Научный проект Ювенальная юстиция в России: за и против.

ПЛАН.

Введение

Глава I
Предистория ювенальной юстиции в России.

Глава II
Понятие и функции ювенальной юстиции.

Глава III

Позиции по вопросу формирования в России системы ювенальной юстиции.

Заключение

Список литературы Введение

Пятнадцать лет назад Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка, но содержащиеся в ней требования до сих пор не выполняются в полном объеме. Нормативно закрепленные положения о правах детей носят, в основном, декларативный характер, поскольку отсутствуют механизмы их реализации. Как отметил в своем Докладе 21 января 2005 года Генеральный Прокурор РФ В.В. Устинов, “подростки сегодня самая беззащитная часть российского общества” . По официальным данным на 1 июня 2005 года в России свыше 7 миллионов детей стали жертвами нарушения их прав.
Вопрос о целесообразности создания ювенальной юстиции в России на протяжении длительного времени обсуждается в научных кругах и на государственном уровне.
2011 год в России ознаменовался всплеском государственных инициатив в области детской политики, а также заметной общественной реакцией на такие инициативы.
Пилотные проекты в регионах, связанные с ювенальной юстицией, породили также далеко не однозначную реакцию: наиболее яростное противодействие им исходит от церкови.
Сегодня наблюдается также резкое неприятие ювенальной юстиции российской общественностью, известными общественными деятелями, журналистами, юристами, учеными, так профессор, академик А. Антонов сравнивает ювенальную юстицию с ГУЛАГом, а по стране проходят митинги протеста.
Осмысление проблемы привело к формулированию темы исследования: Ювенальная юстиция в России: за и против.
Объект исследования: основы ювенальной юстиции
Предмет исследования: реализация механизмов ювенальной юстиции в России
Цель исследования - Показать, как в России реализуются механизмы ювенальной юстиции
В соответствие с целью перед нами стоят следующие задачи:
1)теоретический анализ публикаций, монографических работ, исследований советских и российских ученых-правоведов, посвященных судоустройству и судопроизводству по делам несовершеннолетних;
2)определить понятие ювенальная юстиция и раскрыть ее основные функции;
3)рассмотреть историю становления ювенальной юстиции в России;
4)раскрыть основные позиции по вопросу формирования в России ювенальной юстиции.
Методы исследования. В процессе работы использовались методы теоретического исследования: анализ, обобщение, систематизация, исторический метод.
Теоретическая и практическая значимость. Написанный материал может применяться на уроках обществознания, на классных часах, при создании информационных стендов, стенгазет.


Предистория ювенальной юстиции в России.

Первым законодательным актом, ставшим отправным пунктом в развитии уголовного и уголовно-процессуального законодательства в отношении несовершеннолетних, стал Указ Сената от 2.05.1765 г., который не только определял возраст “непривлечения” к уголовной ответственности до достижения 10 лет, а также и возраст полного уголовного совершеннолетия - с 17 лет, но и предусматривал смягчение наказания в зависимости от меры вины и возраста несовершеннолетнего, устанавливая для этой категории лиц особую подсудность и особый порядок судопроизводства.
В силу изданного 7.11 1775 г. “Учреждения о губерниях” рассмотрение дел о преступлениях несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет было отнесено к компетенции специально созданного судебного института, не входящего в общую систему судебных инстанций губернии - совестных судов. Исключение составляли дела о преступлениях особой важности - оскорблении государя, измене, убийствах и разбоях, которые в совестный суд не поступали.
К правовым основам возникновения в Российской Империи института ювенальной юстиции - специализированных судов по делам несовершеннолетних, относятся законы «Об исправительных приютах для малолетних преступников» от 5.12.1866 г., «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних» 2.06.1897 г., а также те акты, которые непосредственно регламентировали открытие и деятельность вышеуказанных судов.
Первый суд по делам несовершеннолетних в России был открыт в г. Санкт-Петербурге 22 января 1910 года.
Дальнейшее распространение новой судебной системы было очень быстрым. В 1917 году такие суды действовали в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Либаве, Риге, Томске, Саратове.
Автономная российская юстиция перестала существовать по декрету Совнаркома России от 17 января 1918 года и была заменена на другую систему, которая, по мнению создателей, мыслилась более гуманной, более приспособленной к обращению с детьми и подростками. Преобразования судебной системы начались в январе 1918г. и были продолжены через два года после этого - в марте 1920г.
Декрет от 17 января 1918г. “О комиссиях о несовершеннолетних” внес существенные изменения в российское правосудие по делам несовершеннолетних: отменил тюремное заключение и суды для них.
30 июля 1920г. была опубликована разработанная Инструкция “О работе комиссии о несовершеннолетних”. Это медико-психологический и педагогический документ, определяющий деятельность комиссий, отражал общую ориентацию уголовной политики в отношении несовершеннолетних.
Заседания комиссий о несовершеннолетних были публичными, разрешалось присутствие прессы, но было запрещено публиковать фамилии несовершеннолетних.
Как показывает анализ, к середине 20-х годов, в ходе поиска оптимальных решений для борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, в России были заложены основы новой, гуманистической воспитательно-профилактической системы, способной даже в условиях экономической разрухи, политической и социальной нестабильности достаточно эффективно решать задачи охраны прав и законных интересов детей, реально снижать общественную опасность их противоправного поведения.
В феврале 1920г. был разработан и внесен на рассмотрение правительства проект декрета “О суде над несовершеннолетними”. Он был утвержден постановлением СНК РСФСР 4 марта 1920г.
В отличие от декрета 17 января 1918г. новый декрет допускал передачу дел несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в народный суд, если комиссия о несовершеннолетних установила невозможность применить к ним медико-педагогические меры.
В инструкции Наркомпроса РСФСР по делам несовершеннолетних, принятой в 1921 г., указывалось, что комиссии должны передавать в суд дела лишь о тех несовершеннолетних, которые неоднократно привлекались за преступления или совершали побеги из детских учреждений, куда определялись комиссиями в связи с совершением нетяжкого преступления.
Формальным рубежом карательной переориентации уголовной политики в отношении несовершеннолетних стало постановление ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935г. “О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних”.
Постановлением от 7 апреля 1935 года возраст уголовной ответственности по значительной части составов преступлений снижался до 12 лет. Восстанавливался принцип применения к несовершеннолетним всех видов наказаний, отменялась статья 8 Основных начал уголовного законодательства СССР, в котором речь шла об обязательном применении к малолетним правонарушителям мер медико-педагогического характера и о преимущественном применении этих мер к несовершеннолетним. Из УПК РСФСР была исключена статья 38 о выделении дел несовершеннолетних в отдельные производства и направлении их в комиссии для несовершеннолетних. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 20 июня 1935 года ликвидировались и сами эти комиссии. В период 1938-1941 годов различные ведомства значительно реже издавали правоприменительные акты, касающиеся несовершеннолетних, и их содержание становилось все более карательным. А в 1941 году принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР "О применении судами постановления ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 года "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних". В этом указе предписывалось применять постановление от 7 апреля 1935 года не только за умышленные преступления несовершеннолетних, но и за преступления, совершенные ими по неосторожности. До этого Указа Пленум Верховного суда СССР ориентировал суды на привлечение несовершеннолетних к уголовной ответственности по постановлению от 7 апреля 1935 года лишь за умышленные преступления. Так был нанесен фактически еще один удар по гуманистическим традициям ювенальной юстиции, пытавшейся существовать и в те мрачные времена.
Все рассмотренные выше законодательные и правоприменительные акты выявили карательную ориентацию правосудия в отношении несовершеннолетних за длительный период - от 1935 года до конца 50-х годов. Они утратили силу в связи с принятием нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства СССР и союзных республик в 1958-1961 годы.
Принятые в ходе правовой реформы конца 50-х – начала 60-х годов ХХ века Уголовный (УК) и Уголовно-процессуальный (УПК) кодексы уделили несовершеннолетним серьезное внимание. В УК РСФСР 1960 г. были введены нормы, смягчающие санкции в отношении несовершеннолетних, а также предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного характера. В эти годы вновь введены комиссии по делам несовершеннолетних, создан институт общественных воспитателей. В УПК РСФСР 1960 г. выделена специальная глава “Производство по делам несовершеннолетних”. Введение этой главы стало серьезным шагом, в котором (при желании) можно увидеть перспективу будущей автономизации российской ювенальной юстиции.
Правовая реформа 90-х годов ХХ столетия утвердила общепризнанные принципы, и нормы международного права в качестве составной части правовой системы Российской Федерации (ч.4 ст. 15 Конституции РФ). Это положение существенно повлияло на содержание новых законов, в частности Уголовного (1996 г.) и Уголовно-процессуального (2001 г.) кодексов.
Необходимость создания в нашей стране ювенальной юстиции обусловлена обязательствами, которые взяла на себя Россия по исполнению норм международного права в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Российское законодательство, в том числе в отношении несовершеннолетних, приводится в соответствие не только с нашей Конституцией, но и с принципами и нормами международного права и международными договорами.
Сегодня возможно применение норм международного права, которые стали частью правовой системы России. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, закрепленный в Конституции РФ, начинается с обеспечения прав и свобод несовершеннолетних граждан.
Одно из направлений ювенальной юстиции - создание специализированного правосудия по делам несовершеннолетних, при котором в судопроизводство активно вовлекаются социальные службы и общественные организации дл более эффективного разрешения дел с участием несовершеннолетних, обеспечения защиты их прав.
Вопрос о необходимости создания ювенальной юстиции (правосудия для несовершеннолетних) впервые был поставлен в Концепции судебной реформы 1991 года.
Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 года, утвердившим основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей (“Национальный план действий в интересах детей”), в числе мер по укреплению правовой защиты детства было предусмотрено создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних. 21 декабря 1996 года принят федеральный закон “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”
В 1998 году принят Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации”, в котором введено понятие “дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации”, к которым, в частности, были отнесены: дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении, а также дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Поворотным моментом в формировании системы ювенального правосудия в России стало постановление Пленума Верховного суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 “О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних”, в котором судам рекомендуется применять к несовершеннолетним положения 76 статьи уголовного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает “освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим”Статья 156 уголовного кодекса Российской Федерации “Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего” привлекает граждан к уголовной ответственности (до трёх лет лишения свободы) за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, сопряженное с жестоким обращением с ним, фактически запрещающее практику домашних наказаний. 24 апреля 2008 года принят федеральный закон “Об опеке и попечительстве”.
В 2009 году введены новые должности уполномоченных по правам ребёнка при Президенте, губернаторов субъектов РФ.
В феврале 2011 года утверждено Постановление пленума Верховного суда РФ от 1 февраля 2011 года № 1 “О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних”, в котором, в частности, разъяснены особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, приведён перечень международных актов, которые должны учитываться судами при рассмотрении подобного рода дел. С позиции ювенальной юстиции большое значение придаётся п. 44 настоящего Постановления, в соответствии с которым “судам следует повышать воспитательное значение судебных процессов по делам о преступлениях несовершеннолетних, уделяя особое внимание их профилактическому воздействию: по каждому делу устанавливать причины и условия, способствовавшие совершению несовершеннолетними преступления, не оставлять без реагирования установленные в судебном заседании недостатки и упущения в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, учебных заведений и общественных организаций, выносить частные определения (постановления) с указанием конкретных обстоятельств”.
Однако законодательства о ювенальной юстиции в нашей стране до сих пор не существует.
В ряде регионов России были предприняты самостоятельные попытки внедрения форм ювенальной юстиции в тех рамках, которые позволяет существующее законодательство.
Так, на протяжении 2001 – 2003 г.г. Ростовским областным судом и Управлением Судебного департамента в Ростовской области реализовывался совместно с Программой Развития ООН в Российской Федерации (ПРООН) экспериментальный проект “Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних”, направленный на внедрение в судах общей юрисдикции международно-правовых стандартов ювенальной юстиции.
Понятие и функции ювенальнойюстиции.

Международные стандарты в сфере ювенальной юстиции.

Согласно Конституции РФ часть 1 статья 15 “общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы”. Международные стандарты отправления правосудия в отношении несовершеннолетних носят обязательный и рекомендательный характер. Основой обязательной силы международного права выступает добровольное ясно выраженное либо молчаливое общее или отдельное согласие государства по поводу установления или признания определенных правил международного общения, правил, соответствующих правосознанию народов в конкретную историческую эпоху. В России работа над реализацией ювенальной юстиции проводится в рамках Европейской социальной хартии, закрепляющей ряд социальных прав человека, а также на основе ратифицированной Конвенции о правах ребёнка и её положений, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, которая к концу 1997г. была ратифицирована всеми странами, за исключением Соединенных Штатов Америки и Сомали. К числу общих принципов данной конвенции относятся недискриминация; необходимость специальной охраны детства и заботы о ребенке;государственное обеспечение интересов ребенка; признание права ребенка на жизнь, выживание и развитие; уважение индивидуальности ребенка и его взглядов; признание ответственности родителей за детей. Рекомендательный характер носят:
- Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), 1985г.;
- Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990г.;
- Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде) 1990г..
- Руководящие принципы в отношении действий в интересах детей в системе уголовного правосудия (Вена 1997г.).
Главная идея всех названных документов заключается в том, что в работе с несовершеннолетними первоочередной задачей является предупреждение правонарушений. Причем это положение связывается не, только с детьми-правонарушителями, но с детьми в целом. Один из Эр-Риядских принципов состоит в том, что следует уделять особое внимание политике предупреждения, способствующей успешной подготовке к жизни в обществе всех детей и молодых людей.
Анализ Эр-Риядских принципов показывает, что ими предусматривается дифференциация мер по предупреждению преступности несовершеннолетних:
во-первых, здесь предусмотрены общие меры по обеспечению социализации, социальной справедливости и равенства возможностей всех детей, что, в свою очередь, содействует устранению таких коренных причин преступности, как нищета, бездомность, беспризорность и др.;
во-вторых, это меры по оказанию помощи детям, относящимся к группам повышенного риска, т.е. тем детям, которые живут в особо трудных условиях или родители которых пренебрегают родительскими обязанностями;
в-третьих, это меры по недопущению необоснованного контакта детей правонарушителей с формальной системой правосудия;
в-четвертых, это меры по осуществлению специализированного судопроизводства в отношении несовершеннолетних;
в-пятых, это меры по ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей;
в-шестых, меры по предупреждению рецидива преступлений и иных правонарушений.
В условиях глобализации (интернационализации) различных форм девиантности (алкоголизации, проституции, наркотизма, организованной преступности, терроризма), правонарушаемости несовершеннолетних и молодежи в современном обществе формируется “социально-поддерживающий” подход с акцентом на ответственность государства за обеспечение своих несовершеннолетних граждан с настойчивым утверждением, что детей нельзя наказывать и что тюрьма – неподходящее для них место, ставится под вопрос уместность использования уголовной юстиции как инструмента в противодействии преступности несовершеннолетних.
В ювенальной криминологии складываются новые подходы и оценки, такие как:
– основными причинами ювенальной преступности являются социальные причины, в основном бедность;
– обездоленный станет испорченным, если его обстоятельства не изменятся;
– если родители слишком бедны или не способны позаботиться о своих детях, то государство и общество должны взять на себя эту ответственность;
– детей можно и следует перевоспитывать с тем, чтобы они выросли нравственными и трудолюбивыми; их нельзя подвергать наказанию;
– тюрьма – это наихудшая обстановка для ребенка: она создает преступников.
В современных условиях важными направлениями международной уголовной политики являются:
–декриминализация большинства малозначительных, неопасных деяний с “переводом” части из них в разряд административных проступков;
–реализация принципа “минимум репрессий”; безусловная законодательная отмена смертной казни; отношение к лишению свободы как к “высшей мере наказания”, применяемой, как правило, только в отношении совершеннолетних насильственных преступников;
–последовательная реализация принципа неотвратимости наказания, независимо от социального статуса виновного;
–либерально-демократическая реформа правоохранительных органов;
–разработка и реализация антикоррупционной программы на основе экономических, политических, социальных, правовых мер противодействия массовой продажности чиновников и работников, правоохранительных и судебных органов;
–приоритет превенции преступлений;
–формирование альтернативной «восстановительной» юстиции, полная или частичная замена репрессивного уголовного правосудия на восстановительное правосудие, основой которого является не столько наказание лица, совершившего преступное деяние, сколько защита и восстановление нарушенных этим деянием прав потерпевших;
–формирование либерально-демократического правосознания населения.
Эти идеи должны найти активную поддержку в российском обществе, прежде всего в отношении несовершеннолетних правонарушителей (преступников), и объединены они под общим понятием “ювенальная юстиция”.

Ювенальная юстиция.

В юридической литературе до сих пор отсутствует единый подход к определению понятия “ювенальная юстиция”. Изучая специальную литературу, мы пришли к выводу, что в настоящий момент существует два направления разработки содержания проблемы: в узком смысле – ювенальная юстиция как суд по делам несовершеннолетних; и в широком смысле – ювенальная юстиция как система всех органов и учреждений, в той или иной степени связанных с обеспечением прав несовершеннолетних. При этом необходимо учесть, отмечает Полтавцева Л.И. “что юстиция” в широком смысле – это правосудие, которое выражается вовне через соответствующую систему органов государства, а “ювенальный” – Juvenile (англ.) – означает “юношеский, несовершеннолетний”. Следовательно, ювенальная юстиция – это специфический вид деятельности, в основе которой лежит осуществление правосудия по делам несовершеннолетних специализированными судебными органами. Специальными полномочиями осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних наделен только суд, поэтому нам представляется не совсем обоснованной позиция некоторых авторов, предлагающих включить в систему органов ювенальной юстиции, кроме судебных, также и другие государственные и негосударственные органы. Вместе с тем мы не отрицаем, что деятельность иных государственных органов, не связанных с отправлением правосудия, а также негосударственных органов в виде различных социально-психологических служб ювенального профиля способствуют эффективности функционирования ювенальных судов как до рассмотрения дела судом, так и после принятия судебного решения. Поэтому мы полагаем, что в целом ювенальную юстицию в широком смысле можно рассматривать в неразрывной связи с различными учреждениями, целью функционирования которых является оказание всевозможной помощи лицам, совершившим преступления в несовершеннолетнем возрасте. Тем не менее, такие учреждения не могут включаться в систему органов, непосредственно реализующих ювенальную уголовную политику, поскольку они не осуществляют правосудие.
По ее мнению негативное отношение в обществе к ювенальной юстиции вызвано тем, что в настоящее время идет подмена понятий, когда органами ювенальной юстиции именуются специализированные социальные службы, только судом должны быть приняты меры по защите интересов ребенка, и назначена индивидуальная программа его реабилитации. Такая программа будет исполняться специализированными органами.
В юридической науке и практике правосудие по делам несовершеннолетних (ювенальная юстиция) традиционно оценивается с двух позиций: как инструмент борьбы с преступностью молодежи и подростков и как средство охраны прав и законных интересов несовершеннолетних, защиты их от неблагоприятных условий жизни и воспитания. Эти два подхода отражают содержание и цели ювенальной юстиции.
Основная задача ювенальной юстиции состоит в том, чтобы вывести несовершеннолетних из общей системы карательной юстиции. Именно на это направлены положения многочисленных международных договоров, участником которых является Россия. В соответствии с общепризнанными стандартами рассмотрение дела
· о преступлении, совершенном подростком, должно осуществляться после специальной предварительной подготовки с участием психологов и социальных работников. Судебное заседание также должно проходить в специально созданной обстановке, обеспечивающей подростку психологический комфорт и исключающей репрессивное давление на его психику.
Общественно значимые функции ювенальной юстиции можно подразделить на общие, то есть характерные для всего правосудия в целом, и специфические, связанные с ее особым объектом.
К общим функциям можно отнести:
-обеспечение законности и обоснованности выносимых правовых решений и их исполнения;
-восстановление социальных отношений, нарушенных в результате преступления (этому служат программы примирения, "круги правосудия", семейные конференции, направленные на возмещение ущерба, реабилитацию жертвы и преступника, вовлечение ресурсов местных сообществ в работу по выходу из криминальных ситуаций);
-воспитательное воздействие на несовершеннолетних правонарушителей.
Специфическими функциями считают:
-обеспечение в максимально возможной степени справедливости любого правового решения в отношении несовершеннолетних (правильный выбор меры воздействия в пределах санкции закона, охрана несовершеннолетних от проявления несовершенства закона);
-защита прав и законных интересов несовершеннолетних при рассмотрении дела, обусловленная тем, что государство берет на себя функцию защиты материнства и детства;
-ресоциализация несовершеннолетних, подверженных риску выпадения из позитивной социализации (применение к подростку мер правового воздействия должно не прерывать, а способствовать процессу социализации его личности, то есть приобретения знаний, трудовых навыков, опыта нормального социального общения и т.д.);
-усиление попечительского потенциала местных сообществ в профилактико-реабилитационной работе и тем самым развитие гражданского общества, ограничение поля действия карательных технологий за счет развития возможностей местных сообществ к участию в неформальном социальном контроле.

Позиции по вопросу формирования в России системы ювенальной юстиции.

Неприятие ювенальной юстиции российской общественностью:
1. Чрезмерно широкие полномочия ювенальных служб:
Большинство российских граждан, добросовестно относящихся к родительским обязанностям, к появлению ювенальной юстиции относятся отрицательно. “Зачем мне человек, чаще всего некомпетентный, который будет вмешиваться в процесс воспитания моих детей и указывать, что я должен делать? А в том, что чиновник будет, скорее всего, некомпетентен, я сомневаюсь мало!”, - уверены они.
Прикрываясь защитой прав ребенка, судьи по делам несовершеннолетних нередко разрушают вполне нормальные семьи. В законе написано, что ребенок изымается из семьи только в том случае, если его жизни угрожает физическое, психическое и моральное насилие. Но что конкретно имеется в виду, не уточнено, и это дает простор для расширительного толкования различных ситуаций
Так по мнению Е.М. Тимошиной: если раньше изъятие детей было возможным только из социально-неблагополучных семей, в которых родители вели асоциальный образ жизни, употребляли алкоголь, не занимались воспитанием детей, подвергали жизнь и здоровье своих чад опасности, то в рамках ювенального подхода, критерии изъятий изменились.
Под ювенальным давлением без изменения федерального законодательства меняются понимание некоторых оценочных понятий в законах, сама практика правоприменения. Изменение понятия «социально-неблагополучная семья» привело к тому, что поводом для изъятия детей из семьи в “пилотных” регионах может служить недостаточное материальное обеспечение семей, печное отопление в доме (что, по мнению “ювеналов”, не соответствует мировым стандартам жизни детей), соблюдение ребенком религиозного поста (что расценивается как ущемление его прав) и многое другое. К семьям “группы риска” в ювенальном понимании относятся семьи “матерей-одиночек”, малоимущие и многодетные. Причем в каждом таком регионе действуют свои основания для изъятия, а их перечень не органичен и нормативно не закреплен. Таким образом, создается благоприятная обстановка для нарушения законных прав детей и родителей.
Указанные меры не могут быть применены на территории нашего государства поскольку противоречат Конституции РФ, согласно которой “Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени” (ст. 23), а “сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются” (ст. 24).
За указанные нарушения конституционных прав и свобод человека в главе 19 Уголовного кодекса РФ предусматривается также уголовную ответственность. На основании ст. 136 УК РФ “Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина» преступным деянием является: «дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам”. В данном случае постановка на учет указанные семьи является дискриминацией вследствие их имущественного положения, места жительства и социального статуса.
Преступлением является и “Нарушение неприкосновенности частной жизни” (ст. 137 УК РФ), то есть “незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации”
Россия всегда являлась страной евроазиатской культуры, основными принципами воспитания в которой были, есть и будут “почтение родителей”, “уважительное отношение к старшим”, “послушание”. Поскольку воспитание в семье предполагает послушание родителям и удержание ребенка от зла, в том числе путем запретов и наказаний, то предлагаемая система ювенальной юстиции фактически лишает родителей их естественного права воспитывать детей и преимущественного права на определение системы и приоритетов их воспитания.
Внедрение ювенальной юстиции не принесет положительных результатов уже потому, что в её основе заложено ложное знание и ложный принцип. Суть этого принципа заключается в том, что права детей предлагается рассматривать и защищать в отрыве от прав родителей, чего в жизни просто не может быть. Более того, такой подход не только нарушит права родителей, но и, в конечном счете, нарушит права самих детей.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на открытии проходившего 25-26 мая 2010 года в Москве XIV Всемирного русского народного собора, заметил: “Никто не должен решать за родителей, какого мировоззрения должны придерживаться дети, каков должен быть их образ жизни должны ли они, к примеру, соблюдать пост, исполнять обязанности по дому, придерживаться определенных норм в общении с противоположным полом, а до определенного возраста физически ограждаться от опасных и вредных поступков. Убежден, что поднятый вопрос должен стать предметом широкой общественной дискуссии. Родители, педагоги, медики, политики, сотрудники правоохранительных органов, представители традиционных религий должны вместе и публично решать, какие меры необходимо принимать для защиты детей и где должны пролегать границы государственного вмешательства в жизнь семьи. Призываю каждого из вас потрудиться на своем месте ради защиты детей и сбережения семьи”.
В принятой Собором Резолюции говорится: “В ситуации, когда возможен выбор между преодолением семейных конфликтов на судебной или на духовно-нравственной основе, можно и нужно уберечь семью от вмешательства государственных или судебных инстанций. Общины верующих всегда были средой, в которой сглаживались семейные конфликты, гарантировалась защищенность детей, преодолевались последствия сиротства и беспризорности. Сегодня реабилитационные центры, приюты, центры психологической поддержки, созданные Русской Православной Церковью и другими традиционными религиозными общинами России, успешно решают вопросы воспитания сирот, реабилитации малолетних преступников, обращения на путь ответственной жизни «трудных» детей или проблемных родителей. Именно этот опыт является сегодня той самой альтернативой, которая должна быть учтена нашим обществом при обсуждении темы ювенальной юстиции и границ вмешательства государства в жизнь семьи”. Собор поддержал позицию Объединенного общественного комитета в защиту семьи, детства и нравственности, согласно которой формирование разветвленной сети родительских объединений, в том числе епархиальных и приходских, позволит оказывать конкретную помощь нуждающимся или проблемным семьям, брать их на поруки. Вместо того чтобы карать и отнимать, таким семьям нужно помогать, как это всегда было на Руси.
Член московской коллегии адвокатов Павлова негативно относится к намерению скорректировать законы под нормы международного права. “Правозащитники лгут, когда говорят, что в России нет законодательства, защищающего права ребенка от физического и психического насилия”, - утверждает Павлова. Российская широта норм защиты прав ребенка и суровость ответственности за их нарушение имеет мало аналогов в зарубежном законодательстве, отметила адвокат. По ее мнению, замечания российским законам о правах ребенка делают люди либо некомпетентные, либо ангажированные.
2. Отрицательный опыт за рубежом:
По мнению директора Института демографической безопасности Ирины Медведевой, практика введения ювенальных судов за границей и в наших пилотных регионах, по ее словам, ужасающа. Например, во Франции, “ювенальный суд отобрал у родителей около двух миллионов детей, причем более миллиона – незаконно”, - рассказала Медведева. И это данные на 2000 год, “с тех пор это число заметно выросло”
3.Неопределённость терминологии в ювенальном законодательстве:
Существующая неопределённость терминологии в ювенальном законодательстве вызывает много споров, в то время как законодательные инициативы, направленные на устранение неопределённостей, к примеру, в некоторых положениях Семейного кодекса, по словам Е.Б. Мизулиной, “автоматически получают отрицательные отзывы”. Так, например, в российское законодательство внесено понятие “ребёнок в опасной ситуации”, широкая трактовка которого позволяет подогнать под него практически всех российских детей Кандидат юридических наук Тимошина Е. М. отмечает, что введение в правовой оборот в ювенальной сфере субъективных и оценочных понятий, например, таких как “психологический” и “моральный” вред, встречающихся в современных документах, способно поставить российское право на более низкую ступень, поскольку эти понятия не являются правовыми и не способствуют единообразию понимания закона, а, следовательно, и его единообразному применению.
На рабочей встрече президента России Дмитрия Медведева правозащитник Павел Астахов, касаясь вопросов жесткого обращения с детьми, отметил следующее: в Семейном кодексесама по себе формула непосредственной угрозы жизни и здоровью слишком лаконична. Надо, конечно, более детально прописывать этот механизм.
4.:Появление презумпции виновности родителей:
Считается, что в основе ювенальной юстиции лежит презумпция виновности родителей.
5.Неприятие некоторых ювенальных проектов:
С первых дней своего существования проект паспорта здоровья был подвергнут жёсткой критике со стороны родителей, педагогов и правозащитников, настаивающих на том, что от документа никакой пользы для здоровья ученика не будет. А вот утечка информации, которую может занести в документ ребёнок, способна навредить его семье.

Личная информация школьников, вносимая в паспорт здоровья, раскрывает весь внутренний мир семьи и значительно расширяет возможности ювенальных органов, которые, зафиксировав нарушения здоровья у ребёнка, могут обвинить его родителей в ненадлежащем уходе и т. п..
Реакция сторонников ювенальной юстиции на критику:
Доктор юридических наук Крестовская Н. Н. исследует вопросы обоснованности обвинений в адрес ювенальной юстиции, существования непримиримых противоречий между защитой прав ребёнка и системой христианских норм, между ювенальной юстицией и церковью
1) охрана детства не противоречит церковным канонам в силу того, что детство христианством признается ценностью;
2) и религиозные нормы, и стандарты ювенальной юстиции рассматривают семью как естественную среду жизни и воспитания ребенка. Ювенальная юстиция не покушается на семейные устои, но таковым нельзя признать насилие в отношении ребенка;
3) ювенальная юстиция как одна из организационных ее гарантий защиты прав ребенка не может выведена непосредственно из религиозных норм в силу своей секулярности;
4) конфликт права и религии в вопросах ювенальной юстиции свидетельствует, прежде всего, о невысокой правовой культуре наших граждан, слабом знакомстве даже с теми правовыми нормами и юридическими учреждениями, с которыми они часто сталкиваются. В этом есть известная доля вины и профессиональных юристов, которые в последнее время практически не уделяют внимания правовому воспитанию широких кругов общества.
Доктор философских наук Шилова И. подвергает критике утверждения противников введения ювенальной юстиции в России и предпринимает попытку анализа некоторых культурных понятий, на которых построены их аргументы[Христианская религия не является в России государственной религией, то есть христианские заповеди, как и заповеди других религий, не могут непосредственно отражаться в государственном законодательстве, а основная политика российского правительства является секулярной.
Заключение

Несовершеннолетние являются одной из наиболее криминально пораженных и наименее социально защищенных категорий населения. В настоящее время чрезвычайную остроту приобретают проблемы, связанные с ростом подростковой преступности. 80% правонарушений, совершенных подростками, составляют тяжкие и особо тяжкие преступления.
Действующая судебная система оказалась не готовой гарантировать право ребенка на своевременное, качественное и беспристрастное рассмотрение уголовного дела в отношении его компетентным судебным органом, которое закреплено в ст. 40 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Россией. Изменить такое положение возможно только путем создания в системе судов общей юрисдикции самостоятельных судов по делам несовершеннолетних, ювенальных судов и всемерного развития ювенальной юстиции, считают большинство исследователей.
“Так как основной целью ювенальной юстиции представляется воспитание несовершеннолетних путем уменьшения вредного влияния на них фактора вовлечения в уголовное судопроизводство. Ювенальная юстиция основана на понимании причин преступного поведения с целью извлечения несовершеннолетнего из неблагоприятных условий окружающей среды, оказывающих на него отрицательное влияние и поиске эффективных индивидуальных способов воздействия на виновного, альтернативных уголовному наказанию, позволяющих предотвратить его дальнейшее негативное развитие и восстановить нарушенные права потерпевших. Сущность, специфика и назначение ювенальной юстиции выражается в ее принципах и функциях, которые отражают неприемлемость карательного подхода к несовершеннолетним правонарушителям”
Однако необходимо помнить, что общество не может постоянно “извлекать несовершеннолетнего из неблагоприятных условий окружающей среды”, ведь проблема горазда шире, почему в России 2 млн. алкоголиков 24млн. бедных, почему подростки идут на преступления, основная причина – это отсутствие духовно-нравственных идеалов, игнорирование моральных норм, общечеловеческих ценностей, культ денег, отсутствие стабильности и социальной поддержки со стороны государства.
Без возрождения нравственных начал невозможно спасение народа. Без возрождения духовно-нравственных основ в народе любая, даже самая гениальная, социально-экономическая программа обречена на провал, поскольку породит еще более гениальное мошенничество.

Список литературы.

 Ирина Медведева, Татьяна Шишова Механизм разрушения семьи и государства // Молодая гвардия, № 11, Декабрь 2010, C. 16-21.

 Шишова Т.Л. “Ювенальные проблемы сегодня” (видео-лекция) // Русская народная линия, 04.02.2011
 Елена Мизулина выступила на XIV Всемирном Русском Народном Соборе // Информационный портал политической партии Справедливая Россия, 28.05.2010.
 Ольга Чупаненко Европейская бомба // ИРА “Биржа Плюс”, № 20 от 1 июня 2010 года.].

 Елена Михайловна Тимошина Ювенальные технологии как угроза этнической идентичности народа России (Доклад на Круглом столе в Московской городской Думе на тему: “Ювенальные технологии угроза семье, обществу, государству”/ Русская народная линия, 08.04.2011.
 А.И. Овчинников Традиционные ценности России и вызовы ювенальной юстиции // Философия права. Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2010. № 2. С. 1113
Позиция Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции // Патриархия.ру
 Елена Михайловна Тимошина Ювенальные технологии как угроза этнической идентичности народа России (Доклад на Круглом столе в Московской городской Думе на тему: «Ювенальные технологии угроза семье, обществу, государству») // Русская народная линия, 08.04.2011.
 Конституция Рoссийской Фeдераци
 Конституция Рoссийской Фeдераци
 Воронова Е.Л. Ювенальная юстиция: формирование системы пробации в Ростовской области // Сайт Ростовского областного суда, 01.06.2007. Черчага С.В. Становление ювенальной юстиции: вопросы гражданско-процессуального законодательства РФ (опыт Ростовской области) // Ювенальная юстиция в России, 20.03.06.
 Полтавцева Л.И. Ювенальная уголовная политика и ювенальная юстиция: проблема соотношения // Юристъ - Правоведъ, № 4, 2010, С. 23-27.
 Головизнина М.В., Данилова Н.Ю., Лихтенштейн А.В. История эксперимента: опыт создания элементов ювенальной юстиции в Санкт-Петербурге. // Вопросы ювенальной юстиции. - М.: Юрист, 2006, № 2 (7).)

 А. В. Бычкова, С.Ф. Ювенальная юстиция в Республике Казахстан - перспективы развития. // Юрист. - 2003. - № 11 (29).
 А. В. Комарницкий Научно-правовое обоснование системы “Ювенальная юстиция” и учебной дисциплины “Основы ювенальной юстиции” // Ленинградский юридический журнал, № 2, 2009. С. 141157.)
 А. В. Комарницкий Научно-правовое обоснование системы “Ювенальная юстиция” и учебной дисциплины “Основы ювенальной юстиции” // Ленинградский юридический журнал, № 2, 2009. С. 141157.
 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 “О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних” // ООО “НПП ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ”.
 Пленум Верховного суда России принял "исторический" документ о ювенальной юстиции // АСИ, 11.02.2011.

 Е.Ю Браславская Развитие ювенальной юстиции в Ростовской области // Философия права. Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2010. № 2. С. 2224.].

 Статья 156 уголовного кодекса Российской Федерации // Уголовный кодекс РФ
 А.И. Овчинников Традиционные ценности России и вызовы ювенальной юстиции // Философия права. Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2010. № 2. С. 1113
 Анатолий Антонов "Это чума на наши дома" // Журнал «Коммерсантъ Власть», №16 (920), 25.04.2011
Алексей Дуэль Кроме дневников, школьникам придется вести еще и “Паспорта” // “Комсомольская правда”, 31.08.201]

 Крестовская Н. Н. Ювенальная юстиция: столкновение права и религии // Международная ассоциация содействия правосудию, 20.09.2010.
 Шилова И. Диалог о ювенальной юстиции в России // UNDP Ювенальная юстиция в России.
 Анатолий Антонов "Это чума на наши дома" // Журнал «Коммерсантъ Власть», №16 (920), 25.04.2011
 Е.Ю Браславская Развитие ювенальной юстиции в Ростовской области // Философия права. Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2010. № 2. С. 2224.].

 Статья 156 уголовного кодекса Российской Федерации // Уголовный кодекс РФ
 А.И. Овчинников Традиционные ценности России и вызовы ювенальной юстиции // Философия права. Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2010. № 2. С. 1113
 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 “О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних” // ООО “НПП ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ”.
 Пленум Верховного суда России принял "исторический" документ о ювенальной юстиции // АСИ, 11.02.2011.
 А. В. Комарницкий Научно-правовое обоснование системы “Ювенальная юстиция” и учебной дисциплины “Основы ювенальной юстиции” // Ленинградский юридический журнал, № 2, 2009. С. 141157.

 Головизнина М.В., Данилова Н.Ю., Лихтенштейн А.В. История эксперимента: опыт создания элементов ювенальной юстиции в Санкт-Петербурге. // Вопросы ювенальной юстиции. - М.: Юрист, 2006, № 2 (7).)

 А. В. Бычкова, С.Ф. Ювенальная юстиция в Республике Казахстан - перспективы развития. // Юрист. - 2003. - № 11 (29).
 А. В. Комарницкий Научно-правовое обоснование системы “Ювенальная юстиция” и учебной дисциплины “Основы ювенальной юстиции” // Ленинградский юридический журнал, № 2, 2009. С. 141157.)

 Полтавцева Л.И. Ювенальная уголовная политика и ювенальная юстиция: проблема соотношения // Юристъ - Правоведъ, № 4, 2010, С. 23-27.
 Воронова Е.Л. Ювенальная юстиция: формирование системы пробации в Ростовской области // Сайт Ростовского областного суда, 01.06.2007. Черчага С.В. Становление ювенальной юстиции: вопросы гражданско-процессуального законодательства РФ (опыт Ростовской области) // Ювенальная юстиция в России, 20.03.06.

 Конституция Рoссийской Фeдераци
 Конституция Рoссийской Фeдераци
 Елена Михайловна Тимошина Ювенальные технологии как угроза этнической идентичности народа России (Доклад на Круглом столе в Московской городской Думе на тему: «Ювенальные технологии угроза семье, обществу, государству») // Русская народная линия, 08.04.2011.

 Позиция Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции // Патриархия.ру

 Ирина Медведева, Татьяна Шишова Механизм разрушения семьи и государства // Молодая гвардия, № 11, Декабрь 2010, C. 16-21.

 Шишова Т.Л. “Ювенальные проблемы сегодня” (видео-лекция) // Русская народная линия, 04.02.2011
 Елена Мизулина выступила на XIV Всемирном Русском Народном Соборе // Информационный портал политической партии Справедливая Россия, 28.05.2010.
 Ольга Чупаненко Европейская бомба // ИРА “Биржа Плюс”, № 20 от 1 июня 2010 года.].

 Елена Михайловна Тимошина Ювенальные технологии как угроза этнической идентичности народа России (Доклад на Круглом столе в Московской городской Думе на тему: “Ювенальные технологии угроза семье, обществу, государству”/ Русская народная линия, 08.04.2011.
 А.И. Овчинников Традиционные ценности России и вызовы ювенальной юстиции // Философия права. Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2010. № 2. С. 1113.

 Алексей Дуэль Кроме дневников, школьникам придется вести еще и “Паспорта” // “Комсомольская правда”, 31.08.201]

 Крестовская Н. Н. Ювенальная юстиция: столкновение права и религии // Международная ассоциация содействия правосудию, 20.09.2010.
 Шилова И. Диалог о ювенальной юстиции в России // UNDP Ювенальная юстиция в России.