Разработка урока по физике в 7 классе Агрегатные состояния вещества


Учитель физики ФУО « Комплекс детский сад- гимназия «Голубой парус» высшей категории
Колосовская А.П
Раздел физики: Первоначальные сведения о строении вещества. 7 класс
Тема урока : Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. Цели и Задачи 
Образовательные:  Формирование представления учащихся об информационных моделях. Развитие знаний о физических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на основе представлений о молекулярном строении вещества с использованием информационных моделей. Составить информационную (табличную) модель «Изменение физических свойств вещества». 
Развивающие:  Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами, их вызвавшими, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность. Развить умение описывать информационные модели выделяя существенные цели моделирования используя знания предметной области физика. 
Воспитательные:  Продолжить формирование познавательного интереса к предмету Физика . Формирование   самостоятельности и ответственности при изучении нового материала. Воспитать в ребенке творческое восприятие мира. 
Тип урока: Урок – исследование
Технологи урока: Технология проблемного диалогаОборудование: компьютеры, проектор, интерактивная доска, тарелка с кубиками льда, линейка измерительная, 3 термометра стакан с водой, мензурка, два сосуда разной формы, шары.
Ожидаемые результаты :
1. Знания, умения, навыки, качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят учащиеся в ходе урока: Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Строение твердых тел, жидкостей и газов. Физические особенности агрегатных состояний вещества Описывать строения веществ в различных агрегатных состояниях. Объяснять физические особенности агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетической теории. Проведения лабораторных исследований. Коммуникации в малых группах. Нравственная направленность во взаимоотношениях. 2. Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс: Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Познавательные УУД: осуществлять фиксацию выборочной информации об окружающем мире; строить сообщения в устной форме; проводить сравнение; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. осуществлять фиксацию выборочной информации об окружающем мире; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать. Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 3. Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного урока: Учебно-познавательные: способы организации анализа; способы организации рефлексии, самооценки. Информационные: преобразование и передача информации. Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающими людьми; навыки работы в группе. Социальные: способность к сотрудничеству.
План урока:
1. Организационный момент
2. Проверка готовности к уроку
3. Мотивация. Определение темы урока и постановка задач урока.
4. Обсуждение агрегатных состояний вещества, поиск ответов на поставленные вопросы.
5.Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика твердых, и жидких и газообразных веществ», изготовление модели твердых, жидких и газообразных веществ.
6. Подведение итогов
7. Выставление оценок
8. Домашнее задание
/п Ход урока Деятельность учителя Деятельность ученика Номер слайда
1 Организационный момент
Проверить готовность к уроку Приветствие детей и гостей, проверка готовности к уроку.
Учитель: Урок у нас с вами сегодня необычный. Урок –исследование. Учитель с учащимися определяют задачи урока. Учащиеся вступают в диалог с учителем Слайд 1
Слайд 2
2 Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания
1.Учитель проводит разминку.
Предлагает самостоятельно правильные ответы в баллах фиксировать в листах ответа
2. К доске приглашаются два ученика. Готовят кластер.
3. Экспериментальное задание1.
-Как доказать, что молекулы движутся?
4. Экспериментальное задание2.
-Как доказать, что молекулы взаимодействуют?
5. Класс работает с вопросами. Взаимообъяснение. Учащиеся в листах ответов учащиеся выставляют баллы за правильные ответы
2. Двое учащихся выполняют кластер на тему «Строение вещества»
3. Учащийся работает с оборудованием. Дает определение о диффузии. Рассказывает от чего зависит диффузия. Показывает как диффузия зависит от температуры.
4.Учащийся работает с оборудованием. Рассказывают какие опыты доказывают, что между молекулами есть притяжение и отталкивание.
Отвечают друг другу на вопросы. Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 9
Слайд 10
3 Мотивация. Определение темы урока и постановка цели урока.
В тетради записываем число, тему, цель
Учитель: Показать кубик льда, воду . Вопрос: в каком состоянии находятся вещества ?
(показать модели на слайде)
- Это разные вещества?
- Кто догадается, о чем будет идти речь на уроке?
… О разных состояниях вещества
- А как называются такие состояния?
… Агрегатные
- Давайте вместе сформулируем тему урока
- Тема урока «Агрегатные состояния вещества и основные свойства твердых, жидких и газообразных веществ»
- Какую цель мы можем перед собой поставить?
- Мы сегодня рассмотрим разные состояния вещества – твердое жидкое и газообразное. Основная наша задача получить знания о физических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на основе представлений о молекулярном строении вещества с использованием информационных моделей. Составить информационную (табличную) модель «Изменение физических свойств вещества». 
Учащиеся вступают в диалоговое общение.
Учащиеся записывают тему урока.
Первый вопрос
1.Агрегатные состояния вещества
Дети пытаются сформулировать цели
Слайд 11
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
4 Обсуждение агрегатных состояний вещества, поиск ответов на поставленные вопросы. Учитель предлагает учащимся вопросы:
-Что общего у льда, воды и пара (газа)
-Чем отличаются лед, пар и вода?
-Как доказать, что это одно и то же вещество?
- Давайте попробуем доказать, что это одно и то же вещество.
… состоят из одних и тех же молекул (но мы этого не видим, как доказать)
…легко переходят из одного состояния в другое и обратно при нагревании и остывании
- Как вы думаете, чем же отличаются лед, вода и пар?
…температура, свойства, расстояния между молекулами (все тела при нагревании увеличиваются) в объеме, скорость движения молекул (в разных состояниях диффузия протекает по-разному), сохранение формы и объема, расположение молекул
Учитель предлагает рассмотреть следующий слайд16
Человечество в своей деятельности (научной, образовательной) постоянно создает и использует модели окружающего мира .Модели позволяют в наглядной форме представить объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия
Предлагает учащимся рассмотреть наглядные модели трех состояний вещества
Учитель проводит экспериментальную часть урока
Фронтальные ответы:
1.молекулы одинаковы
2. это три состояния вещества
Отличаются расположением молекул, движением молекул и взаимодействием молекул
3. тем что во всех трех состояниях молекулы одинаковы, но при изменении температуры вода может превратиться в пар или лед.
Учащиеся в игровой форме моделируют агрегатные состояния вещества: газ,жидкость, твердое тело.
Учащиеся делятся на три группы. Каждая группа получает задание, проводит эксперимент. Составляет отчет. Представляет отчет. Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
5. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика твердых, и жидких и газообразных веществ»
См. Приложение 1 Мне кажется, что вы уже готовы систематизировать добытые в ходе урока знания и заполнить таблицу.
Подсказки ищем в учебнике (§11) и на слайде.
1 ряд – газ
2 ряд – жидкость
3 ряд – твердое тело Запись второго опроса
Отличительные различия агрегатных состояний вещества
Работа в группах
Ученики систематизируют знания и заносят в таблицу, представляют материал, сравнивая его со содержанием слайдов
Работа с учебником стр. таблица 5. Слайд 22 выдается ученикам в накопительную папку. Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
6. Первичное закрепление Учитель называет механические свойства состояний вещества.
Учитель предлагает задание «Подбери девиз!» Ученик работают с приложением и заполняют мини –таблицу. Соревнования по рядам.
Работа в группах Слайд 22
Слайд 23
7. Закрепление Учитель задает вопрос: Так чем же отличают агрегатные состояния вещества?
Учащиеся выполняют тест. Запись в тетрадях Учащиеся делают общий вывод – расположением, движением и взаимодействием молекул вещества
Самопроверка.
Критерий:
10- правильных ответов -5
8,9 – правильных ответов 4
7. 6 – правильны ответа 3 Слайд 24
Слайд 25
8. Подведение итогов урока. Работа с листом ответов. Выставление баллов.
Хочется представить вам несколько любопытных фактов:
-Всё известное вещество на Земле и за ее пределами состоит из химических элементов. Общее количество встречающихся в природе химических элементов – 94. При нормальной температуре 2 из них находятся в жидком состоянии, 11 – в газообразном и 81 (включая 72 металла) – в твёрдом.
-Жидкий воздух получили только в 1877 году под большим давлением, а гелий впервые был превращен в жидкость лишь в 1908 году.
-... из всех известных элементов в обычных условиях в жидком состоянии встречаются только два - ртуть и бром.
Показ фильма о жидком азоте:
-Солнечное тепло испаряет влагу с земной поверхности, конвективные потоки и диффузия позволяют парам достигнуть высоких атмосферных слоев. По мере движения вверх температура падает, пары конденсируются и образуются облака. Внутри облаков происходит формирование капель или снежинок и градин. Атмосферные осадки выпадают на землю в виде дождя или снега. В зависимости от времени года вода на земле может превратиться в лед, или наоборот, происходит таяние снега. На этом цикл замыкается Слайд 26
9. Домашнее задание §10
Ответить на вопросы:
Все вещества при остывании уменьшаются в объеме, почему вода при замерзании расколола банку? (1 вариант)
Оказывается, есть еще четвертое состояние вещества. Что это за состояние? (2 вариант) Слайд 27