времён года.
Владеть временными представлениями: неделя, месяц, время года. Знать названия предметов изученных лексических тем. Уметь их классифицировать. Владеть навыками словообразования, словоизменения, согласования.
Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Читать. Писать. Система оценки достижения планируемых результатов.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основании мнений группы (экспертов). Состав экспертной группы включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача-невролога, психиатра, педиатра), которые хорошо знают ученика. Основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах. Результаты анализа представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах:
5 – планируемый результат полностью достигнут (выполняет задания без ошибок и полностью самостоятельно)
4 – планируемый результат достигнут на базовом уровне (выполняет задания с небольшим количеством ошибок или с незначительной помощью)
3 – планируемый результат достигнут на минимально необходимом уровне (выполняет задания с большим количеством ошибок даже с помощью взрослого)
2 – планируемый результат не достигнут (не может выполнить типовые, много раз отработанные задания, даже с помощью взрослого)
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Участники экспертной группы представляют результаты анализа оценки личностных результатов обучающихся на психолого-медико-педагогическом консилиуме на основе критерий, параметров индикаторов программы оценки личностных результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Материально-техническое обеспечение коррекционного курса логопедии.
Оснащение кабинета.
1. Кабинет площадь
1.Рабочий стол для логопеда.
2.Шкафы для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.
3.Ученические столы и стулья.
4.Настенное зеркало 50 х 100 см для индивидуальной работы со специальным дополнительным освещением.
5.Детские настольные зеркала.
7.Магнитная школьная доска.
8.Коробки и папки для пособий.
Сменное оформление кабинета.
1.Схемы профиля артикуляционного аппарата.
Учебно-методическое обеспечение кабинета:
Материал для работы над звукопроизношением.
1. Артикуляционные упражнения (карточки).
2. Профили звуков.
3. Наборы зондов.
4. Набор пособий для работы над речевым дыханием.
5. Предметные картинки на все изучаемые звуки.
6. Альбомы на автоматизацию поставленных звуков.
7. Тексты на автоматизацию поставленных звуков.
8. Постановка звуков (карточки).
9.Материал для формирования фонетического восприятия, звукового анализа:
* Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
*Предметные картинки на дифференциацию звуков;
* Тексты на дифференциацию звуков;
*Символы звуков.
Материал для работы над неречевыми процессами:
1.Игры и игрушки для развития:
-мелкой моторики;
-внимания;
-памяти;
-аналитико-синтетического мышления;
-ориентировки в пространстве;
- счетный материал;
-разрезные картинки;
-картинки и тексты со скрытым смыслом;
-картинки
-шутки (что неправильно, что лишнее и др.)
- классификация (по цвету, форме, общей принадлежности к одной категории предметов).
Материал для работы над словарем:
1. Предметные картинки.
Овощи
Ягоды
Головные уборы
Мебель
Птицы
Семья
Растения
Грибы
Одежда
Посуда
Игрушки
Насекомые
Профессии
Деревья
Дом и его части
Фрукты
Животные и их детеныши
Транспорт
Инструменты
Времена года
Школьные принадлежности
2. Предметные картинки на подбор антонимов.
3. Предметные картинки на подбор синонимов.
Материал для работы над грамматическим строем речи:
-карточки;
-серии картинок;
-схемы предлогов;
-пособия на составлении предложений с простыми и сложными предлогами.
-пособия на согласование;
-деформированные тексты;
Материал для обучения рассказыванию:
-детская литература;
-материал (тексты) для закрепления звуков и грамматических категорий в пересказе;
-предметные и сюжетные картинки;
-серия сюжетных картинок;
-сюжетные картинки;
-наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных
рассказов.
Материал для обучения грамоте:
-касса букв и слогов;
-демонстрационный и индивидуальный раздаточный материал для усвоения звуко-слогового анализа;
-демонстрационный материал для усвоения букв;
-пособия, игры для обучения грамоте.
-подвижная азбука;
-азбука в картинках;
-схемы для анализа предложений;
-наборы предметных картинок для деления слов на слоги;
-логопедический букварь;
-имя существительное;
-глагол;
-прилагательное;
-наречие;
-числительное.
Материал для обследования речи обучающихся:
1.Обследование произношения.
2. Обследование фонетического восприятия, фонематического анализа и
синтеза, фонематических представлений.
3. Обследование слоговой структуры слова.
4. Обследование словаря.
5. Обследование грамматического строя речи.
6. Обследование самостоятельной речи.
7. Обследование письменной речи, языкового анализа.
8. Счетный материал.
9. Разрезные картинки из 2-4-6 частей.
10. Картинки и тексты со скрытым смыслом.
Книгопечатная продукция
1. Ефименко, Л.И. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте [Текст] / Л.И. Ефименко, Г.Г. Мисаренко.- М.: Просвещение, 1988. – 178 с.
2. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1989. – 321 с.
3. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / [Текст] Р.И. Лалаева. - М.: Владос, 1998. – 367 с.
4. Логопедия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Л.С. Волковой. - М.: Просвещение,1989. – 583 с.
5. Лопухина, И.А. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи [Текст] / И.А. Лалаева. М.: Аквариум, 1995. – 361 с.
6. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов[Текст] / Е.А. Пожиленко. - М.: Владос, 1999. – 178 с.
7. Садовникова, Н.И. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] / Н.И. Садовникова. - М.: Просвещение,1997. – 278 с.
8. Филичева, Т.Г. Основы логопедии[Текст]/ Т.Г. Филичева, Н.А.Чевелева, Т.В.Чиркина.- М.: Просвещение, 1989. – 298 с.
9. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст]/ М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 1988. – 360 с.
Печатные пособия.
1.Богомолова, А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми [Текст] /А.И. Богомолова. - М.: Школа, 1996. – 244 с.
2. Колесникова Е.В. Я начинаю читать: Рабочая тетрадь для занятий с детьми 5-7лет.-Изд.2-е,доп.и перрераб.-М.: Издательство «Ювента»,2003.
3. Курцева З.И. Ты словечко, я-словечко… Пособие по риторике для дошкольников 5-6 лет/ Под.ред. Т.А.Ладыженской.-М.: Баласс,2004.
4. Логопедическая раскраска: «Звуки Р, Рь.»
5. Логопедическая раскраска: «Звуки Ж., Ш.»
6. Нищева Н.В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения.-СПб.: Детство-пресс,2002.
Компьютерные и информационно-коммуникационные средства.
ПК,
Технические средства обучения.
Магнитофон кассетный
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Предметные картинки, разрезная азбука, муляжи, дидактические игры направленные на развитие высших психических функций, развивающие игры по лексическим темам, карточки для индивидуальной работы, зеркала, звуковые линейки, цветные полоски, кружочки для составление графических схем слогов и слов, алфавит, предметные и сюжетные картинки, речевые профили.