Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: «Деление десятичных дробей на натуральное число»

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме:
«Деление десятичных дробей на натуральное число»
Скрипченкова Наталья Павловна
Предмет: математика.
Класс, школа, дата проведения урока: 5кл., МБОУ г.Астрахань
Тип урока: изучение нового материала.
Педагогические средства: беседа, устная работа, проблемные задачи, работа с учебником, практикум по решению упражнений и задач.
Метод: репродуктивный, частично- поисковый
Межпредметные связи: литература, технология, физика.
Участники : учащиеся 5 класса
Тема
Деление десятичных дробей на натуральное число

Цель
Обучение делению десятичных дробей на натуральное число, решению задач практического содержания, совершенствование вычислительных навыков

Задачи
Образовательные: вывести правило деления десятичной дроби на натуральное число, сформировать умения деления десятичной дроби на число, выработать навык деления десятичной дроби на натуральное число;
Развивающие: развить навыки самоконтроля и взаимоконтроля, развить умения преодолевать трудности при решении математических задач, развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развить внимание
Воспитательные: воспитать волю и настойчивость для достижения цели, развить познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля и самоконтроля.

УУД
Личностные УУД: сформировать мотивацию к учебной деятельности, внутреннюю позицию (самоопределение), умение ориентироваться на моральные нормы и их выполнение.
Регулятивные УУД: уметь проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах урочной деятельности, принимать и сохранять учебную задачу, планировать вместе с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, выстраивать внутренний план действий в игровой деятельности, осваивать правила контроля и самоконтроля, уметь вносить изменения в способ действий при расхождении реального действия и его результата, осваивать способы пошагового и итогового контроля по результату, уметь соотнести способ действия и его результат с заданным эталоном.
Коммуникативные УУД: формировать навыки работы в группе, уметь ставить вопросы для инициативного сотрудничества, уметь слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою, владеть способами управления поведением партнера: контролировать, корректировать, оценивать его действия.
Познавательные УУД: формулировать познавательную цель с помощью учителя, структурировать знания, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, проявлять самостоятельность в игровой деятельности, выбирать наиболее эффективные способы решения заданий, осуществлять рефлексию способов и условий действий, контроль и оценку результатов деятельности, уметь работать по предложенному учителем плану

Планируемые результаты
Предметные:
знать: что значит разделить десятичную дробь на натуральное число; как разделить десятичную дробь на число; как разделить десятичную дробь на 10,100,1000; как обратить обыкновенную дробь в десятичную;
уметь: делить десятичную дробь на натуральное число; делить десятичную дробь на 10,100,1000; обращать обыкновенную дробь в десятичную; решать уравнения и текстовые задачи ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для решения практических и учебных задач.
Личностные:
быть целеустремленным, настойчивым в достижении цели, доводить начатое дело до конца, уметь сотрудничать, работать в команде, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы.
Метапредметные:
знать практические аспекты изучаемой темы, применять знания о десятичных дробях при решении прикладных, жизненных задач, уметь воспринимать различные способы решения задач, применять индуктивные способы рассуждения, уметь принимать готовую цель на уровне учебной задачи.

Основные понятия
Десятичная дробь, целая часть десятичной дроби

ФОУД
Ф-фронтальная, И- индивидуальная, П – парная, Г - групповая

Оборудование
Мультимедиа проектор;
Компьютер;
ИД;
Оценочные листы;
Дидактические раздаточные материалы;
Веревки длиной 1,28м., измерительные ленты.


Ресурсы
Виленкин Н.Я. и др.Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / М.: Мнемозина, 2009.
Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика: 5 класс», 2009.
Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н. Я. Виленкина, автор Л.П. Попова, Москва «Вако» 2008.

























Технологическая карта урока

Этапы урока
Задачи этапа
Содержание учебного материала
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
ФОУД
Комментарий, примечание

Орга-низа-цион-ный мо-мент, моти-вация урока.
Создать благоприят-ный психоло-гический настрой на работу

Дети, вам тепло? (Да!)
В классе светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)
Только начался урок? (Да!)
Хотите учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!
Поэт Р.Сеф написал такие строчки:
Кто ничего не изучает,
Тот ничего не замечает.
Кто ничего не замечает
Тот вечно хнычет и скучает.

Как вы понимаете эти слова?
Чтобы не было вам, ребята, скучно на уроке, каждый должен принимать активное участие. У вас на столах лежат листочки, где есть шкала успеха 1 и 2 по трехбалльной системе.
Поставьте, пожалуйста галочку, соответствующую вашему настроению на шкале успеха 1:
-у меня прекрасное настроение 3
- у меня обычное настроение 2
-мое настроение плохое 1


Включаются в деловой ритм урока.
















Отвечают на вопрос






Отмечают баллы
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Ф
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.


Актуа-лиза-ция зна-ний обуча-ющих-ся
Актуализа-ция опорных знаний и способов действий.
Умение мыслить вам поможет выяснить, что же на уроке будет самым главным. Сделать это вы сможете, если правильно решите примеры и ответы вставите в таблицу, таблицы на слайде (слайд
Молодцы!
Какие правила вы использовали при решении этих примеров?
Какое слово у вас получилось?
Как вы думаете, почему это слово на нашем уроке будет главным?
Правильно, сегодня на уроке мы будем делить десятичные дроби на число
Давайте повторим правила, которые вы использовали и еще раз их закрепим.




Ребята, у меня для вас есть одно задание, выполняя которое я допустила ошибки, помогите мне их найти?

3 км 15 м = 3,15 м
18 ц 2 кг = 18. 2 ц
3 ч 15 мин = 3, 15 ч
15 см 2 мм = 15,2 мм
33 т 158 кг = 331.58 т

Решают задания , составляют слово






-Сложение, умножение, вычитание десятичных дробей.
-Деление
-Потому что мы еще не умеем делить дроби.




Повторяют правила, задавая друг другу вопросы из учебника :
с.192;
с.205.
Выставляют оценки в оценочные листы





Исправляют ошибки, работая самостоятельно, выставляют оценки в оценочный лист
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.



















Коррекция знаний обучающихся
И

















П











И
Проверка д/з, раздача новых тетрадок.
Проверка решений на ИД









Взаимопроверка, критерии оценивания:
8- «5»,
7-6 –«4»,
5- «3»





Самопроверка на ИД,
Критерии:
5-«5»
4-«4»
3-«3»

Целе-полагание и моти-вация
Обеспе-чение мотива-ции учения детьми, приня-тие ими целей урока.
Три соседа мужика
(Федор, Яков и Лука),
Чтоб всегда красиво жить
Стали дом свой мастерить!
Но Лука вдруг говорит:
Надо полки смастерить!
Вот доска у нас такая
И длина ведь небольшая!
Полочки всего четыре,
Сделать равными друзья!
Допускать обид нельзя.
Можно ль это сделать им?
И смекни путем каким?
Давайте поможем Федору, Якову и Луке.

Доски у нас нет, а вот веревку такой же длины на урок я принесла. Длина доски равна длине веревки 1,28 м .
1)Как сделать четыре равные «полочки»?
2)Найдите с помощью измерительной ленты длину одной «полочки» в м. и см..

А теперь давайте математическим действием опишем то, что мы сделали.

- Какова длина веревки?
- В каком виде записано это число?
- Из чего состоит это число?
- На какое число нужно поделить?
- Как называется это число?


-Ребята, мы умеем делить десятичную дробь на натуральное число?

-Скажите, какова же тема нашего урока?

- Какова цель урока?



















Учащиеся делятся на две группы.
Выполняют практическую работу и делают соответствующие выводы:
нужно сложить веревку в четыре раза, длина - 32 см., 0,32м..




1,28 м
В виде десятичной дроби.
Из целой и дробной части
На 4
Натуральное


Нет


Деление десятичной дроби на натуральное число.
Научиться выполнять на число.
Научиться делить десятичную дробь на натуральное число

Регулятивные: целеполагание.
Коммуникатив-ные: постановка вопросов.
Познаватель-ные: самостоятель-ное выделение-формулирова-ние познавательной цели; логические – формулирова-ние проблемы.
















Г












Ф
















Выводы проверяются, лучшие оцениваются (по «5» системе в листе оценивания)























Записывают тему в тетрадь

Усвоение новых зна-ний и спосо-бов усвое-ния
Обеспе-чение воспри-ятия, осмыс-ления и первич-ного запоми-нания детьми изучен-ной темы
Итак, до сегодняшнего урока мы делили натуральное число на натуральное.
-Как вы записывали деление многозначных чисел?
- Как же будем делить десятичную дробь на число?

Запишем деление десятичной дроби на натуральное число столбиком.(записано на доске).
- 19,2 :8, попробуйте выполнить деление дроби на число самостоятельно;
- Разделите 1, 28 на 4 и сравните полученный ответ с измерением.
- Сформулируйте правило деления десятичной дроби на натуральное число.


Проблема:
-Как вы думаете, почему в частном в разряде целых получился о, почему в разряде десятых получили 3?



-Найдите правила деления дроби на число в учебнике.
- Ответьте на вопросы на с. 209

-Как разделить дробь на 10,100,1000. Приведите примеры.


- Как обратить обыкновенную дробь в десятичную? Всегда ли это возможно? Приведите пример.
- Согласны ли вы со строками стихотворения, почему?
Солнце всходит,
Скрылась ночь,
Запятая встать не прочь,
Целую разделишь часть-
Запятой не дай пропасть.
Ставь ее и часть потом
Дробную дели с трудом.



- Столбиком







1.Разделить дробь, не обращая внимание на запятую.
2.Поставить запятую, когда кончится деление целой части



Потому что 1 на 4 не делиться.
Потому что 13 разделить на 4, нужно брать по 3


Работают с текстом учебника п.35


-Перенести запятую влево на столько знаков сколько нулей после 1 в делителе.

-Разделить числитель на знаменатель. Нет. 2/3.



-Да.(формулируют правило)
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Ф










И














П


Ф














Самопроверка














Взаимопроверка ( оценивание друг друга)




Пер-вич-ное закрепление
Установле-ние правиль-ности и осознан-ности изучения темы.
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необхо-димы для самостоя-тельной работы по новому материалу.
Выполняют деление примеров записанных на доске устно по очереди .

Выполняют деление примеров со взаимопроверкой, примеры на слайде






Устная работа
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.



Физкультминут-ка

Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай, дружок.
Еще попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
Стали мы теперь бодрее,
Будем думать мы быстрее


Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации
Ф
Проводит ученик

Организация первичного контроля, отработка навыка.
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.
№1340 (а-е)
По очереди столбиком у доски

№ 1343
-Весь путь прошел турист?
-Что нужно узнать в задаче?
- Что для этого нужно знать?
-Сколько прошел турист в первый день?(можем найти?)
-Что значит , прошел 13 EMBED Equation.3 1415?

Решаем задачу №1
Из двух пунктов, расстояние между которыми равно 28,8 км, одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода. Скорость первого пешехода равна 5,4 км в час, а скорость второго – 3.6 км в час. Через сколько часов пешеходы встретятся?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
Давайте нарисуем рисунок.
-Что нужно знать что бы ответить на вопрос задачи?
- Что нужно для этого сделать. Как найти общую скорость?
-Как найти время, зная расстояние и зная скорость?
(комментированная запись в тетрадь)






№1340 (ж-м)- Обучающая самостоятельная работа
Один у доски, остальные самостоятельно в тетради, а затем сравниваютя результаты.

Запись решения в тетрадь, после разбора
25,2:7Ч3=10,8 км- прошел в первый день
25,2-10,8 =14,4 км-прошел во второй день
Ответ: 14,4 км









Нет.


Общую скорость пешеходов
Сложить скорости обоих пешеходов.
Нужно расстояние разделить на время.
( Решение. 1) 5,4 + 3,6 = 9 ( км в час) – общая скорость;
2) 28,8 : 9 = 3,2(ч) – время встречи пешеходов.
Ответ: 3,2 ч .)





Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение.
Ф



































И




































Самопроверка, проверка учителем, оценивание лучших

Подведение итогов урока.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
1.Подсчитайте количество баллов в оценочной таблице. Поставьте себе оценку за урок согласно следующим критериям:
38 - 42 – «5»
30 – 37 – «4»
20 – 29 – «3».





Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
И
Каждый ученик выставляет себе оценку за урок. Выборочное выставление оценок в журнал.

Информация о домашнем зада-нии
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
П.35, с. 209.
№1375, 1376*.Мд..
Учащиеся записывают задания в дневники
Саморегуляция
Ф
Каждый ученик выбирает сам уровень задания

Рефлексия
Иниции-ровать рефлексию детей по поводу психоэмо-ционального состояния, мотивации их собственной деятельнос-ти и взаимодей-ствия с учителем и другими детьми в классе.
Если вы считаете, что поняли тему урока, то наклейте розовый листочек на прямоугольник.
Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то наклейте голубой листочек.
Если вы считаете, что не поняли тему урока, то наклейте желтый листочек.
На шкале успеха во втором столбике поставьте оценку, соответствующую вашему настроению в конце урока.


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.
И