Выступление по теме:Новые подходы к анализу урока по УУД ФГОС


МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
«Совершенствование аналитической культуры учителя. Новые подходы к анализу урока по УУД ФГОС»
Эффективность работы любой школы и каждого учителя обеспечивается умением осуществлять аналитическую деятельность, т.е. анализировать свой труд.
В основе творческого труда учителя лежит, прежде всего, умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке. Анализируя собственные уроки, качество знаний, умений и навыков учащихся, различные виды своего планирования, результативность своей ежедневной деятельности, учитель глубже проникает в сущность своей деятельности, определяет причины разного рода недостатков в своей работе, добивается их устранения, предупреждает в какой-то степени их появление.
Аналитическая деятельность дает возможность учителю:
-формировать и развивать умение ставить конкретную цель своей деятельности и деятельности учеников, четко её формулировать;
-развивать умение устанавливать связь между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
-формировать  умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
-формировать умение видеть и понимать существенную связь между способом своих действий и конечным результатом.
В школе, как правило, используются три основных вида педагогического анализа: оперативный, тематический и итоговый.
Оперативный анализ направлен на сбор информации о состоянии учебно-воспитательного процесса. Содержание данного вида анализа строится на основе анализа посещенных уроков, внеклассных занятий и включает:
– оценку работы учителя, учащихся;
– выявление причин отклонений в качестве преподавания;
– установление причин отклонений фактического уровня знаний, умений и навыков от требований, сформулированных в учебной программе.
Оперативный анализ – значит ежедневный. Именно он помогает завучу получить информацию о ходе и состоянии дел за день, месяц, четверть. На наш взгляд, этот вид анализа остается наиболее значимым и важное место в нем занимает анализ урока. Анализ уроков – серьезная работа заместителей директора. Важную роль в оперативном анализе играет самоанализ учителя.
В связи с новыми требованиями к образовательному процессу появились и новые требования к анализу урока. Созданы новые памятки для анализа и самоанализа урока.
\s
Сегодня мы предлагаем остановиться на 4 –х аспектах анализа урока:
Анализа содержания урока.
Анализа деятельности учителя на уроке.
Анализ деятельности учащихся на уроке.
Анализа психологического аспекта урока
- анализ содержания урока:
1. Активизация мыслительной деятельности, проблемные вопросы.
2.Использование практических навыков учащихся.
3.Дифференцированный подход к учащимся:
а) работа с сильными учениками;
б) работа со слабыми учениками.
4.Создание на уроке ситуации успеха.
5.Связь с предыдущими уроками.
6. Эффективность использованных методов и приёмов обучения.
7. Реализация воспитательных задач урока.
8. Степень оригинальности и новизны технологии
9. Мотивировка учащихся
- анализ деятельности учителя на уроке:
1.Сотрудничество с учащимися.
2.Гибкость учителя, способность корректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности своих действий.
3.Дифференцированный подход к учащимся:
а) работа с сильными учениками;
б) работа со слабыми учениками.
4. Мотивировка учащихся.
5. Научность и доступность изложения новых знаний.
6. Связь обучения с жизнью.
7. Рациональное использование времени на уроке.
- анализ деятельности учащихся на уроке:
1. Уровень активности на уроке.
2. Наличие вопросов на уточнение понимания материала.
3. Организованность и активность на разных этапах урока.
4. Уровень оценки и самооценки.
5. Умение учащихся переключаться с одного вида работ на другие.
6.Интенсивность и качество самостоятельной работы.
7. Организованность, дисциплина.
8. Развитие навыков групповой, парной и коллективной
- анализ психологического аспекта урока:
1. Умение владеть классом.
3.Педагогический такт учителя.
6. Учитель способен мобилизовать внимание учащихся различными способами:
- через прямое требование;
- связывая изучаемый материал с жизнью школьников;
- с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций.
7. Учитель умеет поддержать и развить внимание через четкую организацию урока, его темп, динамику, разнообразие видов работы, самостоятельную умственную деятельность учащихся и их поощрение.
8. Создание на уроке условий для успешного запоминания и предупреждение забывания учебного материала: изучение материала с различных точек зрения, его смысловая и логическая группировка.
9. Использование на уроке ситуаций, во время которых «включаются» различные виды памяти (моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная).