Лабораторная работа «Удивительный мир кристаллов»


Лабораторная работа «Удивительный мир кристаллов».
(Внеурочное занятие по курсу «Уроки исследования». Организация занятия внеурочной деятельности в разновозрастной группе с обучающимися 2 и 9 классов.) Тема: Выращивание кристаллов в домашних условиях.
Цель: познакомить с методами выращивания кристаллов.
Педагогическая цель: обучение проектной деятельности
Задачи : Приобретение обучающимися:
проводить наблюдения, осуществлять самоконтроль и самоанализ.
специальных знаний и умений по данной теме проекта, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания.
интеллектуальных умений: анализировать, сравнивать, обобщать, интегрировать знания из различных областей наук и т.д.
исследовательских знаний и умений: формулировать гипотезы, выделять проблемы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, делать выводы.
Оборудование и реактивы: весы, химическая посуда (стаканчики, воронки, колбы), штативы, проволока, фильтры, вода, соли (медный купорос)
Ход занятия.
1.Проблема : «Родители подарили нам набор для химиков по выращиванию кристаллов. Но у нас они не растут. Можно ли вырастить кристаллы в домашних условиях?»
Учитель: Для того ,чтобы ответить на этот вопрос, давайте подумаем: Что такое кристаллы? Откуда в природе берутся они?(Показ слайдов).
2. Учитель: Я знаю ребят из 9 класса ,которые являются членами Ломоносовского общества и занимаются исследовательской работой по выращиванию кристаллов.
Выступление Максима-презентация.
3.Практическая часть .Проведение опыта учащимися работы)
4.Итог.
Учитель: Давайте еще раз на интерактивной доске составим план по выращиванию кристаллов.
План .
1.Растворить медный купорос в дисцилированной воде.
2.Мешаем до полного растворения.
3.Нагреваем раствор.
4.Охлаждаем раствор.
5.Фильтруем раствор.
6.Опускаем нитку с «затравкой».
7.Наблюдаем.Ждем появление кристаллов.
4.Подводим итог.
Максим: В результате проведения опыта по выращиванию кристаллов у меня получился вот такой кристалл.(Показ изделия).Для того, чтобы он не разрушился, нужно покрыть его лаком. Где его можно применить?
Демонстрация выращенных кристаллов сахара, соли.
Учитель: давайте ответим на проблемный вопрос ,который прозвучал в начале занятия?
Как вы думаете, почему не удался у вас опыт из набора химиков?
Эти баночки мы оставим в классе и будем вести наблюдение и заполнять таблицу.
Этапы наблюдения .Сроки проведения Деятельность учащихся Практическая часть
1 неделя Наблюдение за ростом кристаллов из растворов и методом испарения. Вести наблюдение за ростом кристаллов.
2-3 недели 4 неделя
Задание. Составить проект по выращиванию кристаллов в домашних условиях соли или сахара. Можно работать в группах, индивидуально. Помните ,что работать с медным купоросом можно только с помощью взрослых, т.к. это химическое вещество ядовито.
Материал для учителя.
Кристаллы замершей воды, т.е. лед и снег, известны всем. Эти кристаллы почти полгода (а в полярных областях и круглый год) покрывают необозримые пространства Земли, лежат на вершинах гор и сползают с них ледниками, плавают айсбергами в океанах.
Ледяной покров реки, массив ледника или айсберга - это, конечно, не один большой кристалл. Плотная масса льда обычно поликристаллическая, т.е. состоит из множества отдельных кристаллов. Их не всегда различишь, потому что они мелки и все срослись вместе. Иногда эти кристаллы можно различить в тающем льду, например, в льдинках весеннего ледохода на реке. Тогда видно, что лед состоит как бы из «карандашиков», сросшихся вместе, как в сложенной пачке карандашей: шестигранные столбики параллельны друг другу и стоят торчком к поверхности воды; эти «карандашики» и есть кристаллики льда.
Известно, как опасны для растений весенние или осенние заморозки. Температура почвы и воздуха падает ниже нуля, подпочвенные воды и соки растений замерзают, образуя иголочки кристалликов льда. Эти острые иголки рвут нежные ткани растений, листья сморщиваются, чернеют, стебли и корни разрушаются.
Кристаллики льда, причудливыми узорами которых мы любуемся в снежинках, могут в несколько минут погубить самолет. Обледенение - страшный враг самолетов - тоже результат роста кристаллов.
Особенно интересна кристаллизация подземных вод в пещерах. Капля за каплей просачиваются воды и падают со сводов пещеры вниз. Каждая капелька при этом частично испаряется и остается на потолке пещеры вещество, которое было в ней растворено. Так постепенно образуется на потолке пещеры маленький бугорок, вырастающий затем в сосульку. Эти сосульки сложены из кристалликов. Одна за другой капли мерно падают день за днем, год за годом, века за веками. Звук их падения глухо раздается под сводами. Сосульки все вытягиваются и вытягиваются, а навстречу им начинают расти вверх такие же длинные столбы сосулек со дна пещеры. Иногда сосульки, растущие сверху (сталактиты) и снизу (сталагмиты), встречаются, срастаются вместе и образуют колонны. Так возникают в подземных пещерах узорчатые, витые гирлянды, причудливые колоннады.
Нет такого места на Земле, где бы не было кристаллов, где бы не происходили все время возникновение, рост и разрушение кристаллов. Метеориты, посланцы из звездного мира, тоже состоят из кристаллов. В космических пришельцах - метеоритах - встречаются кристаллы, известные на Земле, и кристаллы минералов, на Земле не встречающихся.