Приложения Игры и упражнения для развития кинестетической организации движений пальцев рук


Игры, упражнения для развития кинестетической организации движений пальцев рук
Игра 1. «Прогулка в лес»
Мы поехали в лес на автобусе. Рассматривали деревья. Подул ветер, ветки закачались, листочки затрепетали. Под деревьями росли вот такие грибы – белый и подберезовики. А по грибку ползла вот такая улитка. На полянке росли разные цветы. Это ромашки, а это ландыши, колокольчики. Над цветами порхали бабочки и жужжали пчелки. На дереве было гнездо с птенчиками. Птенцы были голодные, громко просили есть. Прилетела мама птица и стала кормить птенцов. Мама дала птенцам по одной гусенице, по две букашки и по три мошки. Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала.
Игра 2. «Зайчики и волк»
В лесу в домике жила зайчиха с двумя зайчатами. Как-то утром зайчата взяли свои любимые барабаны и побежали в лес. Они громко, на весь лес, стали барабанить. И надобно ж беде случиться, что около тех мест голодный рыскал волк. Услышал он шум и выскочил на полянку. Бедные зайчишки побросали барабаны и прижались к березе, их и незаметно, только ушки мелко-мелко трепещут от страха. Растерялся волк: «Где же зайцы? Они только что тут были и вдруг исчезли. Ох и хитрые, опять провели старого волка! Ну, зайцы, погодите! Найду на вас управу!» - прорычал свои угрозы и побрел в лес. Только волк исчез, зайчата выскочили, забыли свои страхи и стали смеяться друг над другом. Один говорит: «Ты так испугался волка, что у тебя ушки кланялись до земли!». «Нет! – говорит другой,- мои ушки не кланялись, а вот твои ушки приседали от страха». И так зайцы расшалились, раскричались, что не заметили, как домой прискакали. В процессе работы следим за правильностью выполнения движений пальцев и кистей рук и воспитываем внимательность.
Игра 3. «Покажи персонажа сказки»
«Заяц» Указательный и средний пальцы подняты вверх и прижаты друг к другу – это уши; оставшиеся пальцы собраны в кулак – это туловище; согнутые мизинец и безымянный палец – это палочки барабана. Сложить вместе ладони обеих рук; большие прямые пальцы развести в стороны – это уши; у указательных пальцев согнуть верхние фаланги, чтобы ногти соприкасались, - это лоб; плотно сгруппированные прямые средний и безымянный пальцы – это нос; два прижатые друг к другу мизинца отходят вниз – это пасть.
Рис. 1
Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет, Веселит своих зайчат.
«Мышка» Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад, подушечки прижать к основанию пальцев – это уши. Большой палец прижать к ладони, на него наложить средний и безымянный. Концы пальцев держатся на весу, не прижимаясь к большому пальцу, - это мордочка мышки, которая при диалогах шевелится.
Рис. 2
Серенький комок сидит И бумажкой все шуршит.
«Крокодил»Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад – это глаза. Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.
Рис. 3
Крокодил плывет по речке, Выпучив свои глаза. Он зеленый весь, как тина, От макушки до хвоста.
«Курочка»Соединить концы большого и указательного пальцев – это клюв. На клюве веерообразно друг на друга накладываются остальные пальцы – это гребешок.
Рис.4
Курочка прыг на крыльцо: Я снесла тебе яйцо!
«Петушок»Клюв, как у курочки, но полусогнутые пальцы не касаются друг друга – это гребешок. Гребешок колышется при движении петушка.
Рис. 5
Петушок стоит весь яркий, Гребешок он чистит лапкой.
«Гусь» Поставить локоть на стол. Четыре пальца соединить вместе и слегка округлить. Расположить их, а также большой палец как бы параллельно столу.
Рис. 6
Гусь стоит и все гогочет, Ущипнуть тебя он хочет.
«Филин»Руки в кулачок, прижаты. Большие пальчики – вверх (ушки), указательные пальцы вместе: они выставлены на вас (нос).
Рис. 7 Сидит филин на суку И кричит бу-бу-бу-бу.
«Лошадка»Повернуть правую руку ладонью к себе, большой палец поднять вверх. На ребро этой ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки – это грива. Два больших пальца подняты вверх – это уши. Сверху на правую ладонь накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву.
Рис. 8
У лошадки вьется грива, Бьет копытами игриво.














Упражнения самомассажа
Утюг
Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу («пунктирное» движение). Утюгом разгладим складки, Будет все у нас в порядке. Перегладим все штанишки Зайцу, ежику и мишке.
Пила
Ребром ладони дети имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти руки («прямолинейное» движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.
Пила, пила, пили, пила! Зима холодная пришла. Напили нам дров скорее, Печь истопим, всех согреем!
Тесто
Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца. Тесто месим, тесто мнем, Пирогов мы напечем И с капустой, и с грибами. - Угостить вас пирогами?
Мама
Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание. По головке мама гладит Сына – малолеточку. Так нежна ее ладонь, Словно вербы веточка. - Подрастай, сыночек милый, Добрым, смелым, честным будь, Набирай ума и силы, И меня не позабудь.
Терка Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх – вниз и справа налево по ладони массируемой руки («прямолинейное» движение). Дружно маме помогаем, Теркой свеклу натираем, Вместе с мамой варим щи, - Ты вкуснее поищи!
Дрель
Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. Папа в руки дрель берет, А она жужжит, поет, Будто мышка-непоседа В стенке дырочку грызет!
Клещи Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, дети сидят. «Щипцами», образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев («прямолинейное» движение). Ухватили клещи гвоздь, Выдернуть пытаются. Может, что-нибудь и выйдет, Если постараются!
Барашки
Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу («спиралевидное» движение). На лугах пасутся «бяшки», Раскудрявые барашки. Целый день все: «Бе,да бе», Носят шубы на себе. Шубы в кудрях, погляди, «Бяшки» спали в бигуди, Утром сняли бигуди, Попробуй гладкую найти. Все кудрявы, до одной. Бегут кудрявою толпой. Уж такая у них мода, У бараньего народа.
Морозко. Движения, как при растирании замерзших рук.
Заморозил нас Морозко,
Влез под теплый воротник,
Как воришка, осторожно
В наши валенки проник.
У него свои заботы –
Знай морозь, да посильней!
Не балуй, Мороз, ну что ты
Так не жалуешь людей?!

Игровые упражнения с мячом
Урок
Нажимаем на звонок, Начинается урок: Дзынь – дзынь.
Дети поочередно нажимают подушечками пальцев обеих рук на бугорки мяча. Вот разгладим мы ладошки, Поработаем немножко. Правой, затем левой ладонью проводят по всей поверхности мяча, делая движения «вперед – назад». И по кругу проведем, Каждый пальчик разомнем.
Раскрытой рукой, правой, затем левой, проводят по всей поверхности бугристого мяча круговым движением. А теперь бежит дорога По ухабам, между пней, Прогуляемся немного, Станут пальчики сильней: Вот так. Дети поочередно подушечкой каждого пальца «пробегают по дорожке» бугристого мяча по направлению к себе. Снова гладим мы ладошки, Поработаем немножко. И по кругу проведем, Каждый пальчик разомнем. Вот опять звенит звонок, И кончается урок: Дзынь – дзынь. Упражнения повторяются.
Футбол
Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей: Крепко мячики сжимаем, Наши мышцы напрягаем, Чтобы пальцы никогда Не боялись бы труда! Перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами. Поиграем мы в футбол И забьем в ворота гол! Палец большой за ворота – горой! Указательный – смельчак, Забивает гол – вот так! Средний – точно уж герой, Забивает головой! Безымянный вдруг споткнулся И с досады промахнулся! Малыш-мизинец – молодец, Гол забил – игре конец!
Приложение 4
Пальчиковые гимнастики для развития кинетической организации движений кистей и пальцев рук
Скакалка
Упражнение для тренировки большого пальца руки. Обе ладони сжаты в кулак, большие пальцы подняты вверх. Делаем круговые движения большим пальцем (крутим скакалку сначала в одну сторону, потом в другую). Одновременно педагог приговаривает или поет песенку «Скакалка»: Я скачу, я верчу Новую скакалку. Захочу, обскачу Галю и Наталку. Ну-ка раз, ну-ка два Посреди дорожки, Да бегом, с ветерком, Да на правой ножке. Я скачу, я верчу Новую скакалку. Я скачу, я учу Галю и Наталку. Ну-ка раз, ну-ка два, Учатся сестрички. За спиной день-деньской Прыгают косички!


«Строим дом»
Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх – это молоток. В течение всего стиха молоток заколачивает гвозди (движение сверху вниз большим пальцем – сначала прямым, затем согнутым). Педагог читает стихи: Целый день тук да тук, Раздается звонкий стук. Молоточки стучат, Строим домик для зайчат. Молоточки стучат, Строим домик для бельчат. Этот домик для белочек, Этот домик для зайчиков, Этот домик для девочек, Этот домик для мальчиков. Вот какой хороший дом, Как мы славно заживем. Будем песни распевать, Веселиться и плясать.
«Лист бумаги»
Перед каждым играющим положен скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один его край не остался загнутым. Затем то же самое сделать, пользуясь одной рукой. Возможны варианты (пользуясь двумя большими пальцами, повторить то же, или указательными и т.д.).
«Дружба»
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять. Начинай считать опять: Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать.
Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок. Ритмичное касание пальцев обеих рук. Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца. Руки вниз, встряхнуть кистями.
«В гости»
В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому. Указательный и средний. Безымянный и последний, Сам мизинчик-малышок Постучался на порог. Вместе пальчики-друзья, Друг без друга им нельзя.
Выставляем вверх большие пальцы. Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук. Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно. Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы. Кулаки стучат друг о друга. Ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих руках.
«Домик»
Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять. В домик спрятались опять.
Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого. Ритмично разжимаем все пальцы вместе. Сжимаем по очереди широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца. Ритмично сжимаем все пальцы вместе.
Рисунок 1 «Домик»
«Прогулка»
При выполнении этой гимнастики дети сидят на местах и ритмично двигают по поверхности стола (от себя к краю) прямые пальцы обеих рук.
Пошли пальчики гулять, А вторые догонять. Третьи пальчики бегом, А четвертые пешком. Пятый пальчик поскакал И в конце пути упал.
Пальцы обеих рук сжаты в кулак, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу. Ритмичные движения по столу указательными пальцами. Движения средних пальцев в быстром темпе. Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола. Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами. Хлопок обоими кулаками по поверхности стола.
«Человечки»
Дети сидят на своих местах. Указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз и быстро двигаются по поверхности стола – «человек идет». Побежали вдоль реки Дети наперегонки. Движение указательного и среднего пальцев обеих рук по поверхности стола от себя к краю (повторить несколько раз).




Рисунок 2 «Человечки»
«Засолка капусты» Мы капусту рубим, Мы морковку трем, Мы капусту солим, Мы капусту жмем.
Резкие движения прямыми кистями вниз и вверх. Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя. Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки. Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.
«Замок»
На двери висит замок. Кто открыть его бы мог? Потянули, покрутили, Постучали и открыли!
Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок. Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны. Движение сцепленными пальцами от себя, к себе. Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга. Пальцы расцепляются, ладони в сторону.
Рисунок 3 «Замок»
«Дом и ворота»
На поляне дом стоит, Ну, а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем. В этот домик приглашаем.
Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев. Большие пальцы обеих рук – вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе; кончики средних пальцев соприкасаются. Ладони поворачиваются параллельно друг другу. Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются кончики одноименных пальцев.
Рисунок 4. «Дом и ворота»

«Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне, Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питание Дружно дают под землей корешки.
Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их. Развести пальцы рук. Ритмичное движение пальцами вместе – врозь. Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.
«Зайцы»
Скачет зайка косой Под высокой сосной. Под другою сосной Скачет зайка второй.
Указательный и средний пальцы правой руки вверх, остальные выпрямить и соединить. Ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены. Ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены. Указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные выпрямить и соединить.
«Коза и козленок»
Идет коза рогатая, Идет коза бодатая. К ней козленочек спешит, Колокольчиком звенит.
Указательный палец и мизинец – вверх, остальные прижать к ладони, причем согнутый большой палец сверху. Указательный и безымянный пальцы – вверх, остальные прижаты к ладони. Пальцы соединены в щепотку, опущены вниз.
«Птички»
Птички полетели, Крыльями махали, На деревья сели, Вместе отдыхали.
Большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы. Махи ладонями с широко раскрытыми пальцами. Руки вверх, все пальцы широко расставить. Большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы.

«Кошка и собака»
Вышла кошечка вперед, К нам идет, хвостом играет. Ей навстречу из ворот Две собаки выбегают.
Указательный и мизинец правой руки согнуты вверху, остальные пальцы прижаты к ладони, причем большой палец согнутый сверху. Левой ладонью машем у основания правой кисти. Большие пальцы обеих рук вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук подняты вверх, остальные прямые пальцы соединены вместе.
Упражнения с утяжеленными мешочками для развития кинетической организации движений пальцев и кистей рук
Упражнения в перекладывании предмета
1. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счет 1-2 – руки в стороны – вдох; 3-4 – руки вниз перед собой (или за спину), мешочек переложить в левую руку – выдох. То же, мешочек в левой руке. 2. Стойка: ноги на ширине плеч, мешочек в правой руке. На счет 1 – руки в стороны; 2 – наклон к правой ноге, не сгибая коленей; переложить мешочек в левую руку за правой пяткой; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение (и.п.). То же, но наклон к левой ноге. 3. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счет 1 – руки в стороны; 2 – правую согнутую ногу поднять, спина прямая; переложить мешочек под коленом в левую руку; 3 – руки в стороны, ногу опустить; 4 – исходное положение. То же, но согнуть и поднять левую ногу. 4. Положение сидя, ноги врозь, мешочек в правой руке у бедра. На счет 1 – руки в стороны – вдох; 2-3 – наклон к левой ноге, переложить мешочек в левую руку - выдох; 4 – исходное положение. То же, наклон к правой ноге. 5. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, мешочек в правой руке. На счет 1-2 – колени приблизить к подбородку, голени сомкнуть, переложить через них мешочек в левую руку; 3-4 – исходное положение. То же, но мешочек в левой руке.
II. Упражнения в перебрасывании предмета, подбрасывании и ловле (жонглирование одним предметом)
1. Стойка: ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1-2 – подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3-4 – то же. То же, мешочек в левой руке. 2. Стойка: ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1-4 – подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками, выдержать паузе. То же, но сделать два хлопка. То же, мешочек в левой руке. 3. Стойка: ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1-4 – подбросить мешочек правой рукой, поймать его левой, переложить в правую, выдержать паузу. То же, мешочек в левой руке. То же без паузы, в виде серии бросков. 4. Стойка: ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1-4 – подбрасывать мешочек и ловить правой рукой, то же левой рукой. 5. Стойка: ноги врозь. Мешочек в правой руке. На счет 1-2 – подбросить мешочек правой рукой, поймать левой; 3-4 – наоборот.
III. Упражнения в жонглировании двумя предметами
1. Стойка: ноги врозь в обеих руках по мешочку. Попеременные броски каждой рукой мешочка вертикально вверх и ловля его. То же одновременно двумя руками. 2. В обеих руках по мешочку. Бросок мешочка правой рукой вертикально вверх, за время его полета переложить мешочек из левой руки в свободную правую и освободившейся левой рукой поймать падающий мешочек, выдержать паузу. То же без паузы, сериями (левой рукой ловить, а правой одновременно бросать – «каскад»; то же, начиная с левой руки). 3. В обеих руках по мешочку. Бросок мешочка правой рукой вверх по дуге слегка влево, затем после короткой паузы бросок левой рукой мешочка вверх по дуге вправо под первый мешочек, который еще в воздухе (перекрест траекторий), первый мешочек ловит левая рука, а второй – правая, сделать паузу, то же, но бросок начинать левой рукой. То же, но без остановок, непрерывно.
IV. Упражнения в жонглировании двумя предметами
1. Стойка: ноги врозь. В правой руке два мешочка. Бросок вверх по неширокой дуге наружу сначала первого мешочка с таким расчетом, чтобы успеть переместить кисть навстречу падающему первому мешочку, мягко поймать его и, отведя руку в исходное положение, продолжить броски. То же левой рукой. 2. То же, но бросать мешочки в обратном направлении – по траектории вверх-внутрь. То же левой рукой. 3. В правой руке два мешочка. Быстро перемещая руку вправо и влево, бросать мешочки поочередно вертикально вверх, ловить их и снова бросать вверх. Высота подбрасывания мешочков должна быть одинаковой. То же левой рукой.
V. Упражнения в жонглировании тремя предметами
1. Стойка: ноги врозь. В правой руке два, в левой один мешочек. Перекрестное перебрасывание мешочков. Правой рукой бросать один мешочек вверх по дуге влево, вслед за этим левой рукой бросить мешочек вверх по дуге вправо, успеть подхватить левой рукой первый мешочек. То же быстро повторить правой рукой с третьим мешочком, чтобы успеть принять второй мешочек, брошенный левой рукой. 2. «Каскад тремя мячами» - подбрасывание мячей вверх по дуге влево правой рукой, ловля левой рукой на уровне пояса с последующим быстрым перекладыванием (перебрасыванием) в правую руку. Держа в правой руке два, а в левой один мяч, выполнить два последовательных броска правой рукой по одной и той же траектории и после этого быстро освободить левую руку, передав мяч в правую, чтобы поочередно ловить и перекладывать в правую руку падающие мячи.
VI. Упражнения в бросках и ловле предметов в парах
1. Броски и ловля мешочка двумя руками, дети стоят на расстоянии 2-4 м друг от друга. 2. Перебрасывание мешочка друг другу одной рукой. То же другой. 3. Одновременный бросок мешочков друг другу двумя руками с последующей их ловлей. То же одной рукой (правой), одной левой.
VII. Групповые упражнения в передаче, подбрасывании, перебрасывании и ловле предмета
1. Дети стоят по кругу, у каждого в руках по мешочку. Передача мешочков по кругу вправо (влево) по сигналу. То же с различными заданиями на слуховое внимание. 2. Дети сидят по-турецки по кругу. Передача мешочков друг другу под музыкальное сопровождение. Музыка замолкает – передача прекращается, с возобновлением музыкального сопровождения игра продолжается. 3. Дети стоят по кругу, водящий – в центре с мешочком в руках. Подбрасывая мешочек вверх, водящий называет имя одного из игроков, тот должен поймать мешочек. Поймавший, становится водящим.



Приложение 5
Бумагопластика, как метод развития мелкой моторики
Бумага – одно из древнейших изобретений цивилизации, оказала несравнимое влияние на развитие письменности, документализации, науки и творчества. Сегодня бумага широко используется во многих областях жизнедеятельности, в том числе, в искусстве. Бумажное творчество общедоступно, любимо разными народами, поэтому быстро распространяется по всему миру. Работа с бумагой создает большие возможности для творчества взрослых и детей. Также работа с бумагой воспитывает терпеливость, аккуратность, усидчивость, развивает художественное творчество, эстетический вкус, изобразительные способности, зрительную память, мышление, пространственные представления, изобразительные и конструктивные способности, точную координацию и развитие мелкой моторики рук. Используя различную по качеству и по технологии изготовления бумагу, можно получить настоящее произведение искусства. Родиной бумаги считают Китай. Бумагопластика – это, по сути, объемная аппликация. То есть, различные элементы композиции могут располагаться на разном уровне в трехмерной проекции. Поделки в технике бумагопластики иногда имеют вид картин, открыток, то есть, оформляются на жестком фоне, в рамке или без. А иногда такие поделки существуют самостоятельно, без строгой привязки к фону. Например, это могут быть бумажные цветы, собранные в букет, отдельные фигурки и так далее. Материалом для бумагопластики может стать любой вид бумаги – от самого прочного картона, до тончайших папиросных листов. Чаще всего в одной композиции сочетаются разные бумажные фактуры, которые выгодно оттеняют друг друга. Кроме того, бумага может быть покрашена, затонирована, исходя из плана будущей поделки – зеленые листья, разноцветные лепестки и так далее. Сборка элементов композиции происходит на клей, обычно ПВА, двусторонний скотч.   При создании композиций в технике бумагопластики используются различные инструменты – шило, иглы, макетные ножи, скальпели, ножницы, кисти. Бумагопластика – емкое название, объединяющее различные техники: аппликация, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  и тому подобные. Аппликация (лат.аpplicatio – наклеивание) – способ создания орнаментов или иных изображений путем наложения на основной фон кусочков из иного материала. Аппликация из бумаги является эффективным средством эстетического воспитания детей, развивает мелкую моторику пальцев рук. Оригами (японское искусство складывания из бумаги) пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами волшебство, чудо и, конечно, игра. Из обычного листка бумаги можно сотворить целый мир. Фигурки довольно условные, что дает возможность ребенку домыслить и дофантазировать их. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность. Значение оригами для развития ребенка заключается в том, что оно учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание; развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера; учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям; стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания; знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами; развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку; развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию; способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей; совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место; большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами; помогает детям развить внимание, терпение, умение действовать по образцу; развивает мелкую моторику. Занятия оригами сегодня активно внедряются в педагогическую практику, т.к. через привлекательную для детей деятельность способствуют гармоничному развитию их личности. Благодаря тренировке мелкой моторики пальцев рук, возрастает скорость мыслительных процессов, гибкость и оригинальность мышления, развивается воображение, логика, речь.   В процесс создания фигурки оригами вовлекаются самые разнородные психофизиологические механизмы: моторика и воображение (логическое и пространственное в равной мере), мышление и фантазия, стимул быстрого результата (в том числе для игры или подарка, сделанного своими руками). Если ученик утомляется, он тут же может переключиться на другой элемент работы: от складывания переходит к игре с готовой фигуркой, рисует последовательность складывания понравившейся фигурки оригами, читает новые схемы, компонует готовые элементы в панно. Такая смена внимания предупреждает перенапряжение и переутомление ученика при насыщенной и разнообразной моторной и мысленной работе. Квиллинг – это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Квиллинг происходит от английского слова quill, что в переводе означает «перо птицы». В средневековье мастера квиллинга использовали кончик пера как инструмент помогающий сворачивать многослойные колечки из тоненьких бумажных полос. После из них формировались причудливые узоры, которые выкладывались на основу – икону, раму зеркала, родовой герб и т.д. Искусство бумагокручения впервые зародилось в Европе в XIV-XV веках. Мастерицы техники бумагокручения создавали целые полотна, поражавшие своим изяществом и красотой. А покрывая их серебряной или золотой краской, умелицы добивались потрясающего сходства с ажурными кружевами. Это искусство приобрело огромную популярность среди представительниц высшего общества. Без сомнения, женщины низших слоёв населения тоже с удовольствием занимались бы квиллингом, но из-за очень большой стоимости высококачественной цветной бумаги, данное занятие долгое время так и оставалось привилегией богатых особ. На протяжении своего существования, искусство бумагокручения претерпевало и взлёты и падения. В XV веке это считалось искусством, в XIX веке – дамским развлечением. Большую часть XX века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В наши дни квиллинг широко известен и популярен как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь. В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Восточные мастера создают настоящие шедевры, поражающие своей утончённостью и изяществом, состоящие из нескольких сотен маленьких спиралек. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. И что удивительно, но изделия, выполненные в технике бумагокручения, несмотря на свою воздушность и изящность, отличаются значительной прочностью. Например, на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению – не развалится и не сломается. В общем, квиллинг – это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Для составления различных композиций спиралькам можно придавать разнообразную форму: квадрата, ромба, капли и т.п. Инструменты, используемые для работы разнообразны. Обычно, для формирования спиралей из тонких бумажных полос применяется металлическая или пластмассовая палочка с раздвоенным концом. Заменить подобный инструмент можно при помощи стержня от шариковой ручки с прорезью, сделанной на конце. Умельцы восточной школы используют при закручивании тонкое шило. Зубочистка или тонкая вязальная спица, тоже неплохо подходят для квиллинга. Нередко, для формирования деталей равного диаметра используют линейку с круглыми отверстиями разного диаметра, в которые кладут полученные спиральки, где они разворачиваются до необходимого размера. Детали бывают открытые и закрытые. Для закрепления закрытых частей применяется довольно густой клей ПВА. Желательно, чтобы бутылочка имела тоненькую насадку для лучшего контроля за количеством клея. Единственным материалом, используемым в квиллинге, является окрашенная в массе бумага, вернее бумажные полосы. Ширина полос составляет 3-9 миллиметра, а длина 30 или 60 сантиметров. Это стандартные размеры материала, продающегося в специализированных магазинах. Полосы принято резать не ножницами, а канцелярским ножом, для получения ровных срезов, без зазубрин. А при желании ускорить работу, лучше перед нарезкой сложить вместе несколько листов, скрепив их скрепками или прищепками. В бумажной филиграни, вполне можно использовать цветную офисную бумагу для принтеров и факсов. С помощью техники квиллинг декорируют рамки для фотографий, открытки, подарочные упаковки, шкатулки, создают уникальные панно и картины.












Рисунок 1Рисунок 11Рисунок 12Рисунок 13Рисунок 14Рисунок 18Рисунок 2115