Конспект урока для 9 класса по географии научный комплекс России


Тема урока: Научный комплекс России
Тип урока: комбинированный
Цели урока: познакомить с составом и географией научного комплекса России. Показать значение научного комплекса в экономике России. Сформировать понятие технополис. Развивать умение работать с текстом, картой.
Оборудование: политико-административная карта России, атлас 9 класс, учебник географии 9 класс.
Ход урока
1.организационный момент
2.целевая установка
3.проверка домашнего задания
Смысловой блок Деятельность учителя Деятельность учащихся
Межотраслевые комплексы Дать определение понятия межотраслевые комплексы Межотраслевые комплексы – это группы отраслей, связанных в блоки, выполняющих общую народнохозяйственную функцию
Назовите межотраслевые комплексы России и определите хозяйственные функции каждого комплекса по табл 14 с57 Учащиеся перечисляют МОК: научный, военно-промышленный, машиностроительный, топливно-энергетический, металлургический, химико-лесной, агропромышленный, инфраструктурный
Перечисляют хозяйственные функции.
4. Изучение нового материала.
Смысловой блок Деятельность учителя Деятельность учащихся
Научный комплекс Мы живем в век НТР , когда значение научных знаний резко возрастает.
Сколько составляло число занятых в научном комплексе России в 1990 году? В 1990 году около 3,5 млн. чел., из которых непосредственно научным исследованием занималось около 1 млн ученых, или около 18% научных работников мира.
Назовите проблемы научного комплекса 1.Сокращение числа научных организаций
2.слабое финансирование
3.сокращение численности работающих в науке
4. «утечка умов» - выезд ученых за рубеж
Перечислите состав научного комплекса 1.академческий сектор
2.сектор вузовского образования
3.предпринимательский сектор
4.отраслевой сектор
5.заводской сектор
По таблице15 определите изменение числа организаций, выполняющих исследования и разработки с 1992 по 2007 год. Общая численность уменьшилась. Особенно уменьшилось число конструкторских бюро, проектных организаций
По таблице16 определите изменение персонала, занятого исследованиями и разработки с 1992 года по2007 год Численность ученых сократилась почти в 2 раза. В 2 раза сократилось численность исследователей, 2,5 раза - техников.
Какова география российской науки? Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях
Почему основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях?

Перечислите крупнейшие центры науки и образования России. Это объясняется множество причин.
1. Исторический - первоначально учреждения науки в России создавались в столичных городах
2.в крупнейших городах сосредоточены главные потребители научных разработок
3.для организации исследований научные учреждения устанавливают тесные связи, кооперируются
Москва, Санкт-Петербург
Вывод: научный комплекс России размещается крайне неравномерно.
ТехнополисыЗначительная часть отраслевого и заводского секторов науки входит в состав технополисов. Что такое технополис? Основой технополиса является научный центр, где «рождаются» новые идеи. Идеи используются на опытном предприятии, где идет разработка технологии производства нового изделия. Затем технология передается на крупное промышленное предприятие. В технополисах наука связана с конкретным производством, что позволяет быстро внедрять в жизнь научные достижения (изобретения)
Вывод: технополис – это соединение науки ( и оборонной) с наукоемкими предприятиями.
5.Закрепление
1.Назовите секторы научного комплекса?
2.Какие сектора включают наибольшее число ученых? (отраслевой и заводской)
3.Как изменилась численность ученых в период перестройки экономики?
4.Назовите наукоемкие отрасли промышленности? (машиностроение, химическая, цветная)
5.Что такое технополис?
6.Домашнее задание: параграф 16, вопросы стр 93.