Внеклассное мероприятие Прощание с Азбукой! (1 класс)


БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии
Сценарий праздника «Прощание с Азбукой»
Подготовила и провела
Плотникова Людмила Степановна
г.Чебоксары-2015
Цель: 
в игровой форме обобщить знания учащихся о звуках и буквах родного языка
Задачи:
-повторить изученные звуки и буквы; -закрепить основные понятия Азбуки;-развивать коммуникативные способности первоклассников;-воспитывать желание учиться; осознание важности процесса учения и познания для самосовершенствования и развития своего «я»; уважительное отношение к родному языку
ОБОРУДОВАНИЕ: аудиозаписи, презентация, стихи, загадки, инсценированный стих.
Ход мероприятия:
Звучит песня «Чему учат в школе».
Ученики: Мы помним тот звонок веселый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу
В свой самый лучший 1 класс.
(«Песня о школе» Д. Кабалевского)
Как встретил у дверей учитель –
Наш верный друг на много дней.
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Мы книгу «Азбуку» раскрыли,
Раскрыли чистую тетрадь.
Я спрятала куклу,
Играть не хочу.
Мне некогда очень –
Я буквы учу!
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам – строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!
Учитель: За окном весна в разгаре
День приветливый такой.
Нынче праздник в 1 классе:
День прощания с азбукой!
- Здравствуйте, дорогие ребята, мамы и папы. Сегодня у нас большой праздник. Мы закончили первую. школьную книгу – Азбуку. Совсем недавно, 1 сентября, вы переступили порог нашей школы и стали школьниками. За это время вы научились читать, писать, считать Хотя вы ещё маленькие, но уже грамотные граждане нашей страны. А научил вас читать и писать наша умная, интересная, занимательная Азбука. Давайте пригласим её сюда и скажем ей спасибо за то, что он научила нас читать.
Дети вместе с учителем 3 раза зовут Азбуку.
Вместо Азбуки выходит Вредный Ластик.
Вредный Ластик : Ну, что расшумелись? Чего разорались? Спать не даёте. Нету вашего Азбукашки.
Ведущий: Куда же он делся? Отвечай, Вредный Ластик!
Вредный Ластик: Куда, куда. Я ее стер.
Ведущий: Как стер? Совсем?
Вредный Ластик: (хихикает): А чего ее совсем стирать? Я так, некоторые буковки подправил, вам теперь вовек не догадаться, что там написано было. А то, ишь, грамотные стали. Смотреть противно. Пишут без ошибок, стирать нечего. Совсем про меня забыли. Вот помучайтесь теперь, долго вы Вредного Ластика помнить будете! (Хихикает и уходит).
Ведущий: Что же делать? (Берет со стола большие листы, на которых изображены картинки из азбуки). Вот они, картинки из азбуки. Пропали подписи, которые были написаны внизу. Что же там должно быть написано? (с. 41(Но! Но! Но!); 38 (Ау! Ау! Ау), с. 26 (О – О – О!)
Дети называют, какие комментарии должны быть написаны внизу картинок.
Ведущий: Какие вы молодцы, ребята, помогли Азбуке. Теперь она совсем здорова и может к нам выйти. Давайте еще раз ее позовем.
Дети с ведущим зовут Азбуку. Появляется Азбука.
Азбука: Здравствуйте, дорогие ребята!
Я – Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо,
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
А в книгах есть про все про все:
Про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая Земля.
Спасибо вам, что спасли меня. Что бы я делал в таком виде, с ошибками? А на Ластика вы не сердитесь, он на самом деле не злой, просто все ребята стали так хорошо учиться, что почти не допускают ошибок. А ему так хочется почаще с вами общаться!
Выходит Вредный Ластик.
Вредный Ластик: Ребята и Азбука, вы меня простите. Азбука правильно сказала, мне так скучно и одиноко! Я больше не буду вредничать!
Ведущий: Ребята, простим Ластика?
Вредный Ластик: Ура! Ура! Спасибо, ребята.
Азбука:
А для вас, ребята, я приготовил игру. Ластик и ты можешь с нами поиграть. Называется она «Угадай с одной буквы!». Давайте выберем одну любую букву. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать словами, начинающимися на эту букву. Готовы? (По очереди обращается детям).
Как тебя зовут? (Лиза)
В каком городе ты живешь? (Ленинград)
Как зовут вашу первую учительницу? (Людмила)
Какие цветы больше всего любит твоя мама? (лилии)
Как называется твоя любимая книжка? (Лисичка сестричка и серый волк)

Ведущий: Спасибо, Азбука, за интересную игру. А ребята тоже приготовили для тебя сюрприз.
А – глазастая Артистка.
Звать Артистку эту – Киска.
Даже в лютые морозы.
Дарят ей за пенье розы
Б – Бухгалтер – Бегемот,
Он всему ведет учет.
Бегемоту для работы
Голова нужны и счеты.
В – усатый строгий Врач,
Он уколет – ты не плачь
Веселей смотри вокруг:
Детский врач – котятам друг.
Г – Гимнаст – короткий хвостик,
Он умеет делать» мостик»,
Изогнуться по дуге
И согнуться буквой Г.
Д – ушами шевелит,
Это рыжий Дворник Тит.
Подметает Дворник двор,
Убирает Дворник сор.
Е – не дворник и не плотник,
Егерь он – лесной охотник.
В ожиданье перепЁлки
Он с утра сидит на Ёлке.
Ж – Жонглер. Его тарелки
Так и скачут, словно белки.
Не разбилось ни одной,
Вот так номер цирковой!
З – Закройщик – знает дело:
Шубу он кроит умело.
Шубу из овчинки
Он кроит для свинки
И – известный Инженер –
Дом построил, например.
И уселся на порог,
Как индИЙскИЙ мудрый Йог.
К – Кондитер – очень горд,
Он красивый выпек торт.
Торт красивый. Праздничный,
Словно домик сказочный.
Л – отважный Летчик это.
Выпив плошку молока,
Он летит в лучах рассвета
Обгоняя облака.
М – мохнатые реснички –
Машинист на электричке.
Улыбаясь до ушей,
Он катает малышей.
Н – Носильщик на вокзале,
На вокзале в первом зале.
Тащит он большой арбуз
И топорщит длинный ус.
О – Охранник на посту –
Смело смотрит в темноту,
Поправляет поясок,
Выпускает коготок.
П – ушастый Почтальон.
Письма в дом приносит он,
Поздравления, приветы
И от бабушки портреты.
Р – Рыбак – не спит на печке,
Карасей он ловит в речке.
Не на удочку, не шапкой –
Карасей он ловит лапкой.
С – Сапожник – сапоги
Для любой сошьет ноги.
К сапогам прибьет подковки
И – пляши без остановки.
Т – Турист. И в дождь, и в зной
Держит важно хвост трубой.
За спиной его – гитара,
Впереди – дорог немало.
У – Учительница Кошка –
Села с книжкой у окошка.
Замер весь кошачий класс,
Умный слушая рассказ.
Ф – Факир – взмахнул хвостом,
И раздался страшный гром,
А когда залез в буфет,
То полился дождь конфет.
Х – Художник носит бант,
У него большой талант.
На картине, как живой,
Пьет Хоттабыч чай с халвой.
Ц – прекрасный Цветовод,
Он цветы растит весь год.
У него в саду теплица,
Где зимой поет синица.
Ч – Чертежник. В черной туши
Он испачкал нос и уши.
Как закончил он чертеж –
Стал на чертика похож
Ш – Шофер – помыл машину,
Сел за руль и выгнул спину.
Загудел мотор, и шины
Зашуршали у машины.
Щ – умеет из щетинок
Щетки делать для ботинок:
Пусть ботинки у котят,
Как зеркальные горят.
Мягкий знак – как шпаг глотатель,
Мягкий знак у нас – писатель.
Сам, без маминой подсказки,
Пишет он стихи и сказки.
Ы – пыхтит как самовар,
Сыр готовит сЫровар.
Он к мышонку всей душой:
- Ешь, малыш! Расти большой!
Э – Электрик. Тете Мурке
Свет чинил он в переулке,
Влез на столб, да вот беда:
Перепутал провода.
Ю – Юрист – и сыт. И гладок,
Соблюдает он порядок,
Разговор ведет любезный
И дает совет полезный.
Я – Ямщик из старой книжки –
В шубе теплой, как у Мишки,
На санях он вдаль летит,
Повторяет алфавит.
(«Песенка – азбук»а сл. Заходера, муз. А Зарубы)
Азбуке: Спасибо, вам ребята, за замечательные стихи и песню.
Учитель: Многоуважаемая Азбука! Мы Вам хотим рассказать инсценированный стих Бориса Владимировича Заходера «Два и три»
Пошел Сережа в 1 класс
С Сережкой не шути
Считать умеет он у нас
Почти до 10.
Не грех такому мудрецу
Задрать курносый нос!
Вот так – то за столом отцу
И задал он вопрос:
- Два пирожка тут, папа, да?
А хочешь - на пари! –
Я доказать могу всегда,
Что их не два, а три!
Считаем вместе:
Вои один, а вот и два, смотри!
Один да два, - закончил сын,
Как раз и будет три!
- Вот молодей! Сказал отец –
И в самом деле три!
И потому я два возьму,
А третий ты бери!
Азбука: Молодцы, ребята! Очень интересные стихи.
Грустно мне будет без вас. Буду ждать следующего года и новых первоклассников.
ВЕД.  Ну, ребята, просто умнички! - А, сейчас, мы посмотрим, насколько сообразительные родители у наших первоклассников, и могут ли они отвечать хором так же дружно, как их дети красиво спели.
Дети загадывают загадки ( по очереди) РОДИТЕЛЯМ и друг другу
На столе передо мнойЗакружился шар земной.Арктика, экватор, полюс...Уместил всю Землю...(Глобус)
 До чего же скучно, братцы,На чужой спине кататься!Дал бы кто мне пару ног,Чтобы сам я бегать мог,Я б такой исполнил танец!..Да нельзя, я - школьный …(Ранец)
Я люблю прямоту, Я сама прямая.Сделать новую чертуВам я помогаю.Что-нибудь без меняНачертить сумей-ка.Угадайте-ка, друзья,.Кто же я?-…(Линейка)
 То я в клетку, то в линейку –Написать по мне сумей-ка!Можешь и нарисовать.Кто такая я?(Тетрадь.)
 Меж двумя звонками срокНазывается…(Урок.)
 Склеите корабль, солдата,Паровоз, машину, шпагу.А поможет вам, ребята,Разноцветная...(Бумага) [2]
 Всё на карте укажу -Полюс, тундру и Аляску.Я с учителем дружу.Угадали? Я - ...(Указка.)
 На коробку я похож,Ручки ты в меня кладешь.Школьник, ты меня узнал?Ну, конечно, я -...(Пенал)
 Буквы-значки, как бойцы на парад,В строгом порядке построены в ряд.Каждый в условленном месте стоитИ называется ...(Алфавит).
 Школы – не простые здания,В школах получают …(Знания.) [3]
ВЕД. - Молодцы! Вот в кого наши дети такие сообразительные.
Учитель: На каждом уроке книга учила нас дружить уважать друг друга, то есть учила быть просто хорошими людьми, Давайте вспомним, с какими чертами характера мы познакомились на уроках обучения грамоте.
А – аккуратность, активность
Б – благородство
В – верность
Г – гуманность
Е – единодушие
Ж – жалость
З – здоровье
И – искренность
К – культура, красота
Л – любовь
М – милосердие
Н – нежность
О – осторожность
П –патриотизм
Р – радость
С – справедливость
Т – терпимость
У – уважение
Ф – фантазия
Х – храбрость
Ц – целеустемленность
Ч – честность
Ш – широта души
Щ – щедрость
Э – элегантность
Ю – юмор
Я – ясность ума
Учитель: Наверное, все наши гости убедились в том, что азбука научила вас многому. Давайте за все это и скажем нашему учебнику спасибо!
Ученики: (хором) За все, чему ты нас учила, спасибо, азбука тебе.
Учитель: Ребята! Я хочу всем вам сказать спасибо. Спасибо за то, что вы справились с теми задачами, которые ставила перед вами «Азбука». Спасибо за то, что вы, ребята, многому научились, работая по этому учебнику.
Ученик: Мы азбуку прошли до корки,
Нам по чтению – 5!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения:
Нам сегодня выдают
У – до – сто – ве – ре – ни – я!
Учитель: Мы переходим к самой важной, торжественной части нашего праздника – вручению вам удостоверений.
Вручение удостоверений.
Ведущий: Ребята, давайте попрощаемся с Азбукой и споем ей на прощание песню.
(Исполняется песня «Прощай, Букварь»)
Все вместе: «Прощай, Азбука!»
Азбука: Ах! Совсем забыла я, друзья,
Что представить должна я,
Кто на смену мне придет,
Дальше вас учить начнет.
(Азбука уходит и входит Литературное чтение)
Литературное чтение: Вам мое почтение! (Кланяется).
Я – Литературное чтение.
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Вредный Ластик: (подходит к книге)
Пушкин, Лермонтов, Толстой…
Да, учебник непростой.
Так много интересного,
Пока мне неизвестного.
Литературное чтение:
Я от Азбуки слыхала,
Что вы знаете немало.
Любознательных люблю,
Щедро знания дарю.
Всем, кто хочет много знать,
Хорошо надо читать.
А сейчас попробуйте отгадать мои загадки: о каких героях идет речь? Отвечайте хором.
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет. (Федора.)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (Айболит.)
Он и весел, и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини Пух).
Враг людей и враг зверей
Злой разбойник … (Бармалей).
Скачет лошадь непростая, -
Чудо – грива золотая,
По горам парнишку носит,
Да никак его не бросит.
Есть у лошади сынок –
Удивительный конек,
Удивительный конек
По прозванью …(Горбунок).
Всех он любит неизменно,
Кто к нему б не приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена … (Крокодил).
Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигренок, не синица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок,
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
А зовется… ( Чебурашка)
Вредный Ластик: Ну, спасибо, угодили
Литературное чтение:

Ах, друзья, как это мило!
Вместе все вы отгадали.
И закончим развлеченье,
Завтра снова за ученье.
Ведущий: Слово предоставляется Анне Вячеславовне, библиотекарю школьной библиотеки.
Слово предоставляется родителям.
Все ребята поют песню на мотив «Голубой вагон».
Праздник наш сегодня завершается,
С Азбукой простились мы сейчас.
Наши мамы пусть не беспокоятся,
С радостью мы ходим в первый класс.
Солнышко ласково
В небе улыбается,
Детские песенки
Слышим тут и там.
Дружные, дружные
Девочки, мальчики
Радостно учатся,
Весело живут.
Ведущий:
Вам спасибо за вниманье,
За задор, за звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь:
Говорим мы: до свиданья!
До счастливых новых встреч!