«Пальчиковые игры – как фактор развития моторики и речевой функции детей»


«Пальчиковые игры – как фактор развития моторики и речевой функции детей» Составила:Учитель –логопедГладкова Татьяна ВладимировнаМОУ СОШ № 16селаТомузловского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А.СухомлинскийВ развитии речи актуальны не только артикуляционная гимнастика и упражнения, но и пальчиковые игры, так как они активно помогают развивать речь ребенка. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Пальчиковая гимнастика- это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. Цели:Укрепление здоровья детей Коррекция речевых нарушения у детей с нарушением речи Создание комфортных условий для ребёнкаПовышение интереса и мотивации к занятиямЗадачи: Воздействие на биологически активные точки организма Стимулирование речевых зон коры головного мозга Инновации в логопедической практике Пальчиковая игры Это открытие нашей народной педагогики «Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» - первые игры, с которыми знакомится ребёнок. Они передаются из поколение в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма. При любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг», - писал Николай Александрович Бернштейн – отечественный психофизиолог.Этапы разучивания игр:1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,взрослый проговаривает текст.4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощьювзрослого, который произносит текст.5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает. Рекомендации:• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.• Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.• Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.• Используйте максимально выразительную мимику.• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи. Что же происходит, когда дети занимается пальчиковой гимнастикой? Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что , в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность детей. Малыши учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределить. Если дети будут выполнять упражнения, сопровождая короткими стихотворными строчками, то их речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. 5. Развивается память у детей, так как они учатся запоминать определённые положения рук и последовательность движений . 6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, дети смогут «рассказывать руками»целые истории. 7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит владение навыком письма. При любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг», - писал Николай Александрович Бернштейн – отечественный психофизиолог.Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нём. Суть фольклорных текстов - действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни. C помощью пальчиков можно объяснить и показать всё, что угодно, - от игрушек и зверюшек до чисел и букв. А ещё неугомонные пальчики – прекрасные артисты: немного тренировки, и они покажут настоящее театрализованное представление.