Педагогические основы формирования здорового образа жизни


«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»ГБОУ РК «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей» Доклад подготовил замдиректора по МР Марченко В.А.Январь – 2015 г. Примерная программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни представлена в ФГОС нового поколенияФакторы оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей:неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;факторы риска в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;активно формируемые в школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек особенности, отношения обучающихся к своему здоровью. Ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний. Участники по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни: учитель, воспитатель, психолог, взрослый в семье. Они обучают:активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении; развивают способность понимать своё состояние;знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности;дают основы сбалансированного питания;обучают правилам личной гигиены; Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни образовательного учрежденияздоровьесберегающая организация - образ жизни образовательного учреждения; создание благоприятного психологического климата;обеспечение рациональной организации учебного процесса; эффективной физкультурно-оздоровительной работы;рациональное питание. Формирование личностиИгровая деятельность.Учебная деятельностьТрудовая деятельностьРазвитие личности зависит от трех факторов:1. Наследственность;2. Среда пребывания;3. Воспитанность (нормы, правила поведения). Проблемы воспитания культуры здоровья Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский. Аспекты воспитания в отечественной педагогикефилософские; социологические; психологическиесистематические занятия физической культурой и спортом основные факторы социализации (по А.В. Мудрику). Первая группа – макрофакторы, включающие космос, планеты, страну, общество, государство, Именно они определяют то, что «дитя человеческое» в разных уголках земного шара растёт и развивается по некоторым общим законам.Вторая группа факторов социализации - мезофакторы, включающие тип поселения, исторические и этнокультурные условия. Третья группа факторов – микрофакторы, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум. Противоречия между потребностями социума противоречия между потребностями социума в поколении граждан, ведущих здоровый и безопасный образ жизни и недостаточной разработанностью системы здоровьесберегающей и здоровьетворящей образовательной практики в школе; функциональными потенциальными возможностями образовательных учреждений в решении задач воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни и недостаточным научно-педагогическим обеспечением этого процесса; объективной потребностью в личностном подходе к воспитанию культуры здоровья детей и учащейся молодежи и традиционной практикой обеспечения данного процесса; требованиями к профессиональной компетенции педагогических кадров по реализации здоровьесберегающих начал образовательного процесса и их способностью проектировать и эффективно осуществлять на практике здоровьесберегающие и здоровьетворящие образовательные технологии. Принципы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни-принцип природосообразности, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности;-принцип формирования ценностных установок школьников на здоровый образ жизни, следование которому обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;-принцип народности предполагает учёт национальной культуры, традиций и родного языка;-принцип культуросообразности (включение в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьетворческой деятельности); Принципы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни- принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья (признание подростка субъектом процесса здоровьетворческой деятельности);- принцип здоровьетворческой активности (опора на активную личностную позицию школьников в формировании здорового образа жизни;- принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса: учителей, родителей и детей, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка;- принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка, его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердия и поддержки в критической ситуации. Социально-педагогическая работа есть системная деятельность, направленная на помощь ребёнку в самоорганизации, формировании культуры здоровья и здорового образа жизни, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. группы критериев успешной социализации( классификация разработана Л.Е. Никитиной)Критерии здоровья;Критерии психологического комфорта;Критерии обучения;Критерии обучения;Критерии развития;Критерии воспитания;Критерии социальной устойчивости психолого-педагогическая диагностикаглавная задача – разработка рекомендаций или программ коррекции обнаруженного явления.Основным назначением диагностической работы является: познание ребёнка, его семьи, образа жизни, социума, изучение общения и взаимоотношений в значимых для его развития системах отношений в детском обществе, в семье, «ребёнок-педагог» Анализируя процесс социализации, педагогу необходимо помнить, что на --ребенка в процессе формирования личности влияют: природа и родной язык;общение в семье, в школе, окружающая среда;его деятельность;средства массовой информации, искусство, литература;образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде. Предложения по вопросу здоровьясбережения.Проводить отбор слабо социализированных детей при адаптации.Продолжать осуществлять психолого-педагогическую диагностику.Подключать родителей к социализации детей в детском коллективе.Осуществлять работу в классе, в группе по пропаганде здорового образа жизни.Пропагандировать занятия физической культуры и спорта в гимназии.