Внеклассное мероприятие Мы все такие разные, но мы — вместе


Внеклассное мероприятие
«Мы все такие разные, но мы - вместе»

Цели:
1. Формирование терпимости к различиям между людьми: индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, мировоззрению.
2. Воспитание уважительного отношения к культуре разных народов, разрушение стереотипов в отношении какой-либо нации.
3.  Выработка активного неприятия любых форм дискриминации.
Задачи:    
1. Преодолеть и предупредить социально-эмоциональные проблемы учащихся.
2. Развить навыки социального поведения.
3. Повысить уровень коммуникативной культуры подростков.
4. Выработать принципы толерантного поведения. 
Внеклассное мероприятие проводится в кабинете, столы расставлены так, чтобы воспитанники могли объединиться для работы в 4 группы.
Оборудование:
презентация «Мы все такие разные, но мы – вместе»;
видеоролик «Сказка про толерантность. Кулагина Екатерина»;
жетончики для приветствия, карточки в форме листьев дерева, реквизиты для сценки;
на доске – таблички: А.Г. Асмолов: «Признание + Принятие + Понимание = Толерантность», «Толерантность – это искусство жить в мире людей и идей», плакат с символическим рисунком дерева, записи по содержанию занятия;
песня «Не будь безразличен» (Гр. «Берегите любовь»).
Предварительно каждый класс получил задание найти высказывания, подготовить какое-либо выступление о терпимости, взаимоотношениях между людьми.
Содержание и ход мероприятия:
Перед началом работы учащиеся тянут жетоны: красные, синие, зеленые, белые. Таким образом, образуются 4 группы.
Классный руководитель:
(Слайд 1). Сегодня на нашем внеклассном мероприятии «Мы все такие разные, но мы - вместе» состоится необычный разговор, он будет посвящен толерантности. Но прежде давайте поздороваемся.
1 группа – красные жетончики – вы здороваетесь как японцы (поклон)
2 группа – голубые жетончики – вы здороваетесь как европейцы (жмете руку)
3 группа – белые жетончики – вы здороваетесь как эскимосы (трутся носами)
4 группа – зеленые жетончики – вы здороваетесь как китайцы (спрашиваете «Ты ел сегодня рис?» в ответ человек должен поклониться).
 (Дети «приветствуют» друг друга)
Классный руководитель:
- В такой необычной форме приветствия мы выразили уважение друг к другу, что является составляющей частью толерантности. Давайте поближе познакомимся со значением этого слова. 
- Работа со слайдом 2. Термин «толерантность» происходит от лат. tolerantia – терпение. Однако было бы неправильно переводить слово «толерантность» на русский язык как терпимость, поскольку такой перевод будет ассоциироваться с покорностью, а не с пониманием и принятием. Вот как определяется толерантность в Декларации ЮНЕСКО 1995г.:
«Статья 1. Толерантность.
1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности…
Итак, толерантность – способность и готовность уважительно, с пониманием, терпимо относиться к другим, часто непохожим, странным, чужим людям (группам людей) и их поведению. Толерантность – это признание права каждого человека быть другим.
(Слайд 3). Поэтому в качестве эпиграфа внеклассного занятия взято высказывание доктора психологических наук Александра Асмолова: «Искусство компромисса, толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Но … самое главное в толерантности - ее символ – лодка, на которой, как в ноевом ковчеге, уживаются и спасаются люди, животные, совершенно непохожие, разные».
Классный руководитель:
- Как вы понимаете смысл данного высказывания? Почему искусство компромисса, толерантности сравнивается с ноевым ковчегом?
- Ребята, вы получили задание подобрать цитаты, афоризмы о выдержке, терпимости людей по отношению друг к другу. Посмотрим, какие мудрые мысли у нас накопились.
(Сайд 4 . Чтение учащимися высказываний).
Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества. Д.С. Лихачёв.
Одна минута терпения может означать десять лет мира. Греческое изречение.
Понять людей и жить с ними можно, только если иметь к ним милосердие. Оскар Уайльд.
Терпением мы можем добыть больше, чем силой. Э. Берн.
Хочешь жить в согласии - соглашайся. А. Блох.
 - Подумайте, ребята, над этими мудрыми словами. Возможно, кто-то из вас возьмет их в качестве своего жизненного принципа и будет всегда следовать ему.
- Скажите теперь, какие, на ваш взгляд, синонимы можно подобрать к понятию «толерантность»? (Учащиеся отвечают, затем открывается доска).
Солидарность, взаимопонимание, уважение прав и свобод, открытость, признание, плюрализм, не навязывание взглядов, сохранение индивидуальности, предоставление возможностей развития, обеспечение равноправного подхода, согласие, право отличаться от других, открытый диалог, равенство в достоинстве, самобытность, правовая и социальная защита, чуткость, ответственность, предупреждение и решение конфликтов ненасильственными методами и т.д.- Как вы думаете, ребята, зачем нужна толерантность людям нашей страны? (Просмотр слайдов 5-11 помогает учащимся самостоятельно сформулировать ответы на данный вопрос)
Классный руководитель:
- Наша страна, как в целом весь мир, многонациональна, в ней множество культурных, религиозных, расовых групп. Модели поведения людей различны. То, что нам непонятно в других людях, не должно подвергаться осмеянию, насмешкам, оскорблению. В жизни порой бывает так, что одни люди обвиняют какого-то конкретного человека или группу людей, иногда и целую нацию в несчастьях, в появившихся проблемах, как бы находят «козла отпущения». Возникают конфликты, стычки, которые перерастают в войны, поэтому дорога к миру одна – толерантность.
Мы разные, но все мы люди, чем-то мы отличаемся, что-то объединяет нас. Давайте подумаем, что делает нас непохожими на других, а чем мы похожи.
Упражнения «Сходства и различия».
 Участники в группе делятся на пары и называют по 2 схожие черты и 2 отличающие их черты.
 - Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
     - Влияет ли национальность на взаимоотношения людей?
      - Как общаются между собой пожилые и молодые люди?
·      - Сказывается ли на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?
  - Вам предлагается объединиться в новые группы по различным признакам: пол, цвет волос, гороскоп, рост, цвет глаз ... (Учащиеся выполняют упражнения).
- О человеке судят по тому, какая у него внешность, профессия, социальное положение, как он строит отношения в семье, с окружающими. Мне очень хочется, чтобы вы не были похожи на короля из сценки… (Подготовленное задание 6 класса).
Сценка «Сказочка о счастье».
(Действующие лица: чтец, король, бедная девочка, солдат, старушка с хворостом, мудрый старец)
Чтец:
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
 Но вечно хныкать и тужитьБедняге надоело.
Вскричал король:
Король: «Нельзя так жить!»
Чтец:
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти.
 И вот король в карету сел
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
Девочка:
- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
Король:
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
 Чтец:
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл...
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
 Солдат:
- О мой король, - вскричал солдат,
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услуженье,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
 Король:
- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!
Чтец:
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл...
 Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
 Старушка:
- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом — вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из лесу я дрова -
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то...
Король:
- А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!
Чтец:
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл...
 Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит: -
В путь пора,
Еще немного - и ура!
Свое настигну счастье!
 И все бы кончилось бедой,
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись не спеша,
Торжественно и строго
Сказал…
Старец:
- Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Детей согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь...
 Чтец:
Тут вышла полная луна
И осветила путь она,
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
Упражнение “Толерантная и интолерантная личности”
- А теперь проверим, как же мы усвоили понятие «толерантность». 1-я и 3-я группы назовут слова, обозначающие черты, присущие толерантной личности, 2-я и 4-я - интолерантной. (Ответы детей)
(Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность, доброта).
(Слайд 12) Ребята, как вы считаете, толерантны ли мы сами? Всегда ли с пониманием относимся к другим людям? Мы убедились, что мы все такие похожие и такие разные… В нашей школе, в классе учатся девочки и мальчики, мы все разных национальностей, возраста, все отличаемся друг от друга внешностью, характером, умственными способностями, состоянием здоровья. Каковы взаимоотношения между нами? Всем ли нам комфортно живется в школе? Если – нет, то, что мешает этому?
(Обсуждение данных вопросов с детьми с последующим просмотром видеоролика «Сказка про толерантность. Екатерина Кулагина»).- Почему Ежик превратился в жестокого Дикобраза? (Ответы детей). Думаю, мораль этого сюжета ясна всем.
- А хорошо ли мы знаем себя? Готовы ли мы прийти на помощь тому, кто нуждается в ней? Послушаем об этом рассказ, подготовленный 7 классом.
Чтение мини-рассказа « Выбирайте... Перед вами две дороги».
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.
- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.
- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.
- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
- Спасибо, леди, спасибо...
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.
- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте свое счастье.
Вопросы группам:
- Почему молодой человек отказался помочь?
- Как бы вы поступили в этом случае?
- Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
- Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
 (Заслушиваются ответы школьников).
Классный руководитель:
- Сделав добро, человек становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому, с кем вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, это и станет проявлением доброты.
Контрольное задание «Но как же быть, что делать, если?»… (У каждой группы на карточке свой вопрос).
 1 группа: «… я переехал на новое место и пришел в новый класс».
2 группа: «…одноклассники «прикалываются» надо мной, моей национальностью и дают обидные прозвища».
3 группа: «…мне страшно от мысли, что завтра надо идти в школу, где у меня нет друзей».
4 группа: «…у меня в голове только мысли о том, что я немодно одет, и в классе ребята со мной не дружат». (Подростки выполняют групповое задание и дают ответы на вопросы).
Классный руководитель:
- Чтобы пойти на компромисс, быть толерантными, нам, людям, мешает низкий уровень воспитанности, представление о собственной непогрешимости, а то и исключительности. Порой мы с неприятием воспринимаем противоположные взгляды, других людей, их внешний вид, образ жизни. Мы не замечаем тех, кто нуждается в нашей помощи, не помогаем тем, кто слабее нас. У нас не хватает терпения или умения понять даже самых близких людей, родителей, бабушек и дедушек. Это и есть интолерантное поведение, которое убивает душевную доброту, мешает настоящей крепкой дружбе, миру между людьми.
А теперь попробуем выяснить, каких же качеств не хватает нам для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми. (Прием поиска толерантной позиции).
Упражнение “Волшебная лавка”.
Принимают участие все желающие. Ведущий – продавец говорит, что в его лавке есть необычные “вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию и т.п. (Записаны на карточках).
Вызывается участник, выбирает одну или несколько “вещей”, которых у него нет. Продавец выясняет, что и зачем ему нужно, в каких случаях он хочет «это» использовать. В качестве платы продавец просит что-то взамен, то, чего у «покупателя» в избытке, например, чувства юмора, смелости и т.п.
    Классный руководитель:
(Слайд 13). Современный культурный человек – это не только образованный, но и толерантный человек. Из нашего сегодняшнего разговора мы поняли, что толерантность - это способность видеть другого человека с иными ценностями, логикой мышления, с иными формами поведения. Толерантность - это наше положительное отношение к таким отличиям, наше умение видеть другого человека как бы изнутри. Это наша способность взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и другого человека. Толерантность сегодня – единственный способ выживания человечества, условие гармоничных отношений между людьми.
(Слайд 14). Что же, по-вашему, нужно сделать, чтобы наш класс, школа, страна стали пространством толерантности? Напишите свои пожелания, советы.
(Рефлексия:  проводится творческое задание «Дерево толерантности»).
- Вырастим наше собственное дерево толерантности. Пусть оно зазеленеет, и на нем распустятся листочки.
(Ученики пишут свои пожелания, советы на карточках в форме листа дерева. Они наклеиваются на символический рисунок дерева, и он вывешивается затем в классе). Возможные варианты:
  Быть терпимее. Помогать нуждающимся. Быть милосерднее. Защищать слабых.
  Больше общаться. Стараться понять другого человека. Стараться самому быть лучше. Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки. Больше узнавать друг друга. Уважать чужое мнение.
- Позвольте надеяться, что многие пожелания станут вашими жизненными принципами.
- Звучит песня «Не будь безразличен. (Гр. «Берегите любовь»).

Список литературы:
1. Лопатина А., Скребцова М., Вершины мудрости. 50 уроков о смысле жизни: пособие для занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста. – М.: Локус, 2003
2. Фопель К., Сплоченность и толерантность в группе: психологические игры и упражнения. – М.,: Генезис, 2005
3. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. –
М.: Новая школа, 1993
4. Классный руководитель. Научно-методический журнал, №4. – М.: 2004
5. Презентация «Мы все такие разные, но мы – вместе».
6. Видеоролик «Сказка про толерантность. Екатерина Кулагина». https://www.youtube.com/watch?v=s-H1xRrdM7g