Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения выпускников интернатных учреждений


Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения выпускников интернатных учреждений
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать, где продолжить образование или куда пойти работать, а это значит выбрать профессию и свой жизненный путь. Необходимо помочь выпускникам выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет  работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. 
Одним из ведущих факторов этой успешности в самостоятельной жизни является профессиональное самоопределение. Поэтому очень важно правильно сделать выбор, который в дальнейшем позволит не только самореализоваться человеку в жизни, в профессии, но обеспечить себе, своим близким достойное существование.
Профессиональное самоопределение — это стремление подростка реализовывать свои возможности, проявлять себя в значимом деле, самоутверждаться, самосовершенствоваться.  Это важное событие на жизненном пути человека. Оно связано напрямую с будущем личности, участвует в формировании своего «Я», предопределяя, в итоге, многие стороны жизни. Помочь воспитанникам выбрать жизненный путь, адаптироваться к профессии, сформировать индивидуальную направленность и в целом оказать влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов направлена профессиональная ориентация в системе подготовки воспитанников к профессиональной деятельности.
С проблемой выбора профессии рано или поздно сталкивается каждый. От этого выбора (правильного или ошибочного) зависит физическое и психологическое состояние и самочувствие человека. Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники интернатных учреждений  - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем быть?» задает себе каждый молодой человек. Самая главная причина того, что выпускники не применяет свои знания, устраивается на другую работу – слабая профессиональная ориентация воспитанника. Хорошо, если выбранной специальностью занимается педагоги, воспитатели. Тогда хоть какое-то представление о будущей работе имеется. А если нет? Выпускник детского дома поступает в вуз, в колледж, полагаясь только на свое представление о том, что будет делать в будущем. А в жизни все оказывается не так романтично и красиво, как в мечтах. Если бы профориентация проводилась в детских домах, в школах на должном уровне, молодые выпускники работали бы по полученным специальностям. Еще одна причина того, что выпускники работают не по полученной специальности – страстное желание получить любой диплом о высшем образовании, имея невысокий балл по ЕНТ. Движущий принцип такой: был бы диплом, а там посмотрим. То есть основным критерием в данном случае является не профессия, а проходной балл и, как результат, диплом. И получается, что агрономы работают программистами, программисты – продавцами в магазинах и т.д. Можно выделить ряд типичных моделей поведения выпускников в постинтернатный период: переход после окончания первого профессионального колледжа во второе (не для получения новой профессии, а для того чтобы находиться на полном государственном обеспечении); вместо устройства на работу - обращение на биржу труда, где выплаты по безработице выше возможного заработка. Кроме того, незначительный опыт профессиональной деятельности снижает конкурентоспособность выпускников интернатного учреждения. Поэтому проведение профориентационной работы и профессиональной подготовки в период нахождения выпускника в детском доме повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе. С данной проблемой наше учреждение сталкивается на протяжении всех лет существования, однако самостоятельно решить эту проблему нам не представляется возможным. Успех работы в данном направлении зависит от четкого взаимодействия ряда государственных структур, начиная с детского дома, школы, учреждения среднего профессионального образования и заканчивая службами занятости населения, руководством крупных промышленных предприятий области, готовых оказать поддержку данной категории молодежи, помочь ей встать на ноги, объяснить необходимость качественного выполнения своих профессиональных обязанностей.
В наше учреждение поступают ребята из детских домов уже определившиеся с выбором профессии. В сопровождении своих воспитателей они знакомятся с учебными заведениями, проходят все процедуры по поступлению. Но, к сожалению, встречаются примеры, когда уже через год некоторые дети разочарованы своим выбором. Например:
Коваленко Сергей поступил в Бизнес колледж на специальность «Информационные системы» вопреки тому, что он инвалид 3 группы по зрению.
Муратбеков Дархан обучался в Павлодарском колледже строительства и коммунального хозяйства по специальности «Строитель», он инвалид 3 группы эпилепсия.
Третьяков Владислав закончил Технологический колледж по специальности «Изготовление мясных полуфабрикатов» имеет инфекционное заболевание вирусный гепатит.
Эти ребята не смогут работать по специальности по состоянию здоровья.
Анализ показал, что выпускники Дома юношества «Жас канат» за 3 года с 2014 года по 2016 года окончили ВУЗы – 8 воспитанников, окончили колледжи 24 воспитанников.

Из них работают по специальности


Из мониторинга видно, что наиболее эффективная работа по профориентации были проведены в детских домах с.Мичурино, с.Калкаман и школа интернат -2 г.Павлодара.
В Доме юношества «Жас канат» из 28 воспитанников 13 воспитанников работают. Из них 4 воспитанника работают по специальности (Агеев Иван, Кенин Ильяс, Уразов Адиль и Шолохов Эльдар), а 9 воспитанников работают не по специальности. Это говорит о том, что они получили одну специальность, а работают по другой специальности по разным причинам. Это низкая заработная плата, отсутствие опыта работы.

Для профессионального самоопределения наиболее важным является самоуважение и самовосприятие подростка. От них зависит уверенность в процессе выбора. Среди воспитанников «Жас канат» проведено тестирование на самоуважение по методике шкалы М.Розенберга. Показатели по опроснику связаны с депрессивным состоянием, тревожностью и психосоматическими симптомами, активностью в общении, лидерством, чувством межличностной безопасности. Методика позволяет определить уровень самоуважения воспитанника, так как самоуважение влияет на личностный рост и на успех. В ходе исследования получены следующие данные: из 28 воспитанников приняли участие 20 воспитанников. У 6 воспитанников самоуважение и самооценка высокие, излишней самоуверенности не наблюдается. Высокое самоуважение приводит к успеху, а также высоким достижением в любых областях жизни. У остальных 14 воспитанников самооценка адекватная. Нет признаков ни самоуничижения, ни излишней самоуверенности. В целом у воспитанников уровень самоуважения в норме.

Методика «Незаконченное предложение». В методике «Незаконченное предложение» из 13 работающих воспитанников приняли участие 10 воспитанников. На первое предложение ребята ответили
Мне нравится моя работа потому что:
хороший коллектив – 60% (6)
карьерный рост – 20% (2)
высокая з/плата – 10% (1)
На второе предложение «Я всегда хотел выбрать профессию» 80% не соответствуют желаемой профессии, 20% соответствуют желаемой профессии.


Содержание выполняемой методики показывает, сделан ли воспитанником профессиональный выбор. Кроме того, дописанное предложение может свидетельствовать об осознанности выбора, о представлении подростком условий труда в профессии, о физических, психологических и других требованиях к ней.
Чтобы выпускники с радостью шли работать по своим специальностям, необходимо проводить всестороннюю профориентацию в детском доме, в школе (не для галочки о проделанной учителем работе, а для блага воспитанника). Сделать труд радостным может лишь правильно поставленный выбор профессии. И вся работа должна быть поставлена так, чтобы помочь выпускнику выбрать профессию. Хотелось отметить АО «Алюминий Казахстана», где работают 6 воспитанников. Наставники помогают молодым специалистам адаптироваться в коллективе и оказывают своевременную помощь в профессиональном развитии. А также наши воспитанники участвуют в спортивной жизни завода. Нагуманов Олжас состоит в сборной команде АО «Алюминий Казахстана» по баскетболу.
Павлодар облысы әкімдігі
Павлодар облысы білім беру басқармасының
«Жас ұрпақ» коммуналдық мемлекеттік қазыналық кәсіпорны
Коммунальное государственное предприятие «Жас ұрпақ»
Управления образования Павлодарской области
Акимата Павлодарской области
Доклад на тему:
Педагогическая поддержка профессионального самоопределения выпускников интернатных учреждений
Выполнила: Касимова Б.Т.
2017 год