Рабочая программа по географии 9 класс,1. В.П. Дронов, В.Я.Ром

**5








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Гимназия №4
Рамазанова Юлдуз Ильдусовна,
по учебному курсу «География России. Население и хозяйство», 9 класс, базовый уровень









2015 - 2016 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (приказ МОРФ от 05.03.2004г. № 1089)
примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
Учебного плана МБОУ « Гимназия № 4» на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ каждому разделу.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.


Творческие работы
Рассказ о деятельности русских промышленников, купцов, мастеровых умельцев.
Описание традиционных отраслей сельского хозяйства своего региона.
Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения.
Анализ работы транспорта в своей местности, предложения по её улучшению.
Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своём районе.
Описание народных помыслов Центральной России.
Разработка проекта “Золотой российский чернозём”.
Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике.
Этническая культура народов Северного Кавказа.
Анализ экологического состояния Волги, Камы, их притоков.
Народные промыслы Урала.
Современные проблемы коренных народов Севера.
Научно-художественное описание уникальных ландшафтов Дальнего Востока.

Используемый УМК:
В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.
Е.А. Жижина. Население и хозяйство России. 8 класс. Поурочные разработки-М.:«Вако», 2004.
В.И. Евдокимов. География. Полный курс в географических диктантах- М.:
«Московский лицей», 2002 год.
В.Б. Пятунин Контрольные и проверочные работы по географии. – М.: Дрофа, 1996
Мультимедийная программа: География 9 класс.


Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов.
Количество часов
Всего 70 часов; в неделю 2 часа.

Вид контроля
Количество часов
Оцениваются
Не оцениваются

Практические работы
21
№,№1,2,3,6,8,9,13,15,16,17,20,21.
№,№4,5,7,10,11,12,1418,19.,

Обобщающие уроки
3
3


Тестовый контроль




Контурные карты




Административных контрольных уроков
По плану ИМЦ, ОУ
все



Календарно – тематическое планирование


Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы обязательного минимума образования
Планируемые результаты
Формы контроля
Практические работы
Домашнее задание
Дата проведения
Примечания










план
факт



Раздел 1. Политико-государственное устройство Российской Федерации (15 часов)
Геополитическое положение России (3 часа)


Российская Федерация








1

Урок изучения нового материала
География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи представления географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико-административное устройство России.















Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия.
Уметь: показывать на карте
Фронтальный опрос





1. Характеристика экономико- географического положения России

П.1
Знать соседей первого и второго порядка Вспомнить административно- территориальное деление РФ, РТ





Государственная территория России
1
Урок изучения нового материала


Выборочный опрос

П.2
Знать отличительные черты понятий «территория» и
«пространство»





Географическое положение и границы России. Мой край в судьбе России. (РТ)
1

Практикум


Работа с контурной картой
2. Обозначение на к.к. границ РФ стран- соседей первого и второго порядка и их столицы.


П.3,
Отметить на к/к авт. рес. и авт. округа, инд. зад. одар.: исп. доп. источники рассказать об объед-е некоторых субъектов РФ






Население Российской Федерации – 9 часов



Исторические особенности заселения и освоения территории
1
Урок изучения нового материала
Население России. Численность населения России.
Естественное движение населения, типы воспроизводства.
Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структу4ры занятости населения. Проблемы безработицы. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. География религий.
Знать: численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, географию народов и религий страны,
понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населенных пунктов, зоны расселения, трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок туда, дефицит работников, безработица.
Уметь: строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП
Фронтальный опрос

П. 4 читать и отв. на вопросы
Вопросы для любознате-льных:
1.Как вы относитесь к распаду СССР,
2. Как шло заселение нашей республики






Численность и естественные прирост населения РФ, РТ
1
Семинар


Индивидуальный, фронтальный опрос


П.5 читать, отв. на вопросы.
Инд. задание:
По данным своей семьи сделать вывод о типе воспроизводства, работа со словарем, знать термины: депопуляция, воспроизводство, демография, естественный прирост. Уметь анализировать возрастно-половую пирамиду





Национальный состав населения России , РТ
1
Урок изучения нового материала


Индивидуальный, фронтальный опрос

П.6 работа по таблице 10, знать: языковые семьи, группы, народы подготовиться к пр. работе





Урок - практикум
1
Практикум


Индивидуальный, фронтальный опрос
3. Анализ по картам и статистическим материалам особенности размещения крупных народов России.
Повторить языковые семьи, группы, народы





Миграции населения РФ, РТ



1
Комбинированный


Фронтальный устный опрос

П.7 подготовиться к пр. работе








Урок - практикум
1
Практикум


Индивидуальный, фронтальный опрос
4. Оценка прогнозов динамики численности населения России
Подготовить сообщение: «В каких видах миграций участвовали члены моей семьи»





10
Городское и сельское населения, Расселение населения
1
Урок изучения нового материала


Выборочный, индивидуальный опрос

П.8 подготовиться к пр. работе,
анализ рис.11, с.33,
Мотивир. - отв. на вопр. №2, с.67,
проанализировать проблемы деревень




11.
Урок - практикум
1
Практикум


Индивидуальный, фронтальный опрос
5. Выявление закономерностей в размещении населения России, размещения национально- территориальных образований


Подготовиться к обобщающему уроку,





12
Урок обобщения и контроля знаний по теме: «Население России»
1
Урок обобщения, проверки знаний и умений


Индивидуальный письменный опрос

По информац.ионно-справочным материалов (газет) выяснить какие специальности востребованы в нашем районе.























Экономика Российской Федерации (3 часа)
13
Экономические системы в историческом развитии России. Традиционная, командная, рыночная и смешанная экономики в России
1

Урок изучения нового материала с применением Мультимедиа (далее МУ)
Экономические системы. Исторические особенности формирования хозяйства

Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства.










Знать: границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем.
Уметь: анализировать статистические материалы, объяснять причины экономического кризиса
Фронтальный устный опрос




П.9,10,11
1гр.- определить отрицательные и положительные стороны традиционной экономики;
2 гр.- для командной экономики;
3 гр.- смешанной




14
Социально – экономические реформы в России. Структурные особенности экономики России
1
Урок изучения нового материала с применением МУ Производственная и отраслевая структура экономики


Выборочный опрос

П. 12,13 читать и отвечать на вопросы,
Инд. зад.:
Сообщение о Н.Д. Кондратьеве




15
Проблемы природноресурсной основы экономики России. Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России
1

Комбинированный урок с применением МУ
Россия в современной мировой экономике


Индивидуальный, фронтальный опрос



П. 14,15 читать и отв. на вопросы,
обсудить высказывание русского ученого Д.И. Менделеева «Откуда происходит наша бедность», Инд. сообщение о
г. Кремлев










Раздел 2. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (20 часов)


16
Научный комплекс
1
Урок актуализации знаний
Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры
Знать: Основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ.
Уметь:
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами ,хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов, районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее и форм ее представления
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

П. 16, , отв. на вопросы с.93




17
Машиностроительный комплекс. Роль, значение и проблемы развития машиностроения РФ, РТ
1
Урок изучения нового материала, практикум


Фронтальный устный опрос
6. Анализ роли машиностроения в промышленности России и других стран.

П.17, сост. схему межотраслевых связей машиностроения, подготовить . сообщение «КамАЗ»




18
Факторы размещения и география машиностроения РФ, РТ
1
Практикум


Фронтальный устный опрос
7. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.


П. 18, читать и отвечать на вопросы; выполнить задание №2 стр. 103 письменно в тетради




19
Военно-промышленный комплекс (ВПК)
1
Комбинированный урок с применением МУ Роль, значение и состав ВПК. Факторы размещения



Выборочный опрос

П. 20 читать и отвечать на вопросы




20
Топливно - энергетический комплекс(ТЭК) РФ, РТ
1
Практикум с применением МУ
Сравнение крупнейших российских топливно-энерг. Компаний с мировыми. Современное состояние
Состав из н6ачение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения.
Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам.

Фронтальный опрос
8. Анализ изменения и соотношения добычи разных видов топлива России.

П.21, отв. на вопросы, подготовить сообщение о Бавлинском месторождение нефти





21
Топливная промышленность. Нефтяная промышленность РТ, Бавлинского района
1
Практикум


Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос
9. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

П.22,
На к/к отметить угольные бассейны.




22
Электроэнергетика
1
Практикум


Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос
10. Определение технико- экономических особенностей электростанций различных типов.

П.23, отв. на вопросы.




23
Металлургический комплекс
1
Урок изучения нового материала
Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения

Фронтальный опрос

П. 24,25 читать и отвечать на вопросы




24
Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия
1
Урок актуализация знаний и умений с применением МУ
Урало- Кузнецкий комбинат
Экологические проблемы


Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

П.26 читать и отвечать на вопросы; обозначить на к.к. основные металлургические базы (ч.м.)




25
Цветная металлургия
1
Практикум с применением МУ
Использование цветных металлов


Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос
11. Факторы размещения и география металлургических предприятий

П27 читать, составить по 5 вопросов к параграфу
Подг. сообщ. о промышлен-ных лесах Россиии Инд. зад.:
Какими предприятиями представлена металлургия в нашей республике?




26
Химико- лесной комплекс. Химическая промышленность. Факторы размещения химических предприятий РФ,РТ
1
Комбинированный урок


Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

П.28,29
1гр.- вопрос 1,2
2 гр.- вопрос 3,
сост. схему межотраслевых связей химической промышленности




27
Лесная промышленность
1
Комбинированный урок


Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

П.30
1гр.- вопрос 1
2 гр.- вопрос 2
сост. схему межотраслевых связей лесной промышленности





28
Состав и значение АПК
1
Урок изучения нового материала с применением МУ
Зональная специализация с/х
Значение АПК в хозяйстве, состав АПК, роль. Закон о земле. Интенсивный и экстенсивной путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

П. 31 1гр.- читать и отвечать на вопросы;
2 гр.- Внимание! Проблема!




29
Земледелие и животноводство РФ,РТ
1
Практикум


Фронтальный и , индивидуальный опрос
12. Обоснование географических различий в специализации сельского хозяйства

П.32 читать и отвечать на вопросы




30
Пищевая и легкая промышленность РФ,РТ
1
Семинар


Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

П. 33
1гр.- читать и отвечать на вопросы;
2 гр.- Внимание! Проблема!
проанализировать данные таблицы 37, с.171





31
Состав и значение инфраструктурного комплекса. Роль транспорта
1
Урок изучения нового материала с применением МУ
Проблема и перспективы развития комплекса
Сфера услуг, здравоохранение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

П. 34 1гр.- читать и отвечать на вопросы;
2 гр.- Внимание! Проблема!




32
Сухопутный транспорт
1
Практикум


Индивидуальный опрос
13. Характеристика одной из транспортной магистрали
П.35 1гр.- читать и отвечать на вопросы;
2 гр.- Внимание! Проблема!




33
Водный и другие виды транспорта
1
Комбинированный


Фронтальный опрос

П.36 читать и отвечать на вопросы;
2




34
Связь. Сфера обслуживания
1
Урок изучения нового материала с применением МУ
Рекреационное хоз-во


Выборочный опрос

П.37 1гр.- читать и отвечать на вопросы;
2 гр.- Внимание! Проблема!
Подготовиться к обобщающему уроку. Повторить принципы размещения разных предприятий разных МОК, знать термины, географическую номенклатуру




35
Урок обобщения и контроля знаний по теме: «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их географии»
1
Урок контроля знаний


Индивидуальный опрос, тестирование

Повторить республики, АО и их центры





Раздел 3. Регионы России ( 22 часа)
Территориальная организация и районирование России-2 часа

36
Экономическое районирование
1
Урок изучения нового материала
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

П. 38 читать и отвечать на вопросы;





37
Районирование России
1
Практикум с применением МУ
Новый вариант районирования


Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос
14. Определение степени соседства и специализацию экономических районов
П 39 читать и отвечать на вопросы,
творческое задание: «Эконом. районы существуют реально или это абстрактное понятие?»






Западный макрорегион – Европейская Россия (13 часов)
Центральная Россия- 3 часа

38
Центральная Россия Состав, историческое изменение географического положения. Природные условия и ресурсы. Население и трудовые ресурсы
1
Урок изучения нового материала с применением МУ
Народы худ-ые промыслы
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия , Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.
Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства.
Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности.
Топонимика.
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ.
Уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптация человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Работа с картами атласа, заполнение таблиц


П. 41,42
1гр.- вопрос 1
2 гр.- вопрос 2
Знать состав экономического района
на к/к нанести состав Центр. России, крупнейшие города,, мест-е пол. ископ., реки, озера, соседние гос-ва.




39
Экономика и ее территориальная структура Центральной России
1
Практикум


Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос
15. Составление картосхемы народных промыслов Центральной России
П. 43
1гр.- вопрос 1,2
2 гр.- вопрос 3,
сообщ. о Москве по плану.




40
Узловые районы Центральной России. Москва и Московский регион
1
Комбинированный урок


Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тестирование

П. 44,45
1гр.- вопрос 1
2 гр.- вопрос 2, 3




41
Общая характеристика Северо-Западной России
1
Урок изучения нового материала


Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

П.46;
1гр.- читать и отвечать на вопросы;
2 гр.- задание №2, с. 257




42
Санкт- Петербургский узловой район. Калининградская область - СЭЗ
1
Комбинированный урок


Работа с картами атласа, тестирование

П.46 (повторить)




43
Европейский Север: географическое положение, природные условия и ресурсы
1
Урок изучения нового материала с применением МУ
Города Европейского Севера


Работа с картой, фронтальный опрос

П.47; - читать и отвечать на вопросы;
инд. зад: подг. сообщ. «ВПК и проблемы Европейского Севера»




44
Население. Хозяйство Европейского Севера









1
Практикум


Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тестирование
16. Анализ схемы хозяйственных связей Двинско- Печорского района
П.48, 49 читать и отвечать на вопрос №2, с266 , подготовить сообщение презентацию «Народные промысла Северного Кавказа (аул Кубачи)»сы;






45
Северный Кавказ: особенности географического положения, природные условия и ресурсы
1
Урок изучения нового материала с применением МУ
Национальный состав


Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

П.50;
1гр.- читать и отвечать на вопросы;
2 гр.- Внимание! Проблема!
подгот. инд. сообщения:
1) о городах Северного Кавказа,
2) о рекреационном х-ве Сев. Кавказа,
3) о народных худ. промыслах народов Кавказа




46
Население. Хозяйство района
1
Практикум с применением МУ
Рекреационное хоз-во


Индивидуальный опрос
17. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства
П.51 ; 52 1гр.- читать и отвечать на вопросы;
2 гр.- Внимание! Проблема!
инд. зад.: «Проблемы Волги»




47
Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы
1
Урок изучения нового материала с применением МУ
Города Поволжья


Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

П.53; 1гр.- читать и отвечать на вопросы;
2 гр.- Внимание! Проблема!
Подготовиться к защите проектов





48
Урок- экспертиза. Население. Хозяйство Поволжья
1
Практикум с применением МУ
Волго- Камский автомобилестроительный район


Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос
18. Экологические и водные проблемы Р. Волги- оценки и пути решений
П.54 читать и отвечать на вопросы;
П.55 1гр.- читать и отвечать на вопросы;
2 гр.- Внимание! Проблема!
инд. сообщ.:
1) обычаи удмуртов
2) Города Урала





49
Урал: географическое положение, природные условия и ресурсы
1
Урок изучения нового материала с применением МУ
Экология Урала


Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

П.56; 1гр.- читать и отвечать на вопросы;
2 гр.- Внимание! Проблема
инд. сообщ. о Башкирии




50
Урок- экспертиза. Население. Хозяйство Урала
1
Практикум


Фронтальный, индивидуальный опрос, групповая работа
19. Экологическая ситуация в разных частях Урала. Пути решения экологической проблемы
.57. читать и отвечать на вопросы;
П. 58 1гр.- читать и отвечать на вопросы;
2 гр.- Внимание! Проблема!
сост. кроссворд на тему «Западная зона России»





Восточный макрорегион- Азиатская Россия (7 часов)

51
Восточный макрорегион – азиатская Россия
1
Урок изучения нового материала
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.
Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства.
Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности.
Топонимика.
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ.
Уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптация человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

П. 59 читать и отвечать на вопросы на с.302




52
Этапы, проблемы и перспективы развития экономики макрорегиона
1
Комбинированный урок


Фронтальный, индивидуальный опрос, групповая работа

п. 60 читать и отвечать на вопросы




53
Западная Сибирь
1
Комбинированный урок


Работа с контурной картой, фронтальный, индивидуальный опрос

П.61
1гр.- читать и отвечать на вопросы;
2 гр.- Внимание! Проблема!





54
Восточная Сибирь
1
Практикум с применении
ем МУ
Природные ресурсы Восточной Сибири


Фронтальный, индивидуальный опрос, групповая работа
20. Составление экономико-географической характеристики промышленного узла


П.62 Всем письменно в тетр. вопрос 4 стр. 326




55
Дальний Восток
1
Комбинированный урок


Выборочный опрос

П. 63
1гр.- читать и отвечать на вопросы;
2 гр.- Внимание! Проблема!





56
Урок - практикум
1
Практикум с применении ем МУ
Структура хоз-ва


Фронтальный, индивидуальный опрос, групповая работа
21. Составления прогноза размещения новых ТПК (творческая работа)
Подготовиться к обобщающему уроку Повторить экономические р-ны России, каждый ученик получает для подготовки 2 р-на Евр. части и 1 р-н Вост. макрорегиона, повт. самое-самое в районах




57
Урок обобщения и контроля знаний по теме «География крупных регионов россиии»
1
Урок контроля знаний


Индивидуальный, тестирование, работа с контурными картами

Подготовить сообщения о странах СНГ, «сюрприз» страны





Раздел 4. Россия и страны нового зарубежья (2 часа)

58
Страны нового зарубежья. СНГ. Страны Балтии.
1
Урок изучения нового материала
Особенности географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности, быта и культуры наиболее крупных стран. Различие стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям.
Уметь: составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

Знать лекции, подготовить презентации




59
Страны Средней Азии
1
Урок изучения нового материала


Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

Знать лекции, подготовить презентации





Раздел 5. Россия в современном мире (3 часа)

60
Россия: единство в многообразии.
1
Комбинированный урок
Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России
Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Фронтальный опрос

Стр. 281-282 (учебник А.И. Алексеева) читать




61
Перспектива сотрудничества России со странами СНГ, Европы, Азии, Америки
1
Комбинированный урок


Беседа по результатам групповой работе

Найти и принести статьи периодической печати о перспективе и сотрудничестве России со странами СНГ, Азии и Америки




62
Роль и место России в международном географическом разделении труда
1
Комбинированный урок


Беседа по результатам групповой работе

Знать записи в тетрадях





Раздел 5. География Татарстана (4 часа)
Обзорные лекции.
(вместо 12 часов, т.к. при изучении тем по географии России
рассматриваются вопросы по географии РТ)
63
Экономико-географические районы РТ и города РТ.
г.Казань- главный центр культуры Татарского народа.
1
Урок изучения нового материала
Пограничные субъекты: особенности экономико-географического положения районов РТ. Городское и сельское население. Крупнейшие города. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства республики. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Анализ экономических карт России и своего региона.
Знать: специфику географического положения и административно-территориального устройства РТ; особенности природы и хозяйства республики; пространственную организацию хозяйства и населения республики, своего района;
основную краеведческую географическую номенклатуру;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на региональном уровне; правила природоохранного поведения в повседневной деятельности.
Уметь: объяснять связи между компонентами природного комплекса, отраслями хозяйства региона;
анализировать влияние природных условий на деятельность человека и хозяйственной деятельности человека на природу; понимать суть экологических проблем и знать принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды;
оценивать место и роль республики (района) в территориальном разделении труда;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

Работа по конспекту




64
Сельскохозяйственное Предволжье. Города: Тетюши, Буинск.
Сельскохозяйственно-промышленное Западное Закамье. Города: Чистополь, Нурлат, Булгар. Экология Закамья

1
Урок изучения нового материала


Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

Работа по конспекту, подготовка презентаций




65
Промышленное Восточное Закамье. Альметьевско- Бугульминсккий территориально- производственный комплекс
Города: Альметьевск, Бугульма, Лениногорск, Бавлы _ самый молодой1 город и старый центр нефтяной промышленности
1
Комбинированный урок с применением ИКТ презентация «Мой город Бавлы»


Учебное исследование по картам, составление таблиц по результатам сравнения карт, статистического материала

Работа по конспекту, подготовка презентаций




66
Промышленное Прикамье. Нижнекамский ТПК. Города: Набережные Челны, Елабуга, Заинск, Менделеевск, Агрыз.
С/Х Предкамье. Города: Мамадыш, поселок Кукмор. Экологические проблемы.
Достопримечательности. Топонимика. (по стандарту изучаем, но не оцениваем)
1
Комбинированный урок с применением ИКТ презентации «Города Прикамья»


Учебное исследование по картам, составление таблиц по результатам сравнения карт, статистического материала

Работа по конспекту, подготовка презентаций






Обобщающее повторение (1 час)

67
География России. Население и хозяйство
1
Урок систематизации и обобщения изученного


Индивидуальный письменный опрос








Резервное время – 3 часа









13PAGE 14- 1 -15




13PAGE 14- 1 -15




13 PAGE \* MERGEFORMAT 14- 2 -15








«Согласовано»
Руководитель МОУ гимназия № 4

_____________ Ахметов М.М.

Приказ № ___ от «___»____20_____ г.


«Согласовано»
Руководитель РМО
_____________ Тухватуллина Ф.И.

Протокол № ______ от

«____»____________20 ____ г.


Рассмотрено на заседании
педагогического совета

протокол № ____от «__»_______2015г.





«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР
МОУ гимназия № 4

_____________ Самикова Г.А.

«____»____________20 ____ г.




 
·