Сказуемое. Простое глагольное сказуемое(8 класс)

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.
Цели:
- обобщить сведения о сказуемом; формировать умение находить сказуемое, определять форму простого глагольного сказуемого, использовать формы сказуемого в различных типах речи;
- способствовать развитию монологической речи учащихся;
- формировать позитивное отношение к миру, людям.

Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация
1. Словарный диктант. Правописание глаголов.
Не забудьте взять удочки, сжечь дотла, упадешь навзничь, ешьте аккуратно, сделаешь вовремя, утешьте малыша, превозмочь боль, увидишь картинную галерею, мчишься прочь, услышишь шепот, потом расскажете эту историю, снег подтаял, не портите газон, подклеил конверт, нарежьте потоньше, повторяешь точь-в-точь, пустишься вскачь, заутюжьте складки, пробираешься сквозь заросли, пренебречь советом, немного нездоровится.

2. Согласовать подлежащее и сказуемое.
1. Часть материалов был отправлен раньше.
2. Вишня и яблоня в нашем саду раст...т слишком близко друг от друга.
3. Большинство учеников отлично справилсь с заданием.
4. Ряд домов стоял на окраине города.

III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Запись и анализ предложений.
Экипаж готовится к отлету.
Экипаж приготовился бы к полету.
Готовьтесь к полету!
Экипаж начал готовиться к отлету
- В каких предложениях лексическое и грамматическое значение выражены в одном глаголе? (в первых трех – это простое глагольное сказуемое)
- В каком предложении лексическое значение выражено в одном слове, а грамматическое в другом (в последнем – это составное сказуемое)

2. Чтение теоретического материала § 11. 12

Внимание!
Помните, что в роли простого глагольного сказуемого может выступать глагол в любом наклонении, не только в изъявительном, но также в повелительном и условном.
Глаголы есть и быть тоже могут выступать в роли сказуемых.

3. Рабочая тетрадь, задание 56. Отметить предложение с простым глагольным сказуемым.
1) Он часто бывал в этих местах.
2) Лес был красив в начале осени.
3) Он перестал бывать здесь после войны.

4. Рабочая тетрадь, задание 57. Отметьте то предложение, в котором у сказуемого грамматическое и лексическое значение заключены в разных словах.
1. Мой друг победил в олимпиаде.
2. Борис Григорьевич обязатель
·но будет побеждать в соревнованиях.
3. Вера Васильевна победила бы в конкурсе непременно.
4. Пусть победит сильнейший.
5. Он продолжал побеждать даже после травмы.
6. Побеждают всегда не столько самые сильные, сколько более опытные.

IV. Применение. Формирование умений и навыков
1. Упр. 88, найти сказуемое, выписать и определить его грамматическое значение.

2. Рабочая тетрадь, задание 58. Указать предложения, в которых простые глагольные сказуемые входят в состав фразеологических оборотов.
1. Наша команда одержала победу без труда.
2. После неудачного ответа Виктор повесил нос.
3. Мой друг дал обещание директору не пропускать уроки.
4. Мама повесила мой костюм в шкаф.
5. Друзья рвали цветы, не думая о последствиях.
6. Хороших грузчиков буквально рвали на части.
7. От страшного удара у Сережи искры из глаз посыпались.

3. Записать предложения, обозначить грамматическую основу, указать, чем выражены подлежащее и сказуемое.
1. Ум имей хоть маленький, да свой.
2. Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас.
3. Был полдень, и солнце стояло прямо над головой.
4. Посмотри, как он хлопочет.
5. Обидел кто тебя, скажи.

4. Работа со словом.
Слово учителя.
В художественном, публицистическом и разговорном стилях иногда вместо глагола в прошедшем времени употребляется глагол в настоящем времени. Это способствует живости, большей наглядности изображения.

Отредактируйте текст, используя этот прием.
Со смехом отвечал царь своему любимому слуге, что его горю-беде не мудрено помочь, предлагал ему яхонтовый перстень и жемчужное ожерелье, велел сперва поклониться смышленой свахе, а потом послать к Алене Дмитриевне дары драгоценные.

5. Словарная работа.
Литература – (лат. литэра –«буква», литэратура –«искусство письма»)
Новелла – (от лат. новелус – «новенький», жен. род новелла - «новинка», «новенькая»)
Поэзия – (в лат. и в греч. – «творение», сюда же относятся поэма – «сотворенное», поэт – стихотворец)
Притча – (древнерус. – «нежданное происшествие», потом слово переосмыслилось в «рассказ о нежданном случае» и, наконец, в «поучительное иносказание»)
Составить небольшой текст, включив в него эти слова.

V. Этап информации о домашнем задании
§ 11, 12, упр. 89

VI. Подведение итогов урока

VII. Этап рефлексии


15