Формирование творческих компетенций и целевых установок школьников.

Формирование творческих компетенций и целевых
установок школьников.

Уважаемые коллеги! Свое выступление я начну с экскурса в далекую историю.
Когда немецкие войска в 1870 году наголову разбили французскую армию под Седаном, то лавры победителя отдельные политические деятели той поры отдали не полководцам, а скромным школьным учителям физкультуры. Это они на своих занятиях так натаскали учеников, что потом будучи солдатами, в пешем строю с тяжелой амуницией могли совершать многочасовые утомительные марши, смело бросаться в штыковые атаки. О небывалой выносливости прусских пехотинцев заговорил весь мир. Этот пример более чем красноречиво показывает роль школы, образования и воспитания.
Второй яркий пример можно привести из отечественной истории. В двадцатых и тридцатых годах прошлого века в СССР за короткое время была создана самая передовая в мире образовательная система, которая позволила подготовить молодое поколение к схватке с нацизмом. Смелые бойцы, талантливые инженеры и конструкторы смогли переиграть по всем статьям индустриально развитую Германию.
Эти примеры наглядно показывают, насколько важна была роль школы в разные исторические эпохи в деле формирования личностных качеств человека, его образования и воспитания.
Какова позиция современного общества по отношению к школе сегодня?
Поневоле задаешь себе вопрос, что тебя ждет дальше школа?
Какие еще реформы и новации тебе предстоит пережить?
В современном мире многократно увеличивается ценность интеллектуального труда. Экономика знаний становится важнейшей отраслью хозяйства страны. Интеллект становится основным конкурентным преимуществом. Именно с этих позиций осуществляется сегодня подход к задачам развития образования, не забывая других его главных задач -развития личности, формирования гуманитарных ценностей, толерантности, воспитания патриота и гражданина.
В педагогической литературе ключевые компетенции определяются через способность личности решать жизненно важные проблемы в конкретных ситуациях и указывают на их реально- практическую направленность.
Перечень ключевых компетенций, реализуемых школой, напрямую зависит от анализа современных условий жизни и деятельности личности в обществе.
Сегодня важной для личности является готовность учиться всю жизнь, ставить и решать познавательные задачи.
Как же в процессе обучения может происходить формирование компетенций, в том числе и творческих?
Педагогический коллектив нашей школы реализует Программу развития «Формирование личности ребенка как субъекта собственного образования и развития», ведет большую работу по обновлению содержания обучения всех звеньев учебного процесса, ведет творческое сотрудничество с другими учреждениями. Это обеспечивает целостный процесс социального воспитания, которое помогает коллективу эффективно решать вопросы разностороннего творческого развития личности, создания комфортной социально- образовательной среды на территории социума.
Одной из форм организации образовательной работы, проводимой педагогами, является творческая, исследовательская деятельность учащихся.
В 2000 году был разработан туристско- краеведческий комплекс мероприятий. Мы предположили, что это повысит эффективность использования туристических маршрутов, краеведческого материала, поможет развиться экологическому направлению.
В этот период, имеющийся производственный участок, площадью 10 га, не обрабатывался, пришкольный участок обеспечивал продукцией только школьную столовую, дохода и прибыли не приносил; имелись большие пришкольные территории, много кустарников, рядом находилась пойма реки Теши, Тумановское озеро, лес, известные всем историкам- краеведам археологические стоянки первобытных людей.
Запланировали, что в структуру комплекса мероприятий войдут школьный музей, учебно – опытный и производственный участки, экологические тропы, учебные экскурсии на предприятия, туристические маршруты, исторические объекты, колодцы и родники Туманова, работа в школьном саду, положение «Лучший школьный цветник», работа ребят из отряда «Милосердие» детского объединения «Орленок», занятия по православной культуре через внеурочную деятельность и др.
Поисково – исследовательская работа велась на базе школьного краеведческого музея.
Опросили родителей, жителей села, выпускников прошлых лет, ветеранов педагогического труда и участников ВОВ. Оказалось, они не прочь поучаствовать в сборе материала.
Фольклорный ансамбль села, работа школьных мастерских, кружков дополнительного образования, участие учащихся на протяжении многих лет в экологической смене на биостанции села Пустынь, ответственность детей с 1 по 11 класс за своим цветником, профессиональное обучение по специальности «Тракторист», благоустройство пришкольной территории, осуществление акции «Елочка» (посадка более 150 шт.), участие школьников в научно - практической работе, летней трудовой практике, ежегодном проведении туристско – краеведческой конференции, интенсифицировало процесс, связанный с развитием основного направления школы «Край родной – Туманово».
Авторская программа дополнительного образования по рогозу (учитель Панкратова В.Н.) занимала 3 место в области. Воспитанники школы неоднократно были участниками областного детского фестиваля ремесел «Секреты старых мастеров – детям нового тысячелетия». В 2009 году учащийся 2 класса Завьялов Антон награжден дипломом 1 степени Областного конкурса исследовательских работ и проектов младших школьников «Я исследователь».
Накопленный опыт дает возможность педагогам выстроить систему работы по развитию и формированию гражданских и патриотических качеств личности воспитанников.
Учет и подведение итогов конкурсов, соревнований, определение и награждение победителей самими ребятами (Совет УчКома и актива школы) способствует развитию самодеятельности, критики и самокритики, товарищества, учат подчинять личные интересы интересам коллектива, дают возможность понять значение и преимущество коллективного труда.
Подведение итогов после каждого мероприятия на общешкольной линейке подтверждает мнение психологов о важности эмоциональных стимулов в трудовой деятельности.
На примере введения должности бригадира производственной бригады, экскурсовода школьного музея, звеньевых производственной бригады, капитана футбольной и хоккейной команд, хозяйки литературной гостиной, старосты класса и др. хорошо прослеживается педагогическая инструментовка в организации ученического самоуправления, о котором А.С. Макаренко говорил: «Самоуправление может сделаться самым эффективным воспитательным средством».
Ученик, побывав в должности или готовясь к ней, внимательно присматривается к жизни класса, коллектива, старается осознать свое положение в нем, получает возможность утвердить себя в кругу товарищей. Многообразная деятельность, реальные права и обязанности, ответственность, постоянный контроль и обязательная оценка проявленных в работе деловых и личностных качеств – все это влияет на личность ученика.
Неслучайно многие ребята раскрыли себя с наилучшей стороны за время своей деятельности. У них появился вкус к общественной работе, появились организаторские способности, таким образом эффективно строить взаимодействие с людьми формирует коммуникативную компетентность. В национальном проекте «НАША НОВАЯ ШКОЛА» отмечено, что важнейшими условиями становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, а старшим школьникам должна быть предоставлена возможность освоить программы профессиональной подготовки и осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны.
Школа в селе Большое Туманово впервые была построена в 1885 году.
Пережила и несколько реорганизаций и несколько революций Но во все времена готовила будущих хозяев земли, специалистов, знающих основы сельского хозяйства, знакомых со сложной техникой, любящих свою родную землю и крестьянский труд.
Судьба школы всегда была неразрывно связана с судьбой села. Воспитание хозяина земли, сохранение и развитие производственных сил, становление новых форм хозяйствования, в том числе фермерства и малого предпринимательства, обновление сельского образа жизни, экологически и экономически эффективный труд в аграрной сфере – вот с чем связывает общество работу сельской школы.
Во время перестройки учхоз «Тумановский» полностью сдал свои позиции – школа оказалась без объектов и базы для производственного труда школьников, лишилась шефской поддержки. Но, несмотря на трудности, учителя не сдались – искали пути развития трудового обучения и воспитания в новых условиях. Конечно, в условиях рынка нельзя рассчитывать только на поддержку государства или благотворительность, нужно учиться зарабатывать.
Подсобное хозяйство создано для реализации практической части программы трудового обучения, биологии, химии и других предметов, а также для получения дополнительных средств.
Педагоги стараются максимально приблизить образовательный процесс к повседневной жизни детей, к реальной практике, сельскохозяйственному труду.
Сегодня можно говорить и о материальных результатах труда: на заработанные деньги оформляется интерьер школы, пришкольная территория, покупаются строительные материалы, спортивный инвентарь, техника, проводятся экскурсии. Большая часть продуктов – собственного производства, родители учеников платят незначительную сумму за питание.
Доход от реализации с/х-ной продукции составил:
2006 г.-
2007г. –
2009г. –
Для привлечения к реальной трудовой деятельности модернизировано и адаптировано к условиям и задачам школы содержание предметов в учебном плане школы. В 5 – 7 классах дети осваивают курс «Экология», в 8 классе ведется курс «Основы аграрной технологии», «Компьютерная графика», в 9 классе «Твоя профессиональная карьера», курсы по выбору учащихся, в 10 – 11 классе обучение по специальности «Тракторист», девочки обучаются рукоделию.
В школе оборудован кабинет трудового обучения, имеется трактор МТЗ – 82 и вся прицепная техника. На макетах основных узлов сельхозтехники старшеклассники проводят практическую подготовку к механизированному труду с помощью учителей и инструментов. Ежегодно юноши с аттестатом выпускника получают профессию тракториста категории «С».
Важно, что 2 учителя, преподающие «Технологию» имеют высшее педагогическое образование и высшее сельскохозяйственное образование (ученый агроном).
Более 600 воспитанников школы получили профессиональную путевку в жизнь. Практически все фермеры, работающие в настоящее время на тумановской земле, - бывшие выпускники школы.
Именно в сельской школе во время трудовой и первичной профессиональной подготовки закладываются основы профессиональной квалификации будущих аграрников.
Выпускники школы поступают в профессиональные лицеи, училища, техникумы и вузы, работают в агропромышленном комплексе.
Исключительно велико значение труда для выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств. «Мы хорошо знаем, - писал А.С. Макаренко, - что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными , но в жизни одни умеют работать лучше, другие хуже, одни способны только к самому простому труду, другие к более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни и в особенности в молодости».
Ученическая производственная бригада (УПБ) стала органичной частью всей учебно – воспитательной работы в школе. Юные хозяева земли ведут работу в 3 – х направлениях:
1.овощеводство (выращивают лук, свеклу, капусту, морковь, огурцы, кабачки, тыкву, фасоль, салаты, укроп, петрушку и др.).
2.полеводство (в трехпольном севообороте выращивается картофель).
3.плодоводство.
Все это позволяет школьникам наблюдать весь биологический цикл растений – от посева до созревания урожая. Учебная и трудовая деятельность интегрируется и на уроках химии и биологии: обязательно несколько тем посвящается агротехнике возделывания культур, изучению минеральных и органических удобрений Поэтому к весенним полевым работам школьники приступают с определенным багажом необходимых знаний. Все виды работ заранее спланированы, определены их сроки и ответственные за них.
Всякий значительный успех, по достоинству оцененный старшими, всегда вызывает желание работать лучше. В основе поощрения лежат доверие к учащимся, уважение личности, вера в ее возможности.
Это одобрительное замечание и положительный отзыв, похвала перед всем коллективом, за хороший труд ученики награждаются грамотами или подарками. На празднике Урожая, когда подводятся УчКомом школы, обсуждаются на педсовете и утверждаются директором школы итоги с/х – ного труда, летней трудовой практики, отличившиеся ребята поощряются поездками на экскурсии – Москва, Суздаль, Владимир, Болдино, Дивеево, Софрониева пустынь, Бебяевская шахта, Пешеланский гипсовый завод, завод Коммаш, ЗАО «АСТ – Регион» и др.
Коллектив школы вправе гордиться славными трудовыми традициями, которые закладывались современными родителями воспитанников, а продолжаются их детьми. Учащиеся школы – неоднократные участники и призеры областных ярмарок распродаж с/хозяйственной продукции и Всероссийских слетов ученических производственных бригад.
Работа коллектива школы оценена по достоинству – это дипломы первой, второй и третьей степени на протяжении многих лет.
На областном фестивале «Молодежь. Экология. Культура» в городе Дзержинск (2009г.) школа еще раз подтвердила свой статус и была награждена ценным подарком и дипломом 1 – ой степени областной ярмарки «Урожай – 2008», а учащиеся школы Почетной грамотой в областном конкурсе «Зеленая планета» в номинации «Практическая (образовательная) работа на учебно – опытном участке.
Главное же богатство школы – это мои учителя и сотрудники. Именно благодаря им, их усилиям живет наша школа, обновляя свое содержание, внедряя новые формы и методы обучения и воспитания детей.
Задача современных педагогов сельской школы – научить школьников приспосабливаться к любой экономической ситуации, чтобы жить счастливо, приносить радость себе и другим.
Эффективности воспитания трудом школа достигает его непрерывностью, сменой продуктивной занятости ребят в течение всего дня. В этой непрерывности ребята привыкают быть занятыми разными делами, не «тусоваться», не лежать часами, глядя в «ящик». Они обретают качество, необходимое в любом виде деятельности - интеллектуальной, физической, творческой.
Это качество необходимое для жизни и высоко ценимое во все времена и у всех народов – трудолюбие.
Совместные усилия облегчили реализацию долгосрочного проекта.
Стратегическую цель проекта мы видели в том, чтобы сохранить себя как школу. Вместе с реализацией проекта у нас появилась реальная возможность давать детям востребованное образование и воспитание, а у села – перспектива развиваться экологически и экономически.
В качестве критериев для оценки результатов выбрали:
1.сохранение малокомплектной школы как социального стержня села.
2.положительные отзывы учеников, родителей, учителей.
3.общественная оценка деятельности школы и положительные отзывы местного населения в целом.
Результаты работы школы стали публиковаться в СМИ и использоваться для выработки рекомендаций по усовершенствованию учебно – воспитательного процесса.
К счастью, нам многое удалось сделать!
Разработано несколько программ, положений и локальных актов по школе, к воспитательной работе активно привлекаются родители, образовательный процесс стал более эффективным, а основные формы деятельности наполнились более глубоким содержанием (практической и исследовательской деятельностью).
Труднее всего было ответить на вопросы: Чем заинтересовать учеников и выпускников школы, педагогический коллектив и родителей? Как помочь возрождению села? Как привлечь деловых партнеров?
Для реализации проекта потребовалось слияние воедино всех усилий социальных объектов села: школы, детского сада, дома культуры, православной церкви, родительского сообщества.
В заключение отмечу, что работа по использованию компетентностного подхода в образовательной деятельности школы продолжается. Но уже сейчас можно сделать вывод, что такая работа делает процесс обучения более интересным ученикам, формирует у них понимание жизненно – практической значимости содержания образования, которое они осваивают.

15