Выступление на совещании при директоре на тему Выполнение Закона РФ № 120 Об основах системы профилактики правонарушений, бродяжничества и беспризорности


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « СРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16 СЕЛА ТОМУЗЛОВСКОГО БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
356832, Ставропольский край Буденновский район, селоТомузловское,пер. Артезианский.№ 10Тел: 8(86559) 95-4-33; E-mail: school-16-26RUS@yandex.ruРабота с учащимися сдевиантным поведением(выполнение ФЗ-120, кз -52)Выступление на совещании при директоре 20.09.2015г
Работа с учащимися с девиантным поведением
Программа развития воспитания в системе образования России выделяет воспитание как важнейшую стратегическую задачу и определяет роль ОУ как центрального звена этой системы.
Неблагополучные подростки, к сожалению, есть практически в каждом ОУ, классе.
Подростки, относящиеся к этой категории, не всегда являются малолетними преступниками и правонарушителями. Часто это тихие, пассивные и замкнутые дети, подверженные воздействию ряда взаимосвязанных биологических, психологических, социальных факторов, в результате чего они более склонны к правонарушениям, насилию, другим видам ассоциального поведения.
Проводимые наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, родительско -детскими отношениями позволили выделить следующие факторы «риска»:
отчужденность детей от семьи, школы и общества;
частые случаи раннего антисоциального поведения;
неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком);
педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к обучению);
влияние дурной компании, окружения, социума особенно.
Категории детей, находящихся на особом контроле, с которыми ОУ, социальный педагог работает в системе, определены тарифно-квалификационной характеристикой социального педагога и федеральным законом РФ №120 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Основными группами являются:
дети, лишенные родительского попечения (опекаемые или проживающие в замещающих семьях);
дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями по здоровью;
несовершеннолетние правонарушители, обучающиеся в образовательном учреждении;
нарушители дисциплины в отношении которых принято решение об особом контроле;
дети из неблагополучных семей;
дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Согласно Закону РФ № 120 «Об основах системы профилактики правонарушений, бродяжничества и беспризорности» с учащимися, состоящими на разных формах учета, в ОУ должна постоянно вестись индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являются следующие:
посещения на дому с целью контроля над условиями семейного воспитания, организацией свободного времени, занятостью в каникулярное время, подготовкой к урокам;
изучение психологом особенностей личности подростков, занятия по коррекции их поведения, обучение навыкам общения;
посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях;
психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки единых подходов к воспи танию и обучению подростков;
индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками;
вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность (социальные проекты,занятость в объединениях дополнительного образования).
Организация социально-педагогического взаимодействия для обеспеченияработы с учащимися «группы риска».
Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися «группы риска» представляет собой координацию профессиональных усилий специалистов для обеспечения эффективности работы в данном направлении.
Классный руководитель предоставляет социальному педагогу данные о подростке «группы риска» по следующим позициям:
участие учащегося в общественной жизни класса;
позитивные качества личности;
взаимоотношения со сверстниками;
досуговые интересы (чем любит заниматься в свободное время);
каково влияние семьи;
имеют ли место конфликты в классе и их причины;
какая работа проводилась с подростком и насколько она оказалась результативной.
Социальный педагог:
приводит все сведения в систему;
проводит консультации, собеседования с подростком, семьей, одноклассниками, учителями-предметниками;
посещает уроки, на которых возникают проблемы;
ставит социальный диагноз;
привлекает к сотрудничеству психолога.
Заместитель директора школы по воспитательной работе в случае отсутствия положительного результата работы, проведенной классным руководителем, социальным педагогом и психологом, организует педконсилиум с участием учителей- предметников, классного руководителя, социального педагога, психолога.
Директор школы осуществляет координацию и в случае необходимости принимает решение:
о приглашении подростка с родителями на заседание Совета по профилактике;
о ходатайстве перед ОДН о составлении протокола на родителей в случае уклонения от исполнения родительских обязанностей;
о направлении подростка на Комиссию по делам несовершеннолетних и ЗП;
о вынесении вопроса на педсовет для обсуждения и принятия коллегиального решения.
Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения
Поведение - совокупность конкретной, в данный момент протекающей деятельности. Адаптивное - при наличии целесообразного, полезного результата.
Достижение этого ре зультата возможно, если составляющие по ведение деятельность соответствуют условиям, в которых данное поведение осуществляется.
Отклоняющееся (девиантное) поведение - социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (И.А.Невский).
Известный социолог И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения: система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (нормы психического здоровья, права, культуры и морали).
В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социальной, социально-психологической, средовой).
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории:
поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).
антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.
Незначительные проступки - правонарушения, серьезные проступки (преступления) наказываются в уголовном порядке.
Соответственно говорят о делинквентном (про тивоправном) и криминальном (преступном) повелении.
Классификация социальных отклонений в девиантном поведении:
корыстной ориентации:
правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, де нежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, мошенничество);агрессивной ориентации:
действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, убий ства, изнасилования);
социально-пассивного типа:
стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы (уклонение от учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид).
Асоциальное поведение различается и содержанием, и целевой направленностью, может проявляться в различных социальных отклонениях: от нарушений норм морали до правонарушений и преступлений.
Неадаптированное, отклоняющееся поведение, наблюдающееся в детском и юношеском возрасте, характеризуется устойчивыми и повторяющимися нарушениями соответствую щих возрасту норм и социальных правил, прав других, характерно для детей, которых относят к группе девиантных.
Выделяют 4 типа девиантного поведения:
десоциализированное:
плохие отношения со сверстника ми, равнодушие к другим, эгоцентризм;
социализировананное:
привязанность к «своим», враждеб ность к посторонним;
неагрессивное:
устойчивая ложь, прогулы, побеги из дома, наркомания;
агрессивное:
физическое насилие над другими, преступ ное поведение.
Причины девиаций (отклонений):
отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом и (или) психическом здоровье, несоответст вие физическому развитию, отставание в росте, акцентуация характера);
нарушения в сфере межличностных взаимоотношении (непопулярен, не принят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе, примыкающий ценой жертв, потерь; помыкаемый, отвергаемый в группе свободного общения (тусовка); конфлик тен, отчужден, бесконтролен, исключаемый из семьи); - ошибки педагогов (превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказания как унижение личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей учащегося; - конфликтные отношения между родителями ученика и учи телями или между учеником и учителями и др.); - ошибки семейного воспитания («заласканное детство»,
«задавленное детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»); отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, переклады вание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физического домашнего труда; конфликты в семье; - социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме);
психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства.Нередко в результате вышеперечисленных причин подростки вступают в конфликт с законом.
В основе противоправного поведения несовершеннолетних лежат мотивы, обусловленные: внушением, подражанием, импульсивностью, мотивы ситуационною характера, ложного самоутверждения, группового поведения.
С возрастом такое поведение уступает место поведению «рациональному», то есть заранее запланированному, преднамеренному.
Мотивации зависти, пользы, выгоды становятся основными, а месть, озлобленность, ревность сменяют негативное самоутверждение и браваду.
Классификация групп подростков - правонарушителей.
Неформальные подростковые группы не являются некими статич ными, неменяющимися социальными образованиями.
Им свойствен на своя групповая динамика, имеет место некое развитие, в результате которого группы с асоциальной направленностью могут перерасти в криминогенные или даже в преступные группы.
Выделяется пять групп подростков правонарушителей.
Представители первой группы характеризуются наличием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений.
Они эгоистичны, озлоблены, агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться. Таких подростков нужно вовлекать в общественно полезные трудовые дела, используя присущее им упорство в достижении поставлен ной цели, стремление к первенству, частично осознанное чувство социальной неполноценности.
Ко второй группе относятся подростки с деформированными потребностями, подражающие представителям первой группы.
Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых. Для их перевоспитания важно изменить обстановку и привычные формы поведения, высказывать доверие к ним, одобрять их достижения, вырабатывать умения не только подчиняться, но и командовать.
У подростков третьей группы наличествуют как деформиро ванные, так и позитивные потребности и взгляды.
Эгоизм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступки. Полезной для них в воспитательном отношении является ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоутвердиться.
К четвертой группе можно отнести не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильными товарищами подростков.
Представители пятой группы - случайные правонарушители. Они слабовольны и неустойчивы перед дурным влиянием.
У подростков двух последних групп важно пробудить интерес к нормальной жизни, создать перспективу личности и тем самым подвести к включению в полезную трудовую деятельность.
Двум последним группам необходимы:
постоянная коллективная работа в должном темпе;
систематический контроль и оценка их деятельности;
личная ответственность;
- активное участие в соревновании.
РАБОТА С ЛИЧНОСТЬЮ ПОДРОСТКА В ОУ.
Соотношение разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) во многом определяет возможные варианты формирования личности.
Однако в практике работы ОУ чаще всего приходится иметь дело с детьми, подростками, социальное пространство которых ос тавляет желать лучшего, а отсюда и отклонения в поведении.
Отклонения в поведении детей и подростков- особенности поведения, обращающие на себя внимание, настораживающие родителей, общественность.
Эти особенности свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм и требований и даже могут нести в себе задатки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных правовых норм, требований закона и представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.
Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности, тенденции их развития за ними скрывается.
Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков требуют обучения психогигиеническим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми.
Для этого необходима выработка школьной политики, направленной на создание социально-педагогических условий, ней трализующих и корректирующих негативные воздействия, которая имеет следующие направления:
выявление различных типов и форм отклоняющегося поведения детей и подростков, провоцирующих их факторов, изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитании;
анализ результатов изучения мнений учеников, родителей и разработка на их основе программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учетом выявленной специфики;
подготовка педагогических кадров, владеющих методами предупреждения и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся, психотехническими приемами, направленными на формирование у детей способности эффективно общаться, принимать ответственные решения, разрешать конфликты, преодолевать стрессы и развивать позитивную, адекватную «Я- концепцию», вести здоровый образ жизни;
создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска, развития эффективного взаимодействия с семьей ученика, учреждениями дополнительного образования.
Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения.
Для того, чтобы подросток умел делать здоровый выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стресса ми, тревожностью, конфликтами; научить неагрессивным способам реагирования на критику, самозащиту, сопро тивления давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами.
Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:
успешности учебной деятельности (учения);
эмоционально положительной, удовлетворяющей учащихся системы их взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями).
Система деятельности педагогического коллектива по педагогической поддержке
учащихся.
выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе;
определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии,индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников;
составление плана педагогической коррекции личности и устранение причин ее нравственной деформации, отклонений в по ведении (определение целей педагогического воздействия, его средств, главных звеньев, этапов, исполнителей);
изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;
вовлечение учащихся в различные виды положительно-активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней;
изменение условий семейного воспитания (исходя из воз можностей школы) с использованием для этой цели служб и ве домств системы профилактики.
Основные направления профилактической работы:
Разработка и внедрение программ воспитательно-профилактической направленности.
Профилактическая работа:
с коллективом учащихся;
индивидуальная;
с педагогами;
с родителями.
Деятельность в социуме. Формирование единого воспита тельно-образовательного
пространства «Школа - микрорайон».
Диагностика.
Охранно-зашитная деятельность.
Взаимодействие со службами и ведомствами системы профилактики.
Развитие системы дополнительного образования.
Правовое просвещение.