Внеклассное мероприятие по литературному чтению Прощание с азбукой. (1 класс)


Сценарий праздника «Прощание с азбукой».
Цели: подведение итогов букварного периода обучения; воспитание любви к книге, к
чтению; развитие желания читать.
Уч.: Добрый день! Мы приветствуем вас на празднике «Прощание с азбукой».
Учащиеся 2 класса исполняют танец под музыку «Под небом голубым».
(Под песню «Чему учат в школе» первоклассники выходят в зал и строятся в 2 ряда. )Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи
Лесорубы и шахтёры.
Комбайнеры и актеры,
Повара и кузнецы.
Водолазы и певицы.
Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс.
Все ходили в первый класс,
Наша очередь сейчас.
Мы смешными малышами
В первый раз пришли в наш класс
Нам букварь с карандашами
Подарили в первый раз.
И шарики воздушные
Мы унесли с собой.
Счастливые, веселые,
Вернулись мы домой.
Но праздники кончаются
И наступают будни
И труд каш ученический,
Порой довольно трудный.
И маме с папой не понять
Как трудно было прочитать
Нам в первый раз "Ау”, "Уа"
Такие сложные слова.
Нет среди нас лентяев -
Все мы прекрасно знаем.
Важно буквы все знать
Важно учиться читать.
Дети исполняют песню «Если хочешь много знать»
(Ученики возвращаются на свои места, участники сценки готовятся к выступлению )Мини-пьеса "Лиса, тетерев и зайчата"
Действующие лица: лиса, тетерев Терентий, двое зайчат.
Оборудование: макет (ширма) дерева с дуплом, куст, плакат с надписью "Зайцы! Здесь
ходит лиса'".
(Тетерев сидит на дереве иди аналогичном возвышении. Рядом висит плакат "Зайцы! Здесь ходит лиса". Выбегают зайчата.)ЗАЙЧ АТА: Здравствуй, дядюшка Терентий!
ТЕРЕНТИЙ: Здравствуйте, зайчата. Что вы здесь делаете?
ЗА Й Ч АТ А: Играем.
ТЕРЕНТИЙ: А разве вы не видите плакат, который я написал для вас? Прочтите его.
ЗАЙЦЫ: А мы читать не умеем.
Мы не научились!
Мы пока только иностранные языки изучаем.
ТЕРЕНТИЙ: И какие же вы иностранные языки изучаете?
ЗАЙЦЫ: Я научился лаять по-собачьи: Гав! Гав!
А я мяукать по-кошачьи: Мяу! Мяу!
ТГЕРЕНТ ИЙ: Очень хорошо! Эти иностранные языки вам может быть, очень пригодятся в жизни. Но всё-таки обязательно нужно научиться читать. Если бы вы умели читать, то прочитали бы на этом плакате; "Зайцы! Здесь ходит лиса!"
(Зайцы испугано прижимаются друг к другу)
ТЕРЕНТИЙ: А вот и она сама. Зайчата, прячьтесь в кусты. (Зайцы прячутся за куст. Появляется лиса, замечает плакат)ЛИСА: Опять. Терентий, ты здесь этот глупый плакат повесил! Безобразие! А зайцев ты здесь не видел? Такие маленькие, глупенькие, хорошенькие...
ТЕРЕНТИЙ: Нет. не видел.
ЛИСА: (показывая в сторону кустов) А что-то там вроде кусты шевелятся? Не они ли это' Посмотри, Терентий, тебе сверху всё видно...
ТЕРЕНТИЙ: Да, нет. там кажется собака, а за ней, похоже, охотник.
ЗАЙЦЫ (из-за кустов): Гав! Гав!
ЛИСА: Ой, собака. Ой, охотник! Бегу, Терентий, прощай, некогда мне!
(лиса убегает)
ЗАЙЦЫ: Гав! Гав! (выходят из-за кустов) Спасибо тебе, Терентий.
Выручил нас.
ТЕРЕНТИЙ: Да и вы не растерялись, вовремя залаяли. Пригодились вам иностранныеязыки.
ЗАЙЦЫ: Конечно, но теперь мы ещё и учиться читать начнём.
Обязательно начнём. Теперь мы видим, что и уметь читать тоже очень важно.
До свидания, дядюшка Терентий.
ТЕРЕНТИЙ: До свидания, зайчата.
Уч.: Зайчата осенью пойдут учиться в школу, станут, как и вы – первоклассниками, научатся читать.
Группа участников вокального кружка исполняют песню «Первоклашки»
(Под музыку выходят первоклассники и строятся полуовалом.)
Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова.
Слова - в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало.
Пускай года пройдут и много- много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
И праздник посвящается лишь ей!
В азбуке, как на параде,
Гласные, согласные —
Стояли буквы разные.
Но не вместе в строчке, а поодиночке.
Учитель: По порядку алфавита стройся!
Гласные!
Здесь!
Согласные!
Здесь!
Буквы, которые не обозначают звуков!
Здесь!
Буквы-значки. Как бойцы на парад,
В чётком равненье построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется он - АЛФАВИТ.
С «А» азбука наша, друзья, начинается.
С буквами встреча для вас открывается.
Наш герой без всяких штучек
В букве «Б» увидел ключик.
Что когда-то подарила
Ему бабушка Тортила.
Завитушка-кренделек,
Он попал к нам на урок.
И теперь он в алфавите
Буквой «В» стоит, смотрите!
Встал по струнке уголок
В «Азбуке» моей, дружок.
Он не хочет быть углом,
«Г» его мы назовем.
Есть изба на курьих ножках
На неведомых дорожках.
Почему же та изба
Рядом с буквой «Г» и «А»?
Буква «В» мне объяснила:
Применялась злая сила.
Мы исправим это зло:
Буква «Д» у нас - «добро»
«3» зеркально отразили –
Букву «Е» мы получили.
Завиточки, завиточки...
К букве «Е» прибили точки. Куда дели букву Е?
Теперь Ё стоит, не Е!
Что за чудо?! Вот так да! Страшный жук ползет сюда. Среди букв остановился,
В букву «Ж» он превратился.
Ой, Маришка, посмотри!
На странице цифра «три».
Как в слова она попала?
Букву «3» я в ней узнала!
Я две палочки, дружок, Соединил наискосок.
Ты внимательно смотри:
Эта буква - буква «И»!
Йогурт, Йемен, йод и йог:
Буква «Й» дает урок.
Я отрезок взял, поставил. Уголок к нему приставил.
И теперь из уголка
Получилась буква «К».
Наши палочки устали. Ровненько стоять не стали.
Вот друг к дружке наклонились,
В букву «Л» оборотились.
Буквы «Л» я две поставил.
Букву новую составил.
И теперь скажу я всем:
Эта буква - буква «М»!
Вот с подушками кровать.
Но на ней не будем спать.
Знает Настя и Арсен.
Что кровать та - буква «Н».
Знаем, Карлсон любит плюшки,
А Незнайка выбрал сушки.
И пока не понял, что
Взял не сушку, — букву «О».
В руки палочки возьми.
Да не две, а лучше три.
Две поставь, а третью
На них положим, дети.
Что за буква? Посмотрите
И ее мне назовите. (Буква «П»)
Вырезал флажок упорно,
Только вышел он неровно.
Но зато у нас теперь
Есть цветная буква «Р».
Ночью в небо я смотрел:
В небе каравай висел.
Кто потом его клевал?
Букву «С» кто рисовал?
Тесто, тучки, телефон,
Точки,танкер и тритон.
Как антенны, встали в ряд –
Буквы «Т» в словах стоят.
Мо лоток возьми, дружок:
Буква «Т» — тот молоток.
Среди букв стоит сучок
Или для пальто крючок.
И по правде вам скажу —
С буквой «У» всегда дружу.
Буква «Ф» так нарядилась,
В пышный бантик превратилась.
Я его пришила к рюшке,
К платью маленькой Катюшки.
Повернул я плюс — ха-ха!
Он теперь не плюс, а «X» (ха).
На качели мы присели.
Что за странные качели!
Не качаются никак...
Это буква «Ц». чудак!
Вот буква «Ч».
А наш Егорка
Кричит дедуле:
Тут четверка! —
Потом увидел он «четыре».
Тут буква «Ч»! —
Кричит он Ире.
А теперь смотри, дружок:
В нашей строчке гребешок.
Не могу никак понять:
Что им можно расчесать? (Буква «Ш»)
Щетка есть, но вот беда:
Не чистят ею никогда.
Пусть в строй букв она вернется,
Буквой «Щ» всегда зовется.
Раз два слова: «сели», «съели» —
Друг на друга поглядели.
Не поймут те забияки:
Их отличье - в ТВЕРДОМ ЗНАКЕ!
Вот, ребята, мягкий знак
Держит палочку в руках.-
Мягкий знак, ну не спеши!
Ты же станешь буквой «Ы»!
Этот знак – смотри, дружок, -
Примостился в уголок.
И теперь у нас не угол,
А для топки нужный уголь.
Мастер наш, фотограф Петя,
Букву "С" застал в буфете.
Буква эта так крутилась,
Так смеялась и дразнилась
Что потом на фото Петя
Букву «С »уже не встретил.
Там – представьте вы себе!-
Получилась буква «Э»!
«О» -смотрите: вот дела!-
В руки палочку взяла.
На неё облокотилась,
В букву «Ю» оборотилась.
«Я» вперёд поставит ножку
И закончит всю дорожку.
От начальной буквы «А»
Я до «Я» дошёл, друзья!
Дети исполняют песню «Расстаёмся с букварём»
Уч.: Все буквы изучены и закрыта последняя страница нашей азбуки. А вы знаете, что букварю более 400 лет? Это самая старая учебная книга во всем мире. И много лет она учит читать детей. И вам азбука помогла, открыла для вас светлый путь в увлекательный мир знаний.
Беру букварь в последний раз
Несу букварь в просторный класс
И дорогому букварю
Я говорю «Благодарю!»
Ты книга первая моя.
Теперь читать умею я.
На свете много книжек есть
Все книги я смогу прочесть.
Я с этой книгой в первый раз
Пришел в свой первый, светлый класс.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
Умею я теперь читать!
Уч.: Чему же нас научил букварь? Отгадайте загадки.
Загадки.
Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква ,..
Эта буква так кругла –
Укатиться бы могла...
Вы посмотрите:
Кто такой, загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув в баранку ногу?
На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3...
Ты с этой буквою знаком:
Стоят 2 колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок.
Игра «Новые слова»
Из каждого слова выньте по одной букве (фонеме) так, чтобы получилось новое слово: горсть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран, сопло, весна, коса, кость...Закончить пословицы.
Век живи - (век учись).
Кто много читает, тот (много знает).
Испокон века книга (растит человека).
Ученье – свет, а не ученье – (тьма).
Уч.: Вдоль картинок мы шагали.
По ступенькам-строчкам шли.
Ах. Как много мы узнали!
Ах, как много мы прошли!
Дети, вспомним любимые страницы букваря.(Ученики выходят с «Азбукой».)
«Как хорошо уметь читать» -
Узнали мы из азбуки.
Вспомните, повторите,
«Читалочку» прочтите.
(Ученик читает «Читалочку»)
Знаем правила движенья,
Будем сторого выполнять.
Есть три цвета светофора,
Помни! Три всего – не пять!
(Ученик читает «Три цвета есть у светофора»)
Как принёс на лапах снег.
Первый снег котишка!
Мы об этом на уроке
Прочитали в книжке.
(«Первый снег»)
На уроке чтения
Учились мы терпению.
И считали мы котят –
Раз, два, три, четыре, пять.
Михалкова знают дети,
Наташа прочтёт стихи эти.
Уч: Много весёлых стихотворений мы прочитали в «Азбуке». Они дарят нам замечательное настроение и помогают хорошо учиться, так же, как и весёлые песни, которые поют наши дети.

Участники кружка вокала исполняют песню «Бум.ла -ла».
(Под музыку выходят дети)
Ну вот и перевернута Последняя страница.
Теперь уже не с Азбукой
Будем мы учиться.
Ты, Азбука, отдохни.
И на полке полежи.
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами, Подружились сказки с нами.
Был наш путь не очень долгим. Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик.
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?
Из года в год, из века в век
Работал много человек.
Писались сказки, их не счесть
И я их всех смогу прочесть.
Теперь я сам смогу прочесть.
Какие реки в мире есть.
Какие в мире чудеса,
Что неизведанно пока.
Из книги я узнать смогу.
Как жили люди в старину,
Кто и когда указ издал
И город наш обосновал.
А хочешь ты узнать о бегемотах, Слонах, ужах и о болотах
И о синичке, и о пчёлке.
Возьми об этом книгу с полки. Тебе не надо никого
Теперь просить прочесть её.
Нас научил читать букварь.
В нем много нового узнали
И на его страницах мы
Друзей хороших повстречали.
А впереди простирается море,
Там на широком и вольном просторе,
Там в море Знаний, где волны и ветер.
Милую Азбуку помните, дети.
Уч: Слово предоставляется нашему библиотекарю Светлане Григорьевне.
Сценки. «Гуси - лебеди» по стихотворению А. Барто.
Сценка «Телефон».К. Чуковский.
Выходят дети – «Азбука» и «Литературное чтение».(В руках - книги).
\
Азбука: Дети, мне очень грустно с вами разлучаться. Но вы уже выросли, хорошо читаете, поэтому я привел вам нового друга.
Чтение, прими эстафету.
Веди учеников по дорогам планеты.
Пусть не погаснет желанье ребят - Творить добро на планете Земля.
Книга «Литературное чтение»
Очень рада встречи с вами!
Хочешь плыть по океанам,
Опускаться в глубину,
Побывать во многих странах
И домчаться на Луну,
Быть отважным следопытом
В чащах вековых? –
Все края тебе раскрыты
На страницах книг.
Как, друзья, вам всем я рада!
Встреча с вами - мне награда!
Вот шелестят мои страницы,
Будем хорошо учиться!
(Под музыку выходят все дети, встают в два ряда).
Исполняют песню «Песенка Грамматея».
Уч: Дети, теперь вы – настоящие читатели. И вам вручаются дипломы читателей и подарок, конечно же – книга.