Воспитание гражданской идентичности младших школьников


Воспитание гражданской идентичности младших школьников.
Достижение гражданской идентичности - важная задача развития личности. Поэтому о её становлении можно говорить уже в начальной школе. эта работа начинается нами прямо с 1 сентября, когда на первом же уроке Мира, мы говорим о том , что Приднестровье - это наш дом, знакомим детей с территориальным расположением республики, её символами. Рассказывая
О флаге, обязательно упоминаемо том, что на нём изображены серп и молот -это символы трудолюбия и единства нашего народа. Рассказывая о гербе, говорим о
звезде как символе непобедимости народа, солнце олицетворяет собой мир, волна – это наша река Днестр, колосья пшеницы, кукурузы, гроздья винограда – это
богатства нашей страны.
Психологи считают, что именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о жизни общества, взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение к окружающему миру.
Очень важным в формировании гражданской идентичности является подбор методического материала. И в этом, нам , учителям начальных классов, помогают новые экспериментальные учебники, которые знакомят учащихся с традициями ,укладом жизни народов , населяющих нашу республику. Практически каждый урок обучения грамоте посвящен знакомству с бытом и творчеством то русского, то украинского, то молдавского народа. Дети уже легко ориентируются по страницам учебника и без особых усилий отвечают на вопрос: «С творчеством какого народа мы будем знакомиться на уроке?» Страницы учебника знакомят учащихся с пословицами, поговорками нравственного характера. И даже если ученик не всё запомнит, и не всегда поймёт глубинный смысл, главное у ребёнка останется чувство соприкосновения с прекрасным, с величием Родины. А это необходимо детям для их эмоционального и социального взросления.
За два месяца учёбы, едва научившись писать и даже ещё не все буквы, а тетрадь по обучению письму уже предлагает задания, в которых звучат такие предложения: Наш край - Приднестровье. Это наша Родина. В Каменке есть отличный санаторий. Об этом расскажет герб города. Один из городов нашей Родины - Рыбница. Рыбница - кузница стали. Здесь живут и работают металлурги.
Учебник по Окружающему миру помогает учащимся лучше узнать и понять окружающий мир, самих себя, свой край, свою Родину. В нём содержатся сведения о многих интересных и важных вещах, он учит детей охранять природу, а значит охранять и Родину. В нём помещено много краеведческого материала. Он знакомит ребят с растениями и животными, которые распространены именно в нашем крае, знакомит с Красной книгой Приднестровья, тем самым учит любить свой край, заботиться о его красоте.
Народные традиции воспитывают будущего гражданина страны. Работая над изучением народных традиций и обрядов, дети знакомятся со славянскими весенними традициями и обрядами. Они с интересом шьют домовят, которых потом подарят своим бабушкам. А с каким интересом они лепят, а потом раскрашивают жаворонков, птюшек, куликов, готовясь к приходу весны, водят хороводы, учатся закликать весну. Работая над этим проектом, дети осознали для себя, что малая Родина, это не только география, история, экономика, но и обычаи, традиции, обряды, что принято называть - духовная жизнь народа, чтобы полюбить свой народ, чтобы понять смысл вековых традиций и обрядов надо изучать его истоки.
В силу особенностей младшего школьного возраста приоритет отдаётся внеурочной форме работы. На протяжении уже нескольких лет в начальной школе в конце ноября отмечается День Матери. На слайдах представлены фото одного из праздников под названием: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя Мать».В ходе этого мероприятия дети готовят подарки своим родителям в виде концертной программы, поделок , сделанных своими руками, рисунков, сочинений о маме, ещё и ещё раз высказывая свою любовь к ней.
На слайдах представлены фотографии из «Рыцарского турнира» который проводился ко Дню Защитников Отечества, в ходе которого будущие защитники нашей Родины, проявляли свои знания, смекалку, ловкость, учились уважению к женщине, т.е. становились истинными рыцарями.
Особое место в воспитании гражданской идентичности младших школьников занимает посещение музеев, выставок, проведение экскурсий. Эта работа помогает ребятам ближе познакомиться с историческими памятниками, героями города, формирует чувство гордости за родной город, за свою Родину.
И в заключении:
Если не мы, то кто же
Ребёнку в жизни поможет,
Человеком хорошим стать,
Гражданином себя осознать,
Родину любить и знать?
Как важно не опоздать!..