Учебно-исследовательская работа на тему Золотое слово русской литературы. Цветовая палитра в Слове о полку Игореве


РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГАГИНСКОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Тархановская основная школа –
филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ветошкинской основной школы
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Золотое слово
русской литературы»
Цветовая палитра
в «Слове о полку Игореве»

Работу выполнила
учащаяся 9 класса
Соловьёва А.
Руководитель:
Е. А. Гусева,
учитель русского языка
и литературы
ТАРХАНОВО
2016
Оглавление
Введение………………………………………………………….………………2
Глава 1. Функции цветовых эпитетов в художественной литературе
1.1. Понятие о цветописи как литературном приёме…………………….4
1.2. Значение цветов в символической системе традиционной народной культуры………………………………………………………………..…………5
1.3. Разновидности прилагательных, обозначающих цвета, в поэме «Слово о полку Игореве»……………………………………………………..….6
Глава 2. Через цветопись – к идее произведения
2.1. Русские и половцы: «свои» и «чужие»…… …………………………..8
2.2. Роль постоянных эпитетов ……………………….……………….....14
Заключение………………………………………………………………………15 Использованная литература……………………………...…………..…………16
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Сила любви к родине, к Русской земле покоряет
читателей “Слова…”. Вот почему значение
“Слова…” так безмерно выросло в наши дни.
Вот почему оно находит такой горячий отклик
в сердцах всех людей, беззаветно преданных
своей Родине.
Д. С. Лихачёв
    
Более восьми веков живёт "Слово о полку Игореве" полнокровной жизнью, и сила его воздействия на читателей не только не ослабевает, но разрастается и расширяется. Почему же время не имеет власти над "Словом…"? Произведения искусства воплощают в В. М. Васнецов. Баян себе длительные традиции. Они продолжают жить и за пределами своей эпохи. В лучших своих произведениях – произведениях гуманистических, человечных в высшем смысле слова – искусство не знает старения. Наиболее высокие произведения продолжают быть современными столетия. (Приложение 1)
Современное искусство – это всё то, что читают, смотрят и слушают люди в данный момент, независимо от того, в какое время были созданы эти произведения. Наиболее совершенные из них продолжают жить и участвовать в жизни народа и его культурного богатства. «Слово о полку Игореве" посвящено походу на половцев князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича в 1185 году. Войско Игоря было разбито половцами, а сам Игорь попал в плен. Такого жестокого потрясения еще не бывало в русской истории. Этот памятник русской средневековой литературы мы вправе считать произведением не только древней, но в известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает своей поэтической энергией и воспитывает идейно, учит литературному мастерству и любви к родине. Его отличает прочная живая связь с мировоззрением и творчеством всего народа.
Автор "Слова…" использует различные художественные средства изображения: гиперболы, метафоры, сравнения, контрасты, эпитеты, олицетворения. Вдумчивое чтение, размышление над образами, работа над изобразительно-выразительными средствами позволяют приблизиться к культуре Древней Руси. Показательно, что цветовая палитра может приобретать символическое значение. Каждый цвет становится постоянным атрибутом какой-либо темы или образа и может быть прочтен  или истолкован как сигнал, знак.
Какую же роль играет цветопись в этом литературном памятнике, насыщенном красками?
Цель данной работы: раскрыть идею произведения, воплощенную в «Слове о полку Игореве», через символику цвета.
Задачи исследования:
выяснить значение цветовой гаммы в символике народной культуры;
проанализировать цветопись в поэме «Слово о полку Игореве»;
установить её связь с идеей произведения.
Значимость работы заключается в том, что она формирует соответственную гражданскую позицию, чувство патриотизма, выявляет возможности анализа текста как способа познания художественного произведения.
Объектом исследования явился текст памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в переводе Н. А. Заболоцкого.
Глава 1. ФУНКЦИИ ЦВЕТОВЫХ ЭПИТЕТОВ
В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Понятие о цветописи как литературном приёме в художественном произведении
Пользуясь определённой гаммой цветов или одним цветом, автор выражает свои чувства, эмоции, идею.
Цветопись – это один из литературных приёмов, с помощью которого писатель заставляет внимательного читателя задуматься над глубиной произведения.
Цветопись является способом передачи цвета, красок окружающего мира языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а словно мелкими штрихами, наполняя ими своё художественное произведение. Обычно цветопись выражается с помощью прилагательных, однако может выражаться и существительными, и другими частями речи.
Например:
Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела-дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.
Затмение солнца напоминается читателю четырежды в разные моменты похода. Сама природа словно предупреждает, что военный поход ничего хорошего не принесёт. Зато в конце поэмы читаем:
Но восходит солнце в небеси –
Игорь-князь явился на Руси.
Итак, цветопись играет важную роль в художественном произведении: она создает общее лирическое настроение, передает чувства и переживания лирического героя, выступает оригинальным средством выражения авторской оценки.
1.2. Значение цветов в символической системе традиционной народной культуры
Сводить цветовую палитру произведения к простому противопоставлению их как светлых и темных или теплых и холодных не стоит. Ведь каждый цвет важен сам по себе и имеет свое значение, закрепленное за ним в символической системе традиционной народной культуры. По мнению исследователей, можно говорить о цветовом коде, реализующемся в текстах традиционной народной культуры, и о круге символического употребления для каждого цвета. Каждая из космических сфер имеет «свой» цвет: небесная область богов — белого цвета, земная область людей, мир жизни — красного (природный мир Земли символизировал зеленый цвет), нижний мир делился на водные глубины — синего цвета и подземный мир, преисподнюю — черного. Это представление нашло отражение и в христианской литературе.
Красный цвет многозначен. Это символ огня, как карающего, так и очищающего, это цвет «животворного тепла», а, следовательно, символ жизни. Также этот цвет связан с кровью. Поэтому он   означает и войну, конфликт, трагедию, гнев, жестокость.
Белый цвет часто противостоит красному как символ божественного света, он имеет значение чистоты и святости, отрешенности от мирского (цветного), устремленности к духовной простоте и возвышенности. Но он может обозначать и смерть, болезнь, зло, отчуждение, страдание. Зеленый цвет символизирует юность, цветение. Это типично земной цвет; он противостоит в изображениях небесным и «царственным» — пурпурному, золотому.  
Символика черного цвета у большей части народов в основном негативна. Черный в противоположность белому воспринимался как знак конца, смерти. Неслучайно поэтому обитающая в нижнем мире «нечистая сила» — синего и черного цвета. Черное делает бессильным зрение человека, что само по себе грозит опасностью. Основные символы: смерть, ночь печаль, горе.
Что означает синий цвет? Его основная символика — синева безоблачного неба. Но есть и негативное значение, которое исходит из близости этого цвета к черному, то есть цвету смерти и зла.  Желтый («золотой») цвет выражает  состояния, связанные с позитивной энергетикой: веселье, радость, праздник, игра, красота, богатство. Таким образом, используя цветовую атрибутику, авторы художественных произведений более точно и в то же время ярко и образно имеют возможность описать признаки, качества, свойства реалий окружающей действительности,
1.3. Разновидности прилагательных, обозначающих цвета, в поэме «Слово о полку Игореве»
Не пора ль нам, братия, начать    О походе Игоревом слово,    Чтоб старинной речью рассказать    Про деянья князя удалого?..
«Слово о полку Игореве»
По утверждению филолога А. М. Панченко, абсолютное большинство текстов, традиционно относимых к древнерусской художественной продукции, полностью или почти полностью лишено цвета. Чего нельзя сказать о «Слове о полку Игореве». Цвет занимает важное место в поэтической системе этого произведения.
Представление о нём автор дает различными способами, но на первом месте стоят две разновидности прилагательных.
К первой принадлежат цветообозначающие прилагательные. К ним относятся, например, белый (свет, хоругвь), зеленый (саван), серый (волк), черный (ворон, день), червлёный (стяг, щит), синий (море). Серый — смешанный цвет, остальные — чистые.
Вторая группа цветообозначающих определений в «Слове..» – это отпредметные прилагательные: серебряный, золотой, жемчужный, кровавый (кровяный). В некоторых случаях они прямо указывают на цвет, только в переносном значении: кровяные зори, кровавая гора, кровавая река, золотой «шелом», златой престол, серебряные берега, струи реки, седина, а иногда — опосредованно. Например, кровавые травы, берега и кровавая река — это залитые кровью, а значит, красные от крови, почти чёрные:
И расстался с братом брат родной
На реке кровавой, на Каяле.

Берега Немиги той проклятой
Почернели от кровавых трав…
Серебряное копьё — сделанное из серебра, но этот эпитет употреблен в ряду цветообозначающих прилагательных: белая хоругвь, черленый стяг, что делает и его цветообозначением.
Эпитет золотой (а также злаченый, златоверхий и т. п.) обозначает в произведении «княжеский» (золото — княжеский атрибут), но с ним связано и понятие о ярком свете, подобном солнечному, уничтожающему чёрные силы. В одном случае автор «подсказывает» это читателю, речь идёт о Всеволоде Святославиче, брате Игоря:
Где ты ни проскачешь, тур, шеломом
Золотым посвечивая, там
Шишаки земель аварских с громом
Падают, разбиты пополам…
Метафора «жемчужная душа» построена на сравнении чистой души князя Изяслава, в одиночестве умирающего на поле битвы, с чистой, светлой, перламутровой белизной жемчуга:
Один в степи свою жемчужну душу
Из храброго он тела изронил…
Примечательно, что блеск «жемчужной» души сочетается с блеском «золотого ожерелья» (знак княжеского достоинства) на шее князя:
…Через златое, братья, ожерелье
Ушла она, покинув свой приют.
Глава 2. ЧЕРЕЗ ЦВЕТОПИСЬ – К ИДЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
2.1. Русские и половцы: «свои» и «чужие»
…Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей,
Чем от рук поганых полонёну!
Сядем же, братья,   на лихих коней
Да посмотрим синего мы Дону!
«Слово о полку Игореве»
В поэме одни и те же цветовые эпитеты используются и как простое цветообозначение, и с символическим подтекстом. Художественные функции цветовых эпитетов в «Слове…» различны.
Автор стремится резко противопоставить русских и половцев как «своих» и «чужих» и вводит это противопоставление в следующую систему: свет — тьма, солнце — тучи, земля — море, земля — поле и т. д. Этому противопоставлению служит также оппозиция черленого — синего (оппозиции земля — море) и золотого — черного (соответствующая оппозиции солнце — тучи).В «Слове о полку Игореве» красный цвет используется не только как цветовое обозначение, но и в значении положительной оценки - «красивый, прекрасный». Эпитет «красный» (по-древнерусски «черлёный» или «червленый») использован в метафоре – имени князя:
…И Роману Красному хвалу
Пела лебедь, падая во мглу.
В слове «кровь» читатели видят красный цвет. Это слово, став прилагательным-определением, одновременно обозначает «пропитанный кровью» и «красный от крови». В основном, красный цвет в поэме и ассоциируется с огнём и кровью. Автор называет «червлёными» несколько раз щиты во время кровопролитного боя:
…Уж лиса на щит червлёный брешет,
Стон и скрежет в сумраке ночном…

…Изяслав, Васильков сын,…
В чужом краю, среди кровавых трав,
Кипучей кровью в битве обагрённый,
Упал на щит червлёный, простонав…
Как уже говорилось, символика синего цвета не всегда была однозначной. В «Слове…» синий цвет подчеркнуто связан с половцами, которые живут «у синего моря», «на синем Дону»:
Сядем, братья, на лихих коней
Да посмотрим синего мы Дону!
Из всех рек, упомянутых в «Слове…», только Дон, половецкая, враждебная для русских река, характеризуется, как и в фольклоре, эпитетом «синий». Постоянный фольклорный эпитет Дуная, главной священной славянской реки, — «белый».
Эпитет «синий» несет негативный смысл и в выражении «синие зарницы», которое употреблено в символическом значении. Хотя эпитет молнии — синяя (в значении «синеватая, отливающая голубым цветом), был едва ли не постоянным.  В художественной литературе нового времени прилагательное «синий» также довольно часто употребляется как определение цвета огня, пламени, в том числе в качестве эпитета молнии.
Но черные тучи, идущие с моря, — это полчища половцев, надвигающихся на русских, а синие молнии — это сверкающие половецкие сабли.
Уж трепещут синие зарницы,
Вспыхивают молнии кругом.
Вот где копьям русским преломиться,
Вот где саблям острым притупиться,
Загремев о вражеский шелом!
«Синее вино» из сна Святослава также имеет символический смысл и соотносится с половцами:
…На кровати тисовой меня
Покрывали чёрной пеленою.
Черпали мне синее вино…
«Синее вино» можно понимать как темное, мутное вино. Но, кроме этого, вино в произведении — символ крови. Кровавое (это пояснение символа и одновременно указание на ярко-красный цвет) вино — это кровь русских, которой они напоили сватов-половцев на битве-пире:
Недостало русичам вина,
Славный пир дружины завершили –
Напоили сватов допьяна
Да и сами головы сложили.
Синее же вино, которым поят Святослава, — это кровь половцев, символически связанных с синим цветом: во сне со Святославом происходит то, что на самом деле происходит с русскими на реке Каяле.
Уж трепещут синие зарницы,
Вспыхивают молнии кругом…
Противопоставление «солнце — тучи» реализуется в произведении и как оппозиция золотого и черного цветов. Золото – это образ света, оно символизирует свет солнца и в связи с этим является атрибутом русских князей. Солнце, золото, русские князья — все они излучают свет: солнце «трижды светлое» в Плаче Ярославны (Приложение 2), «посвечивает» золотой шлем Всеволода, как и другие золотые и позолоченные предметы, Игорь — «свет светлый» и т. д. Таким образом, основную роль «светоносного» цвета в этом произведении выполняет прилагательное «золотой». Тучи же, стремящиеся «прикрыть» четырех князей-солнц, и пелена, покрывающая, словно тучи, Святослава во сне, — черные. (Приложение 3)
Вероятно, можно говорить также о скрытой цветовой оппозиции в тексте черного ворона (символ врагов-половцев) и сокола (символ князей), постоянный эпитет которого в фольклоре — «ясный», т. е. светлый.
Прилагательное «белый» не имеет в «Слове…» символического значения. Оно встречается три раза как цветообозначение: «белая хоругвь», «белый свет», «белый день».
В последних двух случаях «белый» служит для выражения антитезы:
Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела-дня ночная тень
Ополченья русские закрыла.
Не свет, а сумрак падает на воинов. Тень, тьма, которая окутала дружину Игоря среди белого дня, – это предвестие близкой гибели. Солнечное затмение, согласно верованиям славян, перед походом предвещает беду.
По окончании третьего дня битвы:
И закрылось небо, и погас
Белый свет над Русскою землёю,
И, как барсы лютые, на нас
Кинулись поганые с войною.
Горе русской земли автор воспринимает как своё собственное, в этих строчках выразились и боль, и тревога, и смятение. (Приложение 4)
Из многочисленных значений, приписываемых слову «бусый», можно сделать вывод, что они обозначал серый цвет с различными оттенками: темно-серый (свинцовый), серо-синий и серо-голубой (сизый), серо-коричневатый (бурый). В тексте «Слова…» «Бусово время» — это, вероятно, в переносном значении — темно-серое, мрачное время:Девы готские у края
Моря синего живут.
Русским золотом играя,
Время Бусово поют.
Злорадствующие по поводу поражения русских готские «девы» во Сне Святослава воспевают мрачное темное время, когда черные тучи половцев прикрыли на Каяле всех четырех князей-солнц, когда тьма одолела свет. Готские девы (готы — соседи половцев, сочувствующие им) не случайно поют на берегу «синего моря».
Мрачные, темные цвета играют определённую роль как в символическом описании надвигающихся половецких войск (черные тучи, синие молнии, кровавые, т. е. зловещие, зори), поражении княжеского войска (почерневшее от крови поле боя), так и во Сне Святослава (черная пелена, синее вино, синее море). Им противопоставлены радостные, светлые картины: картина первого, удачного для русских, боя, где описание трофейного знамени построено на красном, белом, серебряном цвете:
А червлёный стяг с хоругвью белой,
Челку и копьё из серебра
Взял в награду Святославич молодой,
Не желая прочего добра.
Рисуя картину возвращения Игоря на родину (Приложение 5), автор пишет, как князь благодарит реку Донец за то, что она
…на волнах Игоря качала,
Берег свой серебряный устлала
Для него зелёною травою.
Но трава может играть и роль погребального покрова:
А Борису, сыну Вячеслава,
Зелен-саван у Канина брега
Присудила воинская слава
За обиду храброго Олега.
А в других описаниях река, трава, берега – кровавые.
Таким образом, для выражения своих чувств, отношения к героям и оценки происходящего автор использует богатые возможности цветовой палитры.
2. 2. Роль постоянных эпитетов
В «Слове о полку Игореве» используется множество постоянных эпитетов, образующих вместе с определяемым словом сращение, не содержащих указания на цвет. «Когда в „Слове о полку Игореве“ говорится о черном вороне или сером волке, то, видимо, было бы опрометчиво придавать цвету какое-либо значение. Ни автор, ни читатель не осознавали это как нечто серое или черное. Это — символы и только, некие …представления, где цвет был переживанием, уже чувственно недейственным». К похожим словосочетаниям исследователь относит «синее море», «зеленое древо». Но это не совсем так.
Автор «Слова…» заставляет по-новому звучать стершиеся, казалось бы, эпитеты. «Зеленая трава» противопоставлена «кровавой траве», что также обновляет постоянный эпитет.
То же самое касается и «черного ворона», «серого волка» и «синего моря», «увидеть» цвет которых помогает символическое значение этих цветов в произведении:
…Будь то чёрный ворон – половчин.
А в степи, с ордою своею дикой
Серым волком рыская чуть свет,
Старый Гзак на Дон бежит великий… Или:
Далеко ты, сокол наш могучий,
Птиц бия, ушёл на сине море!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Слово о полку Игореве» представляло собой призыв к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Оно не только повествует о событиях Игорева похода, но и дает оценку событиям.
Это пламенная и взволнованная речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Это речь то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в Родину, полная гордости за нее, за ее будущее.  Именно в патриотическом настрое «Слова о полку Игореве...» кроется секрет его долголетия и непреходящей ценности.
В произведении используется множество художественных средств, и каждое из них выполняет определённую роль в замысле автора и его воплощении.
Метафоры и эпитеты позволяют автору более масштабно описать героев и природу.
Сравнения помогают ярче описать подвиги русских воинов.
Олицетворения делают поход Игоря более колоритным, а цветопись и звукопись передают атмосферу происходящих событий.
Это произведение свидетельствует не только о том, каким тонким было восприятие цвета у древнерусского человека, как богата была цветовая палитра, насколько разработана была цветовая терминология и символика, но и о виртуозном использовании цвета автором произведения в художественных целях.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бычков В. В.  Эстетическое значение цвета в восточнохристианском искусстве. М.: «Наука», 1975 г.
2. Википедия – свободная энциклопедия 3. Лихачёв Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л.: «Художественная литература», 1985 г.
4. Панченко А. М. «О цвете в древней литературе восточных и южных славян». Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ)
5. Российская Академия Наук. Энциклопедия «Слова о полку Игореве». Т. 1. Санкт-Петербург, «Пушкинский Дом»: 1995г.