Урок по биологии для 5 класса на тему «Мышечная ткань животных»


Тема: "Мышечная ткань животных"
Цель:познакомить учащихся с особенностями строения и функционирования мышечной ткани.
Задачи:
Образовательные:
-выяснить степень усвоения учащимися терминологии по теме;
-изучить разнообразие и особенности строения мышечных ткани, на микропрепаратах в процессе выполнения лабораторной работы;
-установить взаимосвязь строения и функций изучаемой ткани.
Развивающие:
-развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение;
-совершенствовать навык работы с лабораторным оборудованием (световым микроскопом, микропреператами);
-продолжить работу по формированию умения определять ткани по микрофотографиям;
-развивать коммуникативные умения и навыки.
Воспитательные:
-осуществлять трудовое воспитание в процессе лабораторной работы;
-продолжить работу по формированию научного мировоззрения.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей биологического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: понимание географических следствий истории исследования поверхности Земли
Формирование УУД:
Личностные УУД:
- установление связи между учебной деятельностью и мотивом.
Регулятивные УУД:
-учить планировать, строить алгоритм деятельности, делать прогнозирование;
- учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;
-учить работать по образцу, по алгоритму.
Коммуникативные УУД:
-развивать внимание учащихся;
- обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика;
- учить постановке вопроса.
Познавательные УУД:
Работать над формированием логических умений:
- анализ синтеза;
- сравнение;
- обобщения и классификации;
- доказательства;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- построение цепочек рассуждения.
2. Чтение и работа с текстом.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование:учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм», световые микроскопы, микропрепараты “Гладкая мышечная ткань”, “Поперечно-полосатая мышечная ткань”, “Нервная ткань”; карточки с определениями, микрофотографии гистологических препаратов, плакаты по теме урока.
Структура урока:
Мотивация к учебной деятельности– 3 мин.
Актуализация опорных знаний– 6 мин.
Выявление места и причины затруднения – 4-6 мин.
Построение проекта – 6 мин.
Реализация проекта– 8 мин.
Самостоятельная работа– 7 мин.
Включение в систему знаний и повторение- 6 мин.
Рефлексия- 3 мин.
Ход урока
I.Мотивация к учебной деятельности– 3 мин.
– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится…
Для этого мне понадобиться ваша помощь.
Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы? Поднимете тот кружочек, который соответствует вашему настроению. (красный- «у меня хорошее настроение», желтый- «мне тревожно»; зеленый- «у меня плохое настроение»)
II. Актуализация опорных знаний
Учитель: Ребята, какой большой раздел в биологии мы изучаем?
Ученики: Ткани
Учитель: Какие виды тканей вы уже знаете?
Ученики: Покровные, механические, проводящие, основные, образовательные, соединительные.
Учитель: а какую ткань мы изучили на прошлом уроке?
Ученики:соединительную ткань.
Учитель: А теперь, кто желает пойти к доске и сделать задания?
1.На интерактивной доске четыревида соединительной ткани (отдельно рисунки и название ткани) Задание: установить соответствие ткани и ее название

Учитель: Все остальные работают со мной
3. Фронтальный опрос
1) Эта ткань связывает кожу с мышцами, удерживая ее в нужном положении, а также соединяет между собой органы.(волокнистая соединительная ткань)
2) Кости скелета-внутренней опоры позвоночных животных-формирует… (костная ткань)
3) Эта ткань находится в местах соединения костей, и придает гибкость скелету (хрящевая ткань)
4) Она состоит из жидкого межклеточного вещества- плазмы и клеток (кровь)
5) Эта ткань в основном располагается в подкожном слое (жировая)
Учитель: (проверка учащихся у доски) какой вывод мы можем сделать?(ответы учащихся)
Учитель: Ткани бывают разных видов. Каждый вид тканей имеет особое строение и выполняет определенные функции.
III. Выявление места и причины затруднения
Вступительное слово учителя
Учитель:Фотосинтезирующая ткань характерна только для растений, а есть ткани которые характерны только для животных?(эпителиальные (покровные), соединительные ткани)
Учитель:У каждого из вас на столе стоит тарелочка, с чем? (с сырым мясом) А как эта тарелочка с мясом связана с темой нашего урока? (ответы учащихся)
- Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего урока? (Мышечная ткань животных) запись в рабочий лист.
- А какую цель мы сегодня поставим на уроке? (ответы учащихся)
- А давайте теперь красиво оформим цель нашего урока на доске(на доске разбросаны слова, задача учащихся правильно сформулировать цель урока) (познакомиться с особенностями строения и функционирования мышечной ткани)
-А чтобы достичь этой цели, что нам нужно сделать? (обратить внимание учащихся на доску)
(учащиеся решают, что достигать цели они будут сами, а для этого собирают нужный материал)
IV.Построение проекта
Учитель:Ребята, а у нас достаточно знаний, чтобы рассказать о данной ткани?
Учитель: а давайте наметим план действий.(на слайде учащиеся пишут план урока)
План урока
Типы и строение мышечной ткани
Функции мышечной ткани
Значение
V. Реализация проекта
Учитель: прежде чем мы приступим к реализации нашего плана урока, посмотрите какое письмо пришло в нашу школу.(зачитываю письмо)
Письмо
Вас приветствует Центр поддержки талантливой молодёжи “Просвещение”. Наша организация стремится сделать школьную жизнь интереснее и увлекательнее, выявить учащихся, которые увлекаются биологией, любят работать с микроскопом и проводить исследования. Во многих школах для таких ребят создана и успешно работает сеть лабораторий “ВИТА-ЮНИОР”. Сотрудниками лабораторий являются сами школьники. Они проводят изучение клеточного строения живых организмов, работают со световыми и электронными микроскопами, выполняют исследовательские работы на занятиях творческой мастерской “От А до Я”. Если в вашей школе есть такие ребята, мы предлагаем и Вам создать школьную лабораторию. Дорогие ребята, если у вас все получится мы вам выдадим сертификаты, подтверждающие, что вы являетесь сотрудниками лаборатории «ВИТА-ЮНИОР».
Учитель:у нас есть такие ребята? Интересное предложение, не правда ли? Ребята, а давайте мы с вами попробуем стать сотрудниками лаборатории «ВИТА-ЮНИОР». Руководителем этой лаборатории буду я. Вы мне доверяете? Может кто-то из вас хочет возглавить лабораторию?
Учитель:Итак, начинаем нашу работу. Запомните, что успеха можно достичь только при условии, что активно работать будет весь класс.
Учитель: Первый пункт, который мы наметили - это типы и строение мышечной ткани.
Учитель: где мы можем найти информацию, по данному вопросу? (ответы учащихся)
Учитель: Работаем с учебником, с параграфом 25, записываем в рабочий лист.
(один учащийся выполняет задание на интерактивной доске)
СЛАЙД 9
Итак, подведем итоги.
Учитель:
-Какие типы мышечной ткани мы изучили?
- О каких функциях мышечной ткани вы узнали?
Учитель:Ребята, мы с вами выяснили теоретически, какое строение имеет мышечная ткань, но мы же с вами исследователи лаборатории «ВИТА-ЮНИОР», поэтому я предлагаю сейчас провести исследование, а для этого выполним лабораторную работу.
VI. Самостоятельная работа
Лабораторная работа
Учащиеся называют правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ.
Правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ.
Тема: «Особенности строения гладкой мышечной ткани»
Цель работы: познакомиться со строением гладкой и поперечно-полосатоймышечной ткани.
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты.
Ход работы.
1. Настроить микроскоп.
2. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат гладкой и поперечно-полосатой мышечной ткани.
3. Сделать рисунок гладкой и поперечно-полосатоймышечной ткани, подписать его, пользуясь учебником.
4. В чем проявляется взаимосвязь строения и функции гладкой и поперечно-полосатой мышечной ткани.
5. Сделать вывод: какое строение имеет мышечная ткань.
Ученики делают вывод: гладкая мышечная ткань состоит из одноядерных вытянутых волокон, функция которой сократительная. Поперечно-полосатая ткань состоит из многоядерных вытянутых волокон, с помощью этой ткани происходит движения животных.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель: а какое значение имеет мышечная ткань? (ответы учащихся) Давайте, представим, что этой ткани нет у животных. Что с ним будет?
Вывод: данная ткань важна для животных.
Учитель: мы хорошо поработали с вами. Молодцы! Я довольна вами.
Учитель: но, не забываем, что мы сотрудники лаборатории и нам нужно представить результаты нашей работы. Я должна быть уверена, что каждый из вас справился с поставленными задачами. А для этого, давайте проверим наши знания.
VII. Включение в систему знаний и повторение
-Учащиеся выполняют тест в рабочем листе, а один ученик работает с интерактивной доской.
Тест
1.Перемещение животных в пространстве обеспечивает ткань:
А) мышечная Б) нервная В) кровь
Г) жировая
2.Какие типы тканей встречаются только у животных?
А) механические Б) проводящие В) соединительные Г) фотосинтезирующие Д) мышечные
3. Какая ткань состоит из вытянутых многоядерных клеток-волокон?
А) гладкая мышечная ткань Б) соединительная В) поперечно-полосатая мышечная ткань
4. Какой тканью выстланы стенки внутренних органов и кровеносных сосудов?
А) основной Б) гладкой мышечной тканью В) поперечно-полосатой мышечной тканью
Тест
1.Перемещение животных в пространстве обеспечивает ткань:
А) мышечная Б) нервная В) кровь
Г) жировая
2.Какие типы тканей встречаются только у животных?
А) механические Б) проводящие В) соединительные Г) фотосинтезирующие Д) мышечные
3. Какая ткань состоит из вытянутых многоядерных клеток-волокон?
А) гладкая мышечная ткань Б) соединительная В) поперечно-полосатая мышечная ткань
4. Какой тканью выстланы стенки внутренних органов и кровеносных сосудов?
А) основной Б) гладкой мышечной тканью В) поперечно-полосатой мышечной тканью

Учитель:Какова цель нашего урока?
Учитель: Мы ее достигли?
VIII. Рефлексия
Подводим итог нашего урока
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Домашнее задание: параграф 25 п.1,; по желанию сделать макет мышечной ткани; написать сочинение-размышление на тему: «Что было бы с животными, если бы исчезла мышечная ткань?»
Учитель: ну а теперь самый важный момент… За нами по веб-камере, наблюдали сотрудники лаборатории «ВИТА-ЮНИОР», и мне пришел ответ. Вы все сегодня справились с заданиями и вам пришли сертификаты.
Выдача сертификатов.
Список использованных источников:
http://festival.1september.ru/articles/527403/http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=13613&tmpl=Thread&BoardId=13616&ThreadId=457604http://www.openclass.ru/lessons/169015Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм» 5-6 класс; М: Просвещение, 2012.
Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова«Биология. Живой организм» Поурочные методические рекомендации. 5-6 класс; М: Просвещение, 2012.