Мастер-класс Решение логических задач табличным способом


Разработка внеклассного мероприятия
«Логические задачи в таблицах»
6 класс
Цель:
- Формирование у детей умения решать логические задачи табличным способом;
Задачи:
Научить анализировать условия задачи, преобразовывать их в табличную форму и выполнять решение.
Освоение универсального способа преобразования информации в табличную форму.
Развивать творческие возможности детей.
Воспитание культуры умственного труда
Ход мероприятия:
1.Организационный момент.
Доброе утро всем присутствующим! Ребята, сегодня мы с вами научимся решать логические задачи новым для вас способом.
2.Актуальность темы.
Каждый день вы узнаете что-то, чего не знали раньше-получаете новую информацию, а информация –это знания, получаемые вами из различных источников, в школе от учителей и одноклассников, из Интернета, книг, телепередач и т.п.В ходе повседневной жизни каждый из вас при помощи органов чувств (глаза, уши, нос, кожа) воспринимает самую разнообразную информацию, и эту информацию вам нужно обработать и разделить по форме представления: на текстовую, звуковую, графическую, видеоинформацию. А как вы думаете, какая из этих видов информации самая неудобная, громоздкая? (текстовая). Посмотрите пожалуйста на экран (слайд) .Перед вами текст «Оценки за год».
У Мухина по литературе оценка за год «3». У Алексеевой по математике оценка за год «5». У Дроздова по музыке оценка за год «5». У Галкина по музыке оценка за год «5». У Прозоровой по литературе оценка за год «5». У Радугиной по математике оценка за год «4». У Алексеевой по музыке оценка за год «5». У Дроздова по русскому языку оценка за год «4». У Алексеевой по русскому языку оценка за год «5». У Алексеевой по литературе оценка за год «5». У Дроздова по математике оценка за год «5». У Мухина по математике оценка за год «3». У Мухина по русскому языку оценка за год «3». У Прозоровой по математике оценка за год «5». У Прозоровой по русскому языку оценка за год «5». У Радугиной по русскому языку оценка за год «4». У Галкина по русскому языку оценка за год «4». У Радугиной по музыке оценка за год «4». У Галкина по литературе оценка за год «4». У Радугиной по литературе оценка за год «5». У Дроздова по литературе оценка за год «4». У Галкина по математике оценка за год «3». У Прозоровой по музыке оценка за год «5». У Мухина по музыке оценка за год «4». (слайд)
Попытайтесь ответить на следующие вопросы:
Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?
По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
Сколько учеников имеют только отличные оценки?
Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?
- Чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, потребуется перечитать этот не самый интересный текст несколько раз.
-Теперь рассмотрим таблицу, содержащую эту же информацию:
А Вы знаете, что такое таблица? Если нет, то привести примеры таблиц из повседневной жизни (расписание уроков, самолетов, поездов, программа телепередач и многие другие).


Фамилия
Предмет


Русский
язык
Литература
Математика
Музыка

Алексеева
5
5
5
5

Галкин
4
4
3
5

Дроздов
4
4
5
5

Мухин
3
3
3
4

Прозорова
5
5
5
5

Радугина
4
5
4
4



- По этой таблице на поставленные вопросы ответить можно очень быстро.
Делается вывод, что текстовая форма представления информации не всегда удобна, именно поэтому мы сегодня научимся решать задач при помощи таблицы.
А Вы знаете, что такое таблица? Если нет, то привести примеры таблиц из повседневной жизни (расписание уроков, самолетов, поездов, программа телепередач и многие другие).

3. Формирование умения решать логические задачи табличным способом.
А вы знаете ребята, что вся наша жизнь это непрерывное решение больших и маленьких логических проблем. Без умения логически думать, рассуждать, делать выбор в жизни трудновато.
Основной смысл в решении логической задачи состоит в том, чтобы как следует разобраться в условии, распутать все связи между участвующими объектами. Мы сейчас с вами рассмотрим приём, который используется при решении текстовых логических задач, с помощью логического квадрата.
1 шаг при решение таких задач это составление логического квадрата, с подписью условий задачи.
2 шаг-ячейки таблицы заполняются символами «+» и «–» в зависимости от того, ложно («-») или истинно («+») соответствующее высказывание.
У вас на партах лежат уже готовые логические квадраты. Скоро Новый год, и задача у нас тоже новогодняя, давайте «оденем» класс в красивые гирлянды.

Задача «Новогодняя гирлянда»

Для украшения класса в виде новогодних гирлянд были вырезаны квадрат, круг, ромб и треугольник из белой, синей, красной и зеленой бумаги. Известно, что круг не белый и не зеленый; синяя фигура лежит между ромбом и красной фигурой; треугольник не синий и не зеленый, квадрат лежит между треугольником и белой фигурой. Какого цвета каждая фигура?








Логический квадрат:
Фигура
Цвет
БЕЛЫЙ
СИНИЙ
ЗЕЛЁНЫЙ
КРАСНЫЙ

КВАДРАТ





КРУГ





РОМБ





ТРЕУГОЛЬНИК







Решение задачи:
Фигура
Цвет
БЕЛЫЙ
СИНИЙ
ЗЕЛЁНЫЙ
КРАСНЫЙ

КВАДРАТ
-
-
+
-

КРУГ
-
+
-
-

РОМБ
+
-
-
-

ТРЕУГОЛЬНИК
-
-
-
+












В итоге у нас получилось, что гирлянда будет состоять из красных треугольников, синих кругов, зеленых квадратов и белых ромбов.

4.Подведение итогов занятия
Я знал?
Я узнал?
Что ещё я хотел бы узнать?
5.Рефлексия



Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415