Из опыта работы учителя географии на тему: Метопредметные связи в преподавании географии с другими науками

Министерство Образования РФ
Отдел Образования Георгиевской
Государственной Муниципальной Администрации












ТЕМА: «Межпредметные связи в преподавании географии
с другими науками».






Выполнила:
учитель географии
МОУ СОШ №24
ст. Александрийской

Черепина
Наталья Ивановна
















2005 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Введение.3

2.Интегрированная роль школьной географии...4

3.Научно – методическая концепция и её роль в становлении методики обучения географии как науки.6

4.Проектная деятельность школьников по географии - одно из направлений личностного ориентированного обучения... 10

5.Межпредметные связи географии с другими науками...11

6.Приложение.25

7.Заключение...34

8.Литература35




















2
Введение

Одно из направлений совершенствования школьного географического образования связано с повышением интегративности его содержания и усилением его развивающего влияния на личность каждого ученика. Актуальность данного направления определяется, с одной стороны, интенсификацией процесса гуманизации образования, а с другой – интегративным характером развития науки, техники и производства, определившим потребность современного общества в специалистах широкого профиля, владеющих системными и функциональными знаниями о мире, месте и роли в нём человека и обладающих творческим, системным стилем мышления.
Всё это в целом определило необходимость поиска новых, инновационных подходов к организации и управлению деятельностью учащегося в предметном обучении. Одним из таких подходов считается проблемно – интегративный подход обучению географии. Базисом для его разработки и научного обоснования послужила идея синтеза современных теорий развивающего обучения – и проблемного обучения, как их основы - и методологии интергативного подхода в целостную инновационную технологию предметного обучения, ориентированную на решение вышеобозначенного круга проблем и задач современного образования.
Исходя из этого, под интегративным подходом к обучению мы понимаем особый тип взаимодействия учителя и ученика, при котором учитель организует и направляет самостоятельную поисковую деятельность учащегося на решение системы взаимосвязанных внутри – и межпредметных учебных проблем в условиях целенаправленного обучения его процедурам выдвижения и доказательства истинности гипотез. Следовательно, по своей природе проблемно – интегративный подход – технологический, так как его реализация предполагает четкую постановку учебный целей, гибкое и поэтапное управление и организацию познавательной деятельности школьника на основе оперативной обратной связи.
В условиях интегративного подхода ведущими становятся следующие принципы организации и функционирования процесса обучения:
- принцип межпредметной интеграции, предполагающий систематическую и целенаправленную реализацию межпредметных связей, как основного механизма интеграции знаний и способов действий в обучении географии, а также ведущего способа создания проблемных ситуаций, поставке и решения межпредметных учебных проблем;
- принцип единства внутри - и межпредметной интеграции знаний и способов действий, отражающий диалектическое единство и взаимосвязь внутри – и межпредметных связей в обучении географии.
- принцип координации познавательной деятельности школьника в течении каждого учебного года и её преемственность (скоординированность) при переходе от одного года обучения к другому году обучения географии.

3

Заключение

Развитие географии как одной из фундаментальных областей знаний непосредственно связано с развитием других важнейших направлений науки и техники таких как экология, биология и медицина, математика, информатика, литература, история, машиностроение, энергетика, транспорт, строительная индустрия, агропромышленный комплекс. Её содержание по сути, интегративно, и раскрыть созидательную роль географии можно только объединив знания различных областей в определённую систему, базирующихся на предметных связях, а также связях содержания образования с практикой, современными технологиями и техникой.
Организация процесса обучения географии на основе интегративного подхода предполагает пересмотр всей методики изучения учебного материала. Это в свою очередь приводит к необходимости разработки соответствующего дидактико-методического обеспечения, под которым мы понимаем комплекс средств и методов предъявления учебной информации, а также средств организации и управления познавательной деятельностью учащихся.
Основной структурной единицей дидактико-методического обеспечения процесса интегративного обучения выделяют межпредметные связи. Именно они являются основой вовлечения школьников в процесс самостоятельной проблемно – поисковой деятельности, а также важнейшим средством её целенаправленной мотивацией и управление.
Научный прогресс предъявляет высокие требования к образованности специалистов. Любой современный человек должен обладать технологической, экологической и экономической культурой на ровне с профессиональными знаниями, поэтому современная школа должна превратиться в центр, в котором ассимилируется и трансформируется информация о новых технологиях, сведения об уровне развития промышленности, исследованиях и открытиях в научном мире, становясь полезными для учащихся, которым предстоит вершить в ближайшем будущем судьбы своего села, города, региона или страны.
Необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы выпускник школы имел чёткое представление о социально – экономическом развитии региона, перспективных направлениях развития экономики, будущей профессии и получил возможность для формирования зачатков таких современных качеств профессионала, как высокая эрудиция, широкие мировоззренческие взгляды, технологичность мышления, всему этому способствует развитие межпредметных связей в преподавании географии с другими науками. Одним из направлений в достижении этих целей, несомненно, можно считать интеграцию знаний, а в частности систематическое проведение проектных уроков. На них интеграция знаний осуществляется за счёт комплексного использования материала, полученного при изучении различных наук.




34
Литература

Н.Н. Баранов. Исторический обзор учебников географии (1876 – 1934). – М., 1954.
Н.Н. Баранский исторический обзор учебников географии (1876 – 1934). – М.: Географическая литература, 1954. – с. 502.
С.И. Дембинский, Н.О. Севастопольский. Уроки черчения в средней школе: Пособие для учителей. – М., 1975.
В.В. Докучаев. Учение о зонах природы. М., 1948. с. 29.
Н.И. Дереклеева. Научно – исследовательская работа в школе \\ «Вербум – М». – М., 2001.
В.П. Максаковский. Географическая культура. – М.: ВЛАДОС, 1998.
Н.А. Максимов. За страницами учебника географии. М.: Просвещение, 1981.В. Сафонов. Александр Гумбольт. М., 1959. с. 65.
Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии \\ Народное образование. – М., 1998.
А.С. Сиденко. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки. – М., 2001.
Ю.Н. Тынянов. Пушкин и его современники. М., 1969. с. 165.
И.С. Якиманская Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М., 2000. – 45 с.

























35













15