Технологическая карта к уроку математики в 5 классе, тема Умножение десятичных дробей на натуральное число


Технологическая карта урока

Предмет: математика Класс: 5
Базовый учебник: математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И.
Тема урока: «Умножение десятичных дробей на натуральное число»
Цели урока:
Образовательные – повторение, обобщение и систематизация материала по теме « Умножение десятичных дробей на натуральное число», контроль усвоения знаний и умений.
Развивающие – развитие математического и общего кругозора, мышления и речи, внимания и памяти, развитие творческих способностей.
Воспитательные – воспитание интереса к математике, к истории математики, воспитание чувства гордости за свою страну, воспитание уважительного отношения к товарищам.

Форма проведения урока: традиционная с использованием новых информационных технологий. На отдельных этапах – парная, фронтальная, групповая.
Межпредметные связи: История, русский язык.
Оборудование урока: интерактивная доска; слайды к уроку, выполненные в Microsoft PowerPoint; лист самооценки; мячик для физкультминутки, линейки, нить для каждой пары.
Задачи урока: расширить кругозор учащихся в изучении математических понятий (единиц измерения длины), связать новые понятия с изучаемой темой; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
Тип урока: урок закрепления новых знаний


Структура и ход урока

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД

1.
Организационный этап
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. (Слайды 1-3)
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку
. Учитель сообщает тему урока, называет девиз урока – слова Л. Ф. Магницкого «Я думаю, что каждый может обучить себя сам»
Несколько слов о Магницком Л. Ф.
Автор первого учебника математики на русском языке, по которому учился сам М. В. Ломоносов. Он назвал «Арифметику» Магницкого «вратами учености».
Легенда гласит, что Магницким прозвал его Пётр I: «в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя».
- У каждого из вас на столах лежат карточки
оценивания (приложение 1). Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждого задания, вы должны оценить свою работу:
"+" - справился без затруднений,
"±" - справился, но возникали сложности,
"-" - не справился с заданием.
Включаются в деловой ритм урока.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока





Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности
Личностные: мотивация учения

2
Актуализация знаний
1. Работа по повторению правил умножения натуральных чисел на десятичную дробь(Слайд 4)
2. Организация устного счета и повторения основных типов задач. (слайд 5) Поставить вопрос.
Турист шел за 0,3 часа со скоростью 4 км/ч. ?
В одной банке 4,8 кг краски. Сколько краски в.?
Скакалка стоит 52, 5 рубля. Сколько стоят ?
3. Графический диктант (слайд 5)
0,7·2=0,14
0,15·3=0,45
1,5·4=6
6,12·10=61,2
2,5·4=100
12,5·8=100
32,1·3=96,3
100·3,8=38
10·0,06=0,6
0,0007·1000=7



Работают в паре – рассказывают по очереди правила друг другу. Оценивают ответ товарища.


Читают задачу, ставят вопрос и отвечают на него.
Оценивают свою работу.


Самооценка
Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание усваиваемого материала

3.
Новые знания по теме. Открытие нового: Умножение на 0,5
На доске примеры: (2 ученика у доски во время фронтальной работы выполняли действия)
0,5*4=
0,5*8=
0,5*10=
0,5*12=

0,5*7=
0,5*9=
0,5*11=
0,5*43=
Сам-но:
(ученик придумывает примеры)

Что вы заметили? Как умножаем число на 0,5?
Проверяют правильность выполнения заданий товарищами, делают вывод:




Умножить натуральное число на 0,5 – это все равно, что разделить это число на 2!


Записывают результат на доске, проводится взаимопроверка.
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение.
Регулятивные: прогнозирование, оценка.
Коммуникативные: Умение выражать свои мысли, делать вывод.

4.
Физкультминутка
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Организует физкультминутку: игра в мячик.
Ученик кидает мяч товарищам, называя пример на устный счет: таблица умножения. Умножение на 0,5; на 10, 100, 1000
Познавательные
Коммуникативные

5.
Новые знания
(Слайды 6 -11)
Знакомимся со старинными русскими мерами длины – вершок, пядь, локоть, аршин, М. сажень. К. сажень, верста. Учитель предлагает перевести одни единицы измерения в другие.
На доске и в тетрадях:
Вершок
4см 5 мм
= см

Пядь
17 см 8 мм
= см

Локоть
45 см


Аршин
71 см


М. сажень
176 см


К. сажень
213 см


Верста
1067 м
=км


Воспринимают новую информацию, переводят см в м, м в км.
По окончанию работы проводится взаимопроверка




Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

6.
Применение знаний и умений в новой ситуации
(Слайд 12)
1. Учитель: в устной речи часто используются поговорки со старинными русскими мерами длины:
«Мерит на свой аршин»
«Семи пядей во лбу»
«Косая сажень в плечах»
« От горшка два вершка»
« За семь верст киселя хлебать»
Что означают эти фразы?
2. Практическая работа: Измерить свой аршин
3. Задачи:
Семь пядей 7*17, 8= 124,6см ;
2 вершка 2*4,5=9 см;
Семь верст 1,067*7=7,469 км
Отвечают на вопросы учителя, делают предположения, опираются на жизненный опыт.


Работа в паре: измеряют «свой аршин», записывают на доске
Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

7.
Рефлексия (подведение итогов урока)
Подводит итоги работы класса в целом.
Назовите ключевые слова урока. Где в жизни вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока? – Оцените свою работу на уроке.

Учащиеся высказывают свои мнения.
Учащиеся сдают карточки самооценивания.


Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.


8.
Информация о домашнем задании
Дает комментарий к домашнему заданию
Дома: Придумать и решить 3 задачи с использованием старинных единиц длины.
Учащиеся записывают в дневники и тетради домашнее задание.







Приложение
Лист самооценки


Вид работы
Кто проверяет
Оценка
+; ±, -


1
Повторение правил
Сосед по парте



2
Графический диктант
Самопроверка



3
Умножение на 0,5

Самопроверка



4
Перевод одних единиц в другие
Сосед по парте



5
Нарисуй смайлик!

Итоговая
оценка:

"+" - справился без затруднений,
"" - справился, но возникали сложности,
"-" - не справился с заданием.














Ођ Заголовок 115