Рабочая программа по географии 9 класс В.П. Дронов


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева
«Рассмотрена»:
На заседании МО учителей естественно-научного цикла
Протокол №____
«____» _________ 2015г
_____________В.В. Журавлева
«Согласована»
Зам директора по УВР
_______С.В. Ракосеева«____» _________ 2015г
«Утверждена»
приказ № ______от________2015
Директор МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени С. Бондарева
__________О.Н. Щербина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География. Россия: природа, население, хозяйство»
для 9 АБ класса
2 часа в неделю
Базовый уровень
Срок реализации программы 2015-2016 учебный год
Учитель: Роговая Юлия Александровна
Серышево, 2015
Структура программы:
1.Пояснительная записка
2. Содержание рабочей программы
3. Учебно-тематический план
4. Требования к уровню подготовки обучающихся5. Литература и средства обучения
6. Календарно-тематический план учителя
Пояснительная записка
Основная цель географии 9 классе — сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально- экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Изучение географии в основной школе должно обеспечить:
формирование посредством географических знаний мировоззренческой ценностно-
смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности;
формирование целостной картины мира через познание многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального);
понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора формирования общества и личности; понимание взаимосвязи между природными и социально-экономическими явлениями, их влияния на жизнь человека, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
осознание своей роли в целостном, многообразном и быстроизменяющемся глобальном мире;
приобретение знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём;
формирование умений использования приборов и инструментов, технических и информационно коммуникационных технологий и средств обучения для получения и адекватной оценки полученных результатов.
Задачами изучения географии в основной школе являются:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Содержание курса географии в основной школе позволяет формировать и использовать разнообразный спектр видов деятельности и соответственно учебных действий, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Статус документа
Данная рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (5-9 классы) для основной школы составлена на основе:
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования»
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Положение о рабочей программы учебных предметов МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева
- На основе рабочей программы «география» под редакцией В.П.Дронова, Л. Е. Савельевой.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Данную рабочую программу реализует следующий УМК «Сферы» для 9 класса:
В.П. Дронов, Л.Е. Савельева География. Россия: природа, население, хозяйство, 9 класс Учебник с приложением на эл. носителе. Просвещение, УМК «Сферы», 2012г.
В.В. Барабанов География. Россия: природа, население, хозяйство, тетрадь-экзаменатор, 9 класс Просвещение, УМК «Сферы», 2014г.О. Котляр География. Россия: природа, население, хозяйство, контурные карты, 9 класс Просвещение, УМК «Сферы», 2014
Л.Е. Савельева, В.П. Дронов, О. Котляр География. Россия: природа, население, хозяйство, атлас 8-9 класс Просвещение, УМК «Сферы», 2014.
Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 278, из них 68 ч (в неделю: 2 часа) в 9 классе.
Результаты обучения географии
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли
Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере
Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей
Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах
Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи
Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.
Источники географической информации
Выпускник научится:
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
• строить простые планы местности;
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний
учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход корганизации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно
и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученногоматериала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка проверочных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
•выполнил работу без ошибок и недочетов;
•допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
•не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
•или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
•не более двух грубых ошибок;
•или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
•или не более двух-трех негрубых ошибок;
•или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
•или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
•допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не приступал к выполнению работы;
Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если
учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке,
предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
2. Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все
географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование вопределенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются
существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.
2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.
3. Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой или шариковой ручкой.
4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.
5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта
должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.
6. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты.
7. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств (название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно).
5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом.
6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”.
7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными.
8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой.
9.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.
Примечание.
При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий. Но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
2.Содержание рабочей программы
68 часов (2ч в неделю)
Тема 1. Общая характеристика хозяйства России – 7 часов.
Особенности хозяйства России. Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Географическое положение как фактор развития хозяйства. Человеческий капитал и качество населения. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Природно-ресурсный капитал. Производственный капитал. Влияние природной
среды на исторический процесс развития общества.
Тема 2. Промышленность – 10 часов.
Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетический баланс. Современные
проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды. Газовая, нефтяная и угольная промышленность. Роль нефти, газа и угля в современном хозяйстве. Место России в мире по их запасам и добыче. Способы добычи и транспортировки топлива. Электроэнергетика. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Машиностроение. Состав и значение комплекса, связь с другими отраслями. Черная и цветная металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве страны. Факторы размещения. Металлургические базы. Химическая промышленность. Специфичность химической промышленности. Значение химизации. Лесная промышленность.
Тема 3. Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс – 4 часа.
Отличие сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Сельскохозяйственные
угодья, их структура. Растениеводство. География выращивания важнейших зерновых и технических культур. Садоводство и виноградарство. Животноводство. География основных отраслей животноводства. Пищевая и легкая промышленность. Группировка отраслей по характеру использования сырья, география важнейших отраслей.
Тема 4. Сфера услуг – 7 часов.
Транспорт. Состав, особенности входящих в него отраслей. Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Преимущества и недостатки. Важнейшие транспортные магистрали и узлы. Сфера обслуживания как одна из отраслей, определяющих качество жизни населения.
Тема 5. Европейский Север -4 часа
Состав района. Географическое положение. Особенности природы. Население и хозяйство экономического района.
Тема 5. Европейский Северо-Запад – 3 часа.
Состав района. Специфика геополитического и эколого-географического положения. Внутренние различия природы района. Современное население.
Тема 6. Центральная Россия – 4 часа
Состав территории. Столичное положение района. Специфика расселения. Ведущие отрасли хозяйства и их центры.
Тема 7. Европейский Юг – 5 часов.
Состав района. Специфика геополитического и эколого-географического положения. Внутренние различия природы района. Современная специализация, ведущие отрасли хозяйства и их главные центры.
Тема 8. Поволжье – 4 часа.
Состав района. Специфика природы. Специфика расселения. Города, качество жизни. География важнейших отраслей хозяйства.
Тема 9. Урал – 4 часа.
Состав района. Специфика природы. Специфика расселения. Города, качество жизни. География важнейших отраслей хозяйства.
Тема 10. Западная и Восточная Сибирь – 6 часов.
Состав района. Специфика природы. Специфика расселения. Города, качество жизни. География важнейших отраслей хозяйства.
Тема 11. Дальний Восток – 4 часа.
Состав района. Специфика природы. Специфика расселения. Города, качество жизни. География важнейших отраслей хозяйства.
Тема 12. Россия в современном мире – 2 часа.
Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России.
3.Учебно-тематический план
Название темы Количество часов Практические работы
Общая характеристика хозяйства России 7 2
Промышленность 10 2
Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс 4 1
Сфера услуг 7 Европейский Север 4 1
Европейский Северо-Запад 3 Центральная Россия 4 Европейский Юг 5 Поволжье 4 Урал 4 Западная и Восточная Сибирь 6 Дальний Восток 4 Россия в современном мире 2 1
Промежуточная аттестация 1 Итоговая контрольная работа 1 Итоговый урок 1 ИТОГО 68 5
4.Требования к уровню подготовки обучающихсязнать/понимать
основные географические понятия и термины;
специфику географического положения отдельных территорий Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
решения практических задач по распределению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Перечень обязательной географической номенклатуры
Федеративное устройство России
Республики в составе России-21: Адыгея (Майкоп),  Алтай (Горно-Алтайск), Башкирия (Уфа),  Бурятия (УланУдэ),  Дагестан (Махачкала), Ингушетия  (Магас), Карелия (Петрозаводск), Карачаево-Черкесская (Черкесск), Кабардино-Балкарская (Нальчик),  Калмыкия (Элиста), Коми (Сыктывкар), Марий-Эл (Йошкар-Ола), Мордовия (Саранск), Саха (Якутск), Северная Осетия (Владикавказ), Татарстан (Казань), Тыва (Кызыл), Удмуртия (Ижевск), Хакассия (Абакан), Чеченчкая (Грозный), Чувашская (Чебоксары).Края-9: Алтайский (Барнаул), Забайкальский (Чита), Камчатский (Петропавловск-Камчатский),Краснодарский (Краснодар), Красноярский (Красноярск), Пермский (Пермь),Приморский (Владивосток), Ставропольский (Ставрополь), Хабаровский (Хабаровск)
Автономные округа-4: Ненецкий (Нарьян-Мар), Ханты-Мансийский
(Ханты-Мансийск), Чукотский (Анадырь), Ямало-Ненецкий (Салехард)
Автономная область-1: Еврейская (Биробиджан)
Города федерального значения-2: Москва, Санкт-Петербург
Области-46:Амурская (Благовещенск), Архангельская (Архангельск) Астраханская (Астрахань), Белгородская (Белгород), Брянская(Брянск), Владимирская (Владимир), Волгоградская (Волгоград), Вологодская (Вологда), Воронежская (Воронеж), Ивановская (Иваново), Иркутская (Иркутск), Калининградская (Калининград), Калужская (Калуга), Кемеровская (Кемерово), Кировская (Киров), Костромская (Кострома), Курганская (Курган), Курская (Курск), Ленинградская (Санкт-Петербург), Липецкая (Липецк), Магаданская (Магадан), Московская (Москва), Мурманская (Мурманск), Нижегородская (Нижний Новгород), Новгородская (Новгород Великий), Новосибирская (Новосибирск), Омская (Омск), Оренбургская (Оренбург), Орловская (Орёл), Пензенская (Пенза), Псковская (Псков), Ростовская (Ростов-на-Дону), Рязанская (Рязань), Самарская (Самара), Саратовская (Саратов), Сахалинская )Южно-Сахалинск), Свердловская (Екатеринбург), Смоленская (Смоленск), Тамбовская (Тамбов), Тверская (Тверь), Томская (Томск), Тульская
(Тула), Тюменская (Тюмень), Ульяновская (Ульяновск), Челябинская
(Челябинск), Ярославская (Ярославль)
Минеральные ресурсы
Бассейны нефтегазоносные: Тимано-Печорский, Волго-Уральский, Северо-Кавказский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Тихоокеанский, Баренцево-Карский.
Бассейны каменноугольные: Подмосковный, Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Ленский, Тугнусский, Южно-Якутский, Иркутско-Черемховский.
Месторождения железных руд:  Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское ), Приангарье (Коршуновское ), Урал ( Качканар ).
Месторождения цветных металлов:
Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).
Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан )Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск), Урал (Верхний УфалейФосфатные месторождения: Кольский полуостров, Южная Сибирь. Месторождения солей: Прикаспий, Предуралье, юг Западной Сибири
География отраслей межотраслевых комплексов
Машиностроительный комплекс. 
Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, ХабаровскЦентры трудоемкого машиностроения: Санкт-Петербург, Мосва, Воронеж, нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск.Центры маталлоемкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.Топливно-энергетический комплекс. 
Месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское. Система трубопроводов с Тюменского севера на запад.
ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская.
ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская.
АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская. Единая энергосистема (ЕЭС).
Металлургический и химико-лесной комплекс.
Центры черной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк.
Центры передельной металлургии:  Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Златоуст, Комсомольск-на-Амуре.
Центры цветной металлургии:  Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск. Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск-на –Амуре.
Инфраструктурный комплекс. 
Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Авхангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский.Железнодорожные магистрали: Транссибирская, БАМ. 
5.Литература и средства обучения
Дронов В.П., Савельева Л.Е.: Россия: природа, население, хозяйство. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014.
География: Россия: природа, население, хозяйство: электронное приложение к учебнику 9 класса/ Под ред. В.П.Дронова.
Мишняева Е.Ю., Тарасова Н.В., Банникова С.В. География: Россия: природа, население, хозяйство: Тетрадь-тренажер для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014.
Мишняева Е.Ю. География: Россия: природа, население, хозяйство: Тетрадь-практикум для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
Барабанов В.В. География: Россия: природа, население, хозяйство: Тетрадь-экзаменатор для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
Дронов В.П. География: Россия: природа, население, хозяйство: 8-9 класс. Атлас. – М.: Просвещение, 2014.
Дронов В.П., Котляр О.Г. География: Россия: природа, население, хозяйство. 8-9 класс. Контурные карты. – М.: Просвещение, 2014.
География: Россия: природа, население, хозяйство: 9 класс: Методические рекомендации/ Под ред. В.П.Дронова. – М.: Просвещение, 2013.
Интернет-ресурсы:
http://www.national-geographic.ru
http://.igras.ru/index.php?r=21
http://www.gao.spb.ru
http://www.solarviews.com
http://www.sgm.ru
http://www.fmm.ru
http://www.mchs.gov.ru
http://www.paleo.ru/museum
http://www.ocean.ru
http://www.lin.irk.ru
http://www.pogoda.ru
http://www.gismeteo.ru
http://www.geoman.ru
http://www.heritage.unesco.ru
http://www.rgо.ru6. Календарно-тематический план.
2 часа в неделю
№ п/п Наименование раздела программы Тема урока Коли-чество часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся Вид контроля Элементы дополнительного содержания Домашнее задание Дата
Цель раздела: сформировать представление о хозяйстве России
1 Общая характеристика хозяйства России (7ч) Особенности хозяйства
России
Практическая работа №1
«Анализ карт для
определения типов
территориальной
структуры хозяйства» 1 Урок открытия нового знания Выделять типы территориальной
структуры хозяйства России на основе
анализа тематических
(экономических) карт Устанавливать черты сходства и отличия
отраслевой и функциональной
структуры хозяйства России от хозяйств
экономически развитых и развивающих
стран мира Текущий История, обществознание, математика Параграф 1 Географическое
положение как фактор
развития хозяйства

1 Урок открытия нового знания Составлять характеристику
географического положения России
Устанавливать на основе анализа карт и
текста учебника черты географического
положения, оказывающие
положительное и отрицательное
воздействие на развитие хозяйства
России Текущий Параграф 2 Человеческий капитал и
качество населения
1 Урок открытия нового знания Сравнивать по статистическим данным
долю человеческого капитала в
хозяйстве Росси и других стран мира
Анализировать по картам
(статистическим материалам)
территориальные различия индекса
человеческого развития по субъекта
России Текущий Параграф 3 Трудовые ресурсы и
экономически активное
1 Урок общеметодологической направленности Анализировать схему состава трудовых
ресурсов и экономически активного
Сравнивать по статистическим
данным величину трудоспособного экономически активного населения в России. Текущий Параграф 4 Природно-ресурсный
капитал
Практическая работа №2
Сравнение природно-
ресурсного капитала
различных районов
России» 1 Урок развивающего контроля Определять по картам особенности
географического положения основных
ресурсных баз и набор представленных в
них полезных ископаемых
Выявлять по картам и сравнивать
природно – ресурсный капитал
крупных районов России
Текущий Параграф 5 Производственный
капитал 1 Урок развивающего контроля Определять по статистическим данным
долю видов экономической деятельности
в производственном капитале России и
степень его износа Анализировать по картам
распределение производственного
капитала по территории страны Текущий Параграф 6, повторить п. 1-6 Контрольная работа
№1«Общая
характеристика
хозяйства»
1 Урок рефлексии Анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с
объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними
Выполнить варианты контрольной
работы, предлагаемой в тетради –
экзаменаторе, с.6-11 Итоговый Параграф 1-6 Цель раздела: сформировать представление о промышленности России
2
Промышленность (10 часов)
ТЭК. Газовая промышленность
1 Урок открытия нового знания Составлять характеристику одного из газодобывающих районов по картам и
статистическим материалам
Наносить на контурную карту
основные районы добычи газа и
магистральные газопроводы
Текущий История, обществознание, математика
Параграф 7 Нефтяная
промышленность
1 Урок открытия нового знания Составлять характеристику одного из нефтяных бассейнов по картам и
статистическим материалам
Наносить на контурную карту
основные районы добычи нефти и
крупнейшие нефтепроводы
Текущий Параграф 8 Угольная
промышленность
Практическая работа №3 «Характеристика
угольного бассейна России»
1 Урок развивающего контроля Составлять характеристику одного из угольных бассейнов по картам и
статистическим материалам
Проводить сопоставительный анализ
величины добычи угля в основных
угольных бассейнах на основе статистических данных Текущий Параграф 9 Электроэнергетика

1 Урок открытия нового знания Составлять ( анализировать) таблицу «Различия типов электростанций по
особенностям эксплуатации
строительства, воздействию на окружающую среду, стоимости электроэнергии Наносить на контурную карту
крупнейшие электростанции разного типа
Текущий Параграф 10 Машиностроение
Практическая работа №4
«Определение главных
районов размещение
предприятий трудоемкого
и металлоемкого
машиностроения 1 Урок развивающего
контроля Выявлять по картам главные районы
размещения отраслей трудоемкого
машиностроения , районы,
производящие наибольшую часть машиностроительной продукции, районы с наиболее высокой долей
машиностроения в промышленности Наносить на контурную карту
крупнейшие центры машиностроения
России
Текущий Параграф 11 Черная металлургия 1 Урок открытия нового знания Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной
металлургии
Наносить на контурную карту главные
металлургические районы
Текущий Параграф 12 Цветная металлургия 1 Урок общеметодологической направленности Выявлять главную закономерность в размещении предприятий цветной металлургии тяжелых металлов
Устанавливать главный фактор
размещения выплавки алюминия и
крупнейших центров алюминиевого
производства
Текущий Параграф 13 Химическая
промышленность
1 Урок открытия нового знания Выявлять роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве
Определять по карте атласа основные
районы химической промышленности,
развивающиеся на собственном и
ввозимом сырьеТекущий Параграф 14 Лесная промышленность 1 Урок общеметодологической направленности Определять по картам атласа географическое положение основных
районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием принципов их размещения Выявлять направления использования
древесины в хозяйстве, ее главных
потребителей Роль потребительского и
экологического факторов в
размещении предприятий лесной
промышленности Текущий Параграф 15, повторить п. 7-15 Контрольная работа №2
«Промышленность
1 Урок рефлексии Обобщающий урок Выполнить варианты контрольной
работы, предлагаемой в тетради –
экзаменаторе, с.12-19 Итоговый Параграф 7-15 Цель раздела: сформировать представление о сельском хозяйстве и АПК
3 Сельское хозяйство и АПК (4часа) Сельское хозяйство.
Растениеводство.
Практическая работа №5
«Определение основных
районов выращивания
зерновых и технических
культур» 1 Урок развивающего контроля Определять по картам и характеризовать
агроклиматические ресурсы со значительными посевами тех или иных
культур
Выявлять существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей
Экономики Определять по картам и показателям
основные районы выращивания
зерновых и технических культур Текущий История, обществознание, математика Параграф 16,17 Животноводство.
Практическая работа №6
«Определение главных
районов животноводства» 1 Урок развивающего контроля Определять по картам главные районы
развития разных отраслей
животноводства
Наносить на контурную карту главные районы животноводства
Текущий Параграф 18 Пищевая и легкая
промышленность.
Агропромышленный
комплекс.
1 Урок открытия нового знания Устанавливать долю пищевой и легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции
Выявлять на основе анализа карт
основные районы и центры развития
пищевой и легкой промышленности Текущий Параграф 19, повторить п. 16-19 Контрольная работа №3
«Сельское хозяйство и
агропромышленный
комплекс» 1 Урок рефлексии Анализировать схему «Состав АПК России», устанавливать звенья и взаимосвязи
АПК
Выполнить варианты контрольной
работы, предлагаемой в тетради –
экзаменаторе, с.20-25 Итоговый Параграф 16-19 Цель раздела: сформировать представление о сфере услуг России
4
Сфера услуг (7ч)
Транспорт.
Ж/д
транспорт.
1 Урок открытия нового знания Сравнивать виды транспорта по ряду
показателей на основе анализа
статистических данных Устанавливать по картам причины
ведущей роли железнодорожного в
России Текущий История, обществознание, математика Параграф 20 Автомобильный и
авиационный транспорт.
1 Урок открытия нового знания Анализировать достоинства и недостатки автомобильного транспорта
Определять по статистическим
данным долю воздушного транспорта в транспортной работе страны Текущий Параграф 20 Морской и внутренний
водный транспорт.
1 Урок открытия нового знания Устанавливать по картам роль
отдельных морских и речных бассейнов
в работе морского и речного транспорт Наносить на контурную карту
крупнейшие морские и речные порты
разных морских и речных бассейнов Текущий Параграф 20 Связь 1 Урок открытия нового знания Сравнивать по статистическим данным
уровень развития отдельных видов связи
в России и других странах Анализировать территориальные
различия телефонизации районов России Текущий Параграф 21 Наука и образование
1 Урок открытия нового знания Устанавливать по картам и
статистическим данным районы России,
лидирующие в науке и образовании Анализировать по картам географию
городов науки
Текущий Параграф 22 Жилищное хозяйство 1 Урок общеметодологической направленности Определять территориальные различия в
обеспеченности различия в
обеспеченности жильем районов России Анализировать карты для определения
географических различий в уровне
жизни населения Текущий Параграф 23, повторить п. 20-22 Контрольная работа №4
«Сфера услуг»
1 Урок рефлексии Выполнить варианты контрольной
работы Выполнить варианты контрольной
работы Итоговый Параграф 20-23 Цель раздела: сформировать представление районах России
5
Районы России (35 ч) Европейская и азиатская
часть России.
Практическая работа №7
«Анализ разных видов
районирования России» 1 Урок открытия нового знания Выявлять на основе анализа карт
особенности географического
положения регионов
Анализировать специфику
территориальной структуры
расселения и хозяйства, этнического и
религиозного состава населения Текущий История, обществознание, математика
Параграф 24 Европейский Север (4ч) Географическое
положение и особенности
природы Европейского
Севера 1 Урок открытия нового знания Оценивать положительные и
отрицательные стороны географического
положения
Выявлять и анализировать условия
для развития хозяйства Текущий Параграф 25, 26 Население Европейского
Севера 1 Урок открытия нового знания Устанавливать причинно-следственные
связи и закономерности размещения
населения, городов и объектов
хозяйственной деятельности
Составлять описания и
характеристики населения на основе
анализа разных источников
информации, в том числе и карт Текущий Параграф 27 Хозяйство Европейского
Севера.
Практическая работа №8
«Выявление и анализ
условий для развития
хозяйства Европейского
Севера» 1 Урок развивающего контроля Определять черты сходства и различия в
особенностях природы, населения,
хозяйства отдельных территорий
Определять район и подрайоны по
краткому описанию характерных черт
природы, населения и хозяйства Текущий Параграф 28, повторить п. 24-27 Контрольная работа №5
«Европейский Север»
1 Урок рефлексии Устанавливать характер воздействия
географического положения на природу ,
жизнь людей и хозяйства
Выполнить варианты контрольной
работы, предлагаемой в тетради –
экзаменаторе, с.30-33 Итоговый Параграф 24-28 Европейский Северо-Запад (3ч)
Особенности природы
Европейского Северо-
Запада
1 Урок общеметодологической направленности Составлять описания и характеристики
особенностей природы на основе
анализа карт, схем, диаграмм
Находить информацию (в Интернете и других источниках) и подготавливать
сообщения (презентации) о природе и
природно-ресурсной базе района Текущий Параграф 29 Население и хозяйство
Европейского Северо-
Запада
1 Урок общеметодологической направленности Составлять описания и характеристики
населения на основе анализа разных источников информации, в том числе и
карт
Определять район и подрайоны по
краткому описанию характерных черт
природы, населения и хозяйства Текущий Параграф 30, повторить п. 29 Контрольная работа №6 «
Европейский Северо-
Запад»
1 Урок рефлексии Устанавливать характер воздействия
географического положения на природу ,
жизнь людей и хозяйства
Выполнить варианты контрольной
работы, предлагаемой в тетради –
экзаменаторе, с.34-37 Итоговый Параграф 29-30 Центральная Россия (4ч)
Особенности природы
Центральной России
1 Урок общеметодологической направленности Составлять описания и характеристики
особенностей природы на основе
анализа карт, схем, диаграмм
Находить информацию
(в Интернете и других источниках) и подготавливать
сообщения (презентации) о природе и
природно-ресурсной базе Текущий Параграф 33 , 34 Население Центральной
России
1 Урок общеметодологической направленности Составлять описания и характеристики
населения на основе анализа разных
источников информации, в том числе и
карт Решать познавательные задачи,
используя различные показатели,
характеризующие население Текущий Параграф 35 Хозяйство Центральной
России
1 Урок общеметодологической направленности Работать с системой вопросов и заданий,
контурными картами
Определять район и подрайоны по
краткому описанию характерных черт
природы, населения и хозяйства
Текущий Параграф 36, повторить п. 33-35 Контрольная работа №7
«Центральная Россия»
1 Урок рефлексии Обобщающий урок Выполнить варианты контрольной
работы, предлагаемой в тетради –
экзаменаторе, с.38-43 Итоговый Параграф 33-36 Европейский Юг (5ч) Географическое
положение Европейского
Юга 1 Урок общеметодологической направленности Устанавливать характер воздействия
географического положения на природу,
жизнь людей и хозяйства
Решать познавательные задачи,
используя различные показатели,
характеризующие население
Текущий Параграф 37 Особенности природы
Европейского Юга


1 Урок общеметодологической направленности Составлять описания и характеристики
особенностей природы на основе
анализа карт, схем, диаграмм
Находить информацию
(в Интернете и других источниках) и подготавливать
сообщения (презентации) о природе и
природно-ресурсной базе Текущий Параграф 38 Население Европейского
Юга
1 Урок общеметодологической направленности Составлять
описания и характеристики
населения на основе анализа разных
источников информации, в том числе и
карт Решать познавательные задачи,
используя различные показатели,
характеризующие населения Текущий Параграф 39 Хозяйство Европейского
Юга
1 Урок общеметодологической направленности Определять черты сходства и различия в
особенностях природы, населения,
хозяйства отдельных территорий Определять район и подрайоны пократкому описанию характерных черт
природы, населения и хозяйства Текущий Параграф 40, повторить п. 37-40 Контрольная работа №8
«Европейский Юг»
1 Урок рефлексии Устанавливать характер воздействия
географического положения на природу ,
жизнь людей и хозяйства Выполнить варианты контрольной
работы, предлагаемой в тетради –
экзаменаторе, с.44-47 Итоговый Параграф 37-30 Поволжье (4ч)
Особенности природы
Поволжья

1 Урок общеметодологической направленности Составлять описания и характеристики
особенностей природы на основе
анализа карт, схем, диаграмм
Находить информацию (в Интернете и других источниках) и подготавливать
сообщения (презентации) о природе и
природно-ресурсной базе Текущий Параграф 41, 42 Население Поволжья 1 Урок общеметодологической направленности Составлять описания и характеристики
населения на основе анализа разных
источников информации, в том числе и
карт
Решать познавательные задачи,
используя различные показатели,
характеризующие население
Текущий Параграф 43 Хозяйство Поволжья 1 Урок общеметодологической направленности Определять черты сходства и различия в
особенностях природы, населения,
хозяйства отдельных территорий
Определять район и подрайоны по
краткому описанию характерных черт
природы, населения и хозяйства Текущий Параграф 44, повторить п. 41-43 Контрольная работа №9
«Поволжье»
1 Урок рефлексии Обобщающий урок Выполнить варианты контрольной
работы, предлагаемой в тетради –
экзаменаторе, с.48-53 Итоговый Параграф 41-44 Урал (4ч)
Географическое
положение и особенности природы Урала
1 Урок общеметодологической направленности Устанавливать характер воздействия
географического положения на природу ,
жизнь людей и хозяйства
Находить информацию (в Интернете и других источниках) и подготавливать
сообщения ( презентации) о природе и
природно-ресурсной базе Текущий Параграф 45, 46 Население Урала
1 Урок общеметодологической направленности Составлять описания и характеристики
населения на основе анализа разных
источников информации, в том числе и
карт Решать познавательные задачи,
используя различные показатели,
характеризующие население Текущий Параграф 47 Хозяйство Урала 1 Урок общеметодологической направленности Определять черты сходства и различия в
особенностях природы, населения,
хозяйства отдельных территорий Определять район и подрайоны по
краткому описанию характерных черт
природы, населения и хозяйства Текущий Параграф 48, повторить п. 45-48 Контрольная работа №10
«Урал»
1 Урок рефлексии Обобщающий урок Выполнить варианты контрольной
работы, предлагаемой в тетради –
экзаменаторе, с.54-59 Итоговый Параграф 45-48 Западная и Восточная Сибирь (6ч)
Географическое
положение Западной Сибири и Восточной Сибири
1 Урок общеметодологической направленности Устанавливать характер воздействия
географического положения на природу ,
жизнь людей и хозяйства
Находить информацию (в Интернете и других источниках) и подготавливать
сообщения ( презентации) о природе и
природно-ресурсной базе Текущий Параграф 49, 53 Особенности природы
Западной Сибири
Особенности природы Восточной Сибири
1 Урок общеметодологической направленности Составлять описания и характеристики
особенностей природы на основе
анализа карт, схем, диаграмм
Находить информацию (в Интернете и других источниках) и подготавливать
сообщения ( презентации) о природе и природно-ресурсной базе Западной
Сибири Текущий Параграф 50, 54 Население Западной и
Восточной Сибири
1 Урок общеметодологической направленности Составлять описания и характеристики
населения на основе анализа разных
источников информации, в том числе и
карт
Решать познавательные задачи,
используя различные показатели,
характеризующие население Текущий Параграф 51, 55 Хозяйство Западной
Сибири
1 Урок общеметодологической направленности Определять черты сходства и различия в
особенностях природы, населения,
хозяйства отдельных территорий
Определять район и подрайоны по
краткому описанию характерных черт
природы, населения и хозяйства
Текущий Параграф 52 Хозяйство Восточной
Сибири
1 Урок общеметодологической направленности Определять черты сходства и различия в
особенностях природы, населения,
хозяйства отдельных территорий
Определять район и подрайоны по
краткому описанию характерных черт
природы, населения и хозяйства Текущий Параграф 56, повторить п. 49-55 Контрольная работа №11
«Западная и Восточная
Сибирь»
1 Урок рефлексии Устанавливать характер воздействия
географического положения на природу ,
жизнь людей и хозяйства
Подготовленное обсуждение проблемы
«Нужно ли строить предприятия
обрабатывающей промышленности в
северных и восточных районах
страны?», предлагаемой в рубрике
«Вопросы для обсуждения», учебник,
с.200
Выполнить варианты контрольной
работы, предлагаемой в тетради –
экзаменаторе, с.60-69 Итоговый Параграф 49-56 Дальний Восток (4ч) Географическое
положение и особенности
природы Дальнего
Востока


1 Урок общеметодологической направленности Составлять описания и характеристики
особенностей природы на основе
анализа карт, схем, диаграмм
Находить информацию (в Интернете и других источниках) и подготавливать
сообщения ( презентации) о природе и
ПРБ Дальнего Востока Текущий Параграф 57, 58, подготовиться к промежуточной аттестации Промежуточная аттестация 1 Урок рефлексии Обобщение знание по темам Умение работать индивидуально Итоговый Параграф 57, 58 Население Дальнего
Востока
1 Урок общеметодологической направленности Составлять описания и характеристики
населения на основе анализа разных
источников информации, в том числе и
карт Решать познавательные задачи,
используя различные показатели,
характеризующие населения Текущий Параграф 59 Хозяйство Дальнего
Востока 1 Урок общеметодологической направленности Определять черты сходства и различия в
особенностях природы, населения,
хозяйства отдельных территорий Определять район и подрайоны по
краткому описанию характерных черт
природы, населения и хозяйства Текущий Параграф 60, повторить п.57-59 Контрольная работа №12
«Дальний Восток» 1 Урок рефлексии Устанавливать характер воздействия
географического положения на природу ,
жизнь людей и хозяйства Выполнить варианты контрольной
работы, предлагаемой в тетради –
экзаменаторе, с.70-73 Итоговый Параграф 57-60 Россия в мире (2ч) Россия и мировое
хозяйство
Практическая работа №9
«Анализ и сравнение
внешней торговли России с
показателями других
стран мира»
1 Урок развивающего контроля Оценивать по статистическим данным и
картам место и роль России в
международном разделении труда в
отдельных сферах хозяйства
Определять территориальную
структуру внешней торговли России
Текущий Параграф 61 Россия в системе мировых
транспортных коридоров
1 Урок общеметодологической направленности Анализировать схемы и карты,
отражающие положение России в
мировой системе транспортных
коридоров, формулировать выводы
Прогнозировать перспективы
развития страны по мере ее
дальнейшей интеграции в систему
мировых транспортных коридоров Текущий Параграф 62, подготовиться к к/р Итоговая контрольная работа (1ч)Итоговая контрольная работа 1 Урок рефлексии Обобщающий урок Умение работать в группе и индивидуально Итоговый Итоговый урок Итоговый урок 1 Урок развивающего контроля Обобщающий урок Текущий