Интегрированный урок по литературе в 5 классе « История и литература о Великой Отечественной войне 1812 года». (на примере стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»)


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 28» города Курска
Интегрированный урок по литературе в 5 классе « История и литература о Великой Отечественной войне 1812 года». (на примере стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»)
Учитель русского языка и литературы Горбачева О.В.
Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Бородино», показать учащимся поэтическое изображение подвига русского народа в войне 1812 года. Воспитание у детей патриотических чувств.
Ход урока
Вступительное слово учителя
Наш урок посвящён войне 1812 года, которую вёл русский народ против французских захватчиков. Мы узнаем о событиях того времени и о том, какое отражение они нашли в русской литературе.
Давайте представим, что мы – редакционная коллегия толстого научного литературно-исторического журнала «Шаг за шагом, один из номеров которого посвящён нашей теме. Как у любого журнала, у нас будут свои рубрики. Каждая из них заранее получила задание. Особенность нашего журнала в том, что он – устный.
Итак, сегодня в нашем журнале:
- История и судьбы (материал об исторических личностях)
- Река времени (хроника событий)
-Литературная гостиная (история написания стихотворения «Бородино»)
- Круглый стол (обсуждение писем читателей и ответы на их вопросы)
- Библиографический отдел (литература по теме)
А также «Портретная галерея» и «Звуковая дорожка».
Ну что ж, начнём.
Река времени: Цели Наполеона.
23 июня 1812 года между 8 и 9 часами вечера огромное французское войско вторглось на Российскую территорию и стало с боями продвигаться вглубь страны. Наполеон рассчитывал разбить русские армии поодиночке. Но наши полководцы Петр Иванович Багратион и Михаил Богданович Барклай- де – Толли сумели, отбивая удары врага, отвести свои армии от границ и соединиться у Смоленска. (Найдите это на своих картах). Там состоялось ожесточённое сражение. Но французы продолжали наступать. В это опасное время командующим русскими войсками был назначен опытный полководец, военачальник Михаил Илларионович Кутузов. Что это за человек? Заглянем-ка на страничку «История и судьбы».
История и судьбы: Михаил Илларионович Кутузов умер в апреле 1813 года. Забальзамированное тело М. И. Кутузова покоится в саркофаге, помещенном в Казанском соборе в Санкт-Петербурге. В этом саркофаге в ногах, в специальном сосуде находится и сердце полководца, которое раньше хранилось в городке Бунцлау, где Кутузов умер.
Русские отступали, и на подходах к Москве, у деревни Бородино было решено дать генеральное сражение. Что об этом есть у нас в журнале?
Река времени: Характеристика сражения (7 сентября 1812 года 250 тысяч человек, 1200 орудий).
Работа с картой.
В этой битве проявили себя и офицеры, имена которых навсегда вписаны в российскую историю. Это, прежде всего, Михаил Богданович Барклай- де- Толли и Петр Иванович Багратион. Узнаем же немного об этим героях.
Рассказ учащихся о полководцах.
История и судьбы: Надеюсь, вы запомните эти имена. А теперь посмотрим, как разворачивались события на Бородинском поле (карта, учебник). Сражение началось на рассвете 7 сентября. Перед русскими войсками, которыми командовали Барклай-де-Толли на правом фланге и Багратион – на левом, находились земляные укрепления-флеши, и батарея Николая Николаевича Раевского, разместившаяся на Курганной высоте. Русские войска располагались так, что перегородили две дороги, по которым могли двигаться неприятель – старая смоленская дорога и новая. Восемь атак предприняли французы, чтобы взять Багратионовы флеши. Как вы уже знаете, им удалось это сделать только после того, как был ранен Багратион. Много потерь понесли французы и прежде, чем удалось захватить батарею Раевского, среди защитников которой были и сыновья прославленного генерала. Но и это не принесло победы французам, потому что пушки уже успели откатить на новые позиции. Тогда навстречу друг другу устремились русская и французская конницы. Дрожала земля. В жарком каварерийском бою одержали верх русские. Только поздно вечером прекратилось кровопролитная битва. Обе стороны понесли большие потери. Французы- более 50000 человек, русские – свыше 40000 человек. Наступила ночь. Русские отошли на новые позиции, на опушке леса недалеко от Бородино. Обе стороны были измотаны. Перед Кутузовым стал вопрос: дать новое сражение или оставить Москву без боя?
Ответ на этот вопрос – в нашей рубрике «Река времени», но об этом чуть позже. А сейчас перелистаем журнал и попадем в нашу «Литературную гостиную».
Литературная гостиная: Отечественная война 1812 года имела большое значение не только с исторической точки зрения, она нашла своё отражение и в литературе, в музыке. Темы Бородина касались многие русские писатели и поэты, такие как В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, Батюшков, Крылов в ряде басен правдиво отобразил эту войну. Но особенно ярко это сражение описано в стихотворении Лермонтова, именно он показал на переднем плане герой-народ, простого русского солдата. Об этом мы узнаем в нашей «литературной гостиной».
-Сообщение учащихся о истории написания стихотворения.
У нас на стенде есть панорама Бородинского сражения, но чтобы лучше представить что же произошло в тот день, давайте послушаем стихотворение.
Звуковая дорожка: чтение стихотворения учителем.
Литературная гостиная: «Бородино» не простое стихотворение и чтобы понять всю важность происходящих в нём событий, осмыслить его, нужно обратиться к его изучению. Для этого в рубрику нашего журнала «Круглый стол» мы пригласили ведущих специалистов, чтобы они ответили на вопросы читателей. Сегодня у нас в гостях: член-корреспондент Академии наук, академик, профессор, поэтесса, доцент.
Круглый стол: К нам в редакцию поступили письма от читателей. Чтение писем.
Спасибо нашим гостям. Мы надеемся, что их ответы помогли читателям глубже понять содержание стихотворение, проникнуться духом великих событий, от которых зависела дальнейшая судьба нашего народа.
А теперь вновь обратимся к истории. Какое же решение принял Кутузов? А ответ на него даст страничка «Река времени».
Река времени:
Сообщение учащихся о совете в Филях. Оставление Москвы.
Никакими словами нельзя выразить того, что происходило в душе гордого завоевателя. Это было и чувство обманутой надежды увенчать свою славу и чувство стыда за такую великую ошибку, и чувство унижения перед величественной простотой народа, без сожаления покинувшего жилища и драгоценности свои для спасения чести и независимости Родины.
Сообщение учащихся о пожаре.
Пожар бушевал несколько дней. Когда пожар начал утихать, французские солдаты начали разграбление Москвы. А что дальше?
Сообщение учащихся о голоде в Москве.
Дело дошло до того, что победоносное воинство французского императора вынуждено было есть ворон, кошек, павших лошадей. Французская армия неудержимо таяла. Покинув город, она начала отступать. Это было плачевное зрелище. «Кто в женском капоре или капоте, кто подвязал уши полотенцем, кто в поповской ризе, а у самого губы посинели от холода, у одного нога босая, а другая – в сапоге»,- такой представлялась эта армия очевидцам. То тут, то там неприятеля подстерегали партизаны. Французская армия таяла, даже не вступая в сражение с русскими войсками. Партизаны преследовали врага по пятам. Кто были эти люди?
История и судьбы:
Сообщение ученика о Герасиме Курине.
Часто партизанами руководили офицеры, например, Денис Давыдов.
Сообщение ученика о Денисе Давыдове.
О мой милый друг!
С тобой, не хочу высоких званий.
И мечты завоеваний,
Не тревожат мой покой.
Но коль враг ожесточенный
Нам дерзнет противостоять
Первый долг мой, долг священный-
Вновь за Родину восстать.
К концу ноября французы были изгнаны из России. Закончилось время, вошедшее в историю как Отечественная война 1812 года. Отечественная – потому что в этой войне решался вопрос о дальнейшей судьбе нашего Отечества. В этой войне на защиту своей Родины поднялся весь народ и отстоял свою свободу и независимость.
Итак, подведем итоги.
-Что вы узнали благодаря нашему журналу?
- Против кого воевал русский народ в Отечественной войне 1812 года?
- Где и когда состоялось Бородинское сражение?
- Каких героев Отечественной войны вы знаете?
- Кто описал бородинское сражение в своем стихотворении?
- Как вы объясните, что в стихотворении есть простые, разговорные слова?
- Расскажите, как русская армия готовится к бою?
- Как Лермонтов в ходе сражения говорит о французах и русских?
- Найдите в тексте описание самых важных событий. Прочитайте их.
- Почему войну 1812 года мы называем Отечественной?
Спасибо всем за работу на уроке. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из стихотворения «Бородино»