Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.


Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Пока чужое мастерство восхищает - человек совершенствуется.
Вадим Синявский.
Несомненно, многие из нас рождаются с разными талантами и способностями. И хорошо если родители помогают развиваться своим детям не только физически и всесторонне, но и способствуют дальнейшему развитию талантов: любви к музыке, умению рисовать, прекрасному чтению стихотворений, вокальным данным и пр.
По мере взросления ребенка, большую роль играет развитие речи, навыков самообслуживания, физического развития, но также необходимо в дошкольном возрасте развивать мелкую моторику детей. Давно известно, что развитие мелкой моторики активно способствует психическому развитию дошкольников, речи, мышления, фантазии.
Именно поэтому, работая с дошкольниками раннего возраста, я стала использовать относительно новый вид художественной деятельности - пластилинография. На таких занятиях детям нравится работать пальчиками и самим придумывать различные объекты творчества: они с удовольствием отрывают маленькие кусочки пластилина от большого куска, разминают его,скатывают колбаски, шарики, лепят разных животных, фрукты ,овощи. Кроме того, на занятиях лепки и рисования пластилином у моих малышей развиваются фантазия, пространственное мышление, умение работать аккуратно с пластилином, а также умение радоватьсярезультатомкак своего труда, так и восхищаться картинами и поделками сверстников. Рисование пластилином я довольно часто использую в своей деятельности еще и потому, что в процессе лепки, рисования пластилином, малыши могут выразить свои эмоции, снять мышечное напряжение, а это необходимо дошкольникам в повседневной жизни.
Что же такое пластилинография? Пластилинография или рисование пластилином - это разновидность нетрадиционного рисования, который доступен детям и дома, и в детском саду. Понятно, что основным используемым материалом является пластилин, который наносится на плотную основу (картон). Детям вообще нравится лепка, а когда с помощью взрослых можно создавать картины, объемные аппликации,безусловно все это повышает творческий потенциал малышей.
В своей работе я использую определенную последовательность выполнения картин из пластилина:
подготавливаю необходимые материалы и инструменты (картон, разноцветный пластилин, стеки, доски для лепки, воду, влажные салфетки)
рассказываю детям, что конкретно у нас должно получиться ( фрукт, цветок, радуга и пр.) и демонстрирую готовый образец
провожу пальчиковую гимнастику, это необходимо, так как работа с пластилином требует больших усилий и нужно разогреть мышцы рук.Среди множества пальчиковых гимнастик я очень часто использую следующие: «Кто же маме помогал?», «Птичий двор».
непосредственное выполнение работы (при этом я помогаю детям справиться с поставленной задачей, при необходимости)
обсуждаем получившиеся работы, помогаем убрать рабочие места, мытье рук.
Следует отметить, что в процессе создания картин из пластилина, мы в основном используем уже освоенные техники лепки:
1.Отщипывание-это отрывание небольших кусочков пластилина от большого куска.
2.Раскатывание-это когда маленькие кусочки пластилина раскатываются в колбаски,палочки. (при выполнении объемных фигур в работе)
3.Заглаживание-это приклеивание маленьких кусочков пластилина на картон или дощечку и размазывание его пальчиками. (выполнение плоских деталей)
4.Скатывание-это формирование пластилиновых шариков большего или меньшего размера методом круговых движений. (для изготовления фруктов, цветка и пр.)
Пластилин является доступным материалом,также он очень красочен, пластичен, не так пачкает руки ,как например краски .А также при создании картин, в случае ошибки, мы с ребенком можем с легкостью убрать ненужный кусок пластилина и исправить свою работу.
Важно помнить то, что в процессе занятий пластилинографией, воспитателю не стоит ставить перед детьми сложных заданий, чтобы не отбить желание у дошкольников заниматься таким видом творчества. Лучше всегда начинать с простого, подбадривая детей, как красиво у них получилось. Так с успехом мы создали легкие картины: «Листопад», «Дождик», «Темная ноченька».В этих картинах мы использовали самые простые методы: наклеивание мелких кусочков пластилина, путем прижимания их пальчиком и наклеивание больших кусочков, путем прижимания и легкого размазывания. Дети хорошо справились с этими заданиями.
Освоив простые способы рисования пластилином, можно начать выполнять более сложные, коллективные работы (например « Звери в лесу» , « Луг», « Фруктовая корзина» и пр.)
Мне очень нравится рисование пластилином, я вижу ,что и дети с удовольствием занимаются этим видом творчества, разрабатывая свои пальчики. Поэтому пластилинография - это универсальное средство развития творческих способностей детей, эстетического вкуса, мелкой моторики рук и подготовки их к письму.