МУ по дисциплинеОрганизация ремонтных, монтажных и наладочных работ промышленного оборудования

министерство образования и науки Российской Федерации
Старооскольский технологический институт им. А.А. УГАРОВА
(филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования
«Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
ОСКОЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


УТВЕРЖДЕНЫ
На заседании методического совета
СТИ НИТУ «МИСиС»
Протокол № 6 от 31 октября 2016 г.
Зам. директора по УМР,
председатель МС
___________Е.В. Ильичева




ПМ.03 Организация ремонтных, монтажных и наладочных работ промышленного оборудования

МДК.03.01 Организация и управление структурным подразделением

Методические указания для студентов очной формы обучения по выполнению практических заданий и внеаудиторной самостоятельной работы

Специальность
15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

Квалификация выпускника
Техник-механик









Старый Оскол 201 г.

Рассмотрены на заседании П(Ц)К
15.02.12 ОПК

Протокол № _ _
от ____ 201 г.




Председатель П(Ц)К
_____________

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по МДК «Организация и управление структурным подразделением»
Специальности среднего профессионального образования 15.02.12




Составитель (и): Черненко В.А.- преподаватель ОПК СТИ НИТУ «МИСиС»









СОДЕРЖАНИЕ

1Практические занятия 6
Практическое занятие №1 «Анализ организационной 6
структуры управления»
2. Практическое занятие№2 «Анализ внешней и внутренней
среды организации» 7
Практическое занятие №3 «Миссия организации» 8
Практическое занятие №4 «Использование различных методов
анализа при стратегическом планировании» 9
Практическое занятие №5 «Использование матриц при
принятии решений» 10
Практическое занятие №6 «Организация контроля» 10
Практическое занятие №7 «Анализ причин делегирования» 15
Практическое занятие №8 «Анализ первичных и
вторичных потребностей» 16
Практическое занятие №9 «Разрешение конфликтных ситуаций» 18
Практическое занятие №10 «Анализ профилактики стресса и
методы борьбы с ним» 20
Практическое занятие №11 «Приемы и методы делового
и управленческого общения в области профессионального
менеджмента» 20
Практическое занятие №12 «Способы эффективного
управления личностью и группой» 26
Практическое занятие №13 «Определение оптимального
стиля управления» 26
Практическое занятие №14 «Организация рабочего дня, недели» 26
Практическое занятие №15 «Виды рисков» 36
Практическое занятие №16 «Применение рациональных
форм организации производства при осуществлении монтажных и
ремонтных работ» 38
Практическое занятие №17 «Расчет эффективности основных
форм организации производственного процесса» 39
Практическое занятие №18 «Расчет эффективности
использования основных средств» 40
Практическое занятие № 19 «Организация рабочего места 41
с учетом динамических и эргономических характеристик работника»
Практическое занятие № 20 «Расчет необходимого 42
количества материалов и запчастей для ремонта»
Практическое занятие №21» Расчет основных 42
технико – экономических показателей организации»
Методические указания по выполнению курсовой работы 45
3.Самостоятельная внеаудиторная работа студентов 52
4. Контроль знаний студентов 57


ВВЕДЕНИЕ

МДК.03.01 «Организация и управление структурным подразделением» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания в области экономики производства. Глубокие знания экономики хозяйствующего субъекта позволит студентам в будущем лучше справляться с решением производственных задач.
Курсовая работа (КР) должна показать уровень теоретической и практической подготовки студентов, их умения применять полученные знания, способствовать дальнейшему совершенствованию всего комплекса работ на производстве.
Цель курсовой работы  закрепить  теоретические знания при составлении сметы затрат на проведение капитального ремонта, показателей эффективности производимого ремонта и эффективность различных мероприятий, благодаря которым снизиться затраты на проведение капитального ремонта.
Курсовая работа и практические задания выполняется студентами специальности 15.02.12- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям) в 8-м учебном семестре.
Исходными данными для выполнения курсовой работы является отчет по технологической практике, а для выполнения дипломной работы - отчет по преддипломной практике.
На эти и другие вопросы поможет ответить данные методические указания. Целью данного указания является оказание помощи студенту в получении соответствующих знаний и навыков, овладении приемами и способами решения различных практических ситуаций, наиболее часто встречающихся на практике.
В результате освоения данного МДК обучающийся должен уметь:
- организовывать рабочие места;
- мотивировать работников на решение производственных задач;
- управлять конфликтными ситуациями, стрессами и рисками;
- рассчитывать показатели, характеризующие эффективность организации.
В результате освоения данного МДК обучающийся должен знать:
-особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
принципы делового общения в коллективе;
- принципы, формы и методы организации производственного и технологического процессов.
Методические указания подготовлены в соответствии с учебной программой по МДК 03.01 «Организация и управление структурным подразделением» для студентов технических отделений.
В методических указаниях собран разнообразный методический материал, представленный в виде вопросов, ситуаций, деловых игр, тестов, распределенных по отдельным темам.
Методические указания могут быть использованы также преподавателями для текущего и последующего контроля знаний студентов.
Практические занятия.

Практическое занятие № 1
Тема: «Анализ организационной структуры управления»
Цель: Научиться составлять заданную структуру организации и определять преимущества и недостатки каждого типа структур.
Студент должен:
уметь:
- планировать расстановку кадров в зависимости от задания и квалификации кадров;
знать:
- методы планирования, контроля и оценки работ подчиненного персонала;

Задание № 1 Линейная организационная структур.
Заполните пропуски на рисунке.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Задание № 2 Линейно-функциональная организационная структура
Заполните пропуски на рисунке.13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Задание № 3 Дивизионная организационная структура.
Заполните пропуски на рисунке.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Задание № 4 Анализ действующей структуры
Постройте организационную структуру организации, где вы учитесь или планируете работать.
Опишите достоинства и недостатки, которые теория приписывает такой структуре.
Соответствуют ли они вашей практике?

Контрольные вопросы
Назовите основные виды ОСУ.
Какие органы управления вы знаете?
Назовите основные типы связей.


Практическое занятие № 2
Тема: «Анализ внешней и внутренней среды организации»
Цель: Научиться анализировать внешнюю и внутреннюю среду.
Студент должен:
уметь:
- планировать расстановку кадров в зависимости от задания и квалификации кадров;
знать:
- методы планирования, контроля и оценки работ подчиненного персонала;

Задание: Факторы внешней и внутренней среды организации
Выберите организацию из указанного списка. Произведите анализ по указанному плану и подготовьте доклад на тему «Возможности и пути развития на ближайшие три года»
Организации:
ВТБ;
Ледовый дворец;
Турагентство;
Автомастерская;
Молокозавод «Авида»;
Кондитерская фабрика «Славянка»;
магазин «Спортмастер».
План анализа:
внешняя среда косвенного воздействия;
внешняя среда прямого воздействия;
внутренняя среда;
взаимосвязь факторов внешней и внутренней среды;
взаимосвязь между целями и ресурсами (материалы, технологии, люди, финансы, информация).

Контрольные вопросы
Что такое организация.
Какие две среды взаимодействуют?
Назовите факторы известных вам сред.

Практическое занятие №3
Тема: «Миссия организации»
Цель: Научиться определять главную цель деятельности организации (миссию)
Студент должен
уметь:
- планировать расстановку кадров в зависимости от задания и квалификации кадров;
знать:
- методы планирования, контроля и оценки работ подчиненного персонала;

Задание Деловая игра «Разработка миссии организации»
Цель игры – отработать навыки создания и использования миссии на примере организаций банковской сферы.
Вводная информация.
Миссия показывает возможность осуществления деятельности, на которую организация ориентируется с учетом трех важнейших факторов:
специфика потребителя:
особенности товаров или услуг;
наличие конкурентных преимуществ.
Без четкого осознания миссии долгосрочная конкурентоспособность немыслима. Миссия позволяет «увидеть организацию с высоты птичьего полета», поэтому плодотворен сам процесс ее обсуждения.
В ходе анализа предлагаемой информации участники деловой игры должны оценить варианты миссий различных коммерческих банков и обосновать свою концепцию с тем, чтобы обеспечить индивидуальность, узнаваемость каждого банка для разнообразных клиентов.
Роли. Академическая группа делится на пять подгрупп. Первые четыре подгруппы представляют собой команду топ-менеджеров следующих коммерческих банков: «Фундамент-банк», Автобанк, банк «Возрождение», Сбербанк России. В состав пятой подгруппы входят представители следующих видов клиентов:
1) юридические лица (корпоративный бизнес, малые предприятия, частные предприниматели);
2) физические лица.
Сценарий игры.
Подготовительный этап.
1. Разработка миссии
Виды и примеры миссии:
Миссия как «общечеловеческое предназначение»:
- компания «Филипс» - «изменим жизнь к лучшему»
- компания «Аптеки 36,6» - «нести здоровье и красоту людям»
Миссия – главная стратегическая цель:
- «Аэрофлот» - «построить компанию международного класса, основываясь на лучших традициях гражданской авиации России»
Миссия национальная идея:
- компания «Microsoft» - «компьютер на каждом столе и в доме»
- компания «Nokia» - «соединять людей»
Миссия – рекламная акция:
- консалтинговая компания «IBG» - «с помощью технологий управления информацией способствовать как российским, так и международным компаниям, государственным предприятиям и организациям в достижении качественного уровня эффективности»
- компания «ПетроАльянс» - «предоставляем своим заказчикам надежный, высокотехнологический, качественный и экономически эффективный сервис»
2. Сформулировать отличие миссии от целей бизнеса. Предложения подгрупп представить на доске с целью выработки общих представлений.

Контрольные вопросы
Перечислите виды планирования.
Какие элементы стратегического планирования вы знаете?
Назовите основные этапы текущего планирования.

Практическое занятие № 4
Тема: «Использование различных методов анализа при стратегическом планировании»
Цель: Научиться использовать различные методы анализа для достижения целей организации;
Студент должен
уметь:
- планировать расстановку кадров в зависимости от задания и квалификации кадров;
знать:
- методы планирования, контроля и оценки работ подчиненного персонала;
Задание Провести анализ стратегических возможностей организации:
Вариант 1 – методом ситуационного анализа,
Вариант 2 – методом Step-анализа,
Вариант 3 – методом SWOT-анализа,
Вариант 4 – Gap-анализа.

Контрольные вопросы
1. Перечислите виды планирования.
2. Какие элементы стратегического планирования вы знаете?
3. Назовите основные этапы текущего планирования.


Практическое занятие № 5
Тема: «Использование матриц при принятии решений»
Цель: Научиться использовать различные методы анализа для достижения целей организации;
Студент должен
уметь:
- планировать расстановку кадров в зависимости от задания и квалификации кадров;
знать:
- методы планирования, контроля и оценки работ подчиненного персонала;
Задание Используя бальную систему составить матрицу при принятии управленческих решений:
Вариант 1 – прием на работу,
Вариант 2 – переход на другую работу,
Вариант 3 – покупка недвижимости.

Контрольные вопросы
1. Что такое управленческое решение?
2. Какие уровни управленческих решений вы знаете?
3. Назовите основные этапы принятия управленческого решения.

Практическое занятие №6
Тема «Организация контроля»
Цель: научиться разрабатывать план-схему организации контроля
Студент должен
уметь:
- контролировать выполнение подчиненными производственных заданий на всех стадиях работ;
знать:
- отраслевые примеры отечественной и зарубежной практики организации труда;
- методы планирования, контроля и оценки работ подчиненного персонала;

Задание № 1 Характеристика контроля
По приведенному образцу продолжите заполнение таблицы

Вид контроля

Сфера использования

Метод

Исполнитель

Предварительный



Обеспечение трудовыми ресурсами



Проверка соответствия квалификации работника требованиям будущей работы
Инструктаж и тестирование перед выполнением работы

Отдел кадров или отдел развития персонала



Непосредственный начальник




Обеспечение сырьём, материалами, комплектующими












Обеспечение финансовыми ресурсами

Входной контроль на основе статистических методов
Выбор «постоянного поставщика» с уточнением требований к поставкам
Сертификация системы качества поставщика
оставление бюджетов


Отдел технического контроля












Планово-бюджетный отдел


Текущий




Заключительный




Задание № 2 Контроль как функция управления
Какие особенности имеет контрольная функция управления?
Объясните смысл следующих связей:
- «контроль-планирование»;
- «контроль-организация»;
- «контроль-мотивация».

Задание № 3 Особенности контрольной функции.
Заполните свободные графы таблицы.
Вид контроля

Объект контроля

Ответ, получаемый в процессе контроля


Предварительный

Организация

В чем причина отклонений от намеченного?


Текущий

Персонал

Что следует делать иначе?


Заключительный






Тест «Эффективность руководства»
Данный тест используется в комплексе с нижеприведенным тестом «Неэффективный руководитель». Они помогают глубже уяснить поведенческие характеристики эффективного и неэффективного руководства. При этом для студентов, не имеющих опыта руководящей работы, тест носит элемент ролевой игры - они отвечают на вопросы, исходя из своих представлений о действиях успешного руководителя. После завершения теста с целью закрепления в памяти знаний об условиях эффективного и неэффективного руководства необходимо обсудить ошибочные варианты ответов.
Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.
Стремитесь ли Вы к использованию в работе новейших достижений в своей профессиональной области?
Стремитесь ли Вы сотрудничать с другими людьми?
Вы говорите с сотрудниками кратко, ясно и вежливо?
Поясняете ли Вы причины, заставляющие Вас принять то или иное решение?
Доверяют ли Вам подчиненные?
Вовлекаете ли Вы всех исполнителей задания в процесс об суждения целей, сроков, методов, ответственности и т.д.?
Поощряете ли Вы сотрудников проявлять инициативу, вносить предложения и замечания?
Помните ли Вы имена всех людей, с которыми общаетесь?
Предоставляете ли Вы свободу действий исполнителям в достижении поставленной цели?
Контролируете ли Вы ход выполнения задания?
Помогаете ли Вы подчиненным только тогда, когда они об этом просят?
Выражаете ли Вы свою благодарность подчиненному за хорошо выполненную работу?
Стремитесь ли Вы найти в людях лучшие качества?
Знаете ли Вы, как эффективно можно использовать возможности каждого подчиненного?
Знаете ли Вы интересы и устремления своих подчиненных?
Умеете ли: Вы быть внимательным слушателем?
Благодарите ли Вы сотрудника в присутствии его товарищей по работе?
Делаете ли Вы критические замечания своим подчиненным наедине?
Отмечаете ли Вы хорошую работу своего коллектива в докладе вышестоящему руководителю?
Доверяете ли Вы своим подчиненным?
Стремитесь ли Вы дать сотруднику всю информацию, которую получаете сами по административным и управленческим каналам?
Поясняете ли Вы сотруднику значение результатов его труда в соответствии с целями предприятия, отрасли?
Оставляете ли Вы время себе и подчиненным для планирования работ?
Есть ли у Вас план самосовершенствования, по крайней мере на один год вперед?
Существует ли у Вас план повышения квалификации персонала в соответствии с требованием времени?
Читаете ли Вы регулярно специальную литературу?
Имеете ли Вы достаточно большую библиотеку по специальности?
Заботитесь ли Вы о состояния своего здоровья и работоспособности?
Любите ли Вы выполнять сложную, но интересную работу?
Эффективно ли Вы проводите беседы со своими подчиненными по вопросам улучшения их работы?
Знаете ли Вы, какие качества работника должны быть в центре внимания при приеме на работу?
Занимаетесь ли Вы с готовностью проблемами, вопросами и жалобами своих подчиненных?
Держите ли Вы определенную дистанцию с подчиненными?
Относитесь ли Вы к сотрудникам с пониманием и уважением?
Вы уверены в себе?
Хорошо ли Вы знаете свои сильные и слабые стороны?
Часто ли Вы применяете оригинальный творческий подход в принятии управленческих решений?
Регулярно ли Вы повышаете свою квалификацию на специальных курсах, семинарах?
Достаточно ли Вы гибки в своем поведении, в отношениях с людьми?
Готовы ли Вы изменить стиль своего руководства с целью повышения его эффективности?
Ключи к шестовому заданию «Эффективность руководства»
Подсчитайте количество ответов «да» и «нет». Оцените свой результат.
40 ответов «да» - результат идеального, наивысшего управленческого потенциала: все 40 вопросов являются критериями успешного руководства. Поэтому предполагают правильный ответ «да». Как всякий идеал, он практически недостижим, если Вы были искренни и не пытались представить себя в более выгодном свете.
Важно отметить, сколько Вы дали ответов «нет» и на какие именно вопросы. Здесь Ваши слабые места.
Какой результат - соотношение «да» и «нет» - считается оптимальным? Это зависит от уровня Ваших требований к себе.
Количество ответов больше 33 «да» характеризует хороший управленческий потенциал.
Тест «Неэффективный руководитель»
Для дополнительной самопроверки ответьте, пожалуйста, еще на 20 вопросов, которые являются критериями неэффективного управления.
Вам предлагаются некоторые утверждения, с которыми Вы либо согласитесь (ответ «да»), либо не согласитесь (ответ «нет»).
Вы постоянно сталкиваетесь с непредвиденными трудностями?
Вы компетентнее других и поэтому стараетесь все делать сами?
Основная часть рабочего времени уходит на детали, второстепенные вопросы?
Вам приходится делать много дел одновременно?
Ваш стол постоянно завален бумагами без приоритета важности?
Вам приходится работать по 10-14 часов в сутки?
Часто приходится дома заниматься производственными проблемами?
Предпочитаете отложить решение вопроса, чтобы со временем решить его окончательно?
Стараетесь принять наилучшее решение, а не самое реальное?
Стараетесь, чтобы Ваш авторитет не пострадал ни при каких обстоятельствах?
Вам постоянно приходится идти на компромиссы, уступки?
В случае неуспеха дела ищите, кто из подчиненных виноват?
Чувствуете себя орудием в руках других людей?
Действуете по привычной схеме в разных производственных и житейских ситуациях?
Считаете, что полная информированность подчиненных о ходе дел на предприятии снижает эффективность их труда?
В экстремальных ситуациях предпочитаете не брать на себя ответственность за судьбу коллектива?
Считаете, что подчиненные не должны обсуждать распоряжений руководителя?
Считаете, что стаж практической работы всегда дает преимущество перед специальным образованием, профессиональными способностями?
Стараетесь не рисковать, «не высовываться»?
Работаете в узкой профессиональной области, остальное Вас мало касается?
Ключи к тестовому заданию «Неэффективный руководитель»
Подсчитайте количество ответов «да» и «нет». Оцените свой результат.
Высокий управленческий потенциал предполагает ответы «нет» на все вопросы. Ваши слабые стороны - в ответах «да».
Количество ответов не менее 15 «нет» характеризует достаточно эффективный управленческий потенциал.

Ситуации
Ситуация 1
Никто лучше Вас не знает, на что Вы способны и насколько Вам удалось в повседневной деятельности подойти к границе своих возможностей. Поэтому Вы решили сами для себя изобрести систему оценки эффективности своего труда. По каким критериям Вы будете себя оценивать (не меньше 3)? Сделайте это в любой удобной Вам форме.
Ситуация 2
Вы решили узнать мнение сотрудников своего отдела на предмет оценки уровня организации управленческого труда. Вы провели анонимное анкетирование и узнали, что эффективность Вашего труда оценивается гораздо ниже, чем Вы предполагали. Хотя, в общем-то, сотрудники относятся к Вам доброжелательно. Что Вы предпримете?
Ситуация 3
Директор поручил начальнику цеха выполнить заказ за определенное время, по истечении которого прибудет заказчик. Но этого времени не хватило для выполнения заказа. Ваши действия перед заказчиком?

Контрольные вопросы
Какие этапы контроля вы знаете?
Назовите правила контроля.
Какие виды контроля существуют?

Практическое занятие № 7
Тема: «Анализ причин делегирования»
Цель - обобщение и систематизация знаний о процессе делегирования;
Студент должен
уметь:
- контролировать выполнение подчиненными производственных заданий на всех стадиях работ;
знать:
- отраслевые примеры отечественной и зарубежной практики организации труда;
- методы планирования, контроля и оценки работ подчиненного персонала;

Задание Перечислить причины по которым:
Руководители не хотят делегировать задания;
А подчиненные избегают ответственности согласно Уильяму Ньюмену.

Контрольные вопросы
1. Что такое делегирование?
2. Назовите принципы делегирования.
3. Что такое ответственность и полномочия?

Практическое занятие № 8
Тема: «Анализ первоначальных и вторичных потребностей»
Цель- сформировать умения и навыки устанавливать основные виды потребностей, способствовать развитию аналитического мышления;
Студент должен
уметь:
- контролировать выполнение подчиненными производственных заданий на всех стадиях работ;
знать:
- отраслевые примеры отечественной и зарубежной практики организации труда;
- методы планирования, контроля и оценки работ подчиненного персонала;
Задание. Для правильной оценки степени коммерческого риска и для упорядочения классификации потребностей используют матрицу потребностей. Матрица незаменима, когда надо понять, что искать и где, чтобы удовлетворить те или иные потребности людей и таким образом облегчается маркетинговый поиск.
Используя матрицу потребностей опишите потребности человека:
1) в рекламе;
2) в образовании;
3) в услугах транспорта;
4) в канцелярских принадлежностях;
5) в питании;
6) в семье;
7) в жилье;
8) в путешествиях.
При этом имейте в виду, что в столбцы вносят описание признаков потребностей, а в строки – их характерные признаки.
Критерий
В рекламе





1. Место в иерархии потребностей






2. Что влияет на потребность?






3. Историческое место потребности













4.  Уровень    удовлетворения
потребности













5. Степень сопряженности






6. Частота удовлетворения






7. Природа возникновения






8. Применяемость потребности






9. Комплексность удовлетворения






10. Отношение общества






11. Степень эластичности






12. Способ удовлетворения







Матрица потребностей
№ п./п
Критерий
Характеристика

1
2
3

1
Место   в   иерархии      потребностей
Первичные (низшие):



физические (голод, жажда, отсутствие жилища, сексуальные потребности); безопасность и защищенность Высшие:
социальные потребности (принадлежность к социальной группе, потребность в уважении, признании);
духовные потребности (потребность в самовыражении, реализации творческих способностей)

2
Что влияет на
потребность
Национальность
История
География проживания
Природа (окружающая обстановка)
Пол и возраст
Социальное положение

3
Историческое
место   потребности
Прошлое
Настоящее
Будущее

4
Уровень  удов-
летворения
потребности
Полностью удовлетворенные
Частично удовлетворенные
Неудовлетворенные

5
Степень
сопряженности
Слабосопряженная с другими потребностями
Высокосопряженная (автомобиль и бензин, лыжи и снег, электронные часы и батарейки и т. д.)

6
Частота удов-
летворения
Единично удовлетворяемые
Периодически удовлетворяемые Непрерывно удовлетворяемые

7
Природа воз-
никновения
Основные
Вторичные Косвенные

8
Применяемость        потребности
В одной области
В нескольких областях
Во всех областях

9
Комплексность   удовлетворения
Удовлетворяется одним товаром Удовлетворяется несколькими товарами Удовлетворяется взаимозаменяемыми товарами

10
Отношение общества
Отрицательное
Нейтральное
Положительное

11
Степень   эластичности
Слабоэластичные (для удовлетворения   физиологических потребностей)
Эластичные (для удовлетворения высших потребностей) Высокоэластичные (предметы роскоши)

12
Способ удовлетворения
Индивидуальный
Групповой
Общественный








Контрольные вопросы
Что такое мотивация;
Чем отличается индивидуальная мотивация от групповой;
Потребности и их виды.

Практическое занятие № 9
Тема: «Разрешение конфликтных ситуаций»
Цель - Закрепление знаний студентов о сущности конфликта, развитие у них навыков анализа конфликтных ситуаций различных типов и формирование умения принимать управленческие решения в сложных ситуациях социального взаимодействия.
Студент должен
уметь:
- контролировать выполнение подчиненными производственных заданий на всех стадиях работ;
знать:
- отраслевые примеры отечественной и зарубежной практики организации труда;
- методы планирования, контроля и оценки работ подчиненного персонала;

Порядок проведения занятия

Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение занятия в форме решения ситуационных задач. Им сообщают тему и цель занятия. Дают указания по самостоятельному изучению литературы и освоению основных понятий: «конфликт», «причина конфликта», «конфликтная ситуация», «инцидент». Особое внимание обращают на уяснение соотношения между этими понятиями.

В ходе занятия. Студентам предлагают решить задачи с конкретными ситуациями, ответив на вопросы, приведенные в конце каждой задачи.

Варианты решения задач обсуждаются в учебной группе.
Задача 1
Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой.
Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.

Задача 2
Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную – молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.
Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.

Задача 3
Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возник конфликт.
Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

Задача 4
Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю
Вопрос. Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные варианты.

Задача 5
В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью.
Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

Контрольные вопросы
1. Понятие конфликта.
2. Виды конфликтов.
3. Способы разрешения конфликтных ситуаций.

Практическое занятие №10
Тема: «Анализ профилактики стресса и методов борьбы с ним »

Цель - развитие навыков анализа методов борьбы со стрессами.
Студент должен
уметь:
- контролировать выполнение подчиненными производственных заданий на всех стадиях работ;
знать:
- отраслевые примеры отечественной и зарубежной практики организации труда;
- методы планирования, контроля и оценки работ подчиненного персонала;
Задание Самостоятельно:
Разработать ситуации, при которых работник оказывается в стрессовой ситуации;
Выявить симптомы и причины стресса;
Определить последствия и методы борьбы со стрессом.

Контрольные вопросы
1. Понятие стресса.
2. Причины стрессов.
3. Способы борьбы с последствиями стресса.

Практическое занятие № 11
Тема: «Приемы и методы делового и управленческое общения в области профессионального менеджмента»
Цель: Научиться составлять план и проводить эффективные беседы, собрания, совещания. Рассмотреть виды и формы делового общения, научиться вести переговоры.
Студент должен
знать:
- отраслевые примеры отечественной и зарубежной практики организации труда;
- методы планирования, контроля и оценки работ подчиненного персонала;
- организацию производственного и технологического процесса.
уметь:
- планировать расстановку кадров в зависимости от задания и квалификации кадров;
- использовать средства материальной и нематериальной мотивации подчиненного персонала для повышения эффективности решения производственных задач;
– контролировать выполнение подчиненными производственных заданий на всех стадиях работ.
Ситуация 1
Вы видите, что на переговорах Ваш партнер намеренно искажает факты. Как Вы поступите в этом случае?
Ситуация 2
Вы ведете переговоры, Ваш партнер утверждает нечто, безусловно ошибочное, с Вашей точки зрения, и неприемлемое для решения данной проблемы. Вам необходимо переубедить его.
Ситуация 3
На переговорах вместо того, чтобы выдвигать конкретные предложения, оппонент ссылается на Ваши прежние промахи, имевшие место несколько месяцев назад. Как Вы поступите в этом случае?
Ситуация 4
На переговорах между Вами и Вашим партнером произошел конфликт. Вас обоих быстро захватывают отрицательные эмоции. Напряжение стремительно возрастает. Ваши действия в этой ситуации?
Ситуация 5
Вы установили контакт с японской фирмой, с которой хотите заключить договор. Вас приглашают в Японию, встречают как самого дорогого гостя, предлагают обширную программу развлечений с обедом в дорогом ресторане, а когда дело доходит до переговоров, японцы просят подождать пару дней. И потом довольно продолжительное время сообщают Вам о периодически возникающих затруднениях. Как Вы поступите в этой ситуации?
Ситуация б
«Расшифруйте» позы и жесты Вашего партнера:
- расстегнут пиджак;
- руки скрещены на груди, кулаки сжаты;
- сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку;
- голова слегка наклонена набок;
- медленно снимает очки, тщательно протирает стекла;
- прикрывает рот рукой во время своего высказывания;
- прикрывает рот во время слушания;
- старается на смотреть на Вас.
Дайте им подробную характеристику.
Ситуация 7
Вы - менеджер фирмы и Вам предстоят переговоры, очень важные для Вас, с представителем другой фирмы по поводу заключения договора. В начале беседы Вы видите, что Ваш партнер настроен благожелательно и поэтому эмоционально «расписываете» ему все преимущества Вашего с ним сотрудничества, сопровождая Вашу речь энергичными жестами. Но затем Вы замечаете, что Ваш партнер принимает «закрытую» позу - скрещивает руки на груди и, высказывая свое мнение по данному вопросу, избегает смотреть Вам в глаза. Ваши действия
Контрольные вопросы
Назовите факторы повышения эффективности деловой беседы.
Перечислите фазы делового общения.
Что включает в себя техника телефонных переговоров?
4. Необходимо ли руководителю, ведущему переговоры знать «язык жестов»?Аргументируйте свой ответ.

Практическое занятие № 12,13,14
Темы: «Способы эффективного управления личностью и группой», «Определение оптимального стиля управления», «Организация рабочего дня, недели»
Цель: научиться использовать приемы аттракции в управлении с подчиненными
Студент должен
знать:
- отраслевые примеры отечественной и зарубежной практики организации труда;
- методы планирования, контроля и оценки работ подчиненного персонала;
- организацию производственного и технологического процесса.
уметь:
- планировать расстановку кадров в зависимости от задания и квалификации кадров;
- использовать средства материальной и нематериальной мотивации подчиненного персонала для повышения эффективности решения производственных задач;
– контролировать выполнение подчиненными производственных заданий на всех стадиях работ.

Человек, владеющий приемами убеждения, получает большое преимущество в деловой беседе, при разрешении конфликтов, в выступлениях перед аудиторий. Существует несколько основных способов добиться того, чтобы собеседник поступил именно так, как Вы хотите: убедить или заставить. При этом первый способ требует аргументации, доказательств и определенного терпения. Если же ни то, ни другое не удается, то необходимо достичь взаимного компромисса.
Тест «Умеете ли Вы влиять на других?»
Основа основ в профессии менеджера умение влиять на окружающих.. Но есть ли у Вас такая способность, можете ли Вы повести людей за собой или Вам надо развивать эту черту характера? Помочь в поисках ответа на этот вопрос может приводимый ниже тест
Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:
Способны ли Вы представить себя в роли актера или политического деятеля?
Раздражают ли Вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстравагантно?
Способны ли Вы разговаривать с другим человеком на тему своих интимных переживаний?
Немедленно ли Вы реагируете, когда замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к своей особе?
Портится ли у Вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, которую Вы считаете для себя самой важной?
Любите ли Вы делать что-то очень трудное, чтобы продемонстрировать окружающим свои незаурядные возможности?
Могли бы Вы пожертвовать всем, чтобы добиться в своем деле выдающегося результата?
Стремитесь ли Вы к тому, чтобы круг Ваших друзей был неизменен?
Любите ли Вы вести размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений?
Любите ли Вы менять обстановку у себя дома или переставлять мебель?
Любите ли Вы пробовать новые способы решения старых задач?
Любите ли Вы ставить на место слишком самоуверенных и заносчивых людей?
Любите ли Вы доказывать, что Ваш начальник или кто-то весьма авторитетный в чем-то не прав?
Подсчитайте набранное Вами количество баллов, воспользовавшись для этого приведенной ниже таблицей.
Ключ к тестовому заданию «Умеете ли Вы влиять на других?»
Ответы


Вопросы


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Да
5
0
5
5
5
5
5
0
0
5
5
5
5

Нет
0
5
0
0
0
0
0
5
5
0
0
0
0


Если Вы набрали:
35-65 баллов - Вы человек, который обладает великолепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других, менять их модели поведения, учить, управлять, наставлять на путь истинный. В подобного рода ситуациях Вы обычно чувствуете себя как рыба в воде. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе. Он должен делать что-то для других, руководить ими, указывать на допущенные ошибки, учить их, чтобы они лучше чувствовали себя в окружающей действительности. Вы наделены даром убеждать окружающих в своей правоте. Однако Вам надо быть очень осторожным, чтобы Ваша позиция не стала чрезмерно агрессивной;
меньше 35 баллов - увы, хотя Вы часто бываете правы, убедить в этом окружающих Вам удается не всегда. Вы считаете, что Ваша жизнь и жизнь окружающих должна быть подчинена строгой дисциплине, здравому рассудку и хорошим манерам и ход ее должен быть вполне предсказуем.
Вы не любите работать «через силу». При этом Вы часто бываете слишком сдержанны, не достигая из-за этого желанной цели, а часто оказываясь и неправильно понятым.

Тест «Каков Ваш творческий потенциал?»
Тест позволяет оценить уровень Вашего творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения. Выберите один из предложенных вариантов:
1. Считаете ли Вы, что окружающий мир может быть улучшен?
а) Да.
б) Нет, он и так достаточно хорош.
в) Да, но только в отдельных сферах и направлениях.
2. Думаете ли Вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?
а) Да.
б) Нет.
в) Да, но в некоторых случаях.
3. Считаете ли Вы, что некоторые из Ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой Вы работаете?
а) Да.
б) Да, при благоприятных обстоятельствах.
в) Лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли Вы, что в будущем будете играть в обществе столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?
а) Да, наверняка.
б) Это маловероятно.
в) Возможно.
5. Когда решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что осуществите свое начинание?
а) Надеюсь.
б) Иногда сомневаюсь.
в) Уверен.
6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которого абсолютно не знаете?
а) Да, неизвестное меня привлекает.
б) Неизвестное меня не интересует.
в) Все зависит от характера этого дела.
7. Если Вам приходится заниматься незнакомым делом, испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства?
а) Да.
б) Удовлетворюсь тем, чего успел добиться.
в) Да, но только если это нравится.
8. Если дело, которого Вы не знаете, Вам нравится, хотите ли Вы знать о нем все?
а) Да.
б) Нет, хочу научиться только самому основному.
в) Нет, хочу только удовлетворить свое любопытство.
9. Когда Вы терпите неудачу, как Вы поступаете?
а) Какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу.
б) Машете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна.
в) Продолжаете делать свое дело, даже когда станет очевидно, что препятствия непреодолимы.
10. Профессию надо выбирать, исходя из:
а) Своих возможностей.
б) Стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней общества.
в) Преимуществ, которые она обеспечивает.
11. Путешествуя, могли бы Вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
а) Да.
б) Нет, боюсь сбиться с пути.
в) Да, но только там, где местность понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли Вы вспомнить все, что говорилось?
а) Да, без труда.
б) Всего вспомнить не могу.
в) Запомню только то, что меня интересует.
13. Когда Вы слышите слово на незнакомом языке, то сможете ли повторить его по слогам, без ошибок, даже не зная его значения?
а) Да, без затруднений.
б) Да, если это слово легко запоминается.
в) Повторю, но не совсем правильно.
14. Что Вы предпочитаете делать в свободное время?
а) Оставаться наедине, размышлять.
б) Находиться в компании.
в) Безразлично, что делать.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только тогда, когда:
а) Дело закончено и кажется Вам отлично выполненным.
б) Вы более или менее довольны.
в) Вам еще не все удалось сделать.
16. Когда Вы один:
а) Любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах.
б) Любой ценой пытаетесь найти занятие.
в) Иногда любите помечтать, но о вещах, которые не связаны с работой.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то станете думать о ней:
а) Независимо от того, где и с кем находитесь?
б) Можете делать это только в одиночестве?
в) Только там, где не слишком шумно?
18. Когда Вы отстаиваете какую-то идею:
а) Можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов?
б) Останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушивали?
в) Измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным?

Ключ к тестовому заданию «Каков Ваш творческий потенциал?»
Подсчитайте баллы, которые Вы набрали. В итоге оценки:
за ответ «а» - 3 балла;
за ответ «б» - 1 балл;
за ответ «в» - 2 балла.

Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы Вашей любознательности; вопросы 2, 3, 4, 5 - веру в себя; вопросы 9 и 15 - постоянство; вопрос 10 - амбициозность; вопросы 12 и 13 - слуховую память; вопрос 11 - зрительную память; вопрос 14 - Ваше стремление быть независимым; вопросы 16, 17 - способность абстрагироваться; вопрос 18 - степень сосредоточенности.
Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных баллов покажет уровень Вашего творческого потенциала:
и менее баллов - Ваш творческий потенциал, увы, невелик.
Но, быть может, Вы просто недооценивали себя, свои способности к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему
и более баллов у Вас вполне нормальный творческий
потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют творить, но у Вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, Ваш потенциал позволит Вам творчески проявить себя.

Задание1
Ситуации
Ситуация 1
У Вас «горит» важный контракт. И от Вашей встречи с клиентом зависит очень многое. Вы нервничаете перед встречей и осознаете, что настроены давить на собеседника. Однако Вы решаете держать себя в руках и проявить гибкость, терпение и осторожность. Но уже в середине разговора замечаете, что инициатива «ушла» из Ваших рук, и Вас очень умело заставляют соглашаться с теми пунктами контракта, с которыми соглашаться нельзя. Вы чувствуете, что сейчас все развалится, если Вы что-нибудь не предпримете. Вас охватывает чувство безнадежности. Ваши действия?

Ситуация 2
Ваша фирма благополучно миновала все экономические кризисы и ее финансовое положение отличное. Но Вы заметили, что прежние энтузиазм и рвение подчиненных угасли, а впереди - международная выставка и Вам как никогда нужна сплоченная профессиональная команда. Какими способами Вы поднимете упавший дух команды?

Ситуация 3
В 1999 г. завод с многолетней историей переживал не самые лучшие времена. Экономическое неблагополучие, отсутствие каких-либо (перспектив, казалось, само по себе является благодатной почвой для возникновения и распространения пассивных настроений, но данная ситуация усугублялась еще и тем, что руководство не отступало от своей закрытой информационной политики.
Работникам не было известно, что происходит в настоящее время и что ожидает завод и всех их в будущем. Постоянные переживания из-за неопределенности ситуации не могли не сказаться на эмоциональном состоянии и поведении людей. Были распространены апатия и подавленность, часто слышалось «мы здесь не хозяева, от нас ничего не зависит». Средний возраст персонала составлял около 45 лет (две трети работников это люди пенсионного или предпенсионного возраста), отмечалась высокая текучесть кадров.
Большинство сотрудников занималось постепенным растаскиванием заводского имущества, а среди рабочих часто можно было наблюдать в конце дня алкогольное опьянение. Относительно высокая заработная плата рассматривалась большинством из них как «моральная компенсация» за неопределенность, отсутствие перспектив, а также за скрытность руководства и его «глухоту» к опасениям, предложениям и пожеланиям рабочих.

Определите, какую роль сыграли слухи в решении проблем организации? Сформулируйте предложения по перестройке процессов коммуникации.
Объясните, можно ли считать слухи полноправным каналом коммуникации в любой организации? Могут ли слухи быть полезны? Каким было отношение руководства к слухам в данной ситуации?

Задание № 2
Проанализируйте любые пять из предложенных десяти ситуаций, сложившихся на фирме, обоснуйте причины и источники их возникновения (явные и неявные) и предложите способы мотивации сотрудников с целью устранения конфликтной ситуации с максимальной пользой для фирмы. Причины возникновения выбранных вами ситуаций сформулируйте сами. В связи с этим будут различны результаты решений данной ситуаций.

Ситуации:
Ценного специалиста по маркетингу переманивает конкурент.
Организация находится на начальной стадии формирования коллектива. Люди с большим трудом «притираются» друг к другу. Происходит много разногласий.
Отдел-победитель внутрифирменного соревнования прошлого года в новом году занял предпоследнее место.
В плановом отделе в третий раз возникают громкие скандалы между сотрудниками.
Из офиса генерального директора происходит утечка информации конкуренту.
В организации работают преимущественно женщины, межличностные отношения напряжены.
Молодые сотрудники постоянно участвуют в проектах НИР на стороне.
В адрес руководства корпорации постоянно поступают анонимки на генерального директора.
Работники крупной корпорации противятся слиянию с другой крупной компанией.
Опытный (10 лет стажа работы) специалист стал хуже выполнять задания.

Задание №3
Ситуация « Проблемы Надежды Березкиной».
Шесть лет назад Надежда Березкина закончила механико-математический факультет университета и довольно быстро устроилась работать в банк программистом. По характеру Надежда человек искренний и открытый. В банке она была душой коллектива, к ней обращались за советом, доверяли даже личные тайны. Однако банк не выстоял в сложные годы перестройки и закрылся. Больше года Надежда пыталась найти работу по специальности, но ничего не получилось, и тогда она решила сменить профессию, стать продавцом. Ей удалось устроиться в кондитерский отдел большого продуктового магазина.
Работа в магазине была организована посменно, в смене было занято пять продавцов и один кассир. Надежда легко вошла в коллектив и стала старательно овладевать профессией. Работала она аккуратно и добросовестно. Открытая и искренняя манера общения привлекали людей, и вскоре у нее появились свои покупатели. Она узнавала их «в лицо» и с удовольствием обсуждала с ними варианты возможной покупки.
Руководитель отдела отмечала хорошую работу нового продавца. Дважды она ставила ее в пример другим девушкам, а по итогам работы за квартал отметила денежной премией. Казалось, что все складывается хорошо, но Надежда стала замечать холодок в отношениях с другими продавцами. Однажды, обслуживая очередного покупателя, она услышала за спиной: «Ишь, выслуживается!». Сначала она даже не отнесла это на свой счет, но потом стала замечать недоверие. Когда в обеденный перерыв обсуждали громкую перебранку, возникшую между продавцом их отдела и покупателем, не стали слушать ее мнение. В другой раз замолчали, когда она подошла к разговаривающим девушкам. Отношения становились все хуже и хуже. С ней уже говорили только по делу. Все ее попытки выяснить, что случилось, наталкивались на глухую стену молчания.
Наконец разразился скандал. В отделе, где работала Н. Березкина, обнаружили недостачу. Так бывало и раньше. Сумма была небольшая, и ее обычно покрывали сообща, но тут вся смена поднялась войной на Надежду, обвинив в недостаче ее. На собрании коллектива