Дополнительная общеобразовательная рабочая программа военно-патриотического клуба Амурский тигр


муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Ромненская средняя общеобразовательная школа имени И.А. Гончарова»
Согласовано.
Заместитель директора по УВР_Путря Г.А.
_________________________
Дата Подпись Утверждена.
Педагогическим советом школы
(протокол № 1 от 26 августа 2014 г.)
Утверждена.
Директором МОБУ Ромненская СОШ ______________________/Т.В.Пасечникова/
Приказ № 50 от 08.09.2014 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
военно-патриотического клуба
«Амурский тигр»
руководитель: Онищенко Николай Александрович
на 2014-2015 учебный/год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
     На основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
     Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
      Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
     В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
    В связи с этим на базе МОБУ Ромненская СОШ имени И.А. Гончарова создан военно-патриотический клуб «Амурский тигр», в котором подростки приобретут нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.  
  Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.
      Участниками военно-патриотического клуба «Амурский тигр» являются дети и подростки 10-17 лет.
         Рабочая программа военно-патриотического клуба «Амурский тигр» разработана в соответствие с:
Конституцией Российской Федерации;
Законом Российской Федерации «Об образовании»;
Конвенцией ООН «О правах ребенка»;
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Уставом школы.
     Основными принципами деятельности военно-патриотического клуба являются:
принцип добровольности;
принцип взаимодействия;
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
принцип междисциплинарности;
принцип преемственности;
принцип равноправия и сотрудничества;
принцип гласности;
принцип самостоятельности;
принцип ответственности;
принцип коллективности;
принцип ответственности за собственное развитие.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛУБА
ЦЕЛЬ: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
ЗАДАЧИ:
подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;
воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу;
воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА
     Деятельность клуба ведется по 3 направлениям:
Общая физическая подготовка;
ОБЖ (самосохранение, оборона, спасение)
Основы военной и специальной подготовки.
     Программа деятельности по каждому направлению ориентирована на ребят, склонных к исследовательской, поисковой и военно-спортивной деятельности.
     Основные формы работы клуба:
соревнования;
конкурсы;
смотры;
слеты;
конференции;
экскурсии;
клубные встречи;
игры;
турниры;
эстафеты и т.д.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
     В результате реализации данной программы:
участники военно-патриотического клуба достигнут высокого уровня общефизической подготовки;
члены клуба освоят правила безопасного поведения в повседневной жизни, принципы здорового образа жизни, способы самообороны и самосохранения, подготовятся к действиям в чрезвычайных  ситуациях  и экстремальных условиях;
у детей и подростков сформируется потребность в регулярных занятиях физической культурой, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей;
компенсируются отсутствующие в основном образовании знания, умения и навыки в области краеведения, физкультуры, медицины, спорта, военной подготовки.
Структура программыПрограмма разработана на один учебный год, продолжительностью девять месяцев. Общее количество часов – 306, недель – 34.
Продолжительность учебного дня – 3 часа, учебного часа – 40 минут. При проведении полевых выходов, стрельб, а также других занятий, связанных с участием в военно-патриотических сборах и соревнованиях, продолжительность учебного дня не регламентируется.
материально-технические условия образовательного процесса
№ Наименование имеется
1 Книгопечатная продукция: основная и дополнительная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература в наличие
2 Дидактические материалы в наличие
3 Информационно-коммуникационные и технические средства обучения: ноутбук, видеопроектор, сканер, ксерокс. в наличие
4 Цифровые образовательные ресурсы: учебные диски, медиатекав наличие
5 Учебно-практическое оборудование: макеты автомата Калашникова, учебные таблицы, пневматические винтовки, учебные гранаты, мины, противогазы, общевойсковые защитные комплекты в наличие
6 Спортивный зал в наличие
7 Тренажерный зал в наличие
8 Пришкольный спортивный городок в наличие
9 Полоса препятствий в наличие
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ№п/п Наименование разделов Общееколичество часов
Физическая подготовка 33
Огневая подготовка 39
Уставы Вооружённых Сил Российской Федерации 12
Радиационная, химическая, биологическая и химическая защита 18
Строевая подготовка 48
Тактическая подготовка 24
Военно-медицинская подготовка 27
Военно-патриотическая подготовка. 105
Итого: 306
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Тема 1. Гимнастика. Разучивание и тренировка в выполнении упражнений на гимнастической скамейке, стенке, тренажерах, в лазанье по канату. Разучивание и тренировка в выполнении упражнений: подтягивание; сгибание и разгибание рук в упоре; прыжок в длину с места; тренировка в выполнении упражнений с тяжестями и в лазанье по канату.
Тема 2. Рукопашный бой.Изготовки к бою без оружия. Передвижения в боевой стойке. Приемы самостраховки. Приемы нападения и защиты с автоматом, от удара ножом, обезоруживание противника.
Тема 3. Преодоление препятствий. Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по элементам. Изучение техники метания гранат с места и в движении. Тренировка в метании гранат на точность и дальность.
Разучивание приемов и действий при выполнении общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий. Изучение техники метания гранат стоя с места, в движении, с колена и лежа. Тренировка в метании гранат на точность и дальность.
Тема 4. Ускоренное передвижение.Начальное обучение технике бега. Техника бега на короткие дистанции, старт, финиш. Техника бега на средние и длинные дистанции.
Техника бега по пересеченной местности.
Тренировка в беге на короткие (100 м) и средние (1 км) дистанции
Тема 5. Комплексные занятия.Общая физическая подготовка: подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре; прыжок в длину с места; упражнения на силовых тренажерах; с тяжестями; в лазанье. Тренировка в беге на 100 м и 1 км.
Игровые упражнения, способствующие развитию БЫСТРОТЫИгровые упражнения, способствующие развитию СИЛЫИгровые упражнения, способствующие развитию ЛОВКОСТИИгровые упражнения, способствующие развитию ГИБКОСТИСТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА Тема 1. Строевые приемы и движение без оружия.Занятие 1. Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю.
Занятие 2. Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправится», «Отставить», «Головные уборы – снять (надеть)».
Занятие 3. Строевая стойка. Повороты на месте.
Занятие 4. Строевой и походный шаг.
Занятия 5-6. Повороты в движении.
Занятие 7. Отдание воинской чести на месте и в движении.
Занятие 8. Выход военнослужащего из строя и подход к начальнику. Возвращение в строй.
Занятие 9-14. Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия.
Тема 2. Строевые приемы и движение с оружием.Занятия 1-2. Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте.
Занятия 3-4. Повороты и движение с оружием. Отдание воинской чести с оружием на месте и в движении. Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй с оружием.
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА И ОРУЖЕЙНОЕ ДЕЛО ЦЕЛЬЮ изучения данного курса является подготовка юношей к воинской службе путем освоения ими стрелкового оружия.
ЗАДАЧИ обучения:
познакомить каждого курсанта с боевыми свойствами и устройством пневматического оружия, стрелкового оружия России и боеприпасов к нему.
научить подготавливать оружие к стрельбе, выполнять приемы и правила стрельбы из него по неподвижным целям, чистить и смазывать оружие;
научить вести огонь из автомата (пистолета) боевыми патронами по условию начального упражнения.
Изучение материальной части оружия и обучение стрельбе из него могут проводиться в иной последовательности, чем указано в плане, в виду наличия тех или иных типов оружия. Например, учиться стрелять можно во время областных военно-спортивных и военно-патриотических учебных сборов.
Особое внимание на любых занятиях, в т. ч и при изучении учебного оружия и боеприпасов, следует уделять соблюдению правил техники безопасности.
Примерный учебно-тематический план занятийТема № 1. ВведениеЗанятие № 1. Краткий экскурс в историю развития стрелкового оружия. Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
Тема № 2. Материальная часть и ТТХ пневматической винтовки и пистолетаЗанятие № 1. Назначение и боевые свойства пневматической винтовки и пистолета. Принципы работы механизмов пневматического оружия. Устранение основных неисправностей.
Занятие № 2. Неполная разборка и сборка оружия. Чистка и смазка. Приведение оружия к нормальному бою.
Тема № 3. Материальная часть и ТТХ автомата Калашникова.Занятие № 1. Автомат Калашникова во всех его модификациях. Серия автоматов АК-100. Модификации, история создания. Ручной пулемет Калашникова. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата.
Занятие № 2. Последовательность неполной сборки и разборки автомата. Назначение и общее устройство основных частей и механизмов. Отработка нормативов по разборке-сборке оружия.
Занятие № 3. Подготовка АК к стрельбе. Возможные задержки и неисправности при стрельбе и способы их устранения. Снаряжение магазина патронами и заряжение автомата.
Занятие № 4. Принадлежности к автомату. Порядок чистки и смазки оружия и его хранение.
Занятие № 5. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип действия ручных гранат. Порядок осмотра и подготовки гранат к броску. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами.
Тема №4. Материальная часть и ТТХ пистолета Макарова (ПМ)Занятие № 1. Назначение, боевые свойства, общее устройство принцип работы ПМ. Назначение и общее устройство основных частей и механизмов.
Занятие № 2. Последовательность неполной сборки и разборки ПМ. Чистка и смазка. Снаряжение магазина патронами. Отработка нормативов по разборке-сборке оружия.
Тема №5. Стрелковое оружие России и боеприпасы к нему.
Тема № 6. Правила и меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасамиЗанятие № 1. Общие правила безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Положение оружия, меры безопасности при обращении с ним во время следования на транспортных средствах, несения боевой службы, на занятиях и стрельбах. Правила производства предупредительного выстрела.
Занятие № 2. Порядок осмотра оружия и патронов перед стрельбами. Меры предосторожности при устранении задержки. Правила заряжения и разряжения оружия. Меры безопасности при стрельбе.
Тема №7. Приведение оружия к бою.
Тема №8. Правила стрельбы из стрелкового оружия.Занятие № 1. Выбор установки прицела и точки прицеливания для стрельбы по неподвижным целям.
Занятие № 2. Виды изготовок для стрельбы из винтовки (автомата, пистолета) лежа, сидя, стоя, в перемещении.
Занятие № 3. Выполнение упражнения учебных стрельб (УУС) из пневматической винтовки. Обучение стрельбе по неподвижной цели.
Занятие № 4. Выполнение упражнения по метанию ручных гранат.
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЗАДАЧИ обучения. При обучении личного состава тактике необходимо, научить курсантов координированной и слаженной работе в составе отделения.
Методические рекомендации.
Все занятия следует проводить на практике, используя для этого условия сильнопересеченной местности. На занятиях ведется подготовка по дисциплинам туризм, минно-инженерная, огневая подготовки.
Занятия по устранению боязни огня, высоты и воды начинаются во время весенне-летних областных учебных сборов. Основное время тактико-специальной подготовки приходится на весенне-летний период (расписание учебных часов не регламентируется).
ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКАТема 1. Оказание первой медицинской помощи.Занятие 1. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений. Использование табельных и подручных средств для остановки кровотечения. Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние конечности.
Занятие 2. Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, живот, верхние и нижние конечности. Первая медицинская помощь при переломах костей, вывихах и ушибах. Использование подручных материалов на поле боя дли иммобилизации переломов костей.
Занятие 3. Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
Занятие 4. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и отморожениях. Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация. Отморожения, переохлаждения, ознобления и замерзание: причины, признаки, классификация.
Занятие 5. Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе. Оказание первой медицинской помощи при отравлении техническими жидкостями и поражении электрическим током. Меры безопасности при работе с ядовитыми жидкостями и электрическим током.
Занятие 6. Первая помощь при радиационных поражениях, поражениях отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами.
Тема 2. Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих и правила пользования ими.Занятие 1. Табельные средства индивидуального медицинского оснащения личного состава: предназначение, порядок и правила пользования.
Тема 2. Вынос и вывоз раненых с поля боя.Занятие 1. Приемы и способы переноски раненных с помощью подручным материалов. Эвакуация раненых с учетом характера ранения и вида транспорта.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2014-2015 учебный год
№ Тема
занятия Кол-во
часов Дата
По плану Факт
1 Вводное занятие. 3 1.09. 2 Подведение итогов работы ВПК за 2013-2014 учебный год. 3 3.09 3 Военно-патриотическая подготовка. Изучение Устава ВПК. 3 5.09. 4 Составление плана работы ВПК на 2014-2015 учебный год. 3 8.09. 5 Приём в ВПК нового пополнения, знакомство с его работой. 3 10.09. 6 Военно-патриотическая подготовка. Подготовка к участию в IV районном Слёте детей войны «Будем жить!» 3 12.09. 7 Военно-патриотическая подготовка. Подготовка к участию в IV районном Слёте детей войны «Будем жить!» 3 17.09. 8 Военно-патриотическая подготовка. Подготовка к участию в IV районном Слёте детей войны «Будем жить!» 3 19.09. 9 Изучение Уставов Вооружённых Сил РФ. 3 22.09. 10 Изучение Уставов Вооружённых Сил РФ. 3 24.09. 11 Изучение Уставов Вооружённых Сил РФ. 3 26.09. 12 Изучение Уставов Вооружённых Сил РФ. 3 29.09. 13 Строевая подготовка. 3 1.10. 14 Строевая подготовка. 3 3.10. 15 Строевая подготовка. 3 10.10. 16 Подготовка к областной военно-спортивной игре «Зарница». 3 13.10. 17 Подготовка к областной военно-спортивной игре «Зарница». 3 15.10. 18 Подготовка к областной военно-спортивной игре «Зарница». 3 17.10. 19 Подготовка к областной военно-спортивной игре «Зарница». 3 20.10. 20 Подведение итогов участия в областной военно-спортивной игре «Зарница» 3 22.10. 21 Подготовка к областным военно-спортивным сборам «Рубеж – 2014» 3 24.10. 22 Подготовка к областным военно-спортивным сборам «Рубеж – 2014» 3 27.10. 23 Подготовка к областным военно-спортивным сборам «Рубеж – 2014» 3 29.10. 24 Участие в областных военно-спортивных сборах «Рубеж – 2014» 3 31.10. 25 Подведение итогов участия в областных военно-спортивных сборах «Рубеж – 2014» 3 5.11. 26 Огневая подготовка. 3 7.11. 27 Огневая подготовка. 3 10.11. 28 Огневая подготовка. 3 12.11. 29 Огневая подготовка. 3 14.11. 30 Военно-патриотическая подготовка. Подготовка Почётного Караула к 40-летию И. Гончарова. 3 21.11. 31 Занятия по РХБЗ. 3 24.11. 32 Занятия по РХБЗ 3 26.11. 33 Военно-патриотическая подготовка. Участие в районной краеведческой конференции «Пусть воссияет над Россией культуры свет» 3 28.11. 34 Радиационная, химическая, биологическая и химическая защита 3 1.12. 35 Радиационная, химическая, биологическая и химическая защита 3 3.12. 36 Тактическая подготовка. 3 5.12. 37 Тактическая подготовка. 3 8.12. 38 Тактическая подготовка. 3 10.12. 39 Тактическая подготовка. 3 12.12. 40 Строевая подготовка. 3 15.12. 41 Строевая подготовка. 3 17.12. 42 Строевая подготовка. 3 19.12. 43 Строевая подготовка. 3 22.12. 44 Строевая подготовка. 3 24.12. 45 Занятие по спортивному туризму. 3 26.12. 46 Занятие по спортивному туризму. 3 29.12. 47 Военно-патриотическая подготовка. Подготовка к участию в областной военно-спортивной игре «Штурм крепости». 3 12.01. 48 Военно-патриотическая подготовка. Подготовка к участию в областной военно-спортивной игре «Штурм крепости». 3 14.01. 49 Строевая подготовка. 3 16.01. 50 Строевая подготовка. 3 19.01. 51 Строевая подготовка. 3 21.01. 52 Подготовка к соревнованиям по стрельбе. 3 23.01. 53 Подготовка к соревнованиям по снаряжению магазина патронами. 3 26.01. 54 Военно-патриотическая подготовка. Подготовка к окружной военно-спортивной игре «Защитники Отечества – 2015» 3 28.01. 55 Военно-патриотическая подготовка. Подготовка к окружной военно-спортивной игре «Защитники Отечества – 2015» 3 30.01. 56 Огневая подготовка. 3 2.02. 57 Огневая подготовка. 3 4.02. 58 Строевая подготовка. 3 6.02. 59 Строевая подготовка. 3 9.02. 60 Военно-патриотическая подготовка. Подготовка к митингу Почётного Караула. 3 11.02. 61 Военно-патриотическая подготовка. Подготовка к участию в районном смотре-конкурсе героико-патриотической песни «Солдатский привал» 3 13.02. 62 Физическая подготовка. 3 16.02. 63 Военно-патриотическая подготовка. Подготовка номера к концерту, посвящённому Дню защитника Отечества. 3 18.02. 64 Радиационная, химическая, биологическая и химическая защита 3 20.02. 65 Радиационная, химическая, биологическая и химическая защита 3 27.02. 66 Тактическая подготовка. 3 2.03. 67 Тактическая подготовка. 3 4.03. 68 Тактическая подготовка. 3 11.03. 69 Тактическая подготовка. 3 13.03. 70 Физическая подготовка. 3 16.03. 71 Физическая подготовка. 3 18.03. 72 Физическая подготовка. 3 20.03. 73 Строевая подготовка. 3 23.03. 74 Военно-патриотическая подготовка. Подготовка к VI областной открытой конференции проектно-исследовательских работ учащихся «С чего начинается Родина» 3 25.03. 75 Огневая подготовка. 3 27.03. 76 Огневая подготовка. 3 30.03. 77 Огневая подготовка. 3 1.04. 78 Строевая подготовка. 3 3.04. 79 Военно-патриотическая подготовка. Экскурсия в ромненский историко-краеведческий музей «Письма с фронта» 3 6.04. 80 Строевая подготовка. 3 8.04. 81 Военно-патриотическая подготовка. Проведение мероприятия для тружеников тыла в районной библиотеке. 3 10.04. 82 Военно-медицинская подготовка. 3 17.04. 83 Строевая подготовка. 3 20.04. 84 Военно-патриотическая подготовка. Мероприятие для 8-11-х классов, посвящённое 70-летию Победы В ВОВ. 3 22.04. 85 Строевая подготовка. 3 24.04. 86 Военно-патриотическая подготовка. Акция «Обелиск». 3 27.04. 87 Военно-патриотическая подготовка. Подготовка команды к областному Слёту ВПК «Равнение на Победу!» 3 29.04. 88 Военно-патриотическая подготовка. Подготовка Почётного Караула к празднованию 70-летия Победы в ВОВ. 3 6.05. 89 Военно-патриотическая подготовка. Подготовка Почётного Караула к празднованию 70-летия Победы в ВОВ. 3 8.05. 90 Военно-медицинская подготовка. 3 13.05. 91 Военно-медицинская подготовка. 3 15.05. 92 Военно-медицинская подготовка. 3 18.05. 93 Военно-медицинская подготовка. 3 20.05. 94 Военно-медицинская подготовка. 3 22.05. 95 Военно-медицинская подготовка. 3 25.05. 96 Военно-медицинская подготовка. 3 27.05. 97 Военно-медицинская подготовка. 3 29.05. 98 Физическая подготовка (участие в спортивных и военно-спортивных соревнованиях) 15 в течение года
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Бачевский В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.
Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
Буторина Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
Касимова Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
Мизиковский Г. В. Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей. – М.: Просвещение, 1990. – 237 с.
Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – 134с.
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе / сост. Н. В. Мазыкина, Б. И. Мишин, под ред. А. К. Бруднова. – М.: Мнемозина, 2000. – 192 с.
Строевой Устав Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Военное издательство, 1994. – 328 с.