АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Двигательное развитие» 2класс

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Приозерская школа-интернат,
реализующая адаптированные образовательные программы»

ПРИНЯТА
УТВЕРЖДЕН

на педагог. совете
Распоряжение №145

Протокол №1
от 28.08.2015г

от 28.08.2015г





АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционному курсу
«Двигательное развитие»
2 класс
(Вариант II)

2016 – 2017 учебный год






Разработчик программы:
учитель Н.А. Ротару

I. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой.
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов). У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.
Целью программы является работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Основные задачи:
мотивация двигательной активности,
поддержка и развитие имеющихся движений,
расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;
освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся в классе.
Особенности психофизического развития детей в классе определяют специфику их образовательных потребностей. Исходя из этого, класс целесообразно поделить на две группы:
1 группа учащихся для, которых характерна умственная отсталость в умеренной степени, она сочетается с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение.
Часть детей, отнесенных к данной группе категории, имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи.
Развитие детей данной группы, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.). Способность ребенка выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.) создаёт предпосылки для обучения отдельным операциям по самообслуживанию и предметно-практической деятельности.
2 группа учащихся для, которых характерна умственная отсталость в тяжелой степени, она так же сочетается с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение.
Часть детей, отнесенных к данной группе категории, имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи.
Разделение на группы в данном случае носит условный характер и ни в коем случае не предполагает реальное разделение детей в образовательной организации. Смешанная комплектация классов создает условия, в которых дети могут учиться подражать и помогать друг другу.
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. В случае тяжелой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.
Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.
Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.
Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений.
Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Нарушение мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с нарушениями интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.
Особенности обучения
Занятия по коррекционному курсу «Двигательное развитие» проводятся 2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе занятий учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру).
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи детей.
II. Место предмета в учебном плане 2 класса
В учебном плане коррекционный курс представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 68 часа в год.
III. Планируемые результаты освоения программы во 2 классе
Развитие элементарных пространственных понятий
Знание частей тела человека
Знание элементарных видов движений
Умение выполнять исходные положения
Умение бросать, перекладывать, перекатывать.
Умение управлять дыханием

IV. Программа формирования БУД
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант II).
Группа БУД
Учебные действия и умения.
Виды заданий на уроке.
Способы оценки сформированности действий (с помощью каких заданий можно оценить)

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
Формирование благоприятного социально-психологического климата во время урока.
Наглядные - практические.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические игры.
Пиктограммы.
«Найди свою парту»
«Покажи свое рабочее место»

2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические. Игры.
Пиктограммы.
«Посмотри на меня»
«Найди на парте»
«Повтори за мной»
Ритмические движение вместе с педагогом.
( физкультминутки, динамические паузы)
« Знакомство с книгой»
« Найди в пенале»
«Что лишнее?»
Игра «можно- нельзя»
«Прописи»


- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого;




- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.



3. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические игры.
Пиктограммы.
«Кто внимателен»
«Выбери правильный ответ»
«Отгадывание загадок», «Раскрась»,
«Бусины и ниточки», «Построй домик »,
«Раскрась по шаблону» «Соедини точки»


- от начала до конца,




- с заданными качественными параметрами.




4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
-Умение следовать инструкции педагога.
Устные.
Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Пиктограмма,
«Найди тетрадь»
«Передай мяч».

В процессе обучения осуществлять мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется балловая система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

V. Содержание программы
Коррекционный курс содержит разделы:
Раздел: Общеразвивающие и корригирующее упражнения
- дыхательные
- общеразвивающие
Раздел: Прикладные упражнения
- ходьба
-равновесие
- броски, ловля, передача предметов
Раздел: Игры

VI. Тематическое планирование.
п/п
Раздел
Кол-во
часов
Содержание раздела

1
Общеразвивающие и корригирующее упражнения
31
Дыхательные упражнения в образном оформлении. Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки, под счет. Грудное, брюшное и полное дыхание в исходном положении «лежа на спине», «сидя», «стоя». Дыхание через нос, через рот. Изменение длительности вдоха и выдоха. Дыхание в ходьбе с имитацией. Движение руками в исходном положении. Движение предплечий и кистей рук в различных направлениях. Наклоны. приседания

2
Прикладные упражнения

Ходьба - ровным шагом, в колонне, по кругу, взявшись за руки, на носках, в медленном и быстром темпе
Равновесие – ходьба по линии, на носках.
Броски, ловля, передача предметов - правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками, передача и перекаты мяча.

3
Игры

«Кошка и мышки», «Волшебный мешочек», «Вот так позы», «Аист ходит по болоту», «Запомни порядок»


VII. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Технологии обучения.
В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:
1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Методы обучения
Методы мотивации учебной деятельности
Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
познавательная (ролевая и имитационная) игра.
Учебно-методический комплекс.
Ковер
Игрушки


Литература
1. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР, 1983г.
2. Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитие интеллекта» Под редакцией кандидата психологический наук, профессора - Бгажнокова И. М. Москва, 2012г
3. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа). Составитель-Госкомитет СССР по народному образованию, 1990.

VIII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Урока
Дата

Тема
Тип урока
Технологии
Цели урока
Виды деятельности


План
Факт






I ЧЕТВЕРТЬ

1
2
02.09
05.09

Дыхательные упражнения в образном оформлении
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать правильное дыхание
Упражнения

3
4
09.09
12.09

Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки. Под счет.
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать правильное дыхание
Упражнения

5
6
16.09
19.09

Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать правильное дыхание
Упражнения

7
8
23.09
26.09

Изменение длительности дыхания
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать правильное дыхание
Упражнения

9

10
30.09
03.10

Дыхание при ходьбе с имитацией
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык выполнения элементарных упражнений
Упражнения

11

12
07.10
10.10

Движение руками в исходных положениях
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык выполнения элементарных упражнений
Упражнения

13
14
15

14.10
17.10
21.10

Движение предплечий и кистей рук
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык выполнения элементарных упражнений
Упражнения

16
17
24.10
28.10

Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык выполнения элементарных упражнений
Упражнения

II ЧЕТВЕРТЬ

18
19
07.11
11.11

Наклоны головой
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык выполнения элементарных упражнений
Упражнения

20
21
14.11
18.11


Наклоны туловищем
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык выполнения элементарных упражнений
Упражнения

22
23

21.11
25.11


Сгибание стопы
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык выполнения элементарных упражнений
Упражнения

24
25
28.11
02.12


Перекаты с носков на пятки
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык выполнения элементарных упражнений
Упражнения

26
27
05.12
09.12


Приседания
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык выполнения элементарных упражнений
Упражнения

28
29
12.12
16.12

Отстукивание и отхлопывание разного темпа
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык выполнения элементарных упражнений
Упражнения

30
31
19.12
23.12

Выполнение по памяти комбинаций движения
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык выполнения элементарных упражнений
Упражнения

III ЧЕТВЕРТЬ

32
33
09.01
13.01

Ходьба ровным шагом
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык выполнения элементарных упражнений
Упражнения

34
35
36
16.01
20.01
23.01

Ходьба по кругу, взявшись за руки.
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык выполнения элементарных упражнений
Упражнения

37
38
27.01
30.01

Ходьба на носках
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык выполнения элементарных упражнений
Упражнения

39
40
03.02
06.02

Ходьба в медленном и быстром темпе
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык выполнения элементарных упражнений
Упражнения

41
42
10.02
13.02

Ходьба по линии
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык выполнения элементарных упражнений
Упражнения

43
44
45
17.02
20.02
24.02

Ходьба на носках
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык выполнения элементарных упражнений
Упражнения

46
47
27.02
03.03

Захват предметов
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык выполнения элементарных упражнений
Упражнения

48
49
06.03
10.03

Передача предметов
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык выполнения элементарных упражнений
Упражнения

50
51
13.03
17.03

Броски мячей
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык выполнения элементарных упражнений
Упражнения

52
53
20.03
24.03

Перекатывание мячей
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык выполнения элементарных упражнений
Упражнения

IV ЧЕТВЕРТЬ

54

55
56
03.04
07.04
10.04

«Кошка и мышки»
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык выполнения элементарных упражнений
Упражнения

57
58
59
14.04
17.04
21.04

«Волшебный мешочек»
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык выполнения элементарных упражнений
Упражнения

60
61
62
24.04
28.04
05.05

«Вот так позы»
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык выполнения элементарных упражнений
Упражнения

63
64
65
12.05
15.05
19.05

«Аист ходит по болоту»
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык выполнения элементарных упражнений
Упражнения

66
67
22.05
26.05

«Запомни порядок»
Комбинированный
Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие
Сформировать навык выполнения элементарных упражнений
Упражнения

Лист корректировки








13PAGE \* MERGEFORMAT141315




15