Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Калмыки в Отечественной войне 1812 года

ТЕМА: Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Калмыки в Отечественной войне 1812 года
Цель: познакомить учащихся с историей создания романа, раскрыть его разнообразие, рассказать об участии калмыков в Отечественной войне 1812 года.

Ход урока
Запись эпиграфа и плана:
История создания романа «Война и мир»
Историческая основа и проблематика романа.
Смысл названия, герои, композиция
Жанр.

«Все страсти, все моменты человеческой жизни,
от крика новорожденного ребенка до последней вспышки
чувства умирающего старика, все горести и радости,
доступные человеку, - все есть в этой картине!»
критик Н.Страхов

Проверка домашнего задания. Опрос учащихся.
- Годы жизни Л.Н.Толстого. (1828 – 1910г.г)
- Свидетелем каких исторических событий был писатель? (Писатель стал свидетелем исторических событий:
1853–1856  Крымская война.
1855  смерть Николая I.
1860–1870-е годы  реформы императора Александра II.
1866 покушение террориста Каракозова на Александра II.
1871  европейские катаклизмы. Парижская коммуна.
1876  возникновение террористической организации «Земля и воля».
1877–1878  русско-турецкая война.
1881  убийство террористами Александра II.
1887  попытка (не единственная) покушения на Александра III.
1904–1905  Русско-японская война.
1905  9 января. Кровавое воскресенье.
Вывод- - обобщение (запись в тетрадь): «Лев Толстой был участником и свидетелем многих важных исторических событий. Историческая обстановка была очень сложной и противоречивой, что не могло не сказаться на взглядах и учении Толстого». (Слайд № 3)
III. Изучение нового материала. Лекция учителя.
Роман «Война и мир» - одно из самых патриотических произведений в русской литературе 19 века. К.Симонов вспоминал:
«Война и мир» была первой книгой, которая приходила нам на память тогда, на войне».
Над романом Толстой работал с 1863 по 1869 годы. Роман требовал от писателя максимальной творческой отдачи и в этот период писатель говорил: «В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».
Первоначально была задумана повесть на современную тему «Декабристы», от нее осталось всего три главы. По мере продвижения замысла шли напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, «Три поры», вскоре перестало отвечать содержанию, потому что от 1856 (амнистия декабристов) и 1825 (восстание)Толстой все дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказалась только одна пора – 1812 год. (Слайд № 4 приложение 1).
В романе рассказывается о событиях, происходивших на 3-х этапах борьбы России с бонапартистской Францией:
1-й том – события 1805г. Когда Россия воевала в союзе с Австрией на ее территории;
2-й том – 1806-1811г.г., когда русские войска находились в Пруссии;
3-й том – 1812г;
4-й том – 1812-1813г.г. Оба посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812г, которую вела Россия на родной земле. В эпилоге действие происходит в 1820г. Так действие романа охватывает 15 лет. Всего в романе свыше 550 лиц.
Заглавие романа образно передает его смысл.
«Мир» - это не только мирная жизнь, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди (Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов).
«Война» - не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда (Курагин, Наполеон, Александр I).
В наше время историки и литературоведы назвали «Войну и мир» как «роман-эпопея».
«Романные» признаки: развитие сюжета, в котором есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка; взаимодействие среды с характером героя. Развитие этого характера.
Признаки эпопеи – тема; сложность композиции, идейное содержание.
Роман создавался не для воссоздания истории, а как книга о жизни всего народа, нации, создавалась художественная правда. Следовательно, это роман-эпопея.

IV. Участие калмыков в Отечественной войне 1812 года.

На борьбу с наполеоновской агрессией поднялись все народы России. В составе ее армии и народного ополчения вместе с русскими сражались бок о бок украинцы, белорусы, латыши, литовцы, эстонцы, татары, башкиры, калмыки и другие народы.
7 апреля 1811 г. главнокомандующему в Грузии и на Кавказе генерал-лейтенанту Ртищеву был дан именной указ о сформировании двух пятисотенных калмыцких полков из орд, обитающих в Астраханской, Саратовской и Кавказской губерниях.
Высочайший указ Александра I к исполнению был передан главному приставу калмыцкого народа Халчинскому. Было решено во главе собираемых полков поставить калмыцких владельцев, а в качестве приставов прикрепить по одному штаб-офицеру из регулярных войск. Общим сборным пунктом калмыцких полков Ртищев назначил станицу Пятиизбянскую войска Донского. Отсюда полки должны были двигаться на Воронеж. Каждый должен был иметь свое оружие, одежду, снаряжение и выступать в поход «одву-конь». Полк №1, собранный из родов Эрдениева и Чучеева, принял брат владельца Эрдени Тайши Тундутова - Джамбо Тайши Тундутов. Полк №2 повел сам владелец Хошеутовского улуса Серебджаб Тюмень. В г. Луцке полки осмотрел генерал от кавалерии П.И. Багратион. Он же и предложил обмундировать полк по форме донских казачьих полков, на что предлагал владельцу от казны пособие в размере пятнадцати тысяч рублей, но Тюмень сделал это на свои деньги, отказавшись от помощи. В станице Пятиизбянской в 1-ом полку насчитывалось 12 офицеров и 481 человек нижних чинов, а во 2-м - 23 офицера и 517 рядовых, из них 37 человек были набраны сверх комплекта на содержание владельца. Полки имели при себе старинные знамена и значки. Оба полка участвовали в военных действиях 1812 года. В 1813 г., с 4 по 7 октября, 2-й полк участвовал в сражении при Лейпциге.
За подвиги, проявленные в боях в Германии, «знаками отличия военного ордена» или повышением в чинах были награждены зауряд-хорунжие Иван Харабатаров, Илья Батьдев, урядники Иван Баяртуев, Степан Лузанов, рядовые Иван Бухаев, Дмитрий Сомолов, Василий Жимчуев и многие другие. Хорунжие Даржаев, Дандаров и другие за особые отличия получили [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 3-го класса. За успехи в вильненской операции командир полка Диомидий и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Дандаров были награждены [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 4-ой степени.
За проявленный героизм семь рядовых были награждены солдатскими орденами, Сахалов и Цебеков произведены в офицеры. Всего за всю кампанию 1812-1814 гг. калмыки получили 477 наград.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] года Ставропольский калмыцкий полк принимал участие в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Вскоре копыта степных скакунов зацокали по булыжникам парижской мостовой.
Калмыки, наравне с другими подразделениями 19 марта 1814 года победным маршем прошли по столице Франции. Об этих триумфальных для России днях позднее напишет поэт, участник похода Ф. Глинка.
"Я видел, как коня степного
На Сену пить водил калмык,
И в Тюльери у часового
Сиял, как дома, русский штык!
В 1814 г. 20 марта - прошли г. Париж; 24-го участвовали в сражении у местечка Леферт. 2-й полк Тюменя прибыл в свои степи и был распущен 20 ноября 1814 г., а 1-й полк Тундутова был расформирован 3 января 1815 г. По возвращении на Родину в 1-м полку Тундутова числилось 12 офицеров и 373 рядовых, во 2-м же полку -15 офицеров и 340 рядовых. За отличия в сражениях 1812-1814 гг. капитан Тундутов получил золотую саблю с надписью «За Храбрость». Список наград Тюменя весьма внушителен: два чина, майора и подполковника, орден «Св. Анны» 2-й степени, орден «Георгия» 4-й степени, орден «Св. Владимира» 4-й степени с бантом, золотые часы, прусский орден пурломерит, 2 серебряных медали 1812 и 1814 гг.

Сообщения учащихся.
Рефлексия. Опрос:
- Что нового узнали на уроке?


Выставление оценок. Домашнее задание:
Прочитать 1 и 2 том романа «Война и мир».



































МОУ «Барунская СОШ»









Открытый урок по теме:
«Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Калмыки в Отечественной войне 1812 года»


















Учитель русского языка
и литературы
Артаева Н.Е.



Барун 2010













В честь ратных подвигов живых и павших и в благодарность Будде, даровавшему им победу, и был возведен калмыками на своей земле комплекс Хошеутовского хурула. Идея строительства храма Победы принадлежала младшему сыну Тюмень-Джиргалана Батур-Убуши.
Здесь надо сказать несколько слов о вкладе в калмыцкую культуру князей Тюменей. Сам Тюмень-Джиргалан получил европейское образование, интересовался калмыцкой и ойратской историей, фольклором, литературой. Сыновей своих Серебджаба и Батур-Убуши он отправил в Петербург для обучения военного и светского, кроме того, оба получили традиционное ламаистское хурульное образование
Батур-Убуши также участвовал в походе 1812 года, но не вместе со своими земляками, а в составе лейб-гвардии казачьего полка. Летом 1814 года с делегацией калмыков Хошеутовского улуса он приехал в Петербург на торжества по случаю празднования победы над Наполеоном. Одним из центральных мест проведения этих торжеств был Казанский собор, ставший памятником русской воинской славы. (В Казанском соборе М. И. Кутузов отслужил молебен отправлением в действующую армию, сюда же впоследствии был доставлен его прах. Здесь хранились Знамена неприятеля, ключи от французских городов).
Атмосфера всеобщего ликования, царившая в Петербурге в те дни, а также гордость за калмыцкий народ, ощущение его причастности к великой победе породили у Батур-Убуши мысль о создании подобного монументального строения в родных степях. Будучи человеком военным, Батур-Убуши нe располагал достаточными средствами для столь крупного строительства. Поэтому по возвращении из Петербурга он рассказал о своем замысле брату Серебджабу, который поддержал его и согласился принять на себя часть расходов.
Батур-Убуши принялся за составление проекта храма. В основу его легла композиционная схема Казанского собора, столь полюбившаяся ему. Но это не было слепым заимствованием. Батур-Убуши внес в архитектуру храма заметный восточный колорит. Это удалось ему во многом благодаря сотрудничеству с монахом Гаван Джимбе, который незадолго до того совершил паломничество в Тибет и Монголию. Так, идея создания храма, глубоко интернациональная по своей сути, отражающая союз калмыцкого и русского народов, нашла органичное воплощение в облике храма. Авторы проекта задумали гармонично соединить в нем черты европейского, а точнее, русского классицизма и архитектуры буддийского Востока.
Строительство храма было начато в 1814 году. Его заложили вблизи Тюменевки, на месте старого деревянного культового сооружения, куда на хранение было сдано пробитое французскими пулями походное знамя Второго калмыцкого полка. Строители были местные. Вероятно, и кирпич изготавливали где-то поблизости. Почти на каждом кирпиче оттиснут выпуклый рисунок лука со стрелой. Это священная родовая тамга хошеутовских нойонов Тюменей знак рода, еще в далекой Джунгарии прославившегося своими воинами, которых часто ставили во главе боевого клина. Отсюда и название рода «хош» (клин). Оттиски такого знака можно было сделать только при формовании кирпичей.
Храм возводился на добровольные пожертвования калмыцкого народа и отчасти, как уже говорилось, на средства Серебджаба Тюменя, Неизвестна точная дата окончания строительства. Предположительно оно было завершено в конце десятых годов позапрошлого века.
В некотором отдалении находилась усадьба Тюменя. Дом был построен на манер петербургских дач двухэтажный, с мезонином и галереями. Стилизованные черты русского классицизма в его облике перекликались с классическими пропорциями хурула и подчеркивали их. Все строения летом были окружены зеленью садов, что создавало особенно выгодный фон для прихотливого силуэта хурула.
Так, в начале прошлого века на левом берегу Волги, на месте, связанном со многими событиями в истории взаимоотношений калмыцкого и русского народов, был воздвигнут памятник их дружбы и боевого братства Хошеутовский хурул.
Кроме постоянного мелкого ремонта проводились, как известно, две крупные реставрации комплекса. Их даты 1867 и 1907 годы были выбиты над главным входом в храм. Возможно, именно во время первой реставрации деревянные колонны галерей были заменены каменными. А в 1907 году хурул готовили к предстоящему празднованию столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года.
Ремонтно-реставрационные работы проводилиа под руководством архитектора Управления калмыцким народом В. Б. Варганика-Вальдовского. В Госархиве Калмыцкой АССР обнаружена акварель неизвестного художника с изображением главного сюмэ хурула (см. ил. 12). По всей вероятности, на ней запечатлен храм после последней реставрации: свежеокрашены стены и колонны, обновлены детали украшений пагодных членений. К сожалению, ныне только по таким рисункам да письменным описаниям очевидцев мы можем судить о том, как выглядел Хошеутовский хурул во всей своей красе. Ныне из всего архитектурного комплекса уцелела лишь молельня и центральная башня, деревянные ярусы которой обветшали и вот-вот рухнут. Удручающее впечатление производит и внутренний вид помещения. Штукатурка стен, сводов, декоративных элементов отслаивается и отпадает. Стены испещрены «вечными» надписями типа «Здесь был Вася». Разобраны двери и печи. В алтарной части на месте ложного окна пробит проем. Более мелкие разрушения невозможно перечислить.
Трагическая судьба Хошеутовского хурула, увы, типична для большинства памятников старины в нашей стране. Началась она в период культштурма, когда хурул прекратил свою культовую деятельность. В тридцатые годы постройки все больше приходили в запустение. Здание главного сюмэ приспосабливали и использовали некоторое время под клуб. А в пятидесятые годы здесь разместили зерносклад. В начале шестидесятых были разобраны малые башни и галереи, что нанесло комплексу огромный ущерб: оказалась утраченной устремленная к центру композиция. Был разрушен также верхний деревянный ярус башни над молельной частью.
Удивительно, что несмотря на почти семь десятков лет разорения, храм еще не стерт с лица земли окончательно. Крепко сработали старые мастера. Мало пострадали кованые ажурные решетки на окнах добротной кузнечной работы. Почти цел пол из мощных, почти в ладонь толщиной досок крепкого дерева. Видно, что попытки разобрать его были, но не увенчались успехом. Только в северо-восточной части молельни отсутствуют несколько досок, открывая вход в подполье. Зато очевидно, что еще не окончательно утрачены несомненные сокровища храма росписи на стенах. Если спасти хотя бы ту незначительную часть, что еще не осыпалась, это даст богатейший материал для изучения нашим искусствоведам и, возможно, позволит реконструировать остальное.
Как очень многое в нашей жизни, вопрос спасения Хошеутовского комплекса упирается в ведомственный барьер. Дело в том, что в результате неззаконной ликвидации автономии калмыцкого народа в 1943 году, территория Хошеутовского улуса отошла к Астраханской области и впоследствии, после восстановления автономии, не была возвращена. Так единственный памятник калмыцкого зодчества оказался в ведении астраханских властей, которые, естественно, озабочены в первую очередь состоянием своих, более многочисленных архитектурных достопримечательностей. Правда, нельзя не отдать должное отдельным представителям астраханской общественности, которые принимают горячее участие в судьбе погибающего памятника калмыцкой культуры. Это писатель А. С. Марков, архитектор В. П. Никитин, краевед Н. Жиляков.
На левом берегу Волги, в селе Речное Астраханской области возвышается странное обветшавшее строение. Сумрачный облик его хранит следы былой величавой красоты. ... Поскрипывают деревянные ярусы башни, шуршит осыпающаяся штукатурка. Храм еще стоит, не сдается. Каждым квадратным сантиметром стены, каждой клеточкой сопротивляется ветру, морозам, сырости, жаре... Он еще на что-то надеется, ждет помощи. Его спасение зависит от нас. Храм... Заброшенный, забытый, полуразрушенный. И все-таки храм. Это угадывается в строгих и торжественных очертаниях башни, в гармоничной соразмерности пропорций и еще в чем-то, неуловимом. Трудно определить это «что-то». Ведь мы забыли, что такое храм. Только чувствуем магию его присутствия, его значительность и гордую печаль. Что помнит он? Какие тайны хранит? В какую глубину веков уводит его история?










13PAGE 15


13PAGE 14615




Заголовок 215