«ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I», конспект урока Истории Отечества, 8 класс


ДАТА:
КЛАСС: 8
ТЕМА:
«ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I»
ЦЕЛЬ:
Формирование представлений учащихся об основных направлениях политики Николая I.
ЗАДАЧИ:
Познакомить с личностью Николая I, дать характеристику императору; рассмотреть назначение Канцелярии в управлении государством; выделить характерное в управлении государством Николая I;
Коррекция и развитие внимания посредством работы на сопоставление;
Воспитывать у учащихся чувство гордости за своё Отечество, народ.
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:
Политика Николая I привела к увеличению количества чиновников и к установлению контроля над обществом
ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:
Казармы, жандарм
ОБОРУДОВАНИЕ:
Презентация Microsoft Office Power Point, карточки-задания
ТИП УРОКА:
Комбинированный
ХОДУРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие учащихся
Проверка готовности учащихся к уроку
5 – ти минутное чтение
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учитель:
Здравствуйте ребята, проверьте свою готовность к уроку. Начнем работу. Вспомните о чём говорили на прошлом уроке
Учащиеся:
На прошлом уроке говорили о восстании декабристов
Учитель:
Для проверки домашнего задания вам нужно выполнить несколько тестовых заданий (СЛАЙД)
Назвать пути осуществления планов декабристов. (ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ)
ДВОРЦОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ
МИРНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ
ВОССТАНИЕ
Учащиеся:
Для осуществления своих планов декабристы выбрали восстание
Учитель:
Когда произошло восстание декабристов?
Учащиеся:
Восстание декабристов произошло 14 декабря 1825 года
Учитель:
Где происходило восстание?
Учащиеся:
На Сенатской площади в Петербурге.
Учитель:
Почему участников восстания назвали декабристами?
Учащиеся:
Участников восстания назвали декабристами, потому что восстание произошло в декабре месяце?
Учитель:
Какие ошибки допустили декабристы? (ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ)
НЕ ПРИНЯЛИ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
НЕ ПРИВЛЕКЛИ НАРОД
НЕ ПОСЛУШАЛИСЬ УГОВОРОВ
НЕ ПОДГОТОВИЛИСЬ К ВЫСТУПЛЕНИЮ
Учащиеся:
Декабристы допустили ошибки, такие как не послушались уговоров и не подготовились к выступлению

СООБЩЕНИЕТЕМЫУРОКА
Учитель:
Напуганный восстанием декабристов, Николай Iприложил все силы, чтобы укрепить государственную власть. Сегодня наш урок посвящен правлению императораНиколая I. Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить?
Учащиеся:
Сегодня мы познакомимся с личностью Николая I и что он сделал для России.
Учитель:
Сегодня на уроке мы познакомимся с направлениями политики Николая I. Откройте тетради и запишите дату и тему урока.
Тема урока: «ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I»
Учащиеся: (открывают тетради, записывают дату и тему урока)
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГОМАТЕРИАЛА
Учитель:
При изучении новой темы нам сегодня встретятся новые слова–казармы, жандарм, Откройте тетрадь, где мы записываем словарные слова и запишите их.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
КАЗАРМЫ – ДОМА, ГДЕ ЖИЛИ ВОЕННЫЕ
ЖАНДАРМ – ВОЕННЫЕ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ПОЛИТИЧЕСКИМ СЫСКОМ И НАДЗОРОМ
Учитель:
После трехнедельного междуцарствования на российский престол вступил младший брат Александра, Николай Павлович. Ему было 29 лет. Стройный, статный красавец, с правильными чертами лица, со строгим выражением серо-стальных глаз, он казался живым олицетворением власти и силы. Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества? Будущий император Николай I родился в Царском Селе 25 июня 1798 года. Он был третьим сыном великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны. Павел страстно любил своих младших детей, отдавая предпочтение Николаю. Он часто играл с детьми, уделяя немалую часть своего досуга. Первой игрушкой, купленной Николаю, было деревянное ружьё, затем последовали четыре деревянные шпаги. В три года мальчик впервые надел военный мундир. Можно сказать, что военный обиход окружал будущего русского императора с малых лет.Николаю не было и пяти лет, когда он лишился отца. Вскоре после этого его воспитание переходит в руки генерала М.И. Ламсдорфа. Вряд ли можно сделать более неудачный выбор. Он старался переломить воспитанника на свой лад, идти прямо наперекор желаниям и способностям Николая. Мальчика на каждом шагу останавливали, исправляли, делали замечания, преследовали моралью и угрозами. Будущий император рос вспыльчивым, упрямым и непослушным. Но это вряд ли оправдывает Ламсдорфа, который позволял себе бить Николая линейкой, ружейными шомполами, наказывать розгами. Все сыновья Павла I унаследовали от отца страсть к военному делу: парадам, смотрам, разводам. Но особенно отличался Николай, сохранивший любовь к внешней стороне армейской жизни навсегда. Страсть Николая ко всему военному беспокоила императрицу Марию Федоровну. Она приглашала в качестве наставников Николаю известных ученых, но будущий император испытывал отвращение к лекциям не имеющих отношение ратному делу.
Учитель:
К какой карьере готовили великого князя Николая Павловича?
Учащиеся:
Николая Павловича готовили к военной карьере.
Учитель:
Какие обстоятельства повлияли на его характер?
Учащиеся:
Учитель:
Воспоминания современников Николая I: «Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей. Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний».
Противоречивость личности Николая I отразилась и на его внутренней политике. С одной стороны он пытался искоренить недостатки существующей системы, но при этом сохранить и укрепить самодержавие.
После восстания декабристов основной заботой Николая Павловича были централизация управления государством, контроль настроений в обществе и борьба с вольнодумием. Поэтому он расширяет полномочия своей личной канцелярии, увеличивает количество чиновников и их власть. Даже мелкие решения принимались высшими чиновниками. Можно сказать, что Россия попала под власть бюрократов.
Еще в начале XIX века при Павле I была создана Собственная Его Императорского Величества Канцелярия. Канцелярия вела огромное хозяйство императорской семьи. Во владении императорской семьи находились десятки дворцов, парков, сотни деревень с крестьянами, земельными владениями, коллекция картин и других художников. В ведении Канцелярии была также и государственная казна. При Николае I Канцелярия стала играть ведущую роль в управлении государством.
Канцелярия была разделена на 3 отделения:
К А Н Ц Е Л Я Р И Я


III ОТДЕЛЕНИЕII ОТДЕЛЕНИЕ
I ОТДЕЛЕНИЕ

1.ЗАНИМАЛОСЬ ПОЛИТИЧЕСКИМ СЫСКОМ И НАДЗОРОМ
2.ВЕЛО ЦЕНЗУРУ ЗА ГАЗЕТАМИ
ЗАНИМАЛОСЬ ПРИВЕДЕНИЕМ В ПОРЯДОК ЗАКОНОВ
1. ГОТОВИЛО БУМАГИ ДЛЯ ДОКЛАДА ИМПЕРАТОРУ,
2. СЛЕДИЛО ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ РАСПОРЯЖЕНИЙ ИМПЕРАТОРА

Учитель:
Сейчас работая с текстом учебника на стр. 244 с 3 абзаца, вам нужно определить, чем занимались каждое из трёх отделений.
РАБОТАЮТ С ТЕКСТОМ УРОКА САМОСТОЯТЕЛЬНО.
СТР. 244 С 3 АБЗАЦА
Учитель:
Чем занималось I отделение?
Учащиеся:
I отделение ГОТОВИЛО БУМАГИ ДЛЯ ДОКЛАДА ИМПЕРАТОРУ, СЛЕДИЛО ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ РАСПОРЯЖЕНИЙ ИМПЕРАТОРА
Учитель:
Какое отделение занималось ПРИВЕДЕНИЕМ В ПОРЯДОК ЗАКОНОВ
Учащиеся:
ПРИВЕДЕНИЕМ В ПОРЯДОК ЗАКОНОВзанималось II отделение
Учитель:
Чем занималось III отделение?
Учащиеся:
III отделениеЗАНИМАЛОСЬ ПОЛИТИЧЕСКИМ СЫСКОМ И НАДЗОРОМ
Учитель:
Для контроля за газетами и журналами вводились новые правила цензуры. Теперь запрещалось печатать любые произведения, которые критиковали власть императора или говорилось о реформах. Принимать какие либо решения - чиновники боялись. За любую ошибку их могли заподозрить в противодействии власти. Чиновничий аппарат увеличивался. К середине XIX века в стране увеличилось количество чиновников в 6 раз. Таким образом желание Николая I укрепить государственную власть привело к увеличению количества чиновников и к установлению контроля над обществом.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Учитель:
Ребята о чем говорили сегодня на уроке?
Учащиеся:
Сегодня на уроке мы говорили о правлении Николая I
Учитель:
Как звали императора, который расправился с декабристами?
Учащиеся:
Императора, который расправился с декабристами, звали Николая I
Учитель:
Что вам больше всего понравилось в Николае I?
Учащиеся:

Учитель:
Каким образом Николай I укреплял государственную власть?
Учащиеся:

Учитель:
Соотнесите факты. (СОЕДИНИТЬ СТРЕЛКАМИ)
I-еОТДЕЛЕНИЕОСУЩЕСТВЛЯЛО НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛЮДЬМИ,
ВЕЛО ЦЕНЗУРУ ЗА ГАЗЕТАМИ
II-еОТДЕЛЕНИЕПОДГОТОВКА БУМАГ ДЛЯ ДОКЛАДА
ИМПЕРАТОРУ
III-еОТДЕЛЕНИЕПРИВЕДЕНИЕ В ПОРЯДОК ЗАКОНОВ
Учащиеся:
Выполняют в тетради
Учитель:
Каков результат укрепления государственной власти при Николае I
Учащиеся:
Желание Николая Iукрепить государственную власть привело к увеличению количества чиновников и установление контроля за властью

ПОДВЕДЕНИЕИТОГОВ
А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:
ДОМАШНЕЕЗАДАНИЕ
I ГРУППА – СТР. 243 - 245, ЧИТАТЬ, ответить на 1, 4 вопросы
II ГРУППА – СТР.243 - 245, ЧИТАТЬ, ответить на 4 вопрос
IIIГРУППА – СТР.243 - 245, ЧИТАТЬ