РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДОШКОЛЬНИКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БУМАГОПЛАСТИКИ И ТЕХНИКИ КВИЛИНГА


РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДОШКОЛЬНИКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БУМАГОПЛАСТИКИ И ТЕХНИКИ КВИЛИНГА

Баймагамбетова З.К. (воспитатель, ГККП «детский-сад «Ивушка», г.Петропавловск)

Реформирование системы образования Республики Казахстан является одним из приоритетных направлений внутренней политики государства. В Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых стран мира обозначены долгосрочные приоритетные направления в области образования. К 2020 году планируется дать всем казахстанским детям от 3-6 лет дошкольное образование. Глава государства Н.А. Назарбаев отметил: «Важно дать организациям дошкольного воспитания и обучения современные программы и методики обучения, квалифицированные кадры». Правительство РК разрабатывает и реализует различные программы реформирования системы образования, главной целью которых является ее модернизация, в том числе и преобразование системы дошкольного воспитания и обучения [1].
В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы отмечается, что инвестиции в человеческий капитал, и, в частности, в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста, способствуют существенным отдачам для экономики и общества. С самого раннего возраста образование играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных, творческих и других жизненно необходимых навыков [2].
Дошкольный возраст – это период, характеризующийся становлением эстетического развития, совершенствующегося под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности. Без умения воспринимать и создавать прекрасное человек не может воспринимать и создавать гармонию и в человеческих отношениях, и в обществе. Но человек не полноценен и не способен к созданию, к творчеству и тогда, когда развит его ум, интеллект, когда он не стремится к познанию.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учитывая важность этой проблемы, целесообразно вести работу в этом направлении. Для этого в работе  на занятиях по изобразительной деятельности педагоги используют – пальчиковые игры, игры с мелким конструктором, рисование по трафаретам, штриховки разной сложности, лепку, различные виды аппликации, графические диктанты, оригами и конечно, квиллинг.
Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики. Тем самым родители и воспитатели воздействуют на связанные с корой головного мозга, активные точки.
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее» [3].
Важное развитие для детей мелкой моторики рук, то, что в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Именно поэтому развитие мелкой моторики у дошкольников неотъемлемая часть подготовки к школе. Этот процесс можно ускорить различными способами, к самым распространенным из которых относятся:
пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;
игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и т. п.);
массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;
занятия лепкой, рисованием, различными видами рукоделия;
развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.);
кукольный театр с перчаточными куклами;
упражнения на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеткам и трафаретам;
Работа с бумагой и картоном (техника квилинг, бумагопластика, аппликация) и т.д.
Изобразительная деятельность открывает безграничные возможности для развития крохи. Прежде всего, это формирование эстетического вкуса, развитие мелкой моторики и, конечно же, воображения. Все дети верят в чудеса и хотят подружиться с волшебником. А ведь они и сами могут стать чародеями, научившись превращать обычный листок в зверей, птиц, пароходы, шляпы и многое другое. В этом ему поможет искусство бумажной пластики – оригами. К тому же, это отличная тренировка пальчиков, усидчивости и занимательный способ развития мелкой моторики, во время занятий ребенок учится следовать инструкциям.
Скорых М.А. отмечает, что ручная умелость детей, зрительно-двигательная координация развивается и в других видах изобразительной деятельности, например: на занятиях по лепке, аппликации. В аппликации – это все занятия, на которых дети вырезают предметы из бумаги разными способами. Ребёнок приобретает навыки пользования ножницами. Педагоги отмечают, что дети, много режущие в дошкольные годы, владеющие приемами лепки и аппликации, легче обучаются письму в школе, потому что рисование и другие виды изодеятельности развивают руку ребёнка, делают её умелой, легко и свободно управляющей инструментом (ручкой), развивают зрительный контроль за движением руки, помогают образованию связи рука-глаз, поэтому в школе такой ребёнок овладеет письмом без особого труда [4].
На современном этапе развития ребенка на занятиях изобразительной деятельности используют технику квилинга. Техника квиллинга заключается в накручивании и моделировании с помощью специального инструмента или зубочистки, бумажных полосок шириной в несколько миллиметров. Занятия квиллингом – это развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики, а также  возможность реализовать свои творческие возможности.  
Чтобы обучение у детей происходило эффективно необходимо соблюдать условия:
Поэтапность и систематичность.
Привлечение родителей.
Работу с детьми по обучению квиллингу лучше, начинать со старшей группы.
На первом этапе происходит знакомство с инструментами и бумагой для квиллинга. Инструментом для скручивания бумаги является – зубочистка. В дальнейшем, при условии заинтересованности родителей, можно приобрести специальный инструмент для квиллинга. Инструментом также являются: пинцет (для приклеивания мелких деталей), клей, ножницы.
Бумага для квиллинга – это бумажные ленты шириной от 3 до 7мм. Её можно приобрести в готовом виде, а можно и нарезать самим. Нарезание бумаги может быть и подготовительным заданием к занятию квиллингом. Например, во вторую половину дня дети нарезают бумагу, а на следующий день в первую половину дня, происходит непосредственно совместная деятельность – квиллинг.
На втором этапе происходит знакомство и выполнение основных форм в технике квиллинг. Основой для выполнения почти всех форм является – разреженный круг. Чтобы его выполнить, необходимо: кончик бумажной ленты вставить в специальную прорезь на деревянной зубочистке или инструменте, придерживая большим и указательным пальцем, накрутить бумагу, осторожно снять с инструмента и положить на ровную поверхность, получившийся круг немного раскрутится, у этого круга заклеиваем кончик.
Получив разреженный круг, придаём ему нужную форму – треугольник, «листик», овал, квадрат, «капелька» и другие (рисунок 1.).
В начале знакомства с выполнением форм, не стоит показывать детям технику выполнения сразу нескольких форм. Сначала необходимо учить выполнять разреженный круг и плотный круг, а результатом такого занятия станет коллективная работа, например на тему «Гроздь винограда», «Снеговик», «Ледяная горка» или любой другой предмет, который можно составить из кружков.
Освоив основную форму, можно научить выполнять ещё
одну форму, например, «капелька» - разреженный круг. Рис.1. прищипываем с одной стороны большим и указательным пальцами.
Изготовив несколько «капелек », дети могут составить цветок, приклеив его на коллективную полянку или свою индивидуальную открытку.
Научившись выполнять несколько форм, дети уже могут изготавливать поделки по образцу. Образцов должно быть несколько, чтобы ребёнок мог выбрать, какую композицию он будет составлять. Например, изготавливая открытку ко Дню 8 Марта (рисунок 1.), ребёнок сам выберет какие цветы, он будет выполнять на этой открытке, сам посчитает, сколько  нужно полосок бумаги и какого цвета.
Работа по обучению технике квиллинг, может проходить, как самостоятельная деятельность, а затем можно внедрять элементы квиллинга в разные виды деятельности. Например, в математические игры: изготовим столько-то кружочков, к ним прибавим столько-то квадратов, а ответ изготовим в треугольниках. Родители очень довольны такими занятиями, т.к. дети учатся задачки составлять, моторику развивают. Или, например, предлагаем ребятам завтра поиграть в сюжетно-ролевую игру «День рождения», а угощение изготовить сегодня: торты, сочни и булочки из картона украсить цветочками и листочками, выполненными в технике квилинг.  
Закреплять умения и навыки по квиллингу дети могут и в домашних условиях, для этого нужно заинтересовать родителей. Для родителей можно организовать «творческую мастерскую» и показать основы квиллинга. И если у ребёнка
Рис.1 дома возникнут трудности при выполнении деталей квиллинга, родители смогут ему помочь. Смогут помочь и при выполнении поделок для выставок в детском саду. Работа по квиллингу должна быть систематичной и очень важно, чтобы оба воспитателя занимались обучением.
Лыкова И.А. отмечает, что, развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария [5].
Таким образом, сформированность навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.

Литература
Указ Президента Республики Казахстан от 17 января 2014 года № 732 «О
Концепции по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств. http://tengrinews.kz/zakon/pravitelstvo_respubliki_kazahstan_premer_ministr_rk/hozyaystvennaya_deyatelnost/id-P1400000752;
Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 г.г.:
«Качественное образование и воспитание – приоритет государственной политики Казахстана». http://primeminister.kz/page/article_item-34;
Сухомлинский, В.А. «Сердце отдаю детям» / В.А. Сухомлинский. - 2-е изд. – Киев.: Рад, школа, 1974. - 244 с.
Скорых М.А. «Развитие мелкой моторики рук ребенка трехлетнего возраста через использование нетрадиционных техник аппликации». – Петропавловск, 2011-88с.
Лыкова И.А. «Изобразительное творчество от колыбели до порога школы». – М.: Изд. дом «Карапуз», 2010. – 160 с.