Программа профилактики Профилактика безнадзорности среди несовершеннолетних


Рассмотрено Утверждаю
на заседании МС Директор МБОУ «СОШ№16»
протокол № 5 от «31» мая 2013г. ____________ Л.Н.Панькова
Подпрограмма к п.5.3 образовательной программы
«Профилактика безнадзорности
среди несовершеннолетних»
Автор программы:
Чуйко Елена Анатольевна
Учитель физической культуры
МБОУ «СОШ№16»
г. Усолье-Сибирское, 2013г.
Пояснительная записка
Профилактика правонарушений и безнадзорности становится наиболее актуальной, т.к. появляется все больше подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, либо семей, где родители не осуществляют должного контроля за ребенком по тем или иным причинам, в результате чего дети, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков. Анализ правонарушений, беседы с подростками показывают, что правонарушения, в основном совершаются во внеурочное время. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.
«Государство признает детство важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно – значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств: патриотизма и гражданственности» - декларирует Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка». Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков, различных психотропных веществ, алкоголя. И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. Кроме того, имеются проблемы, решение которых назрело давно. Среди них – алкоголизм в семье, проблемы детей в результате асоциальных конфликтов, продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Огромная роль в осуществлении гарантий прав ребенка ложится на плечи наших педагогов, ведь большую часть своего времени дети проводят именно в школе. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования несовершеннолетних, формирование законопослушного поведения детей и подростков, оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней, выявление детей и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью профилактики раннего семейного неблагополучия – вот важнейшие проблемы и задачи, стоящие перед педагогическим коллективом.
Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике правонарушений и формировании здорового образа жизни.
Паспорт программы
Наименование программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»
Дата утверждения программы Протокол №_____от _______________
Приказ директора №____от _____________
Разработчики программы Гриценко Ольга Ермиловна, заместитель директора по ВР, Кравцова Ирина Викторовна, социальный педагог школы.
Задачи программы - развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным влияниям среды, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;
- предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;
- обучение учащихся навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;
- привлечение молодежи к занятию общественно значимыми видами деятельности;
- профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.
Сроки реализации программы 2014 – 2017 г.г.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность - повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни;
- информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании, пропаганду здорового образа жизни;
- формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в социально-опасных условиях;
- повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения;
- возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни;
- оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций;
- создание условий для развития личности учащегося, формирование ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление наркотиков и минимизирующих прием других ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению.
Участники реализации программы Учащиеся 1- 11 классов, классные руководители, педагоги – психологи, социальный педагог, медицинский работник, педагоги дополнительного образования, инспектор ОДН, родители.
Формы и методы реализации программы Групповые и индивидуальные занятия, беседы, фоновые мероприятия.
Схема программы
Участниками реализации программы профилактики правонарушений являются все структуры образовательного процесса:
Администрация школы
Семьи учащихся
Городские учреждения дополнительного образования



Управление образования

Совет профилактики


ОДН
КДН
ГЦЗН
Классные руководители
Участники реализации программы


Нормативно – правовая база программы
Нормативно – правовые документы федерального, регионального и муниципального значения:
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ;
Закон «Об образовании РФ»;
Конвенция о правах ребенка;
Конвенция профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде;
Федеральный закон об ограничении курения табака;
Закон Иркутской Области №7-ОЗ «Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, в Иркутской области»;
Программа гражданского патриотического воспитания старших школьников «Я – гражданин!»;
Положение о Совете профилактики;
Положение о порядке постановки на внутришкольный учет и снятие с учета;
Устав МБОУ «СОШ№16».
Цели и задачи программы
Данная программа ориентирована на организацию содержательного досуга детей, на воспитание физически здорового человека, профилактику правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних детей. Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних направлена на совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в любых делах, что позволяет предоставить одинаковые возможности вовлечения всех учащихся в учебно – воспитательный процесс.
Цель программы: формирование у детей социально позитивных установок, устойчивого неприятия противоправного поведения для успешной адаптации в социуме и самоутверждения среди сверстников.
Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:
Задачи программы:
Получение объективно диагностической информации об обучающихся «группы риска» и состоящих на внутришкольном учете;
Коррекция социальных установок и нравственных представлений у учащихся указанной категории;
Формирование позитивной самооценки учащихся для успешной самореализации;
Формирование у детей положительной мотивации к обучению и участию в делах класса и школы;
Включение указанной категории учащихся в общественно полезную деятельность, развитие ее в рамках толерантности и коммуникативной культуры, навыков бесконфликтного поведения;
Педагогическая поддержка учащихся в деятельности по поиску жизненных смыслов, самопознанию личности;
Оказание социально – психологической помощи детям при решении сложных жизненных проблем;
Формирование здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам;
Обеспечение координации работы всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
Обеспечение учащимся психолого – педагогического сопровождения для реализации прав на получение основного общего образования;
Организация внеучебной деятельности, направленной на вовлечение учащихся в досуговые мероприятия;
Предупреждение правонарушений среди учащихся школы и профилактика здорового образа жизни.
Направления деятельности программы и формы ее осуществления.
Диагностика.
Диагностика учащихся, процесса и условий их развития:
Анкетирование и тестирование;
Составление картотеки детей «группы риска» и состоящих на различных видах учета;
Систематическое наблюдение за учащимися, установление причин педагогической запущенности;
Определение круга общения подростка.
Сотрудничество.
Организация взаимодействия школы с:
Семьями учащихся;
Управлением образования;
КДН;
ОДН;
Городскими учреждениями дополнительного образования.
Правовое воспитание учащихся:
Организация занятий для детей и подростков:
По овладению способами бесконфликтного поведения;
Приемами разрешения конфликтных ситуаций;
Формирование правового самосознания учащихся.
Социально – педагогическое и медико – психологическое сопровождение.
Проведение медицинских обследований подростков;
Оперативное выявление проблем в учебной деятельности учащихся и оказание им необходимой помощи;
Привлечение в кружки, секции, в деятельность детских и юношеских организаций;
Установление контактов и доброжелательных отношений с родителями проблемных детей, оказание им систематической действенной помощи;
Ведение учета сложных и неблагополучных семей, посещение на дому детей из неблагополучных семей;
Проведение профилактических бесед, встреч с работниками медицинских, правовых учреждений по проблемам правонарушений, наркомании и алкоголизма.
Основными направлениями работы классного руководителя, работающего с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, также являются: коррекционная и развивающая работа, педагогическое консультирование, психологическое просвещение.
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних предполагает:
Организацию управления и контроля системы профилактической работы в школе.
Проведение бесед с учащимися и их родителями о действии наркотических веществ на организм человека и его последствиях.
Деятельность участников образовательного процесса по предотвращению употребления и распространения психоактивных веществ.
Индивидуальную работу с учащимися.
Индивидуальную работу с родителями.
План мероприятий по реализации программы.
Сотрудничество.
Направление
Мероприятия Сроки исполнения
Сотрудничество Анализ состояния правонарушений в школе, организация летней занятости подростков девиантного поведения. 1 раз в полугодие.
Обновление информации по детям и семьям, находящимся в социально – опасном положении, состоящих на учете в ОДН, КДН. В течение учебного года
Проведение дней и месячников профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков. Согласно совместному плану работы с ОДН
Участие в проведение межведомственных операций В течение года
Организация профилактических мероприятий ОУ совместно с КДН, ОДН по предупреждению безнадзорности и правонарушений школьников. 1 раз в квартал
Организация индивидуальной работы со школьниками, находящимися в трудной жизненной ситуации с целью оказания им социальной, педагогической, психологической помощи для преодоления проблем в обучении и поведении. В течение учебного года.
Проведение тематических классных часов. В течение года.
Встречи с представителями правоохранительных органов, медицинскими работниками, специалистами центра здоровья. В течение года.
Работа с семьей.
Направление Мероприятия Сроки исполнения
Сотрудничество Выявление родителей «Группы риска» и обеспечение им поддержки в оказании психолого – педагогической помощи. Работа с банком данных. В течение года.
Организация индивидуального консультирования родителей из конфликтных семей по предупреждению ранней алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей. В течение года.
Привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел для оказания всесторонней помощи семье. В течение года.
Оказание практической помощи в возвращении ребенка в семью (в случае ухода ребенка из дома) По мере необходимости.
Проведение родительских уроков с привлечением специалистов с целью просвещения родителей. В течение года.
Проведение совместных мероприятий с родителями по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних детей. В течение года.
Формирование правовой культуры подростков.
Направление
Мероприятия Сроки исполнения
Правовое воспитание учащихся Совершенствование гражданско – правового образования школьников, обучение подростков основам юридических наук через учебные предметы. В течение года.
Организация встреч подростков, склонных к правонарушениям с работниками правоохранительных органов.
1 раз в квартал.
информирование учащихся по вопросам профилактики, безнадзорности, преступности, наркомании. В течение года.
Социально – педагогическое.
Направление
Мероприятия Сроки исполнения
Социально – педагогическое Выявление проблем в учебной деятельности и оказание педагогической помощи. В течение года.
Организация работы классных руководителей по вовлечению детей в систему дополнительного образования для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам. В течение всего периода реализации программы.
Ведение учета неблагополучных семей и посещение их на дому, оказание социальной и педагогической помощи. В течение года.
Проведение профилактических бесед, встреч с работниками медицинских, правовых учреждений по проблемам правонарушений, наркомании и алкоголизма. В течение года.
Информационная, научно – методическая деятельность.
Мероприятия Сроки исполнения
Проведение совещаний, семинаров, круглых столов по вопросам безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних. 1 раз в полугодие.
Разработка рекомендаций для классных руководителей и родителей для работы с детьми и подростками, требующими особого внимания. В течение первого года реализации программы.
Проведение анкетирования и анализ результатов. В течение года.
Обмен положительным опытом работы по вопросам профилактики. В течение года.
Проведение обучающих семинаров с целью организации работы по профилактике вредных привычек среди учащихся. В течение года.
Работа с педагогическими кадрами
Мероприятия Сроки исполнения
Углубленное образование педагогов и классных руководителей в области правового, гражданского воспитания. В течение года.
Повышение квалификации педагогических работников школы в современных подходах к воспитанию и профилактике. В течение всего периода.
Организация профилактической работы предполагает:
Включение в план работы школы мероприятий по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на учебный год;
Согласование плана работы с ОДН, КДН и утверждение его директором школы;
Ознакомление с планом мероприятий педагогического коллектива;
Обсуждение направлений работы по профилактике употребления ПАВ и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях методического объединения классных руководителей;
Обмен информацией о ходе профилактической работы между учебным заведением и структурными подразделениями города;
Обсуждение хода работы по ранней профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях родительского комитета;
Деятельность школьной библиотеки по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних через выставку литературы, читательские конференции;
Борьбу с пропусками занятий без уважительной причины, которая обеспечивает формирование у подростков навыков законопослушного поведения;
Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей;
Организацию досуга учащихся.
Ожидаемые результаты.
В ходе реализации программы, направленной на совершенствование и дальнейшее развитие систем по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, планируется достижение следующих результатов:
Повышение уровня социальной адаптации учащихся;
Снижение числа правонарушений, совершенными несовершеннолетними детьми;
Снижение количества учащихся, состоящих на различных формах учета;
Снижение количества пропусков занятий по неуважительной причине.