Конспект урока в 9 классе Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными


-1-
9 класс Урок - закрепление
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ
Цель урока:
1)закрепить умение опознавать СПП с придаточными определительными по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова; производить синонимичную замену СПП на простые с разными видами определений, пользоваться синтаксическими синонимами в своей речи; повторить правописание слов с непроверяемыми орфограммами, НЕ с разными частями речи; Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий;2)продолжить работу по формированию умений и навыков использования различных способов самоконтроля, опорных схем для закрепления теоретических сведений, создания текста-рассуждения на лингвистическую тему.
Оборудование: рабочие листы с заданиями, интерактивная доска ПО Notebook 10: опорные схемы «СПП», «Текст», «Текст-рассуждение», задания к уроку.
Ход урока.
1.Организационный момент.Сообщение цели урока.
2.Орфоэпическая разминка. Слайд 1.( По цепочке уч-ся произносят слова с соблюдением орфоэпических норм).
Баловать, балую, ворота, дефис, диспансер, добыча, договор, дремота, каучук, кафе, кофе, красивее, красивейший, квартал, лоскут, намерение, нанять, нанял, наняла, наняли, нанятый, обеспечение, облегчить, ободрить, проект, свекла, туфля, туфель, феномен, ходатайство, щавель, эксперт, эпидемия.- Укажите среди данных слов слова, в которых все согласные твердые (ворота, договор, кафе, квартал), все согласные звонкие (балую, договор, намерение, нанял), слова, в которых ударение падает на третий слог ( баловать, диспенсер, договор и др.).
-Орфоэпия тесно связана с орфографией. Почему? ( Орфография изучает правописание слов, а мы не всегда пишем так, как слышим и говорим.)
3.Обращение к рабочим листам.
Задание 1.Словарная работа. Слайд 2.(Проверка правописания и лексического значения слов из словаря.)
Заполните левый столбик подходящими словарными словами из данного ниже списка, вставляя пропущенные буквы.

Список литературы по теме –
Общий вид местности –
Пояснительное замечание –
Глава государства, крупных компаний –
Лицо, рассчитывающее на что-либо-
Физическое насилие –
Система взглядов общества, партии –
Человек с жизнерадостным мироощущением –
Человек с мрачным мироощущением –
Музыкальное сопровождение –
Места в зрительном зале -

-2-

Для справок: п..ртер, а(к,кк)омп..немент, п..(с,сс)..мист, опт..мист, пр..з..дент, б..бл..ография, л..н..шафт, к..(м,мм)ентарий, пр..т..ндент, р..ф..рендум, д..ф..рмация, т..(р,рр)оризм, ид..ология.
Данное задание на интерактивной доске на оценку выполняет 1 ученик (используется функция движения объектов,утилита множ.клонирования), затем учащиеся сверяют свою работу с работой на доске, вносят при необходимости коррективы. В Power Point проверка коллективная.
- Пополняем нашу речь еще одним словом из словаря.Угадайте это слово.
Слайд 3.
С ней выступают, ею завладевают, её подавляют и проявляют, берут и вырывают, перехватывают и захватывают, она может кому-нибудь принадлежать, но иногда она наказуема. Это… ИНИЦИАТИВА. (Используется функция движения объектов: убираетсяпрямоугольник; используется анимация:слово увеличивается ).
Учащиеся записывают слово, определяют его лексическое значение.
- Составьте и запишите с данным словом словосочетание со связью согласование (например, ученическая инициатива).
- Замените это словосочетание синонимичным со связью управление. (Инициатива учеников.)
- Какой раздел языкознания изучает строение словосочетания? (Синтаксис)
-Что еще является предметом изучения синтаксиса? (Предложение, текст)
Задание 2. Слайд 4.
Сравните грамматическую структуру предложений. В чем разница?
Кажется, что ей не больше шестнадцати лет.
Кажется, ей не больше шестнадцати лет.
Определяя грамматические основы предложений, учащиеся приходят к выводу, что первое предложение сложное, союзное, сложноподчиненное, а второе простое, односоставное, безличное, осложнено вводным словом.
-Что же мы знаем о сложноподчиненном предложении? Слайд 5.
С опорой на схемы уч-ся дает развернутый ответ о строении СПП, средствах связи между главным и придаточным, о месте придаточного предложения по отношению к главному.(На оценку с приведением своих примеров.)
- Каковы виды придаточных предложений?
-Определите по вопросам, какие виды придаточных представлены в данных схемах?Задание 3. Слайд 6.
Укажите среди данных предложений СПП с придаточными определительными, графически объясните свой выбор. ( Работа выполняется в рабочих листах и на интерактивной доске.)
1)Я всё-таки твердо верю, что наука – самое важное в жизни людей.
2)Чай вышли пить в сад, где цвели резеда и табак.
3)Был час ночи – время, когда природа погружена в сон.
-3-
4)Нужно серьезно готовиться к урокам, чтобы успешно сдать экзамены.
5)Помечтаем о жизни, какая она будет после нас.
6)Только то прекрасно, что серьезно.
- На основании проделанной работы еще раз назовите основные признаки придаточных определительных.
Работа с текстом.(Текст в рабочих листах)
Задание 4. Слайд 7.
Расставить пропущенные знаки препинания, вставить орфограммы.Поставить себе оценку.
(1)Письме…ая речь без знаков препинания трудна для понимания. (2)В начале прошлого века подобные трудности в пон..мани... написа…ого возн..кали довольно часто так как знание пунктуацио…ых правил не сч…талось об..зательным.
(3)Об огромной роли четкой ра…тановки знаков ра…казал К.Паустовский в книге «Золотая роза». (4) Писатель А.Соболев пр..нес в редакцию газеты ра…каз который был интересен по теме но написан пута..ыми раздерга…ыми фразами. (5)Ко(р,рр)ектор Благов взялся править произведение (не) выбросив и (не) вписав н.. одного слова. (6)Такое чудесное пр..вращение с текстом произошло только потому что ко(р,рр)ектор правильно ра…тавил знаки препинания разбил его на абзацы.
(7)Без умения ставить знаки препинания (не)возможно овл..деть письме…ой речью в целом поэтому так важно знать пунктуацию – раздел языкознания в котором ра… казывается об их употреблени.. . (8)Знаки препинания твердо держат текст и не дают ему ра…ыпаться – писал К.Паустовский.
( По Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко )Проверка.
- Докажите, что данные предложения являются текстом. Слайд 8.
- Какие синтаксические конструкции представлены в данном тексте?
-Графически объяснить знаки препинания в простых предложениях, в сложных предложениях и указать вид придаточных.
Алгоритм действия «Запятая в сложном предложении»:
1)нахождение грамматической основы;
2)определение средства связи между частями (союзы, союзные слова);
3)вопрос к придаточному предложению;
4)определение вида придаточного.
Учащиеся объясняют постановку знаков препинания, работая по алгоритму на интерактивной доске, сверяют свою работу с работой на доске.

Самопроверка орфографии.
-Над какими видами орфограмм работали? Кто справился без ошибок? Соответствуют ли ваши оценки нормам оценок?
4.Конструирование СПП с придаточными определительными.
Устранение речевых недочетов. Упражнение 95. Слайд 9.(Предложения проецируются на интерактивную доску, применяется функция движения объектов, скрытие объекта)
1.Мы въехали в поселок, который находился в лощине, которая начиналась сразу за лесом.

-4-

2.Деревья, возле которых мы расположились, одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой.
3.На столе стоял букет роз, аромат которых наполнял комнату, которая имела праздничный вид.
-Как можно устранить речевой недочет? (Заменить определительное придаточное, если это возможно, обособленным определением.)
Для справок: находившийся в лощине; начинавшийся сразу за лесом; засеянного рожью и гречихой; наполнявших комнату ароматом; имевшую праздничный вид. (На слайде слова скрыты в прямоугольники.)
Учащиеся предлагают свои варианты, предложение конструируется на доске, затем записывается в тетрадь. Знаки препинания расставляются и объясняются.
-Сделайте вывод: для чего нужно уметь пользоваться синтаксическими синонимами? (Синтаксические синонимы позволяют избежать речевых недочетов, делают речь выразительнее.)
5.Работа над лингвистическим сочинением- рассуждением.
-А теперь вам предстоит создать свой текст, употребив в нем СПП с придаточными определительными. Это лингвистическое сочинение-рассуждение «Зачем нужны запятые?» Назовите особенности текста-рассуждения. Слайд 10.
-Рассказать о роли запятых поможет текст Г.Граник и С.Бондаренко. Вспомним еще раз, какова его тема? ( Роль пунктуации в письменной речи.) Какова основная мысль? ( Знаки препинания делят текст на смысловые части, помогают однозначно понимать написанное.) Слайд 11-12.(Используется анимация-увеличение объекта).
-Какую роль играют запятые в письменной речи? (Разделительную, выделительную)
-Расскажите о роли запятых, приведите два примера из данного текста о разных функциях запятой, указывая номера нужных предложений. Объем сочинения не менее 50 слов. По возможности используйте в своем сочинении сложные конструкции, в том числе и СПП с придаточными определительными.
Проверка.
Работа одного из учеников.
Запятая – знак препинания, без которого нельзя обойтись.
Знаки препинания делят текст на смысловые части и помогают читающему и пишущему однозначно понимать написанное. Запятые, например, разделяют части сложного предложения (предложения 2, 4) , однородные члены ( предложения 4, 6). С помощью запятой можно выделить обособленные обстоятельства (предложение 5).
По справедливому утверждению К.Паустовского, «знаки препинания твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». С ним нельзя не согласиться.
6.Подведение итогов урока.
- Что сегодня на уроке было главным? Что было важным?
-5-
7.Оценки за урок, «Своя валюта» ( карточки «Талант» даются в качестве поощрения тем учащимся, которые отвечали на уроке, но еще не могут быть оценены. В процессе дальнейшей работы на уроках за 5 накопленных «талантов» выставляется оценка в журнал).8.Домашнее задание.

1.Повторить пар.10.
2.Знать правописание и лексическое значение нового слова.Сконструировать с ним и записать простое предложение.
3.На выбор: упр.99, 100, 101.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Рабочий лист.
Задание 1.Словарная работа.

Заполните левый столбик подходящими словарными словами из данного ниже списка, вставляя пропущенные буквы.
Список литературы по теме –
Общий вид местности –
Изменение тела под действием внешних сил –
Пояснительное замечание –
Глава государства, крупных компаний –
Лицо, рассчитывающее на что-либо-
Физическое насилие –
Всенародный опрос для решения государственного вопроса –
Система взглядов общества, партии –
Человек с жизнерадостным мироощущением –
Человек с мрачным мироощущением –
Музыкальное сопровождение –
Места в зрительном зале –
Для справок: п..ртер, а(к,кк)омп..немент, п..(с,сс)..мист, опт..мист, пр..з..дент, б..бл..ография, л..н..шафт, к..(м,мм)ентарий, пр..т..ндент, р..ф..рендум, д..ф..рмация, т..(р,рр)оризм, ид..ология.
Задание 2.
Сравните грамматическую структуру предложений. В чем разница?
Кажется, что ей не больше шестнадцати лет.
Кажется, ей не больше шестнадцати лет.
-6-
Задание 3.
Укажите среди данных предложений СПП с придаточными определительными, графически объясните свой выбор. ( Работа выполняется в рабочих листах и на интерактивной доске.)
1)Я всё-таки твердо верю, что наука – самое важное в жизни людей.
2)Чай вышли пить в сад, где цвели резеда и табак.
3)Был час ночи – время, когда природа погружена в сон.
4)Нужно серьезно готовиться к урокам, чтобы успешно сдать экзамены.
5)Помечтаем о жизни, какая она будет после нас.
6)Только то прекрасно, что серьезно
Задание 4.
Расставить пропущенные знаки препинания, вставить орфограммы. Поставить себе оценку.
(1)Письме…ая речь без знаков препинания трудна для понимания. (2)В начале прошлого века подобные трудности в пон..мани... написа…ого возн..кали довольно часто так как знание пунктуацио…ых правил не сч…талось об..зательным.
(3)Об огромной роли четкой ра…тановки знаков ра…казал К.Паустовский в книге «Золотая роза». (4) Писатель А.Соболев пр..нес в редакцию газеты ра…каз который был интересен по теме но написан пута..ыми раздерга…ыми фразами. (5)Ко(р,рр)ектор Благов взялся править произведение (не) выбросив и (не) вписав н.. одного слова. (6)Такое чудесное пр..вращение с текстом произошло только потому что ко(р,рр)ектор правильно ра…тавил знаки препинания разбил его на абзацы.
(7)Без умения ставить знаки препинания (не)возможно овл..деть письме…ой речью в целом поэтому так важно знать пунктуацию – раздел языкознания в котором ра… казывается об их употреблени.. . (8)Знаки препинания твердо держат текст и не дают ему ра…ыпаться – писал К.Паустовский.
( По Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко )