Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей и педагогов.


Лепка как средство развития мелкой моторики у детей
дошкольного возраста.
Консультация для родителей и педагогов.
Описание: предлагаю Вашему вниманию материал, который может быть полезен
педагогам в детских садах (например взять за тему собрания, или консультацию для
родителей), так и студентам обучающимся в педагогических колледжах, вузах.
Цель: дать теоретическое обоснование развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами лепки.
знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений
руки и речью детей. Она заключила, что мелкая моторика влияет на развитие речи
ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и
движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и
активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние
зоны, отвечающие за речь.
О том, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум,
положительно влияют на деятельность мозга, было известно уже во II в. до н. э. в
Древнем Китае. Японская акупунктура - еще одно тому подтверждение. На кистях рук
расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы вцентральную нервную систему.
Не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь
развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простыедвижения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени звуков, развивают речь ребенка.
общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев
рук. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей
была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев
соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же
развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя
общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как
внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация),
воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие
навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка
потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев,
которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять
множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже
грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика),
воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В
раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения,
сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных
навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать
шнурки. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и
координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности к письму .Изобразительная деятельность детей - лепка, рисование, как прообраз взрослой деятельности, заключает в себе общественно-исторический опыт поколений.
Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Создавая изображение, он приобретает
различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем; впроцессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их
характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и
умениями, учится осознанно их использовать.
Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Создавая изображение, он приобретает
различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем; впроцессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их.
Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенныекачества. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой
предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя
руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы
пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается
его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, ктому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом .Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка.