Статья Гендерное образование: проблемы и перспективы


Гендерное образование: проблемы и перспективы
ГОУ школа № 106 накопила большой опыт работы в классах раздельного обучения.  Наш опыт работы пока не очень большой, но как говорится первое впечатление самое верное.  
Мы пришли к единому мнению: работа в классе мальчиков и в классе девочек не может строиться одинаково, по единому шаблону.
То, что это две, совершенно разных галактики: и по физиологии, и по психологии по мироощущению уже никто не спорит. И скорость обработки информации разная, и образное мышление развито совершенно не так уж похоже. Термины, возможно, единые, а вот, что за ними стоит – можно лишь предполагать.
«Что такое хорошо и что такое плохо» – тоже не совпадает.
Мальчишки удивительно быстро воспринимают материал урока, анализируют, дают оценку и отбрасываю его как скучный, неинтересный.   Говорить об одном и том же дважды нельзя, вернее повторение необходимо проводить так, словно вновь совершается открытие. При высокой скорости обработки информации мальчиков совершенно не волнуют житейские «мелочи»: аккуратность рабочего места, сохранение дисциплины, правильное оформление письменных работ…Мальчики не боятся давать ошибочные ответы, многократно ответив неверно, мальчишка непременно наткнется на правильный ответ. Им должно быть захватывающе интересно и тогда состоится урок. А это требует не только кропотливой подготовки к уроку, но и обязательного эмоционального контакта  с учениками.
Работа в классе мальчиков является взаимообменом  знаний, мыслей, эмоции.
В классе девочек работу можно выстроить по традиционной схеме: от простого к сложному, повторение раннее пройденного…Многократное повторение не испортит ход урока, напротив, девочкам нравиться выполнять задания «по образцу».
В классе всегда легко устанавливается дисциплина, прилежно выполняются все требовании и просьбы учителя. Идеальное рабочее место, порядок в рабочих тетрадях. Но воспринимать информацию они будут много дольше, нерешительно переспрашивать, и очень бояться ошибки. «Правильное» мнение учителя – очень важно.
Кого легче учить? Все зависит от личности учителя.
Обращения: «мальчики», «молодые люди», «мужчины» в классе мальчиков встречают одобрение. А как же иначе? Знаете, как они обращаются к сверстникам уже в первом классе: «Мужики!»
Девочкам обращение «девочки», «девушки» тоже кажется вполне допустимым, но девочке более персонифицированы.  А поэтому очень любят, когда их каждую называют по имени. Звук собственного имени им очень нравится.
И девочки и мальчики любят общаться с учителем на перемене, но если разговоры девочек носят  отвлеченный характер, то беседы мальчиков  - деловой: им нравится серьезно рассуждать о предмете, чувствовать себя равными, достойными внимания и уважения. Иногда они демонстрируют более глубокие знания в таких вот приватных, неофициальных разговорах, чем в ходе урока.
Мальчики и девочки совершенно нормально, дружески общаются между собой на переменах, после уроков и в ходе школьных мероприятий. 
Агрессивность в классах мальчиков – это очень преувеличенно…Мне кажется  агрессия присуща как мальчикам, так и девочкам. Это зависит от воспитания, от нравственных ценностей отдельно взятой семьи. Какой-то особенной степени агрессии в классах мальчиков мы не видим.
А вот активность, подвижность, эмоциональность – это точно о мальчиках. Мальчик громко выкрикивает ответ: им просто некогда обдумать и поднять руку, да и кто-нибудь вдруг опередит. Тут уж  не до дисциплины. Их девиз: «Быть лучшими, быть первыми».
Темп и оригинальность решений, импровизация и эмоциональность в работе у мальчиков делает преподавание в таких классах интересным, захватывающим.  Они открывают мир, и ты словно сопричастен  этому таинству.
Есть ли будущее у раздельного обучения в рамках одной школы? Все зависит об информировании и компетентности родителей и учителей. От средств массовой информации – любую  хорошую мысль можно извратить. Да и так уж нова сама идея?
Дореволюционное устройство образовательной системы строилось на разделение учебных заведений на мужские и женские. Стоит ли чего-нибудь вековой опыт, дававший, кстати, блестящие результаты.