Урок обобщения и систематизации знаний в форме игры Математический бой (арифметическая прогрессия)


Чигарева Татьяна Владимировна, учитель математики Гимназия №3, г.ШарьяМатематически бой
Цели урока:
Повторить, расширить и углубить знания учащихся по теме: "Арифметическая
прогрессия" путем соревнования двух команд в решении задач ГИА.
Выработать навыки по приобретению новых знаний, обучению самостоятельному применению знаний в нестандартных ситуациях.
Формировать у учащихся умения рассказывать решения у доски и проверять чужие решения.
Способствовать развитию логического мышления, развитию навыков самоконтроля, культуры математической речи, внимания.
Воспитывать умение работать в группах, чувства взаимопомощи и взаимовыручки.
Место урока в учебном плане: 3 четверть
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Форма урока: игра «Математический бой»
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор
План урока:
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Знакомство правилами математического боя
Математический бой
Физкультминутка (между 1 и 2 раундами)
Подведение итогов. Выставление оценок
Постановка домашнего задания.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Вступительное слово учителя: «Ребята, мы с вами изучили арифметическую прогрессию. Сегодня вам предстоит обобщить полученные знания, применить их при решении задач ГИА. В этом вам поможет деловая игра»
I I. Знакомство правилами математического боя
В математическом бое участвуют две команды. В каждой команде есть капитан, который определяется командой до начала боя. Бой состоит из нескольких раундов. Первый раунд начинается после конкурса капитанов. По решению команды вместо капитана в конкурсе может участвовать любой член команды. Команда, капитан которого выиграл конкурс, начинает первый раунд. Об этом, как и обо всех остальных решениях команды, объявляет капитан.
Чтобы определить в каком порядке команды будут рассказывать решение задач, команды делают "вызовы": одна называет номер задачи, решение которой она желает услышать, а другая сообщает, принят ли вызов. Обычно команды называют друг друга по очереди.
Если вызванная команда хочет отвечать, то она выставляет докладчика, а другая команда - оппонента для проверки решения.
Командам могут даваться минутные перерывы для помощи докладчику или оппоненту.
Если вызванная команда отказалась отвечать, то вызвавшая команда должна сама рассказывать решение задачи. При этом, если оппонент докажет, что у докладчика нет решения, то вызов считается некорректным. Тогда вызвавшая команда должна повторить вызов.
После каждого выступления жюри дает командам очки как за доклад, так и за оппонирование.
Жюри выбирается в составе 3 учеников из того же класса. Главная судья выбирается между ними.
III. Конкурс капитанов
Проводится супер-блиц по трем вопросам, выигрывает капитан, набравший два или три очка. Очко может заработать капитан, ответив правильно на вопрос. Первым отвечает тот, кто быстрее поднимет сигнальную карточку (приготовленную заранее) или руку.
Задачи капитанам:
1. Выписать первые пять членов последовательности (сn), если с1 = 3, сn+1 = сn + 4.
2. Дана последовательность чисел (хп) 1,4, 7, 10, 13, 16, …. Назовите третий, пятый, первый, восьмой, шестой члены последовательности.
3. Последовательность задана первыми членами: 1,5,9… Задайте формулу общего вида.
IV. Математический бой
Докладчик и оппонент
Сначала докладчик сообщает решение, затем ему задают вопросы сначала оппонент, потом жюри. В процессе доклада оппонент и жюри стремятся не прерывать докладчика.
Докладчик может не отвечать на вопросы оппонента во время доклада, но по требованию оппонента или жюри должен дать план решения.
Оппонент не должен требовать доказательства утверждений из школьной программы.
Время на обдумывание вопросов у доски 1 мин. (оппоненту - чтобы задать вопрос, докладчику - чтобы ответить).
Команды могут помогать докладчику и оппоненту только во время минутного перерыва (соперник тоже пользуется этой минутой). Во время минутного перерыва можно заменить докладчика или оппонента.
Если докладчик указывает на пробелы в своем решении, считается, что оппонент тоже их нашел. Если оппонент согласился с неправильным или неполным решением и его команда не взяла минутный перерыв, то оппонент и его команда больше не участвуют в обсуждении задачи.
Отказ делать вызов
Если у команды не осталось решенных задач, то она отказывается делать вызов (чтобы избежать некорректного вызова). Тогда другая команда получает право рассказывать все оставшиеся у нее решения.
После отказа от вызова команда до конца боя теряет право рассказывать решения задач и становится "вечным оппонентом", т.е. может получать очки только за оппонирование.
Задачи, предложенные для решения и обсуждения.
1 раунд
Какое из чисел является членом арифметической прогрессии, заданной формулой аn= 2n+1.
А. -10 Б. 0 В. 11 Г. 8
Найдите сумму одиннадцати первых членов арифметической прогрессии, если а1= - 5, d= - 3
А. - 220 Б. -200 В. -150 Г. -100
. Найдите первый член арифметической прогрессии, если разность равна 2, а двадцатый член этой прогрессии равен.28.
А. -5; Б, 4; В. -10; Г. 0
. Укажите формулу, которой нельзя задать арифметическую прогрессию.(an):1; 3; 5; 7; …..
А. a1=1, an=an-1+2; Б. an=1+2n; В. an=1+2(n-1) Г. an=2n-1
Физкультминутка
2 раунд
1. Геометрическая прогрессия ( bn) задана условиями: b1=-2,
bn+1= bn. Укажите формулу n-го члена этой прогрессии.

2.Из заданных геометрических прогрессий выберите ту, среди членов которой есть число 25.

3. Найдите сумму первых пяти членов геометрической прогрессии
-1; -3; …..
А. - 121 Б. -40 В. 42 Г. -81
4. Найдите сумму двухзначных чисел, которые делятся на 5.
А. 475; Б. 945 В. 1260 Г. 995
3 раунд
1. Четвёртый член арифметической прогрессии равен 8, а её двенадцатый член равен - 12. Найдите двадцать первый член этой прогрессии.
2. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных трем и меньших 150.
3. Сумма первых трёх членов геометрической прогрессии равна 39, знаменатель прогрессии равен -4. Найдите сумму первых четырёх членов этой прогрессии.
4. При каких значениях х три числа х-3; х+1; 2х+2 образуют геометрическую прогрессию
Начисление очков.
Каждая задача стоит 12 очков (чтобы не сообщать трудность задач).
Очки даются как за положительный вклад в решение задачи, так и за нахождение ошибок и пробелов в решении. За чистое решение задачи дается 12 очков, а за полное оппонирование - 6 (если оппонент показал, что у докладчика совсем нет положительных результатов).
Оппонент получает очки в основном за те вопросы по решению, на которые не смог ответить докладчик (если бы докладчик ответил на вопросы оппонента, то он получил бы, например, на 4 очка больше, поэтому оппонент получает 2 очка, остальные 2 он сможет получить, если восполнит сам эти пробелы).
Бели оппоненту указано на существенные ошибки и пробелы в решении , которые , однако, докладчик исправил у доски, то он может получить до двух очков, т.е. за "латание дыр" у доски жюри может снять с докладчика 1-2 очка, которые может получить оппонент.
За красивое решение жюри может дать одно премиальное очко дополнительно без учета 12 очков.
Жюри может оштрафовать команду за шум, неэтичное поведение (после предупреждения), за подсказку штраф может быть с лишением права выступать по задаче.
VI. Подведение итогов. Выставление оценок
Общая оценка за урок будет складываться из оценок, полученных за индивидуальное решение примеров, вынесенных на математический бой, за решение дополнительного задания, с учётом коэффициента трудового участия по общему числу набранных командой баллов. Задача капитанов и главного судьи: правильно спланировать совместную работу членов команд, рационально распределить усилия каждого при решении примеров, математический бой вести корректно.
VII. Постановка домашнего задания.
1.Составить кроссворд по теме «Последовательность. Арифметическая прогрессия»
2.Составить и выполнить тест по теме «Арифметическая прогрессия».
Заключительное слово учителя: «Итак, ребята, мы решили задачи ГИА по теме «Арифметическая прогрессия». И я надеюсь, что на экзамене у вас не будет трудности по этой теме. Давайте закончим наш урок на веселей ноте: все вместе исполним «Гимн математиков». Спасибо за интересную игру»