Презентация. Сатира М.Булгакова. Реальное и фантастическое в повести «Роковые яйца». 11класс


Сатира М.Булгакова.Реальное и фантастическое в повести «Роковые яйца». «Сатира, действительно, как известно всякому грамотному, бывает честная, но навряд ли найдётся в мире хоть один человек, который бы предъявил властям образец сатиры дозволенной». М.Булгаков из «Жизни господина де Мольера»«Настоящий писатель – то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди».А.П. Чехов Вспомним СатираПредмет сатиры Источник сатирыВиды сатирыСредства сатирыРусские и советские писатели, чьи произведения можно назвать сатирическими Сатира.Вид комического, эстетическая категория, единственным предметом которой является ЧЕЛОВЕК. ПРЕДМЕТОМ САТИРЫ служат ПОРОКИ. ИСТОЧНИК САТИРЫ – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни. ВИДЫ САТИРЫ. ИРОНИЯ – смешное скрывается под маской серьёзного. ЮМОР – серьёзное скрывается под маской смешного. САРКАЗМ – высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка.СРЕДСТВА САТИРЫ – 1)гиперболизм, гротескность; 2)несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием; 3)контраст между тем, чем должен заниматься человек, и тем, что он делает. История создания повести «Роковые яйца»С весны 1922 года М.Булгаков стал регулярно печататься в “Гудке”, “Красной газете”, “Смехаче” и других московских и ленинградских газетах и журналах.В Москве в середине 20-х годов Булгаков становится довольно популярным. Его очерки и фельетоны регулярно публикуются в прессе. К октябрю 1924 года были уже закончены и «Записки на манжетах», «Дьяволиада», «Собачье сердце» и «Роковые яйца». Повесть «Роковые яйца»Что является предметом сатиры в повести «Роковые яйца» ?От чего пытался предостеречь Булгаков нас, ныне живущих? Когда происходят события повести? Какие бытовые реалии и отголоски культурной жизни эпохи находят своё отражение в произведении? Как рисует Булгаков современное ему общество? Мастерски владея словом, Булгаков создаёт зрительные образы, позволяющие ощутить дух времени. Стремясь всесторонне запечатлеть мир, в котором он живёт, писатель прибегает и к звуковым, и к цветовым средствам художественной выразительности. Персиков Владимир Ипатьевич Ему было ровно 58 лет. Голова замечательная, толкачом, лысая, с пучкамижелтоватых волос, торчащими по бокам. Лицо гладко выбритое, нижняя губавыпячена вперед. От этого персиковское лицо вечно носило на себе несколькокапризный отпечаток. На красном носу старомодные маленькие очки в серебрянойоправе, глазки блестящие, небольшие, росту высокого, сутуловат. Говорилскрипучим, тонким, квакающим голосом и среди других странностей имел такую:когда говорил что-либо веско и уверенно, указательный палец правой рукипревращал в крючок и щурил глазки. А так как он говорил всегда уверенно, ибоэрудиция в его области у него была совершенно феноменальная, то крючок оченьчасто появлялся перед глазами собеседников профессора Персикова. А вне своейобласти, т.е. зоологии, эмбриологии, анатомии, ботаники и географии,профессор Персиков почти никогда не говорил. Газет профессор Персиков не читал, в театр не ходил, а жена профессорасбежала от него с тенором оперы Зимина в 1913 году, оставив ему запискутакого содержания: "Невыносимую дрожь отвращения возбуждают во мне твои лягушки. Я всюжизнь буду несчастна из-за них". Профессор больше не женился и детей не имел. Был очень вспыльчив, ноотходчив, любил чай с морошкой, жил на Пречистенке, в квартире из 5 комнат,одну из которых занимала сухонькая старушка, экономка Марья Степановна,ходившая за профессором как нянька. (глава 1) Персиков Владимир ИпатьевичДля создания образа Персикова Булгаков опирается на реальные факты: исследователи неоднократно отмечали, что Персиков - это аллюзия на конкретное историческое лицо.Как вы считаете, с какой целью автор прибегает к подобной аналогии?Так каким же предстаёт Владимир Ипатьевич Персиков со страниц произведения? Является ли он положительным героем?Задумывался ли Персиков о последствиях, к которым может привести его открытие?
Рокк Александр Семенович …Дело в том, что некогда флейта была специальностью Александра Семеновича. Вплоть до 1917 года он служил в известном концертном ансамбле маэстро Петухова, ежевечерно оглашавшем стройными звуками фойе уютного кинематографа "Волшебные грезы" в городе Екатеринославле. Но великий 1917 год, переломивший карьеру многих людей, и Александра Семеновича повел по новым путям. Он покинул "Волшебные грезы" и пыльный звездный сатин в фойе и бросился в открытое море войны и революции, сменив флейту на губительный маузер. Его долго швыряло по волнам, неоднократно выплескивая то в Крыму, то в Москве, то в Туркестане, то даже во Владивостоке. Нужна была именно революция, чтобы вполне выявить Александра Семеновича. (глава 8) Рокк Александр Семенович Каков же Рокк, в чьи руки попали плоды научных изысканий профессора? Выделим доминантные черты его характера.Почему именно «возрождение куроводства» избрано в качестве «символа новой жизни»? Случайно или закономерно, что детищами Рокка стали змеи? Красный луч жизни -Символ социалистической революции в России, по Булгакову, олицетворение разбуженной народной энергии.Ленинский эксперимент.Энергия масс, обращённая во зло, которая может привести к грандиозной общественной катастрофе. …В красной полосочке кипела жизнь.Серенькие амебы, выпуская ложноножки, тянулись изо всех сил в красную полосу и в ней (словно волшебным образом) оживали. Какая-то сила вдохнула в них дух жизни. Они лезли стаей и боролись друг с другом за место в луче. В нем шло бешеное, другого слова не подобрать, размножение. Ломая и опрокидывая все законы, известные Персикову как свои пять пальцев, они почковались на его глазах с молниеносной быстротой. Они разваливались на части в луче, и каждая из частей в течение 2 секунд становилась новым и свежим организмом. Эти организмы в несколько мгновений достигали роста и зрелости лишь затем, чтобы в свою очередь тотчас же дать новое поколение. В красной полосе, а потом и во всем диске стало тесно, и началась неизбежная борьба. Вновь рожденные яростно набрасывались друг на друга и рвали в клочья и глотали. Средирожденных лежали трупы погибших в борьбе за существование. Побеждали лучшие и сильные. И эти лучшие были ужасны. Во-первых, они объемом приблизительно в два раза превышали обыкновенных амеб, а во-вторых, отличались какой-то особенной злостью и резвостью. Движения их были стремительны, их ложноножки гораздо длиннее нормальных, и работали они ими, без преувеличения, как спруты щупальцами. (3 глава) Вся оранжерея жила как червивая каша. Свиваясь и развиваясь в клубки,шипя и разворачиваясь, шаря и качая головами, по полу оранжереи ползлиогромные змеи. Битая скорлупа валялась на полу и хрустела под их телами.Вверху бледно горел огромной силы электрический шар, и от него всявнутренность оранжереи освещалась странным кинематографическим светом. Наполу торчали три темных, словно фотографических, огромных ящика, два из них,сдвинутые и покосившиеся, потухли, а в третьем горело небольшоегусто-малиновое световое пятно. Змеи всех размеров ползли по проводам,поднимались по переплетам рам, вылезали через отверстия на крыше. На самомэлектрическом шаре висела совершенно черная, пятнистая змея в несколькоаршин, и голова ее качалась у шара, как маятник. Какие-то погремушки звякалив шипении, из оранжереи тянуло странным гнилостным, словно прудовым запахом.И еще смутно разглядели агенты кучи белых яиц, валяющихся в пыльных углах, истранную гигантскую голенастую птицу, лежащую неподвижно у камер, и трупчеловека в сером у двери, рядом с винтовкой. (глава 9)Страшно загремели кованые двери института, выходящие на Герцена, и все стены затряслись. Затем лопнул сплошной зеркальный слой в соседнем кабинете. Зазвенело и высыпалось стекло в кабинете профессора, и серый булыжник прыгнул в окно, развалив стеклянный стол. Лягушки шарахнулись в террариях и подняли вопль. …Искаженные лица, разорванные платья запрыгали в коридорах, и кто-то выстрелил. Замелькали палки. Персиков немного отступил назад, прикрыл дверь, ведущую в кабинет, где в ужасе на полу на коленях стояла Марья Степановна, распростер руки, как распятый... он не хотел пустить толпу и закричал в раздражении……Ни в чем не повинную Марью Степановну убили и растерзали в кабинете, камеру, где потух луч, разнесли в клочья, в клочья разнесли террарии, перебив и истоптав обезумевших лягушек, раздробили стеклянные столы, раздробили рефлекторы, а через час институт пылал, возле него валялись трупы, оцепленные шеренгою вооруженных электрическими револьверами, и пожарные автомобили, насасывая воду из кранов, лили струи во все окна, из которых, гудя, длинно выбивалось пламя. (11 глава) Что помогает остановить катастрофу?Автор использует параллелизм, воссоздавая образ людей, толпы и описывая поведение змей, появившихся от манипуляций Рокка с красным лучом? О чем Булгаков хочет предупредить?Как вы считаете, почему писатель изменил финал? Через призму фантастического сюжета в тексте Булгакова высвечиваются современные проблемы. Услышан ли голос писателя сегодня? В чём актуальность предупреждений?
Репродукции картин М.Чюрлёниса из цикла «Сотворение мира», И.Босха «Сотворение мира», Сал.Дали «Лицо войны».


«Мир, созданный Творцом, разумен, и у каждого в нём есть своё место». Подведём итогиCформулируйте проблемы, поднимаемые Булгаковым в повести «Роковые яйца», и выскажите своё к ним отношение.