ОРГАНИЗАЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
План: 
1. Особенности современного общества
2.Что такое УУД
3.Классификация УУД
4.Роль кабинета биологии в использовании УУД
5.Использование УУД на уроках биологии
 
     Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.               Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!      В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
     Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Место УУД в воспитательном процессе? УУД являются обязательным компонентом содержания учебно- воспитательного процесса       .     Что дают универсальные учебные действия?        Они: - обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;          - создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;  - обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
-личностные;
-регулятивные, включая саморегуляцию;
-познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
-коммуникативные действия.
     Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
     Регулятивные УУД. Что входит в умение учиться?
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.
     Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время школьник обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло у него должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и прочее.
     Сейчас любую нужную нам информацию мы можем черпать из интернета, а зазубривать какие-то сведения необязательно. Главное сегодня - это уметь пользоваться этими сведениями.
     Наша жизнь непредсказуема. Возможно, через несколько лет при поступлении в ВУЗ или другие учебные учреждения школьнику потребуются такие знания, которые в школе сейчас преподаются в недостаточном объеме. Чтобы ребенок не растерялся в такой ситуации, ему необходимо овладеть УУД универсальными учебными действиями.   Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормального адаптации в обществе, а также профессионального роста.
     Личностные УУД. Как понять себя и чувства другого?
Осваивая личностные универсальные умения, ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Школьник начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства. Каждый из нас живет в определенном обществе и умение сосуществовать в нем с другими людьми залог полноценной жизни. В этом заключен нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким. Однако для этого ребенку необходимо научиться понимать, а что же может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что человеку, находящемуся рядом требуется, например, эмоциональная поддержка, а может быть какая-либо другая помощь.  Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.          Также школьник учится сам противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу его жизни и здоровью. Для успешного существования в дальнейшем ученику необходимо уметь разбираться в том, какие на сегодняшний день профессии наиболее востребованы, и в какой области он лучше выразит свои способности и будет наиболее нужен для общества.
     Познавательные УУД. Как сделать учебу интересней?
Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).
Часто интерес школьника к учебе возникает при [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] какой-либо темы. Ребенок как бы превращается в маленького ученого, перед которым стоит задача самостоятельно собрать нужные сведения, провести наблюдения, сделать вывод, а также самому оценить собственный результат. Кроме появления интереса к знаниям, который, как правило, ослабевает у школьников в период обучения в школе, у ученика развивается способность объективно относиться к результатам своего труда.
  Очень помогает в исследовательской деятельности составление ребенком собственного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Что же представляет собой портфолио ученика?
      Первые странички портфолио посвящены информации о его владельце. На них размещены фотографии его и его друзей, родственников, а также рассказ о себе, своих хобби.
     Далее ученик берет интересующую его тему и на последующих страницах как можно шире раскрывает ее. Как раз в процессе этого у ребенка и развивается интерес к исследованию, и, разумеется, к знаниям. Именно работая с портфолио, школьник учится работать с информацией, ищет пути, как добывать новые сведения, анализирует, сравнивает, выдвигает гипотезы и др. Так из ученика, который лишь механически запоминает школьный материал и выполняет действия по образцу учителя, зачастую не понимая смысла, школьник постепенно превращается в активного человека, саморазвивающуюся личность.      Коммуникативные УУД.Умеем ли мы общаться?
Школьник учится взаимодействовать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.
В школе ученики не только получают знания, но и учатся взаимодействовать между собой. Происходит это часто на интуитивном уровне, что не у всех учеников приводит к положительному результату. Следует целенаправленно обучать школьников правильно отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом. Необходимо учить подрастающее поколение выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками.
     Немаловажно школьникам научиться договариваться друг с другом. Это нужно при работах в группах, а также очень пригодится в последующей взрослой жизни при решении проблем на службе и в семье. Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
     Для развития универсальных учебных действий в учебных ситуациях информационная образовательная среда должна содержать следующие элементы:
-дидактические материалы, направленные на организацию познавательной деятельности, включающую значительную долю самостоятельной работы;
-средства для взаимодействия учащихся, учащихся и учителя, учащихся и интерактивных средств ИКТ;
-средства для оценивания собственного продвижения  и развития в процессе самостоятельной деятельности;
-система опорных ориентиров для формирования общего представления об изучаемом материале, удобной навигации в содержании, выражающаяся в понятной структуре материалов. Система ориентировки – содержание, выделения в тексте, графические объекты, модели, тренажеры. Важную роль здесь играют проблемные вопросы.
-система заданий для самоконтроля, образцы (модели эталоны), критерии для определения точности выполнения задания, тесты;
-система справочной информации, обеспечивающая поиск достоверной учебной и научной информации по теме: ссылки на ресурсы, раскрывающие шире изучаемые понятия, рекомендуемые источники информации;
-возможность организации материалов в личном пространстве учащихся, осуществление отбора для обеспечения разноуровневого освоения, выделения или конструирования в изучаемом материале индивидуальной учебной структуры.
Формы применения УУД на уроках биологии:
Работа с текстом учебника
А) выделение существенного, главного (например, значение бактерий)
Б) смысловая группировка (например, сгруппировать кости скелета по отделам)
В) составление планов ( 10 класс «Характеристика ДНК»)
Тезисов ( 11 класс «Признаки человеческих расс»)
Конспекта (тема «Органы выделения»)
Г) Составление схем ( «Схема рефлекторной дуги»)
Графиков ( 10 класс «Кривая модификационной изменчивости»)
Д) формулировка выводов ( при выполнении лабораторных работ)
Е) Чтение –поиск (ответить на вопросы в конце параграфа)
Ж) Составление вопросов ( «Характеристика безусловных и условных рефлексов»)
З) Описание биологических объектов (амеба )
Работа учащихся в группах:
А) решение биологических, экологических задач (причины экологических катастроф в разных регионах Земли)
Б) выполнение лабораторных и практических работ
В) сравнение биологических объектов (естественный биогеоценоз и агроэкосистема)
Г) описание особей по морфологическому критерию (предки человека)
Д) веселая эстафета ( «Органы цветкового растения»)
Работа с тестами  помогают осуществлять познавательную учебную деятельность
А) биологический диктант
Б) Выбрать один или несколько правильных ответов
В) задание на соответствие
Г) задание на последовательность биологических явлений, структур
Специальные рабочие тетради. Дают большие возможности для самостоятельных работ, получения новых знаний.
Задания в тетради:
А) вставьте пропущенное слово
Б) дайте определение
В) работа с рисунками
Г) верно ли утверждение?
Д) заполните схему    и другие
     Личностные учебные действия  можно осуществлять на уроках и во внеурочной деятельности. Эта деятельность помогает воспитывать патриотов своей страны, людей сопереживающих и готовых прийти на помощь другим людям. При изучении темы «Грибы» я рассказываю о создании антибиотиков и их применении в ВОВ. При изучении темы «Мхи» я рассказываю об использовании сфагнума партизанами при лечении ран. На уроках биологии дети знакомятся с трудами великих ученых нашей страны: Н.И.Вавиловым, И.М.Сеченовым, И.П.Павловым, И.И.Мечниковым, С.Г.Навашиным и другими. Изучение первой доврачебной медицинской  помощи готовит школьников прийти на помощь людям.
     Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способностей. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Сайт: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Оригинал публикации: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Заголовок 215