Конспект урока по окружающему мируОхрана природы


Урок начинается с музыки «В мире животных»

Учитель: Люди с давних пор наделены возможностью слышать и понимать природу , догадываться о чем говорят животные и растения. Как вы думаете о чем могли бы поговорить с нами животные и растения , окажись мы в весеннем лесу , парке , сквере?
Ученик:…..
Учитель: Давайте послушаем стихотворение Глеба Горбовского «Лес» и скажем о чем пойдет речь на уроке?
(Ученик читает стихотворение.)
Ученик:….
Учитель: Да , ребята, сегодня мы с вами вспомним правила поведения в природе, поговорим об охране природы весной. Но вначале вспомним , что такое охрана природы?
Ученик:….
Учитель: Правильно.
Охрана природы-комплекс мероприятий, охватывающий охрану, рациональное использование, восстановление объектов живой и неживой природы.
Как вы уже сказали , природа не только может поделиться радостью от наступления тепла , яркого солнца, но и конечно поблагодарит вас за помощь в тяжелое зимнее время. Вот и давайте вспомним как мы помогли перезимовать нашей природе?
(Ученики говорят , опираясь на слайды.)
Учитель: А сейчас давайте прислушаемся к голосам весенней природы, попробуем представить и ее изобразить. В тоже время постараемся различить в ее многоголосии слова , обращенные к нам.
(Ученики эмитируют природу. )
Учитель: Что же вам представилось? (Ученики высказываются.) Тихонечко все садимся. И сейчас послушаем первый ее голос.
Слайд.
Вы узнали его ? Я вам помогу: это дерево растет повсюду. Оно является символом России.
Ученики:….
Учитель: Послушаем , что еще узнал про березу …
Ученик :….
Учитель: Есть особые правила сбора сока , чтобы не повредить дереву, попробуем догадаться какие?
Ученики:….
Учитель: Иногда проходя мимо такой раненной людьми березы ,прислушаясь можно услышать жалобные ее песни. Прочитаем об этом на стр.106 учебника.
(Дети читают вслух.)
(Ученик читает стихотворение.)
Учитель: Давайте прислушаемся к этому совету и запомним первое правило.

Ученик:….
Учитель: А вот и новый голос. Как называется этот цветок?
Ученик:….
Учитель: К сожалению подснежник легче найти в Красной Книге , чем в природе. Давайте прочитаем на стр. 108 почему исчезает этот цветок.
(Дети читают.)
Учитель : Подснежники не единственные весенние цветы , которые просят у людей о милосердии .Послушаем о чем нас просят… . (Ученик читает жалобную книгу.)
Учитель: Отсюда новое правило.

Ученик:….
Учитель: Ребята а кого можно встретить рядом с цветами?
Ученик:….
Учитель: Как часто ребята ловят бездумно насекомых .Насекомые – удивительные творения природы. Без них красивых и некрасивых жизнь лесов , лугов, рек может нарушаться. Некоторые насекомые находятся в самой настоящей опасности .Единственная их надежда на защиту-это Красная Книга и благоразумие людей. Один представитель насекомых прилетел к нам со своей жалобой. Угадаем его.
Ученик:….
Учитель: Послушаем его жалобу.
Ученик:….
Учитель: Давайте представим себя шмелем , прилетевшим к цветку.
(Ученики эмитируют шмеля.)
Учитель: А сейчас сформулируйте еще одно наше правило.

Ученик:….
Учитель: А вот и еще один голос природы.
Слайд.
Учитель: Это….
Учитель: Ребята а о чем нас могут попросить птицы?
Ученики:….
Учитель: В этом и будет заключаться наше следующее правило.

А может кто то из вас объяснит , что такое искусственное гнездование?
Ученики:….
Учитель: Давайте объяснение этого понятия найдем в тексте.
(Дети читают.)
Учитель: А сейчас представим такую ситуацию: Из гнезда выпал птенец. Вы идете со своим четвероногим другом. Собака его увидела и стала вырываться. Ваши действия.
Ученик:….
Учитель: Конечно. Задача хозяев –следить за своими питомцами, чтобы они не причиняли вреда окружающей природе. Если мы будем соблюдать правила может быть в Красной Книге не будут появляться новые обитатели, может ее страницы покинут животные , находящиеся на грани вымирания.

А какое весеннее явление наносит большой вред природе?
Ученик:….
Учитель: Послушайте как об этом написал Н. Некрасов в произведении «Дед Мазай и зайцы».
(Учитель читает.)
(На доске портрет Н. Некрасову и его книга.)
Какой добрый поступок совершил дед Мазай по отношению к природе?
Ученик:….
Учитель: Давайте на стр. 107 прочитаем какую помощь животным оказывают сотрудники заповедников во время половодья.

(Ученики читают.)
Учитель: Надеюсь , что после сегодняшнего урока , оказавшись в мире природы , вы будете не только любоваться красотой , но и сможете по –настоящему подружиться с природой .Вторгаясь в жизнь природы , человек зачастую нарушает закономерности, приводит к жизни нежелательные для него же самого изменения окружающей среды.И этого нам надо избегать. А сейчас еще раз повторим наши правила и подведем итог.
(7 слайдов .Дети повторяют правила , опираясь на слайды.)

Учитель: А сейчас с помощью смайликов оцените свои знания по правилам охраны природы.
(Дети оценивают.)
Скоро лето и кто не совсем еще дружен с природой, я думаю в это лето с ней сблизится и будет к ней добрее.
Урок окончен .Дома повторите стр. учебника 106-109.По тетради выполнить задания 2, 3 на стр. 59.