Научная статья на тему: Индивидуальная форма обучения, ее возрождение или шаг вперед.

Малов Анатолий

Индивидуальная форма обучения, ее возрождение или шаг вперед

В истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны самые разнообразные формы организации обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных из них связано с требованиями, потребностями развивающегося общества.
Самой старой формой учебного процесса является индивидуальная форма обучения. Суть ее заключается в том, что учащийся выполняет задания индивидуально. Помощь учителя выступала либо непосредственно, либо косвенно, оказываемая ученику через изучение им учебника, автором которого являлся сам учитель. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции как в деятельность обучающегося, так и в собственную деятельность учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Разумеется, индивидуальное обучение предполагает наличие учителя с высокой педагогической квалификацией.
Наряду с перечисленными достоинствами, индивидуальное обучение страдает и рядом недостатков, за что уже в XVI веке оно было подвергнуто резкой критике. Это, прежде всего, его неэкономичность, некоторая ограниченность влияния учителя, ограниченность сотрудничества с другими учениками. Это отрицательно сказывалось на процессе социализации обучаемого, формировании умения работать в коллективе.
На рубеже XV и XVI столетий в Европе наблюдается всплеск новых потребностей в образовании. Они вызваны развитием различных отраслей, ремесел и торговли, повышением роли духовной жизни - возрождением в литературе, искусстве, архитектуре, науке. Все это повлекло за собой возникновение массового обучения детей. Возникла концепция коллективного обучения.
Прошло время, изменилось общество и вот уже критике подверглась классно-урочная система, особенно с конца прошлого века. В своей основе эта критика справедлива и послужила основанием многочисленных поисков и теоретиков педагогики, и учителей-практиков, с одной стороны, новых систем обучения, с другой - путей совершенствования, модификации и модернизации классно-урочной системы организации обучения в соответствии с новыми требованиями развивающегося общества и достижениями психолого-педагогической науки.
В настоящее время повсеместно идут попытки усовершенствования классно-урочной и других систем организации обучения, предпринимаются поиски форм обучения в направлении индивидуализации обучения.
Тесное взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знания последнего, а со стороны учителя поднять свой квалификационный уровень, непосредственно изучая различные индивидуальные и психологические особенности своего подопечного, выявляя сильные и слабые стороны личности и соответствующим образом, зная эти особенности и специфические качества воспитуемого, выбирать методы, приемы и средства педагогического воздействия.
Что же представляет собой индивидуальная форма организации обучения сегодня? Прежде всего, это совокупность способов, позволяющих упорядочивать взаимодействие участников обучения, при этом его составляющие соответствуют индивидуальным особенностям каждого из них. [1, с.83]
Если говорить о ее сущности, то можно сказать следующие, а именно то, что согласно данной форме обучения каждый учащийся выполняет задание индивидуально, вне зависимости от своего нахождения, при этом помощь учителя осуществляется опосредствованно либо совсем косвенно, т.е. ученику предоставлена возможность самостоятельного изучения материала путем индивидуальных контактов с учителем.
Задача обучения в школе создание условий, которые обеспечивали бы всестороннее развитие способностей всех детей. Наряду с этим стоит задача выявления школьников, обнаруживающих глубокие интересы, склонности и способности в определенных областях. Им надо создавать условия для дальнейшего развития. Нужен не уравнивающий, нивелирующий всех школьников подход к их способностям, а такой, который всесторонне развивал бы способности каждого и одновременно максимально развивал бы у ученика то, к чему он проявляет особенно большой интерес и склонность.
Главным результатом внедрения Государственного образовательного стандарта, инструмента модернизации системы образования, должна стать успешная адаптация ребенка ко взрослой жизни во взрослом обществе. В.В.Путин в своем выступлении на VI съезде Всероссийского педагогического собрания 31 мая 2011 года отметил: «Нам важно, чтобы образовательный процесс не был обезличен. Он должен строиться вокруг конкретного школьника, учитывать его склонности, способности. Именно такую логику должны отражать новые образовательные стандарты».
Современное общество ориентирует школу на развитие и воспитание человека инициативного, творчески мыслящего, умеющего находить нестандартные решения, осознанно выбирающего свое будущее. Сегодня решение этой задачи возможно через индивидуализацию обучения - процесс раскрытия индивидуальности ребенка в специально организованной учебной деятельности. Именно этой цели служит личностно-ориентированное обучение и воспитание учащихся, в основе которого лежит индивидуализация процесса обучения.
К достоинствам личностно-ориентированного обучения относится прежде всего внимание к внутреннему миру ребенка, развитию личности школьника посредством учения. Поиск новых методов, форм и средств обучения. Однако гипертрофия этих же черт превращает их в недостатки. Нельзя определять содержание и методы обучения, основываясь на интересах ребенка. Это приведет к снижению академического уровня обучения.
Реформирование современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Только успешно подготовленный учитель оказывает позитивное влияние на учеников, добивается лучших результатов своей деятельности, постоянно обогащает свой интеллектуальный, эмоциональный, нравственный, творческий потенциал. Конкурентоспособные профессионально мобильные специалисты, виртуозно владеющие педагогической техникой и знаниями педагогического труда, молодые педагоги, сознательно стремящиеся к повышению своих профессиональных компетенций, желающие быть готовыми и способными к действиям в новых условиях способны создать информационно-коммуникационную среду как инструмент индивидуализации образования.
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что современное образование должно сочетать в себе разнообразные формы и методы обучения, учитывая познавательные способности как всех учащихся, так и индивидуально каждого, т.е обучение должно носить смешанный характер.

Список использованной литературы: (год издания - за последние 10 лет)
Общие основы педагогики. Краевский В.В., М., 2006
Педагогика - под редакцией Бордовской Н.В, А.А. Реан
15