Конспект урока Окружающий мир на тему Обоняние


Н.Ф.Виноградова «Начальная школа 21 века» 4 класс, 1 часть
Конспект урока по Окружающему миру
Тема: Обоняние. Как мы чувствуем запахи. Береги обоняние
Тип урока: Урок, раскрывающий содержание темы
Вид урока: Объединенный
Цель: 1. Начать формировать понятия: обоняние, органы обоняния, гигиена.
2. Развивать умения и навыки бережного отношения к органам обоняния.
3. Воспитывать бережное отношение к органам чувств.
Планируемые результаты
Предметные: Обоняние. Органы чувств
Метапредметные: Познавательные:
-Уметь доказать, что нос относится к органам обоняния.
-Работа с текстом учебника, с целью развивать наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы.
Регулятивные: Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: Работа в группах.
Личностные: Желание ответственно относиться к своему здоровью.
Информационно-технологические ресурсы: повязка на глаза; предметы, продукты, имеющие различные запахи; учебник, рабочая тетрадь.
Основные понятия: слух, обоняние.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение ранее изученного.
1. Анализ погоды.
2. Вступительная беседа-повторение по вопросам:
– Что является органом слуха?
– Какое значение имеют для человека уши?
– Как надо беречь уши?
– Почему вредно слушать громкую музыку и постоянно использовать наушники?
3. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала и закрепление.
1.Отгадайте загадку – и узнаете, о каком органе пойдет речь на уроке.
Между двух светил
В середине я один. (Нос.)
2. Создание проблемной ситуации.
К доске выходят 2–3 ученика. Учитель завязывает им глаза. Каждому дает какие-либо невредные, имеющие специфические запахи предметы, например лук, духи, темный хлеб и т. д.
– Определите, что у вас в руках.
Учащиеся называют предметы.
– Как вы это определили, ведь видеть и слышать вы не могли?
– Каким органом мы чувствуем запахи?
Ответы учащихся.
Физкультминутка
Учитель. С запахами у человека связаны многие ассоциации. Представьте, что вы находитесь в весеннем саду. Что вы ощущаете?
– Подышите глубоко, хорошо, полной грудью. Почувствуйте аромат цветущих вишен, яблонь, сирени. Передайте свои чувства мимикой.
А теперь по моей просьбе покажите, какой запах у полыни, у кислого молока, как пахнет ландыш, нашатырный спирт.
Помните, что предметы, средства бытовой химии нельзя подносить близко к органам обоняния, это опасно.
3. Нос является органом обоняния.
Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Обоняние помогает нам обнаружить несвежую пищу, вредные запахи в помещении.
В настоящее время учёные насчитывают более 400 тысяч запахов, которые может воспринимать человек. Чувствительность человека к запаху достаточно высока. Так, запах эфира чувствуется, если в 1 л воздуха содержится всего лишь 0,000001 г этого вещества. Человек способен чувствовать запах не всех веществ, а лишь летучих или растворённых в воде и жирах.
Во время насморка человек почти не различает запахи. Частые насморки притупляют обоняние. Как видите, простудные заболевания вредны не только для горла и для легких, но и для такого важного органа чувств, как нос. Поэтому надо беречь себя от простудных заболеваний, закалять свой организм. Сильно притупляют обоняние табачный дым, различные резкие, ядовитые запахи. Если в нос попадет посторонний предмет, необходимо обратиться к врачу.
Микро-закрепление:
- Сколько насчитывают ученые запахов?
- Запах, каких веществ может чувствовать человек?
- Какие запахи притупляют обоняние человека?
4. Работа по учебнику.
– Расскажите, используя рисунок на с. 41 учебника, как мы чувствуем запахи.
– Прочитайте правила на с. 42 учебника, которые вы должны выполнять, чтобы уберечь обоняние от повреждения.
1). Надо закаляться, беречь организм от простуды.
2). Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.
– У кого из вас дома есть животные? Замечали ли вы, как они реагируют на запахи? Расскажите об этом.
Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.
Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить некачественную пищу.
– Обоняние – это …
– Как надо сохранить обоняние?
IV. Домашнее задание. Читать текст учебника на с. 41–42; выполнить задание под портфельчиком; ответить на вопросы по теме урока.
V. Поурочный балл