Технологическая карта урока с учетом ФГОС второго поколения по теме Формулы. Площадь 5 класс)


«Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение школа №146»
Ново- Савиновского района г. Казани
Открытый урок по математике с применением сингапурской методики.
Тема «Формулы. Площадь.»5–й класс
Подготовила и провела учитель математики
высшей квалификационной категории
Хабибуллина Лилия Даниловна
Технологическая карта урока
Урок по учебнику Н.Я.Виленкин, В.И.Жохова и др. «Математика 5 класс
Тип урока. Урок закрепления материала.
Результаты деятельности:
Личностные:
Формирование устойчивого познавательного интереса.
Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности.
Учебно- познавательный и практический интерес к учебному материалу.
Осознание ответственности ученика за общее благополучие класса.
Способность к самооценке.
Метапредметные:
Принимать и сохранять учебную задачу.
Планировать свою деятельность.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Строить речевые высказывания.
Умение контролировать действия партнёра,слушать собеседника.
Эмоционально – позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Предметные:
Умение записывать формулы площади и периметра прямоугольника, формулу пути и применять их при решении задач.
Цели урока:образовательные-
формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по применению формулы площади и периметра прямоугольника, формулы пути на практике.
развивающие-
развитие логического мышления; развитие навыков работы в паре, группе; развитие памяти; умение анализировать и синтезировать информацию. Развитие визуальных и тактильных каналоввосприятия информации; развитие вычислительных навыков учащихся.
воспитательные-
содействовать рациональной организации труда; введением игровой ситуации снять нервно-психическое напряжение; воспитать уважение, умение работать в команде; развивать познавательные процессы.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.
Этап урока Учебная деятельность
Управляющая деятельность учителя Деятельность учащихся
Регулятивная Познавательная Коммуникативная
1.Организационный момент (мотивирование к учебной деятельности)
1 мин Организация к ситуации готовности к уроку.
- Здравствуйте. Улыбнитесь, передайте своему товарищу мысленно или через рукопожатие положительные эмоции, поделитесь капелькой теплоты, добра своему партнеру по плечу, по лицу.
Хочу я, чтоб добро к тебе пришло,
Как свет весенний, как тепло костра:
Пусть для тебя источником добра
Не станет то, что для другого зло.
Прогнозирование на учебное сотрудничество в ходе парной и групповой работы.
Положительное отношение друг к другу. Желание учиться.
2.Актуализация опорных знаний.
10 мин
Организация ситуации понимания учебной задачи. Применяем струтуру ЭДЪЮМЭП (решение ребуса и отгадывание слова)
Все учащиеся играют в математическое лото (5 мин.).Правильные ответы закрывают карточками. Из оставшихся букв собирают слово «Площадь».
Б 3 Л 10 К 25 Щ 32
А 20 В 40 Ь 209 М140
Г 99 П 11 Ж 4 Д 180
У 30 Я 18 О 36 Ф 108
Задание к математическому лото.
Незнайка прошел по тропинке 12 км со скоростью 4 км/ч. Сколько времени он был в пути?
Волк решил проведать собаку в деревне. Скорость волка20 км/ч. Какое расстояние следует пробежать волку до встречи за 2 часа?
Корабль пиратов прошел расстояние 50 км за 2 часа. Найдите скорость пиратского корабля.
Пчела летит со скоростью 35 км/ч. Какое расстояние пролетит пчела в поисках нектара за 4 часа?
Иван царевич должен отправиться в тридевятое царство, до которого расстояние 2800 км. Скорость ковра-самолета 700 км/ч. Сколько времени ему потребуется на перелет до тридевятого царства?
Марья- искусница отрезала косынку и решила ее подшить. Вычислите периметр косынки-треугольника, все стороны которого равны 33 см.
Царевна- Несмеяна нашла у матери зеркало. Зеркало имеет форму квадрата. Вычислите периметр квадрата со стороной 27 дм.
Малыш вручил Карлсону торт. Вычислите периметр торта в форме прямоугольника, если его стороны равны 5дм и 4 дм.
Маша попросила Медведя сделать бассейн. Вычислите периметр прямоугольного бассейна, если его стороны равны 3 м и 12 м.
Мы прошли темы «Формулы. Площадь»
- Ребята, я предлагаю сейчас поглядеть в окно и вспомнить, как задорно и весело вы играли в футбол, бегая по школьному футбольному полю. Скажите, пожалуйста, как можно найти площадь и периметр этого поля? Что для этого необходимо знать?
А длина и ширина поля известны –25 м и 56 м. Найдите площадь и периметр нашего футбольного поля.
Применяем структуру СИНГЛ РАУНД РОБИН«Однократный раунд робин»-в этой структуре учащимся дается вопрос и время подумать. Потом учащиеся проговаривают свои ответы по кругу один раз. Каждому ученику дается 30 секунд.(Ответ: 1400 м2, 162 м) Отвечают на вопросы учителя, осуществляют самооценку.
Демонстрируют готовность к уроку, принимают и сохраняют учебную задачу. Анализируют задание.
Строят логические рассуждения.
Повторяют правила нахождения площади и периметра прямоугольника. Аргументирование своей точки зрения.
3.Целеполагание (этап постановки учебной задачи).
10 мин
Формирование умения формулировать тему и цель урока.
- Итак, давайте вспомним еще раз
1. Как найти площадь прямоугольника, если известны его стороны?
2. Как найти периметр прямоугольника, если известны его стороны?
3. Как найти пройденный путь, если известны время и скорость движения?
Проанализируйте предложения в левой части и скажите, что в них общего?
СтруктураТАЙМ ПЭА ШЭА
(Время на обдумывание 1 минута. Потом в течении 30 секунд обсуждаем ответы по плечу.Отвечает участник под номером 1. Итак каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу) -Правильно,во всех предложениях слева говорится о том, как найти некоторую величину, если известны значения других, необходимых для этого величин.
Это ПРАВИЛА. А как записать правила на математическом языке?
Правило, записанное на математическом языке – это формула.
Какие цели мы поставим перед собой сегодня?
- научиться записывать формулы площади и периметра прямоугольника, формулу пути и применять их при решении задач;
-учиться критически, адекватно оцениватьсвою работу.
Скажите мне, пожалуйста, как найти одну из сторон прямоугольника, если известна его площадь?
А как найти скорость, если известны путь и время?
Как найти время движения, если известны путь и скорость? Осознание уровня и качества усвоения знаний и умений.
Формирование действий целеполагания: осуществляют постановку целей учебной деятельности. Анализ задания.
Определяет причинно – следственные связи.
Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Аргументирует свою точку зрения
4.Фиизкультминутка – 1 мин Ребята немножко отдыхаем.
Дан прямоугольник со сторонами 2 см и 3 см
1.Сожмите кисти столько раз, чему равна площадь
2.Вращайте головой столько раз, чему равен периметр прямоугольника.
3.Присядьте столько раз, чему равна площадь квадрата со стороной 3 см. 5.Решение учебной задачи. Закрепление темы и практическая работа.
10 мин
Практическое задание.
Учащиеся работают в парах, выполняют практическое задание:

- Запишите формулы и вычислите площадь и периметр предложенного прямоугольника. (Разные прямоугольники с вписанными в них заданиями предложены учащимся).
- Запишите формулы и вычислите площадь и периметр школьной парты.
- Запишите формулы и вычислите площадь и периметр обложки вашего учебника математики.(17*22=374, (17+22)*2=78)
- Запишите формулы и вычислите площадь и периметр вашей тетради по математике.(17*20=340, (17+20)*2=74)
- Запишите формулы и вычислите площадь и периметр одной части школьной доски.
Принимают учебную задачу, планируют выполнение учебной задачи, выполняют её самостоятельно. Анализ задания.
Сравнивают свое решение с образцами, устанавливает причинно следственные связи, осуществляет сравнения, делает умозаключения. Сравнивают свой результат с ответом. Оценивают свою деятельность по заданному критерию. Осуществляют самоконтроль.
8 мин
Математический диктант с самопроверкой
S   21 км2160 мм2 
a10cм 4 см  6 м
b8 см 3 км  60дм
Учащиеся называют свои ответы. Проверка с помощью слайда.
S 80 см221 км2160 мм236 м2a10cм 7 км 4 мм 6 м
b8 см 3 км 4 см 60 дм
Ребята, давайте осуществим взаимопроверку. Сверьте решение с эталоном и согласно критериям поставьте отметку.
Внесите в оценочный лист результат своей работы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
6 баллов – отметка 5;
5 баллов – отметка 4;
3-4 балла – отметка 3;
1-2 балла – отметка 2. Адекватно оценивают свое решение, вносят необходимые коррективы в решение. Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. Осуществляют сравнение, и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных действий. Осуществляют взаимный контроль, коррекцию, оценку действий партнера, умеют убеждать.
Подведение итогов урока
5 мин
Учитель предлагает вернуться к теме и к целям урока.
- Какая тема нашего урока?
БИЛЕТИК НА ВЫХОД
Напиши 2 одушевленных существа, 1 неодушевленный предмет прямоугольной формы, 1 глагол, 2 числа, поменяться листочками, написать задачу по теме формулы (площадь, расстояние, периметр)
Рефлексия.
Обучающиеся осознают, что усвоено и что еще необходимо усвоить. Обобщают понятия Строят монологичное, контекстное высказывание
Домашнее задание
1 мин
задано по виртуальному факультативу № 779
2.Найти площадь участка
Найдите площадь участка, план которого изображен на рисунке (размеры указаны в метрах).
-13335728980 Приложение 1.
Презентация.
Определите площадь прямоугольника

Какая из данных величин выражает площадь комнаты?
А. 17 см2Б. 17 дм2В. 17 м24.